Наверх

Проекты победителей

Заявка № 415
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект взаимодействия детского сада с семьей «Шаги навстречу».

Цель: организация взаимодействия и сотрудничества между семьей и детским садом в рамках единого образовательного пространства.

Задачи :

1. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.

2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4.Обеспечить включенность родителей в организацию образовательного процесса средствами проектной деятельности.

5.Сформировать у детей устойчивое чувство привязанности к своей семье, положительный образ семьи.

3.Апробировать и внедрить нетрадиционные формы работы с семьей.

Подробная инструкция

Взаимодействие педагогов с родителями всегда являлось важной составляющей в работе ДОУ . Идея создания дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй возникла в связи с тем, что в моей работе с семьей появились некоторые противоречия. Анализируя опыт работы с предыдущей группой детей я видела, что родители неохотно посещают родительские собрания, малоактивны, в виду занятости и усталости отказываются участвовать в мероприятиях, мимоходом знакомятся с материалами на стендах в родительских уголках. Исходя из этого для себя я сделала вывод: традиционные формы работы с родителями не совсем эффективны, но положительный результат может быть достигнут при организации взаимодействия и сотрудничества между семьей и детским садом в рамках единого образовательного пространства.

В связи с этим я разработала стратегию партнерского взаимодействия с семьями вновь набранной группы воспитанников ( за основу взяла классификацию форм взаимодействия с семьей Т.В. Кротовой) и начала планомерную целенаправленную работу.

Информационно-аналитическое направление

С помощью анкет, опросов и тестов мне удалось определить уровень педагогической грамотности родителей, выявить их интересы, запросы, потребности. Отвечая на вопросы, родители сообщили о методах воспитания в семье, о том, как проводят досуги и общаются между собой.

Родителей детей, посещающих сегодня мою группу, условно разделила на три группы.

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, вряд ли смогут в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками, но остающиеся в позиции пассивного наблюдателя.

И совсем малая часть – с удовольствием примут участие в любых объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Все родители отметили, что с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, и т.д.

Для обеспечения обратной связи послужил «Почтовый ящик», куда взрослые помещают свои вопросы, идеи, пожелания, предложения, а так же благодарности и даже претензии. По прочтении какие-то из вопросов делаю темой круглого стола, на какие-то отвечаю в форме буклета, а некоторые вопросы требуют индивидуальной работы с конкретной семьей; всегда стараюсь внедрять в жизнь идеи и пожелания, опираясь на помощь специалистов и самих родителей.

Познавательное направление

Из того же печального опыта следует, что почти 100% явка родителей бывает только на собрание перед Новогодними праздниками, когда родители заинтересованы лично. Теперь, организовывая родительское собрание, я делаю своеобразный анонс в виде афиши, где помещаю мудрые изречения философов, цитаты писателей. С детьми своими руками готовим пригласительные для родителей, на собрании демонстрируем видео и фотоматериалы из жизни группы. Чтобы замотивировать родителей на активное участие, вначале собрания применяю рисунки-метафоры (прием позаимствовала у педагога-психолога С. Цветковой в статье «Вопросы воспитания в картинках»), суть приема состоит в том, что родителям предлагается обсудить рисунок, на первый взгляд не имеющий отношения к теме собрания. Однако, отвечая на наводящие вопросы педагога, становится ясно, что изображенное на рисунке имеет самое прямое отношение к теме, обсуждаемой на собрании.

Обязательным моментом в окончании собрания стала «Минутка откровения», когда любой желающий родитель может поделиться тревогой или озабоченностью за своего ребенка, а остальные родители посоветуют, как быть в этой ситуации, выскажут свои пожелания и прогнозы в данной ситуации.

Изменила и саму форму проведения собраний:

-семинар-практикум «Контрольная для родителей» -

информационно-практическое занятие, выстроенное в игровой форме «проверки» знаний о воспитании детей, (тема озвучивается заранее, например: «Чем занять ребенка дома», «Как справиться с истерикой» и т.д.).Родителям представляется возможность выработать концепцию воспитания, проанализировать собственные педагогические успехи и неудачи.

