Наверх

Проекты победителей

Заявка № 114
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Ниже будет представлена примерная программа семинаров-тренингов для родителей (педагогов) «Родом из детства». Это проект в области: вовлечение семьи, индивидуализация.

Индивидуальность и инициатива участников поддерживается за счет: добровольности участия, возможности включения в семинары ответы на конкретные запросы участников, связанный с их собственным личностным развитием или особенностями детско-родительских отношений с ребенком.

Эмоциональное благополучие участников обеспечивается за счет большого количества ресурсной работы - по активизации или формированию поддерживающих отношений в родительской группе, и в паре ребенок - родитель.

Вариативность образовательного процесса обеспечивается тