Наверх

Проекты победителей

Заявка № 773
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Цель: формирование у педагогов умений организовывать сюжетно-ролевую игру дошкольников в соответствие с возрастными особенностями и принципами ФГОС ДО.

Задачи

1. Актуализировать у педагогов психолого-педагогические знания, связанные с организацией сюжетно-ролевой игры детей в ДОУ.

2. Развивать у педагогов умения занимать партнерскую позицию в игре.

3. Создать условия для развития профессиональной компетентности педагогов, овладения конструктивным навыкам построения и организации сюжетно-ролевой игры детей в ДОУ.

Подробная инструкция

Если таблицы не открываются так, как надо, то смотрите в документах прикреплённый файл "Программа семинара"

План.

  • Партнерская позиция педагога в сюжетно-ролевой игре.
  • Этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольника.

Ход.

1. Партнерская позиция педагога в сюжетно-ролевой игре.

1.1. - Диагностика профессиональной позиции педагогов в сюжетно-ролевой игре. Педагогам предлагается пройти диагностику стиля взаимодействия (для воспитателей) С.С. Харина (приложение 1).

- Самооценка и взаимооценка своих умений в области игровой деятельности. Сначала педагог оценивает себя самостоятельно, после его оценивает коллега (приложение 2).

1.2. Алгоритм рефлексирования результатов тестирования представлен в форме ответов на вопросы:

- Какие ощущения вызывало у вас психологическое тестиро­вание?

- Совпадают ли полученные результаты с вашими представ­лениями о себе?

- Какой характер имеют расхождения с ожидаемым результа­том?

- Какая информация для вас наиболее значима?

- Доверяете ли вы полученным результатам?

- Какие действия вы предполагаете предпринять для измене­ния результатов в лучшую сторону?

1.3. Игровая позиция педагога. Методом мозгового штурма педагоги называют составляющие игровой позиции.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

-ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

-рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

-инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

-эмпатию как способность чувствовать игровые состояния детей;

-креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

1.4. Упражнение «Закончи фразу». Необходимо написать окончание фраз: «Когда я играю с детьми, я испытываю…», «Я хочу играть с детьми, потому что…», «Я боюсь играть с детьми, потому что…». Обсуждение.

1.5. Игра.

Проигрывается ситуация – непопулярный ребенок жалуется на то, что его не берут в игру. Педагогам предлагается проиграть ситуацию введения ребенка в игру с разных субъектных позиций (авторитарной, игровой, либеральной). Один их педагогов берет на себя роль педагога, другой непопулярного ребенка, другие – детей.

Далее проводится рефлексия:

- Какой стиль поведения «педагога» оказался наиболее эффективным? Почему?

- Какие чувства испытывал «непопулярный ребенок» при каждом варианте поведения педагога.

- Почему «дети» вели себя каждый раз по-разному? Какие чувства были при разных стилях поведения «педагога».

2. Этапы сопровождения игры ребенка.

2.1 Обсуждение этапов сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольника. В ходе обсуждения педагоги приходят к следующим этапам.

Этапы сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольника.

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

2.2. Педагогам предлагается разделиться на подгруппы и заполнить 2 столбец таблицы «Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре» (приложение 3)

Подгруппы представляют свой результат. Обсуждение примеров из опыта педагогов.

2.3. Педагогам предлагается вариант диагностики уровня развития сюжетно-ролевой игры (приложение 4), на основе которого им по подгруппам предлагается разработать свой конспект сюжетно-ролевой игры (план конспекта – приложение 5).

Обсуждение вариантов конспектов сюжетно-ролевой игры.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  • Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с пробле­мами интеллектуального развития. - СПб., 2001.
  • Краснощекова Н. М. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Издательство:Феникс, 2007 . – 256 с.
  • Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., Издательство: Линка-Пресс , 2012
  • Педагогика и методика дошкольного образования. Материалы для самостоятельной работы студентов по дисциплинам общепрофессиональной, предметной подготовки и дисциплинам специализации. – Череповец 2009. ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика стиля взаимодействия (для воспитателей) С.С. Харин

1. Не советуюсь с детьми, не апеллирую к ним при принятии решений

2. Для принятия решения по вопросам организации и осуществления процесса воспитания обращаюсь за советом к другим людям (к заведующей, методисту, коллегам, помощнику воспитателя и т. д.)