-игра с педагогическим содержанием «Родительская школа» -

на этих собраниях даю возможность родителям побыть детьми, выполнить задания и решить задачки, с которыми их детям приходится сталкиваться в непосредственно организованной деятельности, а заодно показать родителям как правильно, например, обучать ребенка грамоте.

-круглый стол «Знаем и умеем» -

на таких собраниях специалисты ДОУ помогут родителям овладеть рациональными методами и приемами воспитания, и сформировать у родителей практические навыки.

В любом случае во время собрания стараюсь сохранять доброжелательную атмосферу; отказавшись от назиданий и наставлений, выражаю заинтересованность во взаимопомощи и поддержке со стороны семьи в различных педагогических ситуациях.

Досуговое направление

Все педагоги знают, какой эмоциональный отклик у родителей вызывают различные мероприятия с участием детей. Досуговое направление формируется в соответствии с тематическим планированием, я активно использую эту форму работы, а родители охотно ее поддерживают, и многие принимают активное участие в подготовке к событию, вместе с детьми участвуя в праздниках, конкурсах, досугах и выставках семейного творчества. Так в нашей группе прошли следующие мероприятия с участием семей воспитанников:

-фольклорные праздники: «Мы потешки распеваем»(фото1), «Пришли святки, запевай колядки»(фото2), «Как на масленой неделе»(фото3)

-постановка спектаклей : «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», новогоднее представление «Путешествие по сказкам Андерсена»

-развлечения: «Мама-солнышко мое», «Осеннее приключение»(фото 15), «Бабушкины секреты», «У леса на опушке»

-участие в создании «Экологической тропы» на территории ДОУ

-спортивные досуги: «Путешествие на банановый остров» (фото4), «Путешествие на планету Спортус» (фото6), «Зимние забавы», «Мама, папа, я»(фото14), «Игры народов мира», «Мой папа -самый лучший»

-участие в акциях: «Бессмертный полк», Пристегни самое дорогое», «Я маленький, но заметный», «Синичкина столовая», «Лыжня России»

-участие в фестивалях: «Весенняя капель», «Тебе, мой край родной!», «Путешествие по странам и континентам», «Новый год в каждый дом», «Хочу все знать»

-выставка «Цветок моего здоровья»(фото 17),

-фотовыставка « Моя семья»,

-фотовернисаж «Наши семейные увлечения»,

-выставка рисунков «Мой любимый воспитатель»,

-выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»(фото7),

-выставка поделок из бросового материала: «Космическая ракета», «Знакомая незнакомка», «Символ года»(фото8), «Цветик-семицветик» (фото16) ,

-выставка спортивного инвентаря и снаряжения своими руками,

-выставка работ «Красота родного края»

-мини-музей «деревянных вещей» (фото18)

-мини-музей «музыкальные инструменты»(фото 19)

Убеждена, что участие в совместных мероприятиях позволяет родителям не только со стороны увидеть проблемы своего ребенка, но и поднять свой авторитет в его глазах.

Наглядно-информационное направление

Это направление дает мне возможность донести до родителей любую информацию об особенностях воспитания и развития детей, познакомить с группой, с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя и манерой его общения с детьми. В нашей группе были организованы:

-открытые просмотры «День науки в детском саду»

- стенды, оформленные совместно с родителями:

«Когда мы были детками» - рассказы, фото мам и пап

«И это все о нас» - информация об умениях, достижениях, интересах детей

«Детский лепет» - юмористические высказывания детей

-выставки детских творческих работ: «Мастерская деда Мороза», «Милой мамочке»(фото 13), «Моя Родина», «Мои друзья»

Своими силами оформила прихожую группы, таким образом у нас появились:

-Стенд «Как мы живем», где родители могут видеть фотоматериалы о событиях в группе, узнать о предстоящей деятельности, порадоваться успехам ребят, прочесть высказывания и мнения своих детей.

-Стенд «Для вас, родители!», где скучные рекомендации сменились конкретными материалами о том, во что можно поиграть с ребенком по дороге в детский сад; короткие потешки, чистоговорки, стишки и песенки, которые можно проговаривать, одевая ребенка; загадать малышу загадки и задания на смекалку, и много других разнообразных материалов.

-«Лукошко умных мыслей», информационные проспекты, буклеты, памятки для родителей

-Стенд «Художественная галерея», где каждый ребенок может разместить свою работу-рисунок или аппликацию, которую сделал дома с помощью родственников или самостоятельно.

