Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1501
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Цель тренинговой программы: содействие повышению уровня воспитательных компетенций родителей и всестороннему развитию детей раннего возраста.

Задачи:

  • информирование родителей об особенностях детей раннего возраста;
  • обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми;
  • помощь родителям в раскрытии личностных ресурсов: сензитивность, наблюдательность, креативность;
  • содействие формированию адекватной родительской самооценки;
  • создание условий для развития сенсорной интеграции и коммуникации детей;
  • создание условий для взаимоподдержки участников группы и обмену опыта.

Методы, используемые в тренинге:

  • Видео-лекции;
  • Видео-презентации;
  • Интерактивные лекции;;
  • Дискуссии;
  • Анализ конкретных случаев;
  • Арт-терапевтические техники;
  • Медитативные техники;
  • Игры;
  • "Фокус группы";
  • Рефлексия.
Подробная инструкция

Пояснительная записка

Тренинговая программа «Я и мой ребенок» — это уникальный инструмент для помощи семьям с маленькими детьми в преодолении трудностей воспитания и всестороннего развития детей.

Молодые родители стараются воспитывать своего ребенка правильно, следуя советам близких и друзей, читая книги и современные журналы. Однако, опыт воспитания детей набирается постепенно, путем проб, ошибок и разрешения трудностей. Возраст ребенка от года до трех лет имеет свои особенности, столкнувшись с которыми родители не всегда готовы справиться самостоятельно. Семьи с детьми раннего возраста, обратившиеся за консультацией к психологам, имели проблемы отношений в паре «родитель-ребенок», которые приводили к нарушениям адаптации у детей (по DC:0-3R в переводе Морозовой Т.Ю., Довбня С.В.). Мамы и папы говорили о том, что им трудно справляться с ребенком и сдерживать свои эмоции.

Программа «Я и мой ребенок» позволяет родителям получить знания и освоить приемы эффективного взаимодействия с детьми. И родители, и дети в условиях здоровьесберегающей среды получают как профессиональную поддержку, новый круг общения, так и удовольствие от совместной деятельности с ребенком, улучшают своё эмоциональное состояние.

Принципы и подходы к формированию программы

В основе психологического сопровождения участников тренинговой программы заложены следующие подходы и принципы:

  • Рекомендательный характер советов сопровождающего.
  • Приоритет интересов сопровождаемого, признание безусловной ценности внутреннего мира клиента, следование за его внутренним миром.
  • Основные этические принципы, на которых базируется психолого-педагогическое сопровождение: принцип конфиденциальности, принцип компетентности, принцип ответственности, принцип этической и юридической правомочности, принцип квалифицированной пропаганды психологии, принцип благополучия клиента, принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
  • Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) предполагает индивидуальный подход психолога к каждому участнику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
  • Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Его основные понятия – зона ближайшего развития, социальная ситуация развития и т.д. (соответствующие ФГОС).
  • Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.). Именно в активной мотивированной деятельности ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка.

Формы и методы оценки результатов

Оценка результатов усвоения программы её участниками происходит путем диагностики детей и родителей в начале и в конце прохождения программы. Мониторинг включает в себя анкетирование, компьютерные диагностики, наблюдение специалистов, видео-наблюдение, а также отзывы участников групп.

Диагностические методики, используемые в работе с родителями:

  • Шкала депрессииJ.L.Cox.,J.M.Holden., R.Sadovsky,1987, шкала выявления депрессии Zigmond A.S., Snaith R. P. 1983;
  • Оценка трудностей взаимодействия с ребенком П.Ричмана;
  • Наблюдение взаимодействия в паре «родитель-ребенок» (в т.ч. при помощи Видео);
  • Диагностическая классификация оценки психического здоровья детей и младенцев D:C0-3R,1994, Корнев А.С., Белянчикова М.А;
  • Русифицированная шкала оценки психического развития детей от 1 до 3 лет,2000, Чистович И.А. , Шапиро Я.Н.;

Методическое обеспечение программы

  • Таблицы и презентации «Правила группы», «Словарь эмоций», «Я – сообщение», «Ступенчатая система установки ограничений и запретов»;
  • Документальный фильм «Дом ребенка» Довбня С, Морозова Т.,
  • Кукольный театр.
  • Перчаточные куклы
  • CD диск, Детские песни.
  • Тактильные панно.

Материально-техническое обеспечение программы

  • Обеспечение всех участников раздаточным материалом и необходимыми канцтоварами: бумагой, ручками по числу участников, планшетами, гуашевыми и пальчиковыми красками, пластилином.
  • Физкультурное оборудование: мячи, скакалки, обручи
  • Музыкальное оборудование: металлофон, бубен, гармошка.
  • Видеоаппаратура и мультимедийное оборудование.
  • Чайный сервиз.
  • Предметы гигиены для детей.

  • Для проведения детско-родительских занятий необходимо свободное пространство и оборудованная игровая комната, где есть модули, сухой бассейн, ковер, игрушечная мебель.

Механизм реализации программы

Программа состоит из 12 тренинговых занятий с родителями и 12 совместных детско-родительских занятий. Занятия с детьми и родителями проводятся еженедельно: первый день –тренинг для родителей , второй день – общее занятие. Продолжительность каждого занятия – 1,5 – 2 часа.

Тренинговые занятия с родителями включают психодиагностику родителей, получение ими знаний о послеродовой депрессии, отработку навыков эффективного общения с детьми и взрослыми, тренировку приемов саморегуляции. Здесь рассматриваются темы – «Ранний диалог», «Словарь эмоций», «Я - сообщение», «Организация пространства для ребенка», «Зрительное подкрепление», «Правила и ограничения», «Поощрения и наказания». Идет разбор видео занятий в детско-родительской группе.

Детско-родительские занятия, направлены на развитие отношений в паре, включают психодиагностику развития детей, получение родителями знаний теоретических знаний об особенностях развития детей от 1 до 3 лет, формирование умения наблюдать и общаться со своим ребенком. На занятиях родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом, при этом родители используют знания и навыки, полученные на тренинговых занятиях.

Тематический план занятий

№ недели

Тренинговые занятия

для родителей/тема

Совместные детско-родительские

занятия/тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

Я – родитель

Наблюдение за ребенком

Ранний диалог

Словарь эмоций

Я – сообщение

Тактильный контакт

Организация пространства для ребенка

Зрительное подкрепление

Правила и ограничения

Поощрения и наказания

Детский сад.

Итоговое занятие.

Знакомство.

«Я расту!»

Ранний диалог

Словарь эмоций.

Инструкция.

«Обними меня, пожалуйста..»

Путешествие по комнате

«Я пойму, если мне показать»

«Играем по правилам»

«Я наказан»

«Я сам!»

Детский праздник.


Содержание тренинговых занятий с родителями

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Я – родитель.

Цель: знакомство; создание доверительных отношений в группе.

1. Упражнение на знакомство

2. Презентация программы. Цели, задачи, тематика.

3. Правила группы.

Ведущий предлагает участникам правила работы в группе, участники дополняют:

  • Полная КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ;
  • Члены группы СЛУШАЮТ друг друга и говорят по очереди;
  • Все участники стараются быть АКТИВНЫМИ;
  • Занятия начинаются и заканчиваются во время;
  • Каждый говорит за себя;
  • Никто никого не осуждает и не оценивает;
  • Занятия посещаем регулярно;
  • Каждый имеет право сказать «СТОП» и не продолжать.

4. Упражнение «Идеальный родитель».

Для выполнения задания Ведущего приглашаются 2 родителей: одному из них завязываются глаза, другому дается задание – провести напарника по заданному маршруту со всеми препятствиями.

5. Обсуждение упражнения.

Водящего и Ведомого просят рассказать, какие чувства вызвало это упражнение. Ситуация должна напомнить отношения в паре «родитель-ребенок».

Вторая часть обсуждения "фокус группы": продолжить фразу ИДЕАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ всегда…, никогда….

6. Диагностика: Эдинбургская шкала послеродовой депрессии. Родители заполняют бланки опросников, затем подсчитывают баллы самостоятельно.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание: заполнение анкеты сведений о себе и о своей семье, принести фотографию себя в детстве.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Наблюдение за ребенком

Цель: исследование психологических особенностей детей о родителей,

стимулирование механизма самопознания.

1. Приветствие. Поздравление участников с православным праздником.

Что хорошего было за прошедшую неделю.

2. Обсуждение домашнего задания.

Каким ребенком я была в детстве, какую фотографию принесла, почему?

Информация для Ведущего: Многие женщины хотели бы научиться понимать своих детей лучше, и лучше контролировать их поведение. Очень часто дети не могут сами сказать нам, в чем проблема, либо потому, что они не знают сами, либо у них нет слов, чтобы объяснить. Один из способов понять их – это тщательно наблюдать, что они делают. Мы в течение курса будем делать это подолгу. Дополнительный бонус в том, что если всем детям нравится внимание, и если давать им «хорошее» внимание (то есть не пилить) в такие моменты, когда они хорошо себя ведут, то это будет поощрять их больше играть и больше разговаривать.

3. Упражнение «Доминирование. Соперничество. Уступка».

4. Мини-лекция «Наблюдение за ребенком»

5. Проведение диагностики оценки коммуникативного развития ребенка и наличия НАС у детей(КАRS, М-СНАТ).

6. Что нового было для меня сегодня?

7. Домашнее задание: Дневник наблюдения, в котором ежедневно записывается, что вы наблюдали, а также одна хорошая вещь, которая произошла с вами и вашими детьми, и одна плохая.

Инструкция: Выберите время, когда вы не слишком заняты, а ваш ребенок ведет себя хорошо. Наблюдайте, что они делают. Поиграйте будто вы комментатор на телевидении, и комментируете то, что они делают. Например: «Ты делаешь большую автомобильную пробку своими автомобилями» или «Ты копаешь глубокую ямку в песке». Можно: говорить о действиях ребенка и присоединяться к ним. Нельзя: критиковать, брать на себя руководство, задавать вопросы, настаивать на соблюдении правил, настаивать на соблюдении правил, играть в собственную игру.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Ранний диалог.

Цель: формирование у родителей представлений о принципах раннего диалога.

  1. Упражнение «Поздороваться необычным способом».
  2. Видео-презентация «Принципы раннего диалога».
  3. Работа в мини-группах: «Все мы разные».

Инструкция: Мы все разные. Мы хотим, чтобы нас уважали. Когда ребенку дается выбор в разумных пределах, это заставляет чувствовать, что их ценят. Уважение к желанию вашего ребенка в разумных пределах заставит их чувствовать себя хорошо. Подумайте, как вы можете облегчить выполнение задачи для вашего ребенка. Примеры:

а) обувать сандалии или ботинки;

б) мыть руки или умываться;

в) есть самостоятельно.

Подсказки: Дайте вашему ребенку шанс делать что-то по своему какую-то часть времени.

Спросите их, чего они хотят (Хочешь, я помогу тебе надеть башмаки?)

Дайте им выбрать (Ты хочешь на завтрак кукурузные хлопья или кокосовые шарики?)

Скажите ДА на разумную просьбу (Я хочу еще печенья – Хорошо, только одну.)

Если вы говорите НЕТ, старайтесь давать объяснение (Нет, тебе нельзя больше печенья, потому что уже скоро время пить чай)

Ответы:

а) развязать шнурки, расстегнуть пряжки на башмаках, чтобы они могли дотянуться

б) подставить ящик возле раковины или туалета, чтобы они могли дотянуться

в) вилки и ложки детского размера, чтобы легче было есть.

4.Упражнение «Моя семья тогда и теперь» с применением техники мандал.

5. Фокус группы: Какие чувства вызвало упражнение?

6. Что важного было для меня сегодня?

7. Домашнее задание: заполнить страницу дневника наблюдения и описать случаи, когда вы сказали ребенку ДА, и когда НЕТ. Что Вы при этом чувствовали.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Словарь эмоций.

Цель: обогащение словаря эмоций у родителей, формирование навыка определения своего эмоционального состояния.

1. Приветствие. Поздравление участников с православным праздником.

2. Моё состояние на данный момент.

3. Мини-лекция « Вспыльчивость, истерики, капризы. Словарь эмоций».

Информация для Ведущего: из самых распространенных проблем с маленькими детьми – это истерики. По мере того, как ребенок растет, он начинает быть «самим собой». Один из способов это сделать – это научиться говорить НЕТ, но обычно для начала они говорят это слишком часто. Почему они говорят НЕТ или отказываются делать то, что Вы просите? Отчасти потому, что это способ контролировать вас, но, кроме того, способ получать внимание.

Некоторых из нас растили под лозунгом, что детей должно быть видно, но не слышно. Большинство людей сейчас считают, что детям нужно разрешать иметь свою зрения и самим принимать некоторые решения, но дети, которые всегда могут настоять на своем, окажутся избалованными и обнаружат, что другим детям и взрослым не нравится их общество. Ладить с другими людьми – это одна из самых важных вещей, которые должен уметь ребенок. Ни один ребенок не может избаловать сам себя – это должен сделать кто-то другой.

Если вы ударитесь в противоположную крайность и будете излишне строги с вашими детьми, они будут испытывать обиду или вести себя плохо, когда вас нет рядом, потому что им никогда не разрешалось брать на себя ответственность за себя – кто-то другой всегда заставлял их слушаться, даже если они не знали, почему.

Самые хорошо себя ведущие дети происходят из условий, в которых они знают, что их любят, но что от них ожидается хорошее поведение. Домашние правила четкие и справедливые всегда одни и те же.

Истерики – это только один вид поведения, который вам хочется прекратить. Не стоит забывать правили изменения поведения.

Ребенок также как и взрослый испытывает различные эмоции, разница лишь в том, что дети не могут сами назвать эмоции и в этом им нужно помочь.

4. Упражнение «Словарь эмоций»

Родителям предлагаются на выбор чувств, которые они могли испытывать на прошедшей неделе:

ЛЮБОВЬ ЖАЛОСТЬ НЕНАВИСТЬ ПРЕЗРЕНИЕ ПРИЯЗНЬ ЗЛОБА НЕПРИЯЗНЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ИНТЕРЕС СТРАХ ГНЕВ МУКА ОДОБРЕНИЕ БЕСПОМОЩНОСТЬ ОСУЖДЕНИЕ ВИНА АГРЕССИЯ ТЕПЛО СЧАСТЬЕ ЖЕСТКОСТЬ ОБИДА НЕЖНОСТЬ ГРУСТЬ РЕВНОСТЬ ДРУЖЕЛЮБИЕ

- Отметьте галочкой те чувства, которые Вы считаете, иметь нормально?

- Чувства, которыми Вы гордитесь? Чувства, которые может одобрять кто-то другой?

- Чувства, которых , по-вашему, у вас не должно быть.

5. Рефлексия занятия.

6. Домашнее задание: заполнение дневника наблюдения.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Я – сообщение.

Цель: формирование навыка «Я – сообщения».

1. Приветствие. Поздравление участников с православным праздником.

2. Упражнение «Я – погода»

3. Упражнение «Когда вы чувствуете, что сейчас взорветесь»

Родители отвечают письменно на вопросы: что вы чувствуете перед самым инцидентом? Что заставило вас взорваться? Что случилось потом? Пробовали ли Вы какой-нибудь прием? Что Вам помогало?

4. Мини-лекция «Я – сообщение»

Все дети иногда плачут. Есть масса причин для плача – грусть, усталость, боль, голод, фрустрация, гнев. Вначале плач – это единственный способ младенца вступать в коммуникацию. Вскоре просить помощи или утешения вместо плача становится более простым и легким способом добиться какого - либо действия от мамы. Однако, многие дети продолжают плакать или ныть долго после того, как они могут говорить вполне хорошо – иногда родители считают, это плач «без причины».Когда ребенок плачет, полезно понять, почему он это делает.

Плачущий ребенок действует на нервы. Возможно, это от того, что плачущие дети обычно вызывают у других людей тяжелые чувства. Маленьким детям можно помочь справляться с сильными чувствами. Вы можете постараться поставить себя на их место и выразить это словами. Тогда ребенок будет сможет чувствовать , что он борется со своими чувствами, а не с Вами.

Участникам дается техника «Я-сообщение».

5. Работа в парах.

Отработка навыка «Я –сообщение».

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание: заполнение дневника наблюдения.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Тактильный контакт

Цель: получение родителями знаний о детской привязанности, развитие навыка самоконтроля.

  1. Моё состояние на данный момент.
  2. Что хорошего произошло за неделю.
  3. Упражнение “Комплимент”
  4. Видео-презентация : «Теория привязанности». Здесь также уместен показ фильма «Дом ребенка» с обязательным последующим обсуждением.

Материал для Ведущего: Есть ли очевидный повод плакать – устал, цепляется, голоден, скучно, нездоров, несчастлив, напуган, нуждается, чтобы его обняли? Научился ли он, что плакать/ныть – это способ получить ваше внимание, или возможность поступить по своему, или это способ вас достать? Не принижайте чувства ребенка. Нам всем нужно, чтобы нас признавали особенными. Даже если вы вынуждены сказать НЕТ, и это заставляет его плакать, Вы можете сказать: «Я знаю, что ты расстроен, потому, что…, но я боюсь, что тебе нельзя…» Если плач печальный, несчастливый, то лучше всего просто обнять ребенка. Если плач – это нытье, требование или сердитый плач, лучше всего один раз объяснить и затем игнорировать его, если можете. Если Вы не можете выдержать плачь, выйдете из комнаты. Крик и шлепки ничего не изменят.

5. Упражнение «Человек к человеку"

Участники встают парами и по команде Ведущего присоединяются разными частями тела. При команде «Человек к человеку» участники меняются парами.

6. Что для меня было важным сегодня?

7. Домашнее задание: ведение дневника ребенка, фото игрового уголка ребенка.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Организация пространства для ребенка

Цель: содействие самоорганизации родителей и эффективному взаимодействию с ребенком.

  1. Моё состояние на данный момент.
  2. Что хорошего произошло за неделю.
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Мини-лекция «Организация пространства для ребенка».Материал для Ведущего:Пространство должно бытьбезопасным,функциональным,эстетичным,соответствовать возрасту.Для этого нужно разделять пространство на зоны. Например, зона отдыха, чтения, рисования, кормления и т.д.Для участия в упражнении приглашаются двое родителей. Участники садятся спинами друг к другу. Один выкладывает спичками предмет на своем планшете и дает инструкцию другому, не называя сам предмет или геометрическую фигуру. Второй участник выполняет инструкцию. Затем работы сравнивают.
  5. Фокус-группа: Что я придумала для того, чтобы мне было удобно?»
  6. Упражнение «Инструкция».
  7. Обсуждение.
  8. Фокус группы. Что важного было для меня сегодня?
  9. Домашнее задание: принести игрушку и рассказать, почему вы ее выбрали.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Зрительное подкрепление

Цель: развитие креативности родителей.

  1. Что хорошего произошло за неделю?
  2. Упражнение в парах « Я стала мамой». Участницы рассказывают друг другу о своих чувствах и воспоминаниях, которые вызывает у них роддом, появление на свет своего ребенка, работа медперсонала (использование техники «активное слушание»).
  3. Видео-презентация «Зрительное подкрепление».
  4. Работа в мини-группах. Ведущий просит придумать способы изменения поведения ребенка в различных ситуациях:когда ребенок должен мыть руки,убрать игрушки,отнести посуду и т.д.
  5. Рефлексия.
  6. Фокус группы: Что нового я узнал сегодня?
  7. Домашнее задание.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Правила и ограничения.

Цель: формирование у родителей адекватной самооценки.

1. Моё состояние на данный момент.

2. Упражнение «Кто я?». Таблица: Кто что делает в вашей семье?

Кто что делает в вашей семье?

Мужчины

Женщины

Готовит

Убирает

Украшает

Шьет

Играет с детьми

Носит красивую одежду

Ходит в библиотеку

Заведует деньгами

Моет посуду

Чинит протекающий кран

Смотрит за машиной

Водит детей гулять

Зарабатывает деньги

Гладит белье

Стирает одежду

Меняет пеленки

Делает всякий ремонт по дому

Купает детей

Отводит детей в школу

Укладывает детей спать

Встает к детям по ночам

3. Рефлексия.

4. Мини-лекция «Ступенчатая система установления запретов» Джонайотта

5. Ролевая игра.

Для участия приглашаются двое родителей, один играет роль ребенка, другой - роль мамы. Ребенок прячет в ладошке украденную вещь, а мама должна поиграть с ребенком в «сороку-белобоку». После игры обязательна рефлексия.

6. Домашнее задание: Провести семейный совет? разработать правила.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Поощрения и наказания.

Цель: обучение родителей приемам эффективного ненасильственного взаимодействия с детьми.

1. Моё состояние на данный момент.

2. Дискуссия «Кто какой?»

На полу раскладываются качества:

умный, жесткий,

храбрый, добрый,

практичный, терпеливый,

решительный, застенчивый,

разбирается в деньгах, эмоциональный,

верный, хорош с детьми,

разговорчивый, мягкий.

Инструкция: Перед вами человеческие качества, из которых некоторые принадлежат «типично мужчине», некоторые считаются «типично женскими». Сделайте свой выбор. Есть ли у вас исключения? Какие они?

3. Рефлексия.

4. Мини-лекция «Поощрения и наказания»

Самый действенный способ наказания – это игнорирование. Маленький ребенок должен знать, что если он будет вести себя плохо, с ним не будут общаться. Не забывайте правила изменения поведения:

  • Награждайте за хорошее поведение.
  • Игнорируйте плохое поведение.
  • Будьте последовательны – не разрешайте что-то в один день, с тем чтобы жаловаться об этом на следующий. Удостоверьтесь, что все в семье поддерживают друг друга.
  • Не кричите, не орите. Не пилите, не шлепайте и не спорьте. Скажи один раз. Награждайте их, если они сделали все правильно. Если нет, скажите им еще раз. И пригрозите тем, что произойдет, если они не послушаются.
  • Наградой может служить все, что ребенку нравится – это не просто вещи, а похвала, объятия, виды активности или время, проведенное с вами.
  • Награда и наказание срабатывают, только если они даются немедленно - помните правило КОГДА…ТОГДА….
  • Наказание – вещь рискованная! Некоторые наказания оставляют у ребенка такую обиду, что все становится только хуже, а не лучше.
  • Самое лучшее (легкое) наказание – это потеря вашего внимания, или возможности поиграть, или посмотреть телевизор. Пять минут будет достаточно долго.

5. Обсуждение.

Информация для Ведущего: Когда Вы чувствуете, что сейчас "взорветесь".

Что заставляет вас чувствовать, что вы сейчас взорветесь?

И тогда вы

Повышаете голос? Бранитесь?

Бросаетесь вещами? Хлопаете дверьми?

Кричите? Раздражаетесь слезами?

Критикуете? Тянетесь к бутылке?

Обзываетесь? Кидаетесь драться?

Четко говорите, чего вы хотите? Изменяете свой тон?

Сдаетесь и делаете все сами? Причиняете боль себе?

Причиняете кому-нибудь боль? Дуетесь?

Сначала удостоверьтесь, что ваш ребенок в безопасности – в кроватке, или с кем-то еще, или в другой комнате – затем:

Попрыгайте, поделайте упражнения

Сосчитайте до десяти

Послушайте музыку

Поставьте чайник

Поколотите подушку

Сходите, прогуляйтесь

Примите душ/ванну

Дышите глубоко и медленно

Позвоните подруге или соседке

6. Домашнее задание: заполнение дневника, сочинение «Мой ребенок».