3. Стараюсь все вопросы решать вместе с детьми

4. Требую, чтобы все свои проблемы дети решали только вместе со мной

5. Для выполнения поручений уговариваю детей

6. Провожу четкую границу между своими правами, обязанностями и правами, обязанностями детей

7. Приказываю, распоряжаюсь, отчитываю, наставляю детей

8. Смотрю "сквозь пальцы" на проделки детей

9. Обращаюсь к детям с просьбами, советами, поручениями

Все ответы испытуемых оцениваются по пятибалльной шкале.

1 - редко;

2 - скорее редко, чем часто;

3 - так или иначе веду себя одинаково;

4 - скорее часто, чем редко;

5 - часто.

Обработка каждой анкеты проводится при помощи таблицы:

Компоненты стиля педагогического руководства

№№ вопросов, дающих баллы

Тип руководства

авторитарный

демократический

либеральный

авторитарный

1+4+7

11 11

7 4

4 7

демократический

3+6+9

7 4

11 11

7 4

либеральный

2+5+8

4 7

4 7

11 11

Обработка производится путем суммирования баллов ответов и сравнения их с табличными значениями.

Если суммарные оценки сочетаний компонентов стиля низки, например, авторитарный —6, демократический — 3, либеральный — 5, то трудно говорить об устоявшемся стиле руководства. Стиль диагностируется в том случае, если один из элементов не менее 9. Если две или три суммарные оценки более 9, то можно говорить о смешанном стиле руководства.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Критерий

Оценка в баллах

Критерий

Мне сложно играть с детьми

1:2:3:4:5

Я легко играю с детьми

При выборе сюжета игры я ориентируюсь на свои задачи, которые необходимо решить

1:2:3:4:5

При выборе сюжета игры я ориентируюсь на интересы детей

Я сама распределяю роли при организации игры, так как знаю кто на что способен

1:2:3:4:5

Я даю возможность детям самим выбирать роли

Я не люблю когда дети самостоятельно организую среду для игры, они наводят беспорядок

1:2:3:4:5

Я легко разрешаю детям создавать и изменять игровое пространство

Я всегда придерживаюсь первоначального сюжета игры

1:2:3:4:5

Я легко меняю сюжет по ходу игры в соответствии с потребностями ребенка

Я применяю прямые методы руководства игрой (указания)

1:2:3:4:5

Я применяю косвенные методы руководства игрой

Я не меняю тактику педагогического сопровождения ребенка во время игры

1:2:3:4:5

Я меняю тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре

Задачи педагогического взаимодействия

Содержание педагогического взаимодействия

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям

Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношением людей.

Экскурсии, просмотр презентаций, видео роликов, беседы с представителями различных профессий.

Создание банка идей

Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.

Расшатывание сюжета – придумывание новых поворотов сюжетной линии.

Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей

Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности.

Совместная деятельность родителей, детей и педагогов.

Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микрогруппах)

Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения одной из ролевых позиций.

Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей

Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.


Приложение 4

Диагностика сюжетно-ролевой игры

Реб.

Сюжетные линии

Роли и

Ролевая речь

Атрибуты

Распределение ролей

Роль взрослого

Уровень творчества

10 детей

Разнообразны (знают работу оператора почты, почтальона; зачем приходят клиенты на почту)

комбинируют знания из разных источников для создания сюжета.

Роли ясно выделены до начала игры.

Ролевая речь разнообразна и эмоциональна. Стараются входить в образ и действуют в соответствии с ролью.

Используют фабричные и полуготовые атрибуты.

Подбирают материал по ходу игры.

Самостоятельно

По считалке. Иногда с помощью воспитателя.

Стараются согласовывать действия с партнером замыслы по игре, сюжет, предметно-игровую среду. Легко вступают в игровое взаимодействие.

Помогает распределить роли в конфликтных ситуациях.

Если не занимает роль в игре(обычно второстепенную), то наблюдает за ходом игры.

3

4 ребенка

Разнообразны (знают работу оператора почты, почтальона, начальника почты; зачем приходят клиенты на почту)

комбинируют знания из разных источников для создания сюжета.

Легко входят в образ, действуют в соответствии с взятой ролью.

Ролевая речь разнообразна и эмоциональна.

Умеют подбирать игровой материал до игры.

Подбирают материал до игры.

Самостоятельно по считалке, по справедливости (при возникновении разногласий вспоминают кто был главным в последней игре).