Включение родителей в образовательный процесс и организацию предметно-развивающей среды

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

В нашей группе такой современной формой работы стал метод проектов.

Ребенок дошкольного возраста еще мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему должны помочь взрослые. Как же выбрать тему для совместного проектирования? Нужно создать условия, смоделировать проблемную ситуацию, активизировать познавательную активность детей, поддерживать их интерес к проблеме на протяжении всей реализации проекта и довести его до логического успешного завершения, оставляя у детей чувство гордости за достигнутый результат.

За два года в группе были задуманы и реализованы следующие детско-родительские проекты:

-«Мост для нашего села»(документ №1)

-«Превращения пуговки» (документ №2)

-«Господин лук» (документ №3)

-«Загадочная Индия» (документ №4)

-«Моей любимой мамочке!» (документ №5)

-«В мире птиц» (документ №6)

Для метода проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью я успешно включала родителей в жизнь их детей в детском саду. Активная совместная работа по реализации проектов позволила нам лучше узнать друг друга, способствовала усилению взаимоотношений всех участников процесса.

Мне очень понравилась идея закрепления пройденного материала с помощью такого пособия как «Лэпбук». На мой взгляд, применение в своей деятельности с воспитанниками такой «тематической папки» - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и при необходимости просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Заинтересовались такой формой и родители, которые приняли активное участие в комплектации лепбуков. Так в нашей группе в результате совместного творчества появились лепбуки:

-«пожарная безопасность»(фото9)

-«Безопасность на дороге»(фото10)

-«Как хлеб на стол пришел»

Совсем недавно я узнала о существовании адвент календаря. Смысл календаря – ежедневный отсчет времени, оставшегося до Рождества (или Нового года, или любого другого праздника или события). Каждое утро ребенок открывает окошечко и находит там сюрприз – игрушку, сладость или тематическое задание, что нужно сделать сегодня интересного и полезного для подготовки к празднику.

Вот и родители моих воспитанников по достоинству оценили идею адвент календаря. Ведь радость приближающего праздника всем хочется ощущать как можно дольше! Оформили мы его на свой лад- нарисовали большой камин, и прикрепили к нему нарядные валенки, сделанные дома с родными (фото11). На обратной стороне каждого валенка прикрепили конверт с заданием или сюрпризом, каждый день открывали по одному конвертику – ах, какая радость от неожиданного сюрприза, восторг и стремление своими поделками, рисунками доставить радость всем людям вокруг!

Многие родители захотели изготовить такой календарь, и использовать его как семейную традицию.

А мне подумалось – сколько событий случается в детском саду! Почему бы не взять идею на вооружение? И вот новая форма взаимодействия под названием «Календарь ожидания» (фото12) уже приживается в нашей группе, день за днем мы встретили и проводили святки, получая сюрпризы в виде неожиданных заданий или плана как найти клад (часть заданий придумывали дети, кто-то придумывал сюрпризы дома, а мне оставалось только вложить их в нарядный мешочек). Новый календарь ожидания незаметно научит детей ориентироваться во времени, запомнить числовой ряд и много еще полезных вещей, но главное - создавать праздник себе и окружающим людям.

Взаимодействие родителей и детского сада не возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Ожидаемые результаты

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-Привьются новые формы с родителями, в результате повысится интерес родителей к жизни группы.

-Пополнится предметно-развивающая среда группы.

-В группе сложатся новые традиции по вопросам оздоровления и досуга детей, появятся новые праздники.

-У детей сформируется устойчивое чувство привязанности к своей семье, в сознании утвердится положительный образ семьи.

-У педагога повысится профессиональная компетенция в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Анализ результатов проекта и выводы

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА И ВЫВОДЫ

Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но я вижу результаты: дети с гордостью и уважением относятся к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобрели опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов (логопед, психолог, музыкальный руководитель) и с семьями других воспитанников. Пока еще инициатива больше исходит от меня, как педагога, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Я убедилась - положительные результаты могут быть достигнуты в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Поэтому особое внимание необходимо уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества с родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Видео-интервью
интервью с родителями https://youtu.be/fKkwtA5ObkQ