Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2307
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников «Мультфильмы о главном»

Цель: актуализация воспитательного потенциала кинопродукции посредством организации педагогического сопровождения просмотра мультфильмов детьми 3-7 лет;

Первоначально для достижения поставленной цели перед нами стоял ряд задач, решение которых позволило изучить теоретическую основу планируемого проекта:

- раскрыть педагогический потенциал мультипликационных фильмов как средства воспитания детей дошкольного возраста;

- разработать диагностический инструментарий и уровневую шкалу оценки медиаграмотности дошкольников;

- разработать и экспериментально апробировать методику педагогического сопровождения просмотра мультфильмов как средства социально-коммуникативного развития дошкольников.

В процессе практической реализации разработанного проекта мы решали следующий блок задач:

  • Познакомить детей с мультфильмом как произведением искусства;
  • Продемонстрировать многообразие видов мультфильмов;
  • Вызвать интерес к разноплановой работе с кинопроизведением;
  • Создать условия для развития медиаграмотности дошкольников;
  • Способствовать решению задач социально-коммуникативного развития детей ;
  • Развивать коммуникативные умения дошкольников.

Для реализации поставленных задач осуществлялось первоначальное погружение и исследование проблемы с помощью следующих методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы и нормативных образовательных документов, наблюдение, эксперименты и беседы.

В процессе апробации разработанной методики использован весь спектр методов воспитания дошкольников: игровые, практические, словесные и наглядные (моделирование, беседы, игровые упражнения, приёмы и т.д.)

Подробная инструкция

Методика социально-коммуникативного развития дошкольников «Мультфильмы о главном» предполагает создание и реализацию ряда ситуаций, позволяющих актуализировать у детей нравственные чувства и переживания, обогатить их нравственные представления, провести аналогии с собственным поведением и приобрести собственный опыт социального поведения. Работа предполагает не только просмотр и осознание, понимание главной идеи, характера персонажей, но и активной работы с сюжетами и образами посредством проведения разнообразных игр, организации театральной, творческой и трудовой деятельности, ориентированными на глубокое проживание дошкольниками сюжетов.

Методика включает в себя четыре раздела, каждый из которых имеет свою цель. Цель определяет подборку мультфильмов для просмотра и анализа. К каждому мультфильму подобраны примерные вопросы для обсуждения, задания и упражнения по тематике. Содержание разделов ориентировано на познание ребёнком собственных качеств, черт, чувств и эмоций, возможностей и способностей к совершению самостоятельных поступков.

Работа по данной методике носит совместный характер, характер сотрудничества ребёнка со взрослым. Однако, часто используется переход совместной деятельности в самостоятельную, когда ребёнку предоставляется возможность додумать, прочувствовать увиденное, сделать самостоятельные выводы. То есть работа в рамках мультклуба носит открытый характер, что является особенностью данного подхода. В ходе обсуждения просмотренного мультфильма и в течение всего дня внимание детей ориентируется на проявлении их чувств, эмоций, действий и поступков. Здесь задача состоит не в прямом руководстве, а в стремлении и способности помочь, направить дошкольников тех ситуациях, где он испытывает недостаток собственного опыта. Каждый ребёнок уникален и неповторим, поэтому важно найти для каждого тот сюжет, мысль, идею мультфильма, которая затронет именно его сердце, станет источником размышления и чувств. По этой причине обсуждение всегда носит диалогический характер, в доверительной и дружеской атмосфере, в которой дети подводятся к пониманию значимости нравственных качеств, чувств и поступков в жизни человека. Работа осуществляется через побуждение ребёнка к проявлению отношения к другому как ценной и уникальной личности. Основной принцип в реализации этой работы - внимание к сфере ценностей и смыслов возможных и реальных поступков ребёнка, а не внешняя регламентация его поведения и деятельности.

После просмотра мультфильма совместно с детьми обсуждается его содержание, в ходе чего дошкольники подводятся к пониманию нравственного, социального смысла мультфильма, к той «морали», норме, правилу, которые заключены в мультипликационном произведении. Просмотр и обсуждение мультфильма создают условия для осознания и переживания ребёнком воспринятого образа, мысли, что вызывает отклик в душе каждого. Далее посредством игр-драматизаций, решения проблемных ситуаций дети полученную и усвоенную информацию реализуют в собственном опыте. Затронутые на занятии темы переносятся в последующем на другие формы работы с детьми, самостоятельную деятельность дошкольников.

Для реализации проекта необходимо выполнение следующих условий:

  • Для воплощения методики на базе детского сада необходим оборудованный мультклуб, представляющий собой своеобразный кинозал для подгрупповых просмотров мультфильмов;
  • Соответствие мультфильма выделенным критериям отбора мультипликационных продуктов, так как многообразие существующей мультиндустрии требует педагогически обоснованного отбора качественных произведений;
  • Первоначальная подготовка дошкольников к активному восприятию и просмотру мультфильма посредством формирования медиаграмотности детей 5–7 лет как совокупности умений восприятия, интерпретации и оценки медиатекстов мультфильмов
  • Подготовленность педагога к реализации педагогического сопровождения методики работы с мультфильмом.
Ожидаемые результаты
  • Разработанность теоретической основы проекта, его научное обоснование, позволяющее реализовывать её практическое воплощение в непосредственной работе с детьми дошкольного возраста;
  • Спроектированная методика и программно-методическое обеспечение проекта «Мультфильмы о главном»;
  • Положительная динамика развития медиаграмотности дошкольников, а также рост показателей социально-коммуникативного развития детей;
  • Увеличение интереса дошкольников к развёрнутой работе на основе медиаматериала мультфильма.
Анализ результатов проекта и выводы

В процессе реализации проекта достигнуты результаты:

  • Определены условия, способствующие эффективности социально-коммуникативного развития дошкольников средствами мультфильмов;
  • Раскрыт педагогический потенциал мультипликационных фильмов и на его основе подобраны мультфильмы, отобраны методы и приёмы работы с ними;
  • Предложена диагностическая методика по изучению сформированности уровня медиаграмотности дошкольников «Как я понимаю мультфильм? », анкеты для родителей и педагогов дошкольного образования;
  • На основе проведённой диагностики выделены особенности и сложности восприятия дошкольниками мультипликационных фильмов;
  • Разработана методика педагогического сопровождения просмотра мультфильма как средства социально-коммуникативного развития дошкольников. Методика составила основу одноимённой парциальной программы по направлению «социально-коммуникативное развитие дошкольников».

В ходе непосредственной работы с детьми по реализации проекта «Мультфильмы о главном » были достигнуты следующие результаты:

  • Отмечено углубление представлений детей о многообразии мультфильмов, о трудоёмкой работе над их созданием;
  • Повысился уровень развития коммуникативных умений: слышать заданный вопрос, давать развёрнутый ответ, «вербализировать» увиденное;
  • У детей отмечено желание творчески преобразовывать ход событий мультфильма, изменять его сюжетную линию, что свидетельствует о начале формирования активной зрительской позиции;
  • Дети научились на основе опыта персонажа анализировать и использовать знания, расширили собственные представления о нравственных правилах, нормах и проявлениях;
  • Дошкольники стали нагляднее представлять альтернативы своих возможных действий, а значит, и выбирать для себя способ действия, вариант поступка, объяснять его мотивы и причины;
  • У дошкольников возросла способность к переживанию и сочувствию героям, усовершенствовалась способность к объяснению, пониманию мотивов его поведения, причин и обстоятельств возникшей ситуации, в дополнение определения последствий содеянного;
  • У детей расширились основные полярные этические эталоны;
  • Дети научились активно использовать полученные впечатления от просмотра и сюжетный материал мультфильма в собственной деятельности.
Видео-интервью