Наверх

Проекты победителей

Заявка № 43
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, которые помогут более мягко пережить кризис 3-х лет.

Задачи:

  • создать условия для эмоционального сближения родителей и ребенка;
  • улучшить понимание родителями собственного ребенка, его особенностей и закономерностей развития;
  • научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций;
  • достигнуть способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга.
  • формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей;

Методы:

  • арт-терапия
  • игровая терапия (коллективные игры на сотрудничество)
  • элементы телесно-ориентированных психотехник
  • музыкальные игры
  • беседа
  • релаксация
  • психогимнастика




Подробная инструкция

Что же делаю я, как психолог, для того, чтобы решить эти задачи? Прежде всего – организую взаимодействие взросло-родительской пары. Формирование группы происходит на добровольной основе. В группу набирается не более 5 семей. Группу могут посещать один или двое родителей, допускается, что иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Информацию о формировании группы сообщаю родителям на родительском собрании и в ходе индивидуальных психологических консультаций. На первую встречу я приглашаю только родителей, где кратко рассказываю об игровых сеансах, режиме работы. Это позволяет избежать возможные уходы из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности, о целях и задачах предстоящей работы.

Этапы работы по проведению детско- родительской группы:

  1. Диагностический.
  2. Организационный.
  3. Развивающий.
  4. Аналитический.

Охарактеризую каждый из этих этапов.

  1. Диагностический этап. Необходимо заранее оговорить, что диагностика взаимодействия родителей с детьми, безусловно, имеет место в деятельности нашей группы. Однако её основной целью является саморефлексия родителей, а не интерпретация полученных мною данных. Хотя психологический анализ всё же имеет место быть. Этапы диагностики:
    • Предварительная диагностика. Анкетирование родителей (Анкета для родителей Р. М. Чумичевой, с целью определения степени ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих у родителей во взаимодействии с детьми, и способов их разрешения. Анкета обрабатывается путём качественного анализа ответов. Проективный тест «Рисунок семьи».
    • Текущая диагностика. Диагностические приёмы использую непосредственно и в ходе групповых занятий (н-р: «Совместный рисунок»). Отмечу, что сама по себе групповая работа достаточно диагностична, в ней проявляются особенности межличностного внутрисемейного взаимодействия, а также личностные характеристики участников. Наблюдения за отношениями между детьми и родителями в группе позволяют мне, как психологу, отследить произошли (или не произошли) какие-либо изменения

2.Организационный этап. Основная задача этого этапа заключается в консолидации группы - это достигается разъяснением и демонстрацией правил общения в группе (по имени, право на добровольное участие в предлагаемых видах деятельности, свободное выражение эмоций). Очень важна работа над созданием атмосферы эмоциональной близости участников в группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, поддержание интереса к другим участникам). Фактически, разрабатывая и организуя занятие, я не стремилась действовать по чётко намеченному плану, стараюсь создать (или оставить) пространство для проявления творческой активности и инициативности самих родителей и детей.

3. Развивающий этап реализую через проведение самих игровых сеансов, индивидуальную консультативную работу с родителями.Структура занятий:

  • Приветствие. Цель: создание положительной психологической атмосферы, обстановки принятия. Каждое занятие начиналось с определённого ритуала- приветствия «Все друг другу очень рады»
  • Разминка (одно из упражнений на развитие навыков общения, либо подвижная игра).Цель: стимуляция активности участников, создание настроя на работу.
  • Общий круг (совместные игры, задания)Цель:осознание и выражения своих чувств.
  • Прощание. Цель: эмоциональное сплочение группы. Самым последним совместным групповым действием после каждого занятия является ритуал прощания. Он так же, как и приветствие, содержит в себе – пение песнии каждый «дарит» участнику группы воздушные поцелуи.

Развивающий этап включает в себя комплекс психологических упражнений и приемов, направленных на обучение методам взаимодействия мамы с ребёнком, формирование открытости и понимания, разрешение эмоциональных проблем, выражение переживаний. С парой также проводятся релаксационные упражнения, которые способствуют снижению психоэмоционального напряжения у мамы и ребенка.

4. Анализ результатов. Эффективность групповой работы оценивается по субъективным параметрам, которые можно получить из самоанализа родителей, его они обозначают в тетрадках обратной связи, (после каждого занятия у родителей есть право в тетрадках обратной связи написать: «Сегодня, я готов (а) поделиться….»(-что понравилось?, что не понравилось?, мои ощущения?, какие изменения произошли?)).


Ожидаемые результаты

Обретение положительного эмоционального настроя в детско- родительской паре.Приобретение навыков бесконфликтного и конструктивного общения в паре «родитель-ребенок».

Анализ результатов проекта и выводы

Значимым результатом работы считаю выдержки из самоанализа родителей, которые они обозначают в тетрадках обратной связи:

1) мама - Р.О., папа - Р.А., бабушка- Н.Е. дочь – Р.Л.

  • «После 5-ти занятий у Лизы прекратился энурез, раньше каждую ночь случалось, не наблюдаются срывы, которые раньше проявлялисьежедневно перед сном. Я (мама), стала терпимее к ребенку».

2) мама - И.Е., папа - И.С., дочь - И.Т.

  • Родители отметили, что именно занятия в группе помогли им лучше узнать своего ребёнка, понять его. «Таня стала общительнее, исчезли страхи, улучшились отношения с детьми в группе».

3) мама – Ч.О., папа- Ч.И, сын- Ч.Д.(ребёнок заикающийся)

  • «Данила стал раскованнее, начал проявлять активность в общениисо взрослыми». Основным их совместным достижением явилось умение договариваться (что раньше было большой проблемой).

4) мама – К.Е., сын- К.Ф.

  • «Стал слышать и жалеть меня (маму), раньше останавливали только мои (мамины) слезы,мы с Федей стали ещё ближе друг другу. Я поняла насколько важно принимать и понимать».

5) папа- К. А., дочь- К.Д.

  • «Даша стала настоящей помощницей, мы теперь с ней во все играем (как игрушки убирать, как спать идти)». Я научился более терпимо относиться к тому, что раньше вызывало раздражение, сам не срываюсь, а стараюсь разговаривать с ней на ее уровне о создавшейся проблеме»

Выводы: На основании высказываний родителей после участия в групповых занятиях можно выделить общие, наиболее значимые показатели изменений в детско - родительских отношениях:

  • лучшее понимание своего ребёнка;
  • значительное снижение конфликтных ситуаций между детьми и родителями;
  • появление положительного опыта взаимодействия;
  • ощущение большей эмоциональной близости с ребёнком.После окончания тренинга каждый родитель имеет возможность получения индивидуальной консультации психолога по результатам работы. Многолетний опыт работы показывает её эффективность. У участников группы развивается позитивное взаимодействие, снижается число родительско - детских конфликтов. Важно то, что все приобретённые родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.