7. Что мне было сегодня интересно?

ЗАНЯТИЕ 11

Подведение итогов.

Цель: обобщение знаний и навыков участников.

1. Приветствие. Поздравление участников с православным праздником.

2. Какой цвет у моего настроения сегодня.

3. Проверка домашнего задания: чтение домашнего сочинения «Мой ребенок».

4. Упражнение «Пакую чемодан».

Родители рассказывают, что им было интересно на группе, что они начали использовать в своей семье с ребенком, что открыли в себе.

5. Просмотр видео «Детко-родительские активности». Ведущий заранее готовит позитивные фрагменты взаимодействия родителей, озвучивает результаты повторных диагностик детей. К каждому слайду делает комментарий, дает положительную оценку работе родителей.

6. Пожелания друг другу.

7. Упражнение «Я обещаю себе…».

8. Фокус группы: «Для меня важным было…»

9. Моё состояние на данный момент.

10. Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 12

Проведение детского праздника

Цель: обобщение опыта.

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня необычное занятие. Сегодня волшебный день. Наши мамы превратятся в Фей и будут мудрыми, веселыми, музыкальными. А ребята будут выполнять все задания, чтобы получить награду.

3. Волшебное превращение.

Мамы прячутся за ширмы и одевают короны.

Презентация Фей

Все пары показывают домашнее задание: песня, рисунок, фото, поделка, блюдо и т.д.

Фея Мудрости:

Мама проводит с детьми игру с книгой: показывает животных и просит повторить, как они разговаривают.

Фея танца:

Проводит под музыку игру «Замри-отомри»

Фея Кулинарии

Просит ребят собрать фрукты (шарики) в корзинки.

Фея рисования

Раздает ребятам бумагу и краски и просит нарисовать солнышко для мамы. Затем следует выставка.

Фея Музыки

Раздает детям музыкальные инструменты и просит их поиграть под аккомпонемент.

4. Награждение всех участников памятными сертификатами о прохождении программы «Радость моя, малыш!» и вручение Портфолио с детскими творческими работами.

5. Видео-презентация «Чему мы научились»

6. Чаепитие

Содержание детско-родительских занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Знакомство

Цель: Знакомство, создание доверительной атмосферы, изучение особенностей группы.

Организационный момент.

Цель: Создание максимально-комфортной обстановки участникам для работы.

Участники регистрируются и рассаживаются в круг: ребенок садится рядом со своей мамой.

1. Знакомство.

Цель: Знакомство, изучение запроса участников группы.

Упражнения «Назови свое имя», продолжи фразу «Я здесь потому, что…»

2. Вступительная лекция.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий рассказывает о программе «Я и мой ребенок», совместно принимаются правила группы.

Зрительный план: Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

3. Упаражнения-энергизаторы

Цель: Подготовка участников к работе в парах, мини-группе.

«Передай мяч соседу», «Я бросаю мяч…»

Разучивание пальчиковой игры - «Оладушки»

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения. См. приложение.

4. Совместные детско-родительские активности.

Цель: диагностика отношений в паре «родитель-ребенок»

Ведущий показывает, участники повторяют задания. Здесь идет видеосъемка взаимодействия в паре «родитель-ребенок».

  • Арт-терапевтическое упражнение «Цветок для бабочки»
  • Динамические игры: «Поезд», «Снежиночки-пушиночки», «Собирание цветов»
  • Игры в сухом бассейне

5. Рефлексия. Цель: мониторинг заинтересованности участников предложенными видами деятельности

- Что было интересно на занятии? Что запомнилось?

6. Чаепитие. Цель: содействие взаимоподдержке участников.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Я расту!

Цель: исследование особенностей группы.

Организационный момент.

1. Приветствие.

Цель: создание доверительной и комфортной обстановки в группе.

Упражнение «Имя». Участники называют свое имя, группа повторяет имя хором.

Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

2. Упаражнения-энергизаторы

Цель: Подготовка участников к работе в парах, мини-группе.

«Передай игрушку», «Передай тому, кто нравится…» (см. приложение) Повторение пальчиковых игр - «Оладушки»

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

3. Совместные детско-родительские активности.

Цель: диагностика отношений в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка взаимодействия в паре «родитель-ребенок».

  • Арт-терапевтические упражнения
  • Совместные двигательные активности
  • Упражнения на взаимодействие в парах
  • Непроизвольные игры в сухом бассейне.

«Рисование на мокром листе» - Родители и дети рассаживаются, получают раздаточный материал, рисуют на мокром пальчиками и гуашью. Затем следует выставка работ.

«Самолетики»

«Снежиночки-пушиночки»,

«Собирание цветов»

«Катаем мяч»

«Мяч в корзину»

«Скатывание коврика»

5. Рефлексия.

Что я наблюдала за своим ребенком? Что меня удивило?

6.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Ранний диалог

Цель: формирование навыка эффективного общения с ребенком.

Организационный момент.

Участники регистрируются и рассаживаются в круг: ребенок садится рядом со своей мамой.

1. Приветствие.

Упражнения «Имя», продолжи фразу «Передаю игрушку…»

2. Зрительный план: Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, накоторых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем»,«отдыхаем», «чай» и т.д.

3.Видео-презентация «Принципы раннего диалога»

4. Упаражнения на развитие речи

«Оладушки»,

«Дай ладошку»

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: отработка навыков взаимодействия в паре «родитель-ребенок»

Здесь идет видеосъемка взаимодействия в паре «родитель-ребенок».

  • Арт-терапевтические упражнения

«Рисование ватными палочками» - Родители и дети рассаживаются, получают раздаточный материал, рисуют «тычки» ватными палочиками и гуашью. Затем следует выставка работ.

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Подхватывалки»

«Тунель»,

«Прятки»

  • Игры в сухом бассейне:

«Спрячем ручки»

«Погреем ножки»

«Сильные ножки»

«Шаловливые ручки»

5. Рефлексия.

- Что было интересно на занятии? Что запомнилось? Как проявил себя ребенок?

6.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Словарь эмоций

Цель: отработка навыка общения с ребенком, распознавания его эмоций.

1. Приветствие.

Цель: создание доверительной и комфортной обстановки в группе.

Упражнение «Имя». Участники называют свое имя, группа повторяет имя хором.

2. Мини-лекция: Словарь эмоций (используются смайлики для детей).

3. Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на

которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем»,«отдыхаем», «чай» и т.д.

4. Упаражнения-энергизаторы

Цель: Подготовка участников к работе в парах, мини-группе.

Повторение пальчиковых игр - «Оладушки», «Дай ладошку»

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: оценка развития отношений в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Рисование ватными палочками на бумажной ленте» - Родители и дети рассаживаются, получают раздаточный материал, рисуют на ленте, начиная с противоположных сторон. Затем следует выставка работ.

  • Совместные динамические игры

«Самолетики» (см. приложение)

«Автомобили»

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Подхватывалки»

«Прятки»

  • Игры «понарошку» в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия.

- Что я наблюдала за своим ребенком? Что меня удивило?

7.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Инструкция

Цель: отработка навыка выполнения инструкций.

1. Приветствие.

Упражнения проводят сами мамы, пользуясь шпаргалками инструкций.

Упражнение «Имя и качество». Участники называют свое имя и качество. Например, Татьяна веселая.

Работа с книгой. Ведущий показывает, как можно использовать иллюстрации в книгах для развития речи детей.

3. Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

4. Упаражнения-энергизаторы (также проводят сами мамы)

Цель: Подготовка участников к работе в парах, мини-группе.

Повторение пальчиковых игр - «Оладушки», «Дай ладошку»

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: отработка навыка взаимодействия в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Грязные игры» -рисование гуашью и губкой на листе А3. Затем следует выставка работ.

«Скатываем одеялко»

  • Совместные динамические игры

«Покричать в стаканчик»

«Автомобили» Здесь дается каждому ребенку круглый модуль – руль.

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Подуй на меня»

«Подуй на ватную пушинку»

«Ищем грибы»

  • Игры «понарошку» в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия. Что я наблюдала за своим ребенком? Что меня удивило?

7.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Обними меня, пожалуйста!»

Цель: отработка навыка эффективного взаимодействия с ребенком.

Организационный момент.

Цель: Создание максимально-комфортной обстановки участникам для работы.

Участники рассаживаются в круг: ребенок садится рядом со своей мамой.

1. Приветствие.

Упражнение «Поздороваться разными частями тела»

Упражнения «Импульс»

2. Игровой массаж «Пицца». (Мама сажает ребенка на колени).

3. Разучивание пальчиковых игр - «Есть у бабушки очки»

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: отработка навыка взаимодействия в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Пластилиновый бараш». Затем следует выставка работ.

«Скатываем одеялко»

  • Совместные динамические игры

«Подхватывалки»

«Ворота» Здесь дается каждому ребенку круглый модуль – руль.

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Пеленание»

«Качание деток» на одеялке

  • Игры «понарошку» в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия.

- Что я наблюдала за своим ребенком? Что меня удивило?

7.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Путешествие по комнате

Цель: развитие навыка самоорганизации у родителей и детей.

1. Приветствие.

Упражнения проводят сами мамы, пользуясь шпаргалками инструкций.

Упражнение «Имя и качество». Участники называют свое имя и качество.

Работа с книгой. Ведущий показывает, как можно использовать иллюстрации в книгах для развития речи детей.

3. Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

4. Мини-лекция «Организация пространства для детей»

- безопасность,

- функциональность,

- удобство.

5. Повторение и разучивание пальчиковых игр - «Оладушки», «Дай ладошку», «Есть у бабушки очки».

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

6. Совместные детско-родительские активности.

Цель: отработка навыка взаимодействия в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Коллаж» - наклеивание различных фигур на круг по образцу. Затем следует выставка работ.

«Скатываем одеялко»

  • Совместные динамические игры

«Кочки»

«У медведя во бору»

«Едем на трамвае»

«Тоннель»

  • Игры «понарошку» в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия. Что мне мешает организовывать пространство для ребенка? что помогает?

7. Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «Я пойму, если мне показать!»

Цель: формирование у родителей навыка использование зрительного подкрепления.

1. Приветствие. Поздравление участников с православным праздником.

Упражнения проводят сами мамы, пользуясь шпаргалками инструкций.

Упражнение «Имя». Участники называют свое имя, группа хором повторяет.

Работа с книгой. Ведущий показывает, как можно использовать иллюстрации в книгах для развития речи детей.

Работа с перчаточными куклами. Ведущий просит передавать по кругу перчаточную куклу и озвучивать ее.

3. Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

Здесь дается информация о важности зрительного восприятия для детей. Далее видео-презентация: «Зрительное подкрепление».

Повторение пальчиковых игр (также проводят сами мамы) - «Оладушки», «Дай ладошку», «Есть у бабушки очки».

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: отработка навыка взаимодействия в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Цветик-семицветик» - рисование гуашью и губкой на лепестке. Затем все работы соединяются в общий цветок на большом столе.

  • Совместные динамические игры

«Самолетики»

«Собирание цветов» Здесь дается каждому ребенку круглый модуль – руль.

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Собирание мусора», «Прятки»

«Моя мама» (по принципу «замри-отомри», ограничитель-музыка)

  • Игры «понарошку» в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия. Что у меня получается хорошо? Что мне мешает?

7. Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «Играем по правилам»

Цель: развитие навыка управления поведением ребенка.

1. Приветствие.

Ведущий просит по очереди присоединиться всех к веревочке с колокольчиком, поднять руки вверх-вниз.

Все дети звенят в колокольчик по очереди и называют свое настроение.

2. Повторение и разучивание пальчиковых игр - «Оладушки», «Дай ладошку», «Есть у бабушки очки», «Мы спросили нашу печь».

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

3. Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на

которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем»,

«отдыхаем», «чай» и т.д.

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: оценка развития отношений в паре «родитель-ребенок»

Здесь идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Лепка Бараша из соленого теста» - Родители и дети рассаживаются, получают раздаточный материал, лепят Бараша из соленого теста по образцу. Затем следует выставка работ.

  • Совместные динамические игры

«Замри-отомри» (ограничитель музыка)

«Туннель» (по очереди)

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Моя мама» (с колокольчиком)

«Прятки»

  • Игры в сухом бассейне.

6. Рефлексия.

- Что я наблюдала за своим ребенком? Что меня удивило?

- Что мешает мне справляться с ребенком? Что помогает?

7.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «Я наказан»

Цель: отработка навыка управления поведением ребенка.

1. Приветствие.

Упражнение «Какой я сегодня». Участники называют свое имя и настроение.

Игра «Пол, нос, потолок» Правила игры объясняет сказочный герой.

3. Зрительный план.

Цель: создание единого информационного пространства, принятие правил группы.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

4. Повторение пальчиковых игр - «Оладушки», «Дай ладошку», «Есть у бабушки очки», «Ай, туки..», «Мы спросили нашу печь…».

Ведущий просит посадить детей на колени, повторять слова и движения.

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: оценка развития отношений в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Раскрашивание Бараша» - Участники рассаживаются за столом. Затем следует выставка работ.

  • Совместные динамические игры

«Замри-отомри» (см. приложение)

«Изобрази животное»

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Надувание шариков»

«Собирание цветов»

  • Игры в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия.

- Что я наблюдала за своим ребенком? Что меня удивило?

- Что у меня получается с ребенком? Что мне мешает?

7.Чаепитие.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: Я сам!

Цель: оценка результатов работы группы.

1. Приветствие.

Цель: создание доверительной и комфортной обстановки в группе.

Упражнение «Имя». Участники называют свое имя, группа повторяет имя хором.

2. Мини-лекция: готовность ребенка к детскому саду. Здесь Ведущий говорит о произвольности выполнения инструкций ребенком, о привязанности и автономности. Дается задание наблюдать за ребенком: как выполняет инструкции, как играет «понарошку», «по очереди».

3. Зрительный план.

Ведущий показывает детям и родителям карточки с картинками, на которых изображены виды деятельности с надписями «приветствие», «играем», «рисуем», «отдыхаем», «чай» и т.д.

4. Повторение пальчиковых игр - «Оладушки», «Дай ладошку», «Есть у бабушки очки», «Ай, туки..», «Мы спросили нашу печь…».

5. Совместные детско-родительские активности.

Цель: оценка развития отношений в паре «родитель-ребенок»

Идет видеосъемка. Ведущий предлагает родителям поменяться детьми.

  • Арт-терапевтические упражнения

«Рисование пальчиковыми красками» - Родители и дети рассаживаются, получают раздаточный материал, раскрашивают ладошку и делают отпечаток на листе бумаги.

Затем следует выставка работ.

  • Совместные динамические игры

«Самолетики»

«Собирание мусора »

«Тоннель»

  • Упражнения на взаимодействие в парах

«Подхватывалки»

«Прятки»

  • Игры в комнате психологической разгрузки.

6. Рефлексия.

- Что я наблюдала за своим ребенком? Изменился ли ребенок за время посещения группы?

7.Чаепитие. Цель: содействие взаимоподдержке участников.

ЗАНЯТИЕ 12 (детский праздник)

Материалы к детско-родительским занятиям

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Печь

Мы спросили нашу печь, что сегодня нам испечь.

(Вытягиваем руки вперед, сжимаем и разжимаем кулачки)

Печку мы спросили, тесто замесили.

(Делаем движения изображающие замешивание теста)

Тесто скалкой раскатали, раскатали, не устали.

(Делаем движения вверх - вниз, изображающие раскатывание теста)

Начинили творогом и назвали пирогом.

(Хлопаем в ладошки, изображая формирование пирожка).

Ой, ладушки, ладушки!

Ой, ладушки, ладушки! (хлопаем в ладошки)

Испекли оладушки,

Маслом поливали, (водим пальчиком по ладони)

Детушкам давали: (разводим руками)

(Имя) –два, (показываем 2 пальчика)

И (имя) – два,

Всем дала! (разводим руками)

Славные оладушки (хлопки)

Испекла нам бабушка!

Засолка капусты

Мы капусту рубим, бим, бим, бим.

(Прямыми кистами движения вверх,вниз)

Мы капусту трем, трем, трем,трем.

(Трут трут кулачкам и друг о друга)

Мы капусту солим, лим, лим, лим.

(Как будто щепоткой посыпают солью)

Мы капусту жмем, жмем, жмем, жмем.

(энергично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

(Имитируют движения ложкой по кругу)

В бочки плотно набиваем,

(Прямыми ладонями уминают, сгибая-разгибая локти)

И в подвалы выставляем

(Изображают бочку, закруглив руки)

Ох, и вкусная капуста! (Поглаживают себя по животу)

Здесь у бабушки очки,

(Складываем пальцы в колечки и прикладываем их к глазам, изображая очки)

А тут ее шляпка.

(Соединяем большие у указательные пальцы домиком и прикладываем их к голове)

Любит руки она скрестить

(Скрещиваем руки на груди)

И на колени положить.

(Кладет руки на колени)

Здесь у дедушки очки,

(Делаем пальчиками очки большего, чем у бабушки размера)

А тут его шляпка.

(Делаем шляпку большего, чем у бабушки размера)

Любит руки он согнуть,

(Сгибает руки в локтях)

А потом слегка вздремнуть.

(Закрывает глаза и изображает спящего дедушку).

Ай, туки – туки-туки!

Застучали молотки, (стучат кулаками друг об друга, вверх и вниз)

Заиграли локотки (стучат локтями об колени)

Тук-ток, тук-ток! (снова стучат кулаками)

Скоро вырастет домок! (складывают ладони домиком)

Дай ладошку

Расскажу тебе про кошку.

Вот кулак, (сжимает протянутую руку ребенка в кулачек)

а вот ладошка,(разжимаем кулачек)

На ладошку села кошка

И крадется, и крадется (перебираем по ладошке пальцами)

Видно мышка там живет.

Мама мышку там найдет!(щекочет ребенка)

ДИНАМИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ

«Назови свое имя»

Участники называют по очереди свои имена, имя каждого повторяется хором. Если ребенок не говорит, его имя называет мама.

«Передай мяч соседу»

Ведущий просит участников передавать мяч сидящему справа (слева), называя его имя.

«Я бросаю мяч…(называет имя)»

Участники бросают мяч в круге, называют имя того, кто должен поймать. Мамы помогают детям ловить мяч, эмоционально поддерживают детей.

«Цветок для бабочки»

Каждой паре раздается коврик, бумажные цветы и бабочки, пальчиковые краски. В течение необходимого времени, родители и дети раскрашивают цветы и бабочки. Затем каждая бабочка кладется на цветок того же цвета со словами: «Красная бабочка – на красный цветок» и т.д.

«Поезд»

Все дети и родители встают друг за другом, держа за плечи. «Поезд» движется по периметру комнаты со словами «чух-чух-чух», «ту-ту-у-у».

«Снежиночки, пушиночки»

Все участники выполняют движения и повторяют слова за Ведущим

«Снежиночки-пушиночки на ветру кружились,

снежиночки-пушиночки на землю опустились»

«Собирание цветов»

Ведущий раскидывает искусственные цветы по полу. Затем детей прсят собирать цветы и относить своим мамам.

Упражнения в «сухом бассейне»

Дети забираются в бассейн, мамы просят их по очереди спрятать ручки, ножки, найти шарик определенного цвета и т.д.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. - Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. -М.Просвещение,1991
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология Н., 1996
  3. Гиппенрейтер Ю.Б.. Общаться с ребенком. Как?-Спб.: Речь, 2003
  4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика , коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.- М.:ТЦ Сфера,2005.
  5. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольника.- СПб.: Речь. 2007
  6. Я хочу!: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей/Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. - Кишинев Санкт-Петербург : ВИРТ ДОРВАЛЬ, 1993.
  7. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей // Блиц-педагогика. — М.: Христианская жизнь, 2006.
  8. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?». Москва «ГЕНЕЗИС», 1999
  9. В. Степанов. Учебник для малышей. Животный мир России. ООО «Фолиант Пресс», 2005г., ООО «Издательство «Фламинго»», 2002г.
  10. Что такое хорошо, серия "Для самых маленьких", ,Изд. Самовар
  11. Русские народные сказки, серия «10 сказок малышам», изд. "Проф- Пресс"
  12. Ребятам о зверятах, серия "Для самых маленьких", ,Изд. Самовар
  13. Скороговорки, серия "Для самых маленьких", ,Изд. Самовар
  14. А. Барто, Стихи, Спать пора, серия «Аистенок», изд. ЛИНГ
  15. Ольга Красс, Поступай только хорошо, серия «Читаем малышам», изд. "Проф- Пресс"
  16. Волина В. «Игры в рифме» Издательство: Дидактика Плюс, 1997
  17. Афонькины Е. и А. «Игры с веревочкой», Издательство: «Кристалл», 1997
Ожидаемые результаты

Родители получат знания и научатся использовать в общении с ребенком:

  • установление запретов и необходимых ограничений для ребенка;
  • способы переключения внимания и поведения ребенка;
  • принципы раннего диалога;
  • использование зрительного подкрепления и организации пространства;
  • формирование привязанности в первый год жизни ребенка;
  • использование техники «я – сообщение»;
  • создание выбора для ребенка;
  • совместный фокус внимания с ребенком и контакт глаз;
  • приемы материнского массажа;
  • русские-народные пальчиковые игры для детей.

К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка ( в соответствии с ФГТ ):

  • физически развитый, овладевший основными культурными, гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
  • любознательный, активный - Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых). Проявляет интерес к окружающему миру природы, активно участвует в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), слушает сказки, рассматривает картинки, иллюстрации;
  • эмоционально отзывчивый - Проявляет положительные эмоции на красоту окружающих предметов, музыкальные и художественные произведения, детские спектакли;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - Умеет играть рядом со сверстниками. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
  • способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые правила поведения - Говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания». Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.





Анализ результатов проекта и выводы

Программа для родителей с детьми раннего возраста "Я и мой ребенок"реализуется на территории г.Арзамаса и Арзамасского района с 2010 года. Программа наиболее востребованная услуга среди молодых семей с детьми раннего возраста. а также пользуется успехом у родителей, которые готовят ребенка к посещению детского сада. За все время действия программы в ней принимало участие около 800 семей.

Родители заинтересованы в получении новых знаний и навыков взаимодействия с детьми.

По результатам повторных диагностик по итогам прохождения программы наблюдается стойкое уменьшение негативного и увеличение позитивного взаимодействия в паре «родитель-ребенок»

Родители отмечают наиболее полезную информацию и применяют в своих семьях:

  • контакт глаз и совместный фокус внимания;
  • зрительное подкрепление;
  • переключение поведения ребенка;
  • технику «Я – сообщение»;
  • технику установления запретов и ограничений;
  • пальчиковые игры для детей;
  • создание иллюзии выбора для ребенка.

Еженедельные занятия с детьми помогают всестороннему развитию ребенка раннего возраста.

По результатам диагностики развития детей RCDI наблюдается стойкое снижение уровня отставания в развитии детей в социальной области, самообслуживании, развитии речи.

Родители маленьких детей сообщают о том, что:

  • дети стали лучше есть, спать, говорить,
  • понимать старших,
  • сами родители переставали шлепать своих детей.