Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2323
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект «Иваново – город мастеров»

(сетевое взаимодействие в ДОУ по ранней профориентации дошкольников)

(Презентация проекта в программе PowerPoint находится в папке «Документы»)

Руководитель творческой группы проекта: Бердникова Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: сетевой (сетевое взаимодействие внутри ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной профориентационной среды).

Актуальность темы проекта: В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Ориентация в современном мире профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В последние годы значительно изменился список востребованных профессий. Согласно данным Центра занятости населения города Иванова (https://2gis.ru/ivanovo/), наибольшим спросом в городе пользуются следующие профессии: бухгалтер, швея, продавец, стоматолог, парикмахер, официант, сантехник, дворник, отделочник, дорожный мастер и сварщик и пр.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования записано, что социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на «формирование позитивных установок к различным видам труда», поэтому вопросы ранней профориентации, направленной на выбор наиболее востребованных профессий в родном городе, приобретают особую актуальность в деятельности нашего ДОУ.

Профессиональная ориентация, как система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, касается не только выпускников школ.

Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных периодах, то дошкольный возраст - это подготовительный этап, закладывающий основы для профессионального самоопределения детей в будущем.

С первых шагов ребенка родители задумываются о его профессиональном выборе, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь предопределить судьбу. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Вот почему, зная индивидуальные психологические особенности ребенка, уже в дошкольном возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. А задача педагогов ДОУ -расширить выбор ребенка, предоставив ему больше информации о различных видах профессий, обеспечив тем самым его жизненный успех во взрослой жизни.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Все это помогает детям расширить представления о существующих профессиях, и особенно тех, которые наиболее востребованы в современном обществе и в родном городе Иванове.

Работу по ранней профориентации целесообразно организовать в виде сетевого взаимодействия внутри ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной профориентационной среды.Это дает ряд преимуществ. Во-первых, все ресурсные возможности каждой группы, расширяются до масштабов детского сада, и появляется возможность обмена этими ресурсами, что имеет существенный эффект экономии материальных средств и кадрового обеспечения. Создав на базе одной группы, например, «Ателье», на базе другой – «Гипермаркет», на базе третьей – «Детскую столовую», воспитанники и педагоги получают возможность обмена ресурсами, как материальными (оборудованием, дидактическими играми и т.д.). Тем самым отпадает необходимость накопления огромного количества материала в одной конкретно взятой группе для ознакомления со всеми профессиями, востребованными в городе Иванове. Во-вторых, детский сад в целом и каждая группа в отдельности получает мощный толчок к развитию за счет включения в проект и новые контексты взаимодействия. Приходя «в гости» в другую группу, дети учатся взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и сверстниками. В-третьих, педагоги каждой группы получают реальные основания для более углубленной проработки и продвижения своих методических разработок по вопросам ранней профориентации (конспектов образовательной деятельности и образовательных мероприятий, оборудования и т.д.) внутри ДОУ, что значительно повышает их профессиональное мастерство. В-четвертых, учреждение становится более доступным и открытым для родителей (законных представителей) воспитанников, предоставляя реальную возможность познакомиться с системой и опытом работы всех педагогов детского сада.

Цели проекта:

  1. Создание условий для позитивной социализации дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых и профессиями, наиболее востребованными в городе Иванове в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в практические ситуации.
  2. Организация сетевого взаимодействия внутри ДОУ по созданию развивающей предметно-пространственной профориентационной среды.

Задачи проекта:

Задачи приоритетной образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • формирование позитивных установок к различным видам профессий, наиболее востребованных в городе Иванове, к различным видам труда;
  • формирование уважения к людям труда, положительного отношения к сверстникам, педагогам;
  • развитие желание трудиться;
  • воспитание бережного отношения к результатам труда;
  • развитие стремления отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в игровой деятельности;
  • формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

  • актуализация, систематизация и расширение представлений о мире;
  • расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям;
  • развитие конструктивных способностей, мышления, воображения, внимания, памяти;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля.

«Речевое развитие»:

  • развитие навыков активного речевого общения;
  • обогащение и активизация словаря: название и назначение современных профессий, востребованных в городе Иванове (сварщик, сантехник, дорожный рабочий и т.д.), их своеобразий, действия, результаты деятельности, способности и качества человека, орудия труда, фирменная одежда (спецовка, халат и т.д.).

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • формирование потребности в чтении литературных произведений, как источника новых знаний;
  • развитие стремления отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в изобразительной деятельности.

«Физическое развитие»:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

Участники проекта: воспитанники МБДОУ 5-8 лет, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.

Подробная инструкция

Инструкция проведения проекта.

Содержание этапов проекта:

Поскольку содержание этапов данного проекта имеет рамочный формат, то в каждой группе реализуются собственные мини-проекты. Содержание этапов мини-проектов планируется педагогами самостоятельно и будет обобщено на IV – заключительном этапе.

Этап реализации проекта

Содержание деятельности

Участники

Ответственные

I. Подготовительный– информационный

Опрос воспитанников и родителей для выяснения уровня информированности и заинтересованности темой проекта

Воспитанники,

родители

Педагоги

Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя «Метод трех вопросов»: Зачем нужно трудиться, кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Что нам нужно сделать, чтобы это узнать? Где мы можем это узнать?

