Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2640
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: Создание модели детского реального социума на основе адаптированных технологий социализации в условиях среды типа «Open space».

Задачи:

  • Создать в детском саду развивающую среду открытого типа «Open space».
  • Разработать модель детского социума на основе технологий социализации в условиях игровых площадок для детей разных возрастов.
  • Повышать профессиональную компетентность через овладение интерактивными, игровыми технологиями, технологиями позитивной социализации.
  • Развивать у детей социально-коммуникативные навыки.
  • Формировать у детей желание проживать разные социальные роли.
  • Побуждать родителей активно участвовать в работе игровых площадок.
  • Методы: изучение современной теории по проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, творческое использование изученного опыта, создание теоретико-методической модели инновационного продукта – модели детского реального социума на основе адаптированных технологий социализации в условиях игровой среды типа «Open space», описание практических приложений, вариантов модели, фиксация и измерение практической деятельности, конструирование механизмов контроля и измерения эффективности, проверка соответствия полученных реальных свойств и качеств продукта конечным целям инновационного проекта, сбор информации, анализ, оформление результатов проекта, описание рисков, пересмотр модели на основе ее апробации, внесение корректив в модель, предложения по оптимизации модели, открытые дискуссионные площадки для обсуждения проблемных вопросов в сети интернет через сетевые сообщества, публикация материалов в профессиональных изданиях.
Подробная инструкция

Необходимыми условиями для реализации проекта являются кадровые, организационно-методические, материально-технические ресурсы группы, детского сада.

Кадровые ресурсы: Заведующий Федоркова Ксения Викторовна - магистр образования по направлению «Педагогика», аспирант ФГБОУ ВПО УрГПУ по специальности - Педагогическая психология.

2. Старший воспитатель Авласенко Ольга Леонидовна - Почетный работник общего образования РФ, куратор областной базовой площадки ИРО Свердловской области по теме: «Применение системно-деятельностного подхода для речевого развития дошкольников» (научный руководитель к.п.н, доцент кафедры филологического образования ИРО Архарова Д.И.) 2013г.

Образование педагогических кадров:

Все педагоги дошкольного учреждения имеют дошкольное образование, 50% - высшее образование, 50% - среднее профессиональное образование.

Доля педагогических кадров,

имеющих первую квалификационную категорию - 60% ,

имеющих высшую квалификационную категорию - 10%

имеющих вторую квалификационную категорию или соответствие занимаемой должности -20%

Учитель информатики, руководитель LEGO –студии – первая квалификационная категория, тьютор ИРО.

Учитель-логопед – высшей квалификационной категории, куратор областной базовой площадки ИРО Свердловской области по теме: «Применение системно-деятельностного подхода для речевого развития дошкольников», лектор информационно – консультационного центра «Ир-Бис» г. Екатеринбург.

Музыкальные руководители (2 человека) – первой и высшей квалификационной категории.

Инструктор по физической культуре – первая квалификационная категория.

Педагогический коллектив прошел корпоративное обучение по программам:

1. «Проектирование образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ДО», март 2015г., НТФ ИРО.

2. «Проектирование деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО», июнь 2015г., НТФ ИРО.

3. «Образовательная робототехника», октябрь, 2016г., ГАОУ ДПО CО Институт развития образования. Преподаватель - руководитель «Центра образовательной робототехники» Тюгаева Е.В.

4. «Использование современного интерактивного оборудования Интерактивные доски SMART boаrd», июнь, 2016г.

Педагоги владеют: технологией позитивной социализации ребенка, лего-технологией 4 «СИ», SMART-технологиями, методами исследовательской деятельности (А.И. Савенков), технологией детского проектирования Н.Е. Веракса, игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, речевой технологией А.Г. Арушановой, Г. Ванюхиной.

Организационно-методические ресурсы:

Участие в инновационной деятельности

2008 - 2010 год – детский сад – городская экспериментальной площадкой по теме «Экспресс диагностика речи детей от 2 до 7 лет».

2012 - 2014 год - детский сад – областная площадка ГАОУ ДПО СО «ИРО» по теме: «Применение системно-деятельностного подхода для развития речи детей дошкольного возраста». Научный руководитель базовой площадки – Д. И. Архарова, к.п.н., доцент кафедры филологического образования ИРО Свердловской области.

Участие в конкурсах разного уровня по созданию развивающей предметно-пространственной среды и реализации педагогических технологий:

  • Детский сад победитель городского смотра-конкурса «Реализация возрастного принципа при построении предметно-пространственной и развивающей среды ДОО».
  • Детский сад победитель городского смотра «Реализация требований ФГОС ДО к учебно-материальному обеспечению образовательного процесса в ДОУ» в номинации «Лучший детский сад – 2014».
  • Детский сад – финалист проекта «Школа Росатома» в рамках «Конкурса основных образовательных программ детских садов, системно реализующих требования ФГОС дошкольного образования».