Согласовывают с партнерами по игре свои замыслы, сюжет, предметно-игровую среду.

Легко вступают в игровое взаимодействие.

Умеют выполнять 2-3 роли попеременно.

Играет вместе с детьми, но не указывает им. вмешивается в крайне редких случаях (когда назревает ссора).

4

Таким образом, можно сказать, что большинство детей (10 из 14) старшей группы находятся на 3 уровне творчества. И характеристика данного уровня полностью соответствует возрастной норме.

Приложение 5

Конспект сюжетно-ролевой игры «Почта»

для детей старшего дошкольного возраста

Задачи

Предварительная работа

Дать детям представление о почте, о труде работников почтового отделения, о значимости этого труда.

Мультфильм «Почта»

беседа о работе почтальона, оператора почтовой связи, заведующего почтового отделения

Формировать представление о труде почтальона

Чтение сказки в стихах «Снеговик помощник» чтение произведения С. Маршака "Почта", " Почта военная", «Простоквашино» (Отрывок с почтальоном Печкиным), отгадывание загадок.

Закрепить умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Коррекция словаря по теме «Почта».

Показ и изготовление атрибутов для игры (Почтовый ящик, марки, конверты, открытки, бланки извещений, газеты, деньги, журналы, касса, компьютер, сумка почтальона, весы)

Воспитывать умение играть дружно, не ссорясь, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Проигрывание элементов игры

Распределение ролей

  • По договорённости.
  • По считалке.
  • По жребию.

Начало игры.

Вариант 1

Воспитатель: - Ребята, скажите, если вы живете далеко от своих друзей, в другом городе, как можно сообщить им о разных интересных делах? Например, Наташа набрала корзину грибов. Как она об этом расскажет своей подруге Лене, которая живет в другом городе?

Дети: Можно позвонить по телефону; можно послать письмо через электронную почту; можно написать письмо и отправить почтой.

Воспитатель: Давайте поиграем в почту. Вы уже знаете, кто работает на почте. Назовите. Воспитатель предлагает детям атрибуты для игры. Ребята оборудуют почтовое отделение: прикрепляют вывеску «Почта», вывешивают почтовый ящик, раскладывают необходимые атрибуты.

Вариант 2

Выходит бабушка (переодетый воспитатель) и просит о помощи: «Ребята, я шла на почту, а попала как-то к вам. Помогите мне, пожалуйста, мне нужно отправить посылку на Новый год своей подруге бабе Зине в Вологду и Бабе Вале открытку с днём рождения в Великий Устюг»

Вариант 3

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Но сначала послушайте стихотворение:

Шагает с сумкой кожаной и кипою газет

И письма, и открытки, чего тут только нет!

И в дождь, и в морозы в любую погоду

Спешат почтальоны доставить народу:

Кому-извещенья и телепрограммы,

Кому-переводы, кому телеграммы.


- Вы догадались, в какую игру мы будем играть? (почта).
- А кто из вас был на почте?
- А кто мне скажет, зачем люди приходят на почту? (Отправить письмо, телеграмму, посылку, бандероль, оформить подписку на газеты, журналы)

- Ребята, а давайте подумаем, когда мы приходим на почту, чтобы отправить письмо, то что мы должны сначала сделать. (купить почтовый конверт и наклеить на него почтовую марку, написать на конверте адрес того, кому мы хотим отправить письмо).
- Правильно! Ведь даже если мы живём в одном городе, то все равно у всех разные улицы и дома. Чтобы письмо не потерялось надо указывать правильный адрес. А что же дальше делать с письмом? (опустить в почтовый ящик).

- А если нам надо отправить посылку или бандероль, то надо вначале заполнить извещение, в котором также, как и на конверте необходимо указать адрес того, кому мы отправляем посылку и свой домашний адрес. Потом надо обратиться к работнику почты, который взвесит посылку, и уложит её в коробку или обернет бумагой. И обязательно поставит на неё печать почтового отделения.

- Работа на почте интересная и очень ответственная. Ведь надо внимательно проследить, чтобы все письма, посылки, газеты дошли по нужному адресу.

- Почтальон приходит на работу рано утром, разбирает письма и открытки, складывает их в сумки и разносит по адресам. Бывают не простые письма, а заказные, которые очень важные. Такие письма обязательно записываются по номерам в специальный журнал регистрации почтовых отправлений.