Дети

Педагоги

Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по теме проекта (сбор информации)

Педагоги

Члены творческой группы

Изучение сайта Центра занятости населения города Иванова (https://2gis.ru/ivanovo/) для выявления профессий, наиболее востребованных в городе

Творческая группа

Члены творческой группы

Разработка перспективного плана по реализации проекта

Педагоги

Члены творческой группы

Распределение обязанностей между участниками проекта

Педагоги, родители

Педагоги

Изготовление коллекции костюмов «Все профессии нужны! Все профессии важны!» из бросового материала

Педагоги, родители, дети

Педагоги

Участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала «Понарошкин мир»

Педагоги, родители, дети

Педагоги

Установление контактов с ближайшими социальными организациями

Педагоги, родители

Педагоги





II. Организационный

Создание в средних, старших и подготовительных группах развивающей предметно-пространственной профориентационной среды:

Педагоги, родители

Педагоги

Организация игрового пространства. Изготовление мобильных, полифункциональных, легко трансформируемых, безопасных игровых модулей «Профессии», соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования:

  • средняя группа «Колокольчик» - «Поликлиника»;
  • средняя группа «Сказка» - «Строительная фирма»;
  • старшая группа «Золотой ключик» - «Гипермаркет»;
  • старшая группа «Непоседы» - «Охранное предприятие»;
  • старшая группа «Пчелка» - «Парикмахерская»;
  • подготовительная группа «Капелька» - «Детское кафе»;
  • подготовительная группа «Солнышко» - «Мастерская по пошиву и ремонту одежды»;
  • подготовительная группа «Теремок» - «Сварочная мастерская»

Педагоги, родители

Педагоги

Создание банка методических разработок «Шкатулка профессионального успеха» по теме проекта:

  • дидактические игры по теме «Профессии»;
  • конспекты образовательных мероприятий;
  • памятки и рекомендации для родителей и т.д.

Педагоги

Педагоги

Создание медиатеки по теме «Профессии»:

  • приобретение готовых развивающих компьютерных программ;
  • создание мультимедийных презентаций и видеороликов для детей по теме проекта

Педагоги

Педагоги

Составление тематического каталога по теме проекта

Педагоги

Члены творческой группы

Оформление информационных уголков для родителей в группах «Воспитание положительного отношения к труду»

Педагоги

Педагоги

Подготовка и проведение родительского собрания «Трудовое воспитание в семье»

Родители

Педагоги





III. Основной – практико-ориентированный

Реализация мини-проектов в группах в рамках проекта, методом «погружения» в практические ситуации.

Дети, педагоги, родители

Педагоги

Внедрение в образовательный процесс ДОУ эффективных методов и приемов по знакомству воспитанников с наиболее востребованными профессиями в городе Иванове путем организации сетевого взаимодействия внутри ДОУ по обмену материальными и кадровыми ресурсами:

  • игровая деятельность. Организация сюжетно-ролевых игр с использованием игровых модулей «Профессии» (обмен модулями или организация игровой деятельности в другой группе);
  • проведение образовательных мероприятий: непрерывной образовательной деятельности (цикл НОД о профессиях, цикл НОД «Творческая мастерская»), экскурсий (в школу, в библиотеку, в прачечную, медицинский кабинет, на кухню и т.д.), бесед, праздников, развлечений, КВН «Знаю все профессии» и пр.;
  • организация встреч детей с родителями «Расскажи мне о своей работе», «Встреча с интересным человеком»

Дети, педагоги, родители

Педагоги

Организация выставок детского творчества «Я знаю эту профессию» (рисунки, плакаты, игрушки, поделки)

Дети, родители

Педагоги

Финальное мероприятие -квест-игра «В мире профессий» с участием воспитанников средних, старших и подготовительных групп

Дети, родители, педагоги

Педагоги

IV. Заключительный этап

Итоговое анкетирование родителей и опрос детей по результатам реализации

Заместитель заведующего по УВР

Заместитель заведующего по УВР

Обобщение результатов мини-проектов, реализованных в группах.

Педагоги

Педагоги

Оформление презентации проекта

Дети, педагоги, родители

Воспитатель старшей логопедической группы- Бердникова Е.С.









Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • у воспитанников будет сформирована система представлений о профессиях, наиболее востребованных в городе Иваново;
  • будет создана развивающая предметно-пространственная профориентационная среда внутри ДОУ путем организации сетевого взаимодействия, предоставляющая педагогам возможность обмена материальными, методическими и кадровыми ресурсами и ведущая к существенной экономии материальных средств;
  • родители (законные представители) воспитанников станут активными участниками реализации проекта;
  • проект будет презентован на муниципальном уровне с привлечением СМИ;
  • материалы проекта будут опубликованы, в том числе, в сети Интернет.
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы:

Результаты проделанной работы позволяют говорить об эффективности разработанного и реализованного проекта.

Для педагогов:

  • сплотился педагогический коллектив, выработался алгоритм действий для достижения поставленной цели и задач проекта;
  • изменилось отношение педагогов к нововведениям в образовании;
  • появились условия для проявления педагогами творчества, самореализации личностного потенциала, достижения профессионального успеха;
  • изменился стиль общения взрослого с ребенком.

Для детей:

  • формируется позитивные установки к различным видам труда;
  • появилось ощущение собственной значимости в группе сверстников, понимание своего вклада в общее дело, радость от своих успехов.
  • развитие благоприятных межличностных отношений в группе.

Для родителей:

  • испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;
  • установились доверительные конструктивные отношения между участниками образовательного процесса;
  • повысился авторитет педагогов в глазах родителей.