Материально - технические условия:

Оборудование для игровых площадок: интерактивные песочницы, космический песок,

наборы конструкторов для постройки поделок, домов, техники, дополнительные игрушки. Оборудование для организации проектного формата проведения образовательной деятельности, для исследовательской деятельности. Интерактивное оборудование.

Наличие музыкального, физкультурного залов, Лего-студии на одном этаже позволяет организовать на этой большой территории зону открытого пространства «Open space». Предполагается увеличить зону за счет реновации музыкального зала и прилегающего к нему балкона.

Анализ ресурсов позволяет сделать вывод о том, что в МБДОУ «Детский сад №6 «Золотой петушок» созданы материально-технические, кадровые, организационно-методические условия для реализации инновационного проекта.

Ожидаемые результаты
  • Адаптированная система эффективной социализации детей в условиях детского сада с учетом требований ФГОС ДО.
  • Повышение уровня активности родителей в качестве участников открытых игровых площадок в детском саду.
  • Алгоритм создания модели детского реального социума на основе технологий позитивной социализации в условиях среды «Open space».
  • Созданная развивающая предметно-пространственная среда типа открытого социального пространства для детей дошкольников и младших школьников.
  • Сформированность у детей социально-коммуникативных навыков.
  • Сформированность навыков игровой, проектной, конструктивной, познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с возрастными возможностями.
Анализ результатов проекта и выводы

Создание условий для достижения детьми старшего дошкольного возраста целевых ориентиров стандарта дошкольного образования: инициативы, самостоятельности, ответственности, умения взаимодействовать, общаться, выбирать вид деятельности, партнера, разрешать конфликты, принимать решение.

В группе созданы условия, необходимые для социальной ситуации развития детей. Созданы условия для свободного выбора детьми деятельности, партнеров, замыслов. Поддерживается детская инициатива и самостоятельность детей в разных видах деятельности. Доступность и разнообразие материалов и игрушек провоцирует детей на выбор этих материалов и желание заняться своей деятельностью. Наличие трансформируемой среды (легкие ширмы, столы, маты) дает детям возможность самостоятельного ее изменения. Спальная комната является местом для игровой деятельности детей: кровати в спальной комнате штабилируются, в спальной комнате нет дверей, дети свободно перемещаются из групповой в спальную комнату, играют в разные игры.

Предоставлены места (в группе, в раздевальной комнате, в фойе детского сада, на лестничных маршах) для презентации каждым ребенком своих продуктов изобразительной деятельности: полки, стенды, витрины, магнитные доски.

В режиме дня есть место и время для презентации детских продуктов: ежедневный рефлексивный круг, детские портфолио, не сценарные развлечения, события.

Дети имеют возможность общаться, взаимодействовать в центрах активности: центр сюжетно-ролевой игры, центр искусств, центр строительства, литературный центр, центр грамотности, центр песка и воды, центр математики, центр науки и естествознания, центр кулинарии, центр физической активности детей.

Центр сюжетно-ролевой игры - это обособленное место, в котором находится достаточное количество игрового оборудования для развития разных игр. Этот центр дети могут интегрировать с центром драматизации и театрализованным центром. В центре сюжетно-ролевых игр дети разыгрывают социальные роли, развиваются интеллектуально, получают математическое, эмоциональное развитие. В центре науки обучаются через собственный опыт, пробы и открытия; в центре дети могут проводить долгосрочные наблюдения. Дети умеют зарисовывать результаты индивидуальных или подгрупповых проектов. Таким образом, у детей формируются символические способности.

Наличие в детском саду «Open space» зоны открытого игрового пространства позволяет реализовать идею разновозрастного сотрудничества, гибкого планирования, трансформации среды детьми по их потребностям, интересам, по содержательным основаниям ООП.

Дети имеют возможность существовать в нескольких средах и произвольно путешествовать по средам. Такими средами в детском саду являются участки детского сада, коридоры, фойе, лестничные маршы, помещения лего-студии, бассейна, физкультурного и музыкального залов. Дети имеют возможность ходить из группы в группу, играть на соседних участках, размещать продукты деятельности на лестничных маршах, заниматься «занимательными» делами по выбору в разных помещениях детского сада. Открытое пространство предоставляет возможность детям определенное время находиться без директивного сопровождения педагога. Это способствует развитию саморегуляции, произвольности поведения, самостоятельности, инициативы детей.

Общение, взаимодействие между детьми, родителями выстраивается на основе технологии социализации ребенка: клубный час или день свободного выбора (позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится); ежедневный круг рефлексии (обсуждение с детьми насущных проблем в группе); дети-волонтеры (разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим); развивающее общение (технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»).

Результаты реализации технологии позитивной социализации «Клубный час», «Дети-волонтеры», развивающее общение с детьми старшего дошкольного возраста

Технологии позитивной ситуации были апробированы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели данной работы:

  • Формировать у детей навыки самостоятельности, ответственности за свои поступки.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми группы и детей других групп детского сада.
  • Побуждать детей проявлять инициативу во время общения, разных видов детской деятельности.
  • Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
  • Учить детей самостоятельно решать конфликтные ситуации посредством речи, используя разные способы.
  • Поощрять умение делиться впечатлениями с взрослыми и детьми.
  • Формировать навыки саморегуляции, произвольности поведения детей.

Поставленные цели были достигнуты благодаря следующим факторам:

  • Организация среды, провоцирующая детей проявлять инициативу, самостоятельность (центры активности в группе, открытое пространство «Open space»).
  • Внедрение технологий развивающего общения, нормативной проектной деятельности (Веракса Н.Е.).
  • Систематическое проведение клубных часов, ситуаций месяца.
  • Подготовительная работа с родителями. Родители предлагают тематику клубных часов, обсуждают безопасность детей, разрабатывают организационные моменты.

Во время «Свободного клубного часа» дети имеют возможность свободно перемещаться по территории детского сада. В летний период - по участкам детского сада. Дети старшего дошкольного возраста научены общаться, помогать малышам в продуктивной деятельности. Они с удовольствием играют с малышами в их игры. Это у них получается, так они прошли «Школу волонтеров» по программе «Как играть с малышами», «Научим малышей одеваться», «Как разрешать конфликты». Во время «Тематического клубного часа» дети включены в ситуацию месяца. Дети осваивают социальные роли. Например, в процессе ситуации «Защитники Отечества», дети выполняли роли богатырей, защитников девочек. «Деятельностный клубный час» способствует развитию у детей навыков самоопределения. Каждый ребенок группы имеет возможность выбирать вид деятельности. Для этого в группе оформлена Доска выбора. Были случаи, когда большое количество детей хотели поиграть в одну игру-конструктор. А по условиям игры в нее могут поиграть только ограниченное количество детей. Вместе искали пути решения. Выслушивали все предложения детей, даже такие «надо убрать одного». На вопрос: «Кого уберем?», один ребенок сказал: «Давайте я пойду играть в другую игру». В таких ситуациях дети учатся принимать самостоятельно решение и быть ответственным за него.

Дети знают и выполняют следующие правила поведения во время «Клубного часа»: говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу; если взял игрушку поиграть - положи ее на место, когда уходишь; говори спокойно, ходи спокойно; возвращайся в группу по сигналу звонка. Детям предоставляется свобода выбора: если не хочешь идти в другую группу, то можешь остаться в своей группе. Дети умеют ориентировать в пространстве детского сада. Научены работать с планом, картой.

После завершения клубного часа, все дети участники, каждый в своей группе осуществляют рефлексию своей деятельности с помощью вопросов педагога. Дети научились рассказывать о своих впечатлениях по очереди. Для этого используется какой-либо предмет. Детям больше всего нравится передавать друг другу волшебную палочку. Дети рассказывают, где они были, что им запомнилось, удалось ли соблюдать правила. Систематическое обсуждение в кругу стало дисциплинировать детей не только во время клубного час, но и в другие режимные моменты. Снизились конфликты среди детей группы. Однако, во время первых клубных часов не всем детям удавалось соблюдать правила. Использовала действенные приемы. Если дети нарушали правила, мы вспоминали правила, которые вместе с детьми разрабатывали, зарисовывали и размещали на видных местах в группе (нормативная проектная деятельность Н.Е.Веракса). Так в группе появилась «Книга правил». Дети научились решать конфликтные ситуации самостоятельно, проявляя инициативу, используя речевые средства (технология развивающего общения). К этой работе подключила родителей. Родители создавали вместе с ребенком правила, которые соблюдали в домашних условиях. Интерес у родителей вызвала консультация - практикум «Развивающее общение» (по материалам книги А.Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

Благодаря активному участию детей в клубных часах, ситуациях месяца, у них формируются регуляторные, символические, творческие способности. Они понимают правила и умеют действовать по ним, могут выражать отношение к ситуации (нравится, не нравится) культурными средствами (голосом, рисунком, цветом), могут преобразовывать правила по собственной инициативе (создают новые правила в играх, сочиняют новые сказки, рисунки). Так, в традиционной игре «Ходилки» дети выбирали ведущего не по считалке, как привыкли, а по чтению короткого стихотворения, кто быстрее отгадает загадку, назовет день недели.

Детям нравятся клубные часы. Они спрашивают, когда они будут, сами предлагают пойти в гости к малышам, рассказывают о своих впечатлениях родителям. Родители стали предлагать свои идеи по организации клубных часов.

Регулярное проведение клубных часов в течение уже полугодия позволило выявить следующие положительные результаты: дети стали свободно ориентироваться в здании детского сада, сами ходят в лего-студию, бассейн, физкультурный зал, другие группы, познакомились с детьми детского сада, научились с ними общаться и взаимодействовать во время совместной деятельности. Дети стали проявлять самостоятельность, активность в игровой, продуктивной, исследовательской деятельности и в повседневной жизни.

Вывод: созданная образовательная среда открытого типа, реализация технологий развивающего общения, нормативной проектной деятельности, новые формы взаимодействия с семьей способствую позитивной социализации дошкольников.

Видео-интервью