- Отправлением и выдачей посылок занимаются операторы почтовой связи. У них же можно и оформить подписку на журналы и газеты, и тогда почтальон будет приносить их прямо домой. Для этого надо заполнить специальный бланк, где указывается адрес. И на письма, и на посылки обязательно ставится печать почтового отделения.

- Самый главный человек на почте – заведующий почтовым отделением. Это очень ответственная работа. Ведь очень много писем, газет, посылок, журналов проходит через почтовое отделение каждый день.

- А теперь давайте рассмотрим, что же есть у нас с вами для того, чтобы начать игру: сумка почтальона, она большая и вместительная; штампы нашего почтового отделения; извещения на посылку, конверты, почтовые марки, бланки телеграмм. Вот и почтовый ящик нашего отделения. А это - журнал регистрации почтовых отправлений, в который почтальон будет записывать самые важные письма.

- Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть почтальоном? А оператором в посылочном отделе? А кто будет заниматься продажей конвертов, марок, оформлением подписки на журналы? И давайте решим, кто же будет заведующим?

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

- Почтовое отделение открывается.

Предполагаемые роли

Их действия

Операторы

Продают конверты, открытки, принимают и выдают бандероли и посылки, выдают пенсию, оформляет подписку на газеты и журналы

Начальник почты

Следит за порядком на почте, отвечает на замечания клиентов, проверяет, проштампованы ли письма, контролирует работу почтальона, получает деньги от инкассации,

Работники инкассации

Привозят деньги на почту для выдачи пенсий

Водители

Отвозят посылки, письма и бандероли по разным отделениям почты (также доставляют всё в другие города)

Почтальон

Проштамповывает и разносит письма, носит на дом пенсию, газеты, журналы

Клиенты

Пишут письма, наклеивают марки на конверты, подписывают конверты, платят за квартиру, отправляют посылки и бандероли, покупают и выписывают газеты и журналы, сидят дома, ждут извещений и пенсий

Взаимодействие ролей

Оператор – клиент, начальник почты, почтальон, водители.

Начальник почты – инкассация, почтальоны, клиенты, операторы, водители.

Клиенты – оператор, начальник почты, почтальон.

Почтальон – начальник почты, оператор, клиенты.

Водители – оператор, начальник почты

Инкассация – начальник почты

Ход игры.

Ребёнок почтальон разбирает письма, журналы, газеты; некоторые письма регистрирует в журнал, ставит печать на письма, почтовые открытки. После этого укладывает все в почтовую сумку и отправляется разносить по адресам. (ребятам, которые в это время находятся "дома").

Другой работник почты продаёт конверты, марки. В посылочном отделе оператор оформляет и упаковывает посылки, бандероли, а также выдаёт посылки и бандероли посетителям по извещению.

Посетители почты покупают конверты, наклеивают на них марки и укладывают в конверты письма. Затем опускают письма в почтовый ящик; отправляют и получают посылки. Игра продолжается до последнего посетителя.

Предполагаемое окончание игры

Вариант 1

Бабушка уходит домой

Вариант 2

Почта закрывается на обед

Вариант 3

Почта заканчивает свою работу (Закрывается)

Подведение итогов игры:
1. Понравилась ли игра?
2. Понравились ли вам наши почтальоны? Вежливы ли были операторы? Понравилось вам получать письма и посылки? (да или нет, почему) .
3. Понравилось ли самому ребенку быть в роли почтальона?

- Согласитесь, приятно получать письма от друзей, посылки, интересные журналы. Почта очень нужна и важна.

Ожидаемые результаты
  1. Активизация рефлексии у педагогов в вопросах организации сюжетно-ролевой игры дошкольников,
  2. Развитие у педагогов способности занимать игровую позицию в совместной игре с дошкольниками,
  3. Развитие конструктивных умений организации сюжетно-ролевой игры
  4. Развитие умения планировать сюжетно-ролевую игру исходя из уровня развития игры конкретных дошкольников
Анализ результатов проекта и выводы

Данный семинар был проведен со студентами бакалаврами по направлению психолого-педагогическое образование и на педагогическом коллективе Детского сада № 15. Студенты научились организовывать сюжетно-ролевую игру и занимать активную позицию в ней. У педагогов пришло осознание необходимости занимать субъектную позицию в игре.

Данная программа доказала свою эффективность как средство развития профессиональной компетентности будущих педагогов по вопросам организации ведущего вида деятельности

Видео-интервью