Наверх

Проекты победителей

Заявка № 431
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Тема:

Развитие новых лидерских ролей воспитателя в решении воспитательно-образовательных задач для дошкольника


Цель: реализация новых лидерских позиций воспитателя дошкольного обучения

Задачи:

-функциональные задачи

  1. Изучить контингент дошкольников и родителей в контексте их запросов и ожиданий;
  2. Соотнести запросы родителей с реальными возможностями учреждения;
  3. Организовать лидерские позиции воспитателя в воспитательно-образовательном пространстве учреждения;
  4. Исследовать изменения, которые произошли в данной социальной среде (структурная организация с распределением ролей и обязанностей; качественные изменения для воспитанников учреждения и их родителей; поэтапное отслеживание результатов).

-содержательные задачи

1.разработать лидерский план для воспитателя дошкольного обучения;

2. создать образовательную среду в системах «школа-детский сад», «ребёнок-воспитатель», «ребёнок-родитель», «родитель-воспитатель».

Подробная инструкция

Система школьного образования на данном этапе развития общества претерпевает колоссальные изменения (соблюдение требований ФГОС, система внедрения экзаменов начиная с младшего возраста, развитие правовой системы для защиты прав школьников, усиление комплекса мер по увеличению родительской компетентности). Эти изменения требуют активно внедрять новые подходы к системе дошкольного обучения, чтобы будущие учащиеся школ и их родители были морально готовы к общей системе образования в школе и понимали суть и обоснованность вышеназванных требований.

Модернизация дошкольного обучения начинается с внедрения новых методов управления и корректировки содержательных задач, стоящих перед воспитателем дошкольного обучения. В своей работе считаю обоснованным придерживаться позиции преемственности обучения: мы поставляем в школу будущих учеников. И наши ученики должны быть готовы к последующему обучению морально, физически выдерживать интеллектуальные нагрузки и понимать, как обучение влияет на их целостность развития.

Общим для школы и для детского сада является постоянное саморазвитие всех участников образовательного процесса, целостность и комплексность мероприятий, управляемость. Важным звеном является связь с социумом. Плавный переход из детского сада в школьную среду осуществляется благодаря нашему проекту.

Понимая разницу между управлением (запланированные действия по плану с соблюдением иерархии) и лидерством (комплексное планирование с учётом содержательного изменения ситуации, включая мотивацию участников процесса), мы разработали проект лидерства воспитателя дошкольного обучения. Проект прошёл 2-летнюю апробацию на детях 5-7 лет в дошкольных группах.

Главное в нашей работе - мы меняем среду, делая её не только обучающей для детей 5-7 лет, но и дополнительно занимаем лидирующую позицию в работе с родителями. Мы предлагаем родителям новые возможности и ведём за собой, развиваем и расширяем их мировоззрение в деле воспитания.

Лидерство воспитателя в нашем понимании предполагает следующие моменты – концентрация на будущем и поиск возможностей, упорядочивание приоритетов, определение выигрышных стратегий воспитания, создание бесконфликтной зоны развития всех участников образования и обучения, глубинное понимание ситуации изнутри.

Участники проекта:

-дети 5-7 лет;

-воспитатели дошкольного обучения;

-родители, дедушки и бабушки детей;

-приглашённые специалисты (логопед, детский терапевт, психолог, диагност с аппаратом по биологической обратной связи).

План включает комплекс мероприятий:

1.Мониторинговые и анкетные опросы родителей с целью выявления их запросов по обучению; знаний по воспитательным задачам родителя и возрастным особенностям их детей.

2.Сопоставление планов родителей с планами дошкольного обучения, информирование родителей о новых направлениях работы с детьми и родителями.

3.Организация лидерской позиции воспитателя по новым направлениям работы с детьми и родителями.

4.Собственно работа воспитателя.

5.Подведение итогов.

Подробнее о каждом пункте.

Мониторинг родительского мнения состоит из вопросов, которые помогают администрации школы и воспитателю очертить круг актуальных для родителей ситуаций. Например, выявляется степень информированности родителя о возрастных особенностях его ребёнка (психологические особенности, моральная готовность ребёнка к школе, степень осведомлённости о знаниях и умениях конкретно по собственному ребёнку). Мониторинг проводится в сентябре, декабре (промежуточный результат) и мае. Общий охват родителей, дедушек и бабушек 350-400 человек, каждый участвует трижды. Вопросы не повторяются, переформулируются, чтобы была возможность сравнивать ответы.

Занимательно, что периодически проводятся анкетные опросы родителей и детей о цвете волос, глаз, о привычках, о любимых вещах (книги, свитер, блюдо, кино, мультфильм, привычка и др.).

Также определяется перечень мероприятий, которые интересны родителям. Пока дети находятся на занятиях, родители их ждут. Организуется родительский ликбез по воспитанию. Проводятся беседы, обучающие занятия с разыгрыванием воспитательных задач. Родителям демонстрируются фрагменты фильмов с последующим обсуждением (фрагменты психологических экспериментов, мотиваторы, фрагменты занятий с их детьми). Тематика занятий – по запросу родителей, по плану. Темы разбиты на блоки: для развития самих родителей, для повышения родительской компетентности по воспитанию детей. Некоторые из них звучат так: «Мой ребёнок капризничает»,«Ребёнок не хочет учиться», «Ребёнку не хватает внимания», «Игрушки для развития». Другой блок – «Как общаться с ребёнком 5-7 лет», «Познавательная активность ребёнка 5-7 лет, подбор развивающих игрушек». Отдельно изучаются колыбельные разных народов, их певучесть, символичность имедитативный эффект. Охват родителей 100-140 человек. Группы – открытые, основной состав - 80 человек постоянный, остальные -приходят по мере возможности.

Существенно, что наравне с родителями активно подключаются дедушки и бабушки. Они передают полезный опыт по воспитанию и вовлекаются в активную социальную жизнь.

Периодически (1 раз в неделю) мы приглашаем разных специалистов, работающих с детьми по вопросам, касающимся здоровья и развития ребёнка (логопед, детский терапевт, психолог, диагност с аппаратом по биологической обратной связи). Специалисты выходят как к детям, так и к родителям. Мы стремимся привлекать

1 раз в месяц по выходным проводятся объединенные занятия детей с родителями, на которых в форме игры родители узнают о потребностях, желаниях, мотивах поведения своих детей. Учатся слышать друг друга.

Подведение итогов происходит по итогам мониторинга, опросов, отзывов.

Ожидаемые результаты

-увеличение числа детей 5-6 лет, получивших навыки обучения, игры в коллективе и прошедших диагностику по запросу родителей;

-увеличение знаний у родителей в области родительской компетенции;

-увеличение количества родителей, повысивших знания в области родительской компетенции;

-привлечение дедушек и бабушек в общественно активную воспитательную среду, налаживание связи между поколениями;

-создание благоприятной социальной микросреды для детей 5-6 лет и их родителей, которые планируют развивать детей дальше в условиях данной школы;

-полученные данные мониторингов.

В целом можно отметить позитивный микроклимат, созданный на базе школы для детей 5-6 лет

Анализ результатов проекта и выводы

Проведено занятий с родителями: бесед – 32, игровых занятий с элементами тренинга – 13, бесед с приглашёнными специалистами – 12, просмотров фрагментов фильмов с обсуждением результатов – 9, занятия мотиваторы – 5.

Мониторинг проведён трижды, основная масса принимавшая участие трижды - 320 человек. Остальные участвовали 1, 2 раза. Анализ результатов мониторинга показывает улучшение психологической готовности родителей в плане занятий со своим ребёнком на 47%. Повысилось качество знаний о своём ребёнке у 89% родителей. Готовность, перешедшая на конкретные действия отмечается у 37% родителей.

Видео-интервью