Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1147
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учётом потребности детей и заказов родителей.

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области “Физическое развитие” предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Одной из главных задач физического развития детей дошкольного возраста является развитие у них жизненно необходимых движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Среди перечисленных видов лазание занимает одно из важных мест в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Умение выполнять лазание формируется на втором году жизни, т.е. раньше многих других основных движений/

Основу лазания определяет развитие координационных способностей. Лазание осуществляется с участием работы мышц спины, брюшного пресса, рук, ног. Упражнения в лазание способствуют формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики рук, укреплению мышц стопы .

В дошкольных образовательных учреждениях обучению различным способам лазания уделяется недостаточное внимание. Связано это с тем, что в теории и методике физического развития детей дошкольного возраста слабо разработаны методические аспекты обучения детей лазанию, недостаточно изучены биомеханические особенности выполнения детьми движений данного рода. Поэтому методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста лазания является актуальной.

В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос – методические особенности освоения детьми дошкольного возраста лазания.

Цель проекта: разработать (предложить) педагогическую систему освоения детьми дошкольного возраста лазания.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме проекта

2. Систематизировать использование лазания в ходе физкультурных занятий

3. Осуществить подбор средств и методов для освоения детьми дошкольного возраста лазания

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по теме проекта;

- моделирование;

- педагогическое наблюдение.

Подробная инструкция

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель.

Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.

Так, к примеру, реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.

В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В Стандарте целевые ориентиры даются для детей:

-раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту),

-старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

Целевые ориентиры на каждом этапе, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазание, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Одной из главных задач физического развития детей дошкольного возраста является развитие у них жизненно необходимых движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Именно в них проявляется двигательная активность детей, которая имеет большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Среди перечисленных видов лазание занимает одно из важных мест в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Упражнения в лазание способствуют формированию правильной осанки, развитию мелкой моторики рук, укреплению мышц стопы.

Лазание - это циклическое движение. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.

Программа физического воспитания в детском саду ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

При обучении лазанью в детском саду предусмотрены следующие программные требования.

Первая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3 - 4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20 - 30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 40 - 30 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке - стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

Вторая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке - стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Средняя группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние -10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Старшая группа. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3 - 4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Подготовительная группа. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50 - 35 см). Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

Методика обучения лазанью в разных возрастных группах. Лазанье проводится на лесенке - стремянке, гимнастической стенке, вышке, наклонной лестнице, по веревочной лестнице, канату.

С конца первого года используется наклонная лесенка - стремянка. Она более устойчива: наклон ее позволяет распределять тяжесть тела на руки и ноги и детям легче переставлять ноги с рейки на рейку.

С третьего года жизни вводится лазанье по вертикальной стенке.

В дошкольном возрасте используются одноименный и разноименный способы передвижения по стенке, приставной и переменный (чередующийся) шаг. При одноименном способе движение начинается с одноименных рук и ног (правой рукой и правой ногой; левой рукой и левой ногой). При разноименном способе лазанье осуществляется перекрестным движением рук и ног, т. е. одновременно правой рукой и левой ногой; левой рукой и правой ногой. При использовании разноименного приставного шага ребенок берется левой рукой за рейку и приставляет к ней правую руку; затем ставит левую ногу на следующую рейку и к ней приставляет правую ногу. При одноименном способе ребенок левую руку и левую ногу ставит на следующую рейку и затем к ним приставляет одновременно правую руку и правую ногу. При слезании с пособия сначала переставляются ноги, а потом руки. При переменном шаге ноги ставят через одну рейку.

В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом. Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

В старших группах дети сами определяют скорость лазанья в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо и по диагонали, вправо и влево. При переходе прямо (на одном уровне), вправо сначала нужно переставить правую руку и правую ногу, затем приставить левую руку и левую ногу или перенести поочередно сначала обе руки, потом обе ноги.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз. Эти упражнения вводятся со средней группы. Дети передвигаются приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу.

В старших группах переход выполняется прямо на высоте 4 - 6 реек, а также переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону.

Перелезание через лесенку - стремянку на другую сторону используется со средней группы. В старших группах перелезание через верх стенки на другую сторону дается при условии, если обе стенки открыты для подхода к ним. Воспитатель страхует детей со стороны спуска.

Лазанье по канату дается в старших группах. Оно проводится с помощью рук и ног в три приема, из исходного положения вис на прямых руках. Первый прием - согнуть ноги вперед и захватить канат коленями и стопами (подъемом одной и пяткой другой ноги), руки слегка согнуть. Второй прием - не ослабляя захвата ногами, разогнуть (выпрямить) их (отталкиваясь), одновременно сгибая руки и подтягивая тело вверх. Третий прием - сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватить руки вверх до их полного выпрямления и принять исходное положение. При этом способе нагрузка падает не только на мышцы рук и плечевого пояса, но и на мышцы ног. В связи со слабостью костно - связочного аппарата, недостаточной силой мышц рук в дошкольном возрасте не рекомендуется лазанье по канату на одних руках без помощи ног (это может вызвать статическое напряжение мышц, растяжение суставов, связок). При обучении лазанью по канату большое место занимают подводящие упражнения. В старшей группе сначала дают упражнение на освоение захвата и перехватывания каната руками: сидя на мате, держась за канат руками, перехватывая руки, перейти на вис лежа, или подняться на носки и перейти на вис стоя; стоя у каната, захватив его руками на уровне груди или из положения присев, перехватывать канат руками как можно выше, перейти в вис стоя; в висе лежа переступать по полу ногами вправо (влево); захватить канат руками над головой, на короткий момент оторвать ноги от пола (повиснуть); в висе лежа отпускать то одну, то другую руку. Освоить захват каната ногами помогают упражнения: сидя, захватывать канат ступнями (подошвами ног); захватывать канат ступнями ног в висе вертикально (воспитатель придерживает конец каната). При обучении лазанью целесообразно использовать канат с накладками (узлами), расположенными на расстоянии 15- 20 см друг от друга. Накладка на канате создает опору для ног и помогает осваивать перехват руками и ногами. После этого дается лазанье по канату без накладок. Во время лазанья по лесенке - стремянке, гимнастической стенке, веревочной лестнице, по канату воспитатель обеспечивает страховку и оказывает необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Методическая разработка освоения детьми дошкольного возраста лазания

на физкультурных занятиях в ДОУ

Вид двигательной деятельности: лазание

Возрастная группа

Задачи освоения

Применяемые средства

Методы и методические особенности освоения

Создание развивающей предметно–пространственной среды

Младший дошкольный возраст

- Способствовать развитию крупных и мелких групп мышц.

- Воспитывать умение преодолевать препятствия разными способами.

- Воспитывать смелость, ловкость и т.д.

- Встать лицом к кубу (ящику), опрокинутому вверх дном, высотой 15 см, подняться на него и сойти вниз.

- Проползти в упоре стоя на коленях по доске, лежа­щей на полу, до ее конца, подняться и хлопнуть в ладони над головой.

- Подойти к веревочке, привязанной к двум стульям на высоте 40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, подлезть под нею.

- Стать лицом к гимнастической стенке (лесенке), подняться на 1 -1,5 м и, не пропуская перекладин, опус­титься вниз.

Дети влезают на стенку удобным для них способом. Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы). Во время лазанья воспитатель обеспечивает страховку и оказывает необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Необходимое количество физкультурного оборудования (инвентаря) и его продуктивное использование на физкультурных занятиях.

Спортивный инвентарь должен соответствовать возрастным особенностям детей, антропометрическим показателям, технике безопасности при его использовании.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, важно, чтобы оно было ярким, разнообразным по форме и фактуре, чтобы была возможность его комплектования, в зависимости от поставленных задач. ( Куб (ящик) высотой 15 см., доска, верёвочка, два стула).

Средний дошкольный возраста

- Повышать у детей уверенность в своих силах, способствовать совершенствованию координации движений.

- Проползти в упоре стоя на коленях к мячу, который лежит на полу на расстоянии 4 м от начала движения. Взять мяч, подняться и подбросить его над головой не­сколько раз.

- Проползти в упоре стоя на коленях до середины бревна (скамейки), пролезть в обруч, который держит взрослый вертикально к бревну, доползти до его конца и сойти вниз.

- Стать лицом к гимнастической стенке, подняться попеременным шагом на 1,5—2 м, приставным шагом перейти в сторону на следующий пролет и опуститься вниз.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется прямо и по диагонали, вправо и влево. При переходе прямо (на одном уровне), вправо сначала нужно переставить правую руку и правую ногу, затем приставить левую руку и левую ногу или перенести поочередно сначала обе руки, потом обе ноги. Дети передвигаются приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу.

Мяч, бревно (скамейка), обруч, гимнастическая стенка.

Старший дошкольный возраст

Формировать умение детей самостоятельно находить оптимальный способ действия (самостоятельное решение задачи).

- Проползти по-пластунски 4-5 м.

- Подойти к бревну и перелезть через него произвольным способом.

- Пролезть между 3-4 перекладинами гимнастичес­кой стенки.

- Стать лицом к гимнастической стенке, подняться до ее вершины (до 2,5 м), перелезть на противоположную сто­рону и опуститься вниз.

Дети сами определяют скорость лазанья в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. переход выполняется прямо на высоте 4-6 реек, а также переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону

Бревно, гимнастичес­кая стенка.


Ожидаемые результаты

Применение методики в практике

Анализ результатов проекта и выводы

Результаты представленного проекта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению методической разработки освоения детьми дошкольного возраста лазания на физкультурных занятиях в ДОУ.

Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением.

Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь. Многие положительные и отрицательные качества человека имеют свое начало именно в детском периоде.

Из выше рассмотренного вытекают выводы:

1. ФГОС ДО является документом из которого следует, что образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта. Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

2. Физическое развитие детей дошкольного возраста не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

3. В дошкольном возрасте происходит активное освоение у детей жизненно необходимых движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Именно в них проявляется двигательная активность детей, которая имеет большое значение для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Среди перечисленных видов лазание занимает одно из важных мест в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений.

4. Разработанная методика позволяет освоить детьми дошкольного возраста лазание на физкультурных занятиях в ДОУ.