Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1463
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема: Воспитание любви к отечеству у дошкольников средствами туристско-краеведческой деятельности.

Цель проекта: научить ребенка жить в согласии с природой, замечать и любить красоту родного края.

Задачи проекта:

1) обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы;

2) средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

3) нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему поселку, стране;

4) способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.

Условия возникновения.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине, сейчас о ней говорят много негативного. Однако трудности этого периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее необходимо.

Если И мы хотим, чтобы наши дети полюбили ее, нам нужно показать Родину с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением, может только человек, не понимающий потребностей детства». Поэтому воспитатель должен помочь детям узнать о своей родине, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Актуальность.

Задачей данной работы является - выяснение специфики процесса формирования у детей любви к Отечеству, природы самого патриотического чувства, его структуры, содержания; а также проследить его зарождение, истоки (на базе каких чувств оно формируется, или точнее, без какой эмоционально - познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).

Патриотизм - это чувство привязанности, преданности, ответственности и т.д. по отношению к своей Родине, поэтому ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научится сопереживанию, вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности - нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно - диагностическую функцию.

В работе патриотизм рассматривается через понятие «отношения» по нескольким направлениям: отношение к природе родного края, отношение к людям, отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре. Каждое из направлений может стать содержанием воспитательно - образовательной работы с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

Принято считать, что путь воспитания любви к отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. Следует задуматься, действительно ли этот «территориальный» подход эффективен в воспитании столь сложного и многогранного социального чувства, как чувство любви к Родине. Вероятно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, ты нужен.

Постепенно У дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила, то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний было у ребенка побольше. Привязанность к родному дому, желание беречь его, лучше делать связанны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности - это способствует укреплению «чувства семьи».

Названное выше требование касается и дошкольного учреждения, оно должно стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал, помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают дети о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами.

Следующий этап - воспитание любви и привязанности к своей малой родине. Данная задача по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Содержание работы по этому направлению воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на коллективный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Детей знакомят с символикой страны. На современном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть их.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте, разнообразии, на ее особенностях.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство, при условии его высокохудожественности.

Важной частью работы по воспитанию любви к родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину. Но также на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» народа. Подбор материала воспитатель должен осуществить сам, используя художественную литературу, изобразительное искусство, а также краеведческую информацию.

Одно из направлений в патриотическом воспитании - приобщение к традициям народа, к народному творчеству, ведь в нем «исторически сохраняется и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления...» (А.П.Усова).

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая национальная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

Также средством патриотического воспитания служит деятельность детей, она может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям, и чтобы они охотно принимали в ней участие. От ощущения труда «понарошку» у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое и полезное, поэтому обсуждение работы воспитатель должен делать взвешенно, чтобы приучить детей выполнять задание тщательно.

Подробная инструкция

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - задача, занимающая особое место в социальном развитии детей. Ведь формирования отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.

Мы убеждены, что в туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: такая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой родины», регионы России, патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так происходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Наконец, будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность обучает ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.

Основными формами работы могут стать тематические прогулки, экскурсии (при этом важно четко дозировать физические нагрузки дошкольников).

Из методов воспитания большое внимание должно уделяться игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир.

Важнейшим условием эффективности данной деятельности с дошкольниками является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

Наконец, необходимо, чтобы усилия по организации патриотического воспитания средствами краеведо-туристской деятельности объединяли весь педагогический коллектив дошкольного учреждения. Один педагог - энтузиаст не решит проблему.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Формирование любви к родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего дошкольного учреждения понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формировании в ребенке

общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другим решаются следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
  • Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года;
  • организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников;
  • тесное сотрудничество с научно-методическим отделом Национального парка «Смольный».
  • Мы учим воспитанников тому, что экология - это наука о доме, о том доме, в котором ребенок живет каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большей мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

    Воспитание патриотических чувств дошкольников в процессе прогулок и экскурсий.

    Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все! С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», социальной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

    Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

    Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

    Работая над методической темой «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», решаем через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:

  • дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
  • расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего поселка(города);
  • обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие - лучшие защитники Родины в будущем.
  • Экскурсия - это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

  • природоведение экскурсии;
  • социально-бытовые экскурсии;
  • экологические экскурсии;
  • экскурсии эстетического характера.
  • В работе с детьми дошкольного возраста используем все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы.

    В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок опираемся на конкретные принципы: энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности), уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края), интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира), единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста), тематичность материала.

    Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у наших воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

    Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, делают выводы. Большинство наших воспитанников умеют рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы. Мы считаем, что развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста идет как единый процесс.

    Уже 4-5 летним стараюсь раскрыть смысл понятия «Родина». Разговор ведем природы родного края. Показываем малышам фотографии, иллюстрации, картины о природе местных художников. При этом обращаем внимание на создание ярких образов русского лета, зимушки-зимы, золотой осени, зеленого весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и так далее. Считаем, необходимым «влюбить» ребенка в родную природу.

    Вспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в играх подвижных, они с удовольствием «превращаются» в цветы, деревья, грибы, животных, птиц.

    Нашим воспитанникам очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.

    Постепенно границы наблюдений расширяем - участок детского сада, знакомая улица, озеро, лес и так далее. Сообщаем детям не только первые знания о природе, но даем пример элементарных оценок наблюдаемых явлений.

    Дети малы еще, поэтому все прогулки целевые сопровождаем играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям, соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и так далее). Во время прогулок собираем природный материал и используем его для поделок: из шишек - ежика или человечка, из веточек - змейку или птичку и другие.

    Перед проведение экскурсий обязательно проводим предварительную беседу. Задавая вопросы: «Что это?», «Где растет?», «Как называется?», пытаемся определить круг детских знаний по определенной теме, как лучше построить экскурсию, целевую прогулку. Во время проведения данного мероприятия стараемся больше задавать детям вопросы репродуктивного, поискового, обучающего характера.

    Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

    Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая полянка, и живописная тропинка... Все это закладывает первые основы патриотизма.

    Изучение социальной сферы населенного пункта в системе патриотического воспитания дошкольников.

    Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло в сердце как самое дорогое.

    Помочь дошкольникам полюбить свою «Малую Родину» - задача, которую должны ставить перед собой коллективы детских садов. Большое внимание, наряду с природной сферой, должно уделяться изучению социальной сферы местности, ее труженикам.

    Шаг за шагом входить в окружающую жизнь можно начать с экскурсий по помещениям детского сада (их назначение, труд людей, работающих там). Ведь необходимо удовлетворить всегдашнее детское любопытство, ответить на извечный вопрос «А что там?».

    Необходимы наблюдения, тематические прогулки: «Вокруг детского сада», «Библиотека», «Аптека», «Почта», «Школа», «Улица». Дети наглядно видят историю развития своего населенного пункта.

    В ходе занятий, прогулок, экскурсий, походов дети учатся наблюдать, отвечать на вопросы, сравнивать и обобщать, делать выводы, общаться с взрослыми и друг другом, то есть становятся активными участниками познавательного процесса.

    Роль экскурсий к памятным местам Великой Отечественной войны.

    Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам.

    Можно познакомить ребят с самим понятием «защитник Отечества» и конкретизировать его с помощью рассказов о конкретных людях, вставших в ликую годину на защиту Родины. Подбирает материал сам педагог, используя краеведческую информацию материалов местного музея, произведений о памятных событиях истории и ее героев.

    После тематических экскурсий к памятным местам необходима дальнейшая работа. Это могут быть рассказы детей о впечатлениях об экскурсии, рисунки.

    Полезно продолжить эту тему рассказами детей об участниках войны - членах их семьи. То, что все, кто защищал Родину во время войны, - герои, дети поймут, значит, «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены.

    Очень интересны экскурсии к памятникам с рассказами воспитателя, какому событию они посвящены, какой смысл они несут; в музеи боевой славы.

    Военная тема находит отражение и на занятиях по изобразительному искусству (лепка, роспись, изделия из природного материала).

    План работы совместных мероприятий с НП «Смольный» на учебный год.

    Август

    1. Фотовыставка «Картинки про лето». Развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности детей, умение видеть необычное в окружающей природе.

    2. Праздник «До свидания, лето!» Создание эмоционально положительного настроения, развитие творческих способностей детей.

    Сентябрь

    1. Встреча с сотрудниками НП «Смольный», приуроченная ко Дню леса. Развитие интереса у дошкольников к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности.

    2. Досуг для детей и родителей «В гости к русской березке». Формирование знаний детей о русской березке, как одного из символов России.

    Октябрь

    1. Всемирный день животных (занятия, беседы, игры). Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир.

    2. Международные наблюдения птиц. Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

    Ноябрь

    1. Экологический праздник «Синичкин день в детском саду» (экскурсия в музей НП, развешивание кормушек). Познакомить детей с праздником народного календаря «Синичкин день». Учить детей любить природу и восхищаться ею, заботиться о птицах. Воспитать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

    Декабрь

    1. Участие в детском экологическом конкурсе – акции «Ёлочка, живи!». Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

    Январь

    1. Акция «Покормите птиц зимой!». 1. Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Развивать познавательный интерес к родной природе.

    Февраль

    1. Познавательный цикл бесед «Животные и растения НП». Становление у детей представлений о растениях, насекомых, животных и их детёнышей, как неотъемлемой части природы. Формирование осознанно - правильного отношения к природе через непосредственное общение с природными явлениями и объектами окружающей местности.

    Март

    1. Экскурсия в музей. День рождения НП «Смольный». Расширение представлений детей о парке, воспитание интереса к природе родного края, желания больше узнавать о ней.

    2. Международные наблюдения птиц. Продолжить знакомство с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

    3. Международный день воды «Волшебница вода». Уточнять и расширять знания детей о воде в окружающем мире.

    Апрель

    1. Участие в Международном проекте «Весна идет!» - Экскурсия «Первоцветы» (фенологические наблюдения) 1. Формирование представлений старших дошкольников о весенних явлениях в природе, особенностях роста и развития первоцветов.

    2. Экскурсия по экологической тропе НП «Лесная палитра». Формирование экологической культуры каждого ребёнка, оздоровление и интерес познания нового в природе

    Май

    1. Участие в конкурсе детского рисунка «Мир заповедной природы» в рамках Международной природоохранной акции «Марш парков». Приобщение подрастающего поколения к бережному обращению к заповедным территориям.

    2. Экскурсия в музей НП с детьми и родителями. Воспитание любви к малой Родине, родной природе.

    Июнь

    1. Неделя добра «Летопись добрых дел». Осознание детьми целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов). Выявление причин появления мусора. Воспитывать культуру поведения в природе.

    2. Экскурсия к водоему. Заинтересовать детей содержанием экскурсии и напомнить правила поведения на водоёме.

    http://www.maam.ru/users/svskov30.

    https://www.youtube.com/watch?v=_PVwA2PXAGs

    https://www.youtube.com/watch?v=4N9bkbTS7ns

    Ожидаемые результаты

    Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе родного поселка, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь.

    Реализация данного проекта позволит:

    - заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к малой Родине;

    - сформировать у детей бережное отношение к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе, стремление к исследованию объектов природы, умение вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования и опыты;

    - приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

    - научить выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

    - помочь в приобретении детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми;

    - проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи;

    - развить у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

    - детям активно участвовать в выставках, конкурсах, мероприятиях, других видах деятельности.

    Анализ результатов проекта и выводы

    В результате реализации проекта у детей преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, они хорошо ориентируются в ближайшем к детскому саду и дому, в центральных улицах посёлка. Знают и стремятся выполнять правила поведения в нем. Дети проявляют интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к поселку, району, краю. С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев. Воспитанники старшей группы проявляют начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремятся выразить позитивное отношение к его жителям. Отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д. Вызывают озабоченность и требуют совместных усилий педагогов и родителей.

    Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей Родине зависит от позиции близких. Мы постарались сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка с необходимым привлечением родителей, преемственностью семьи и детского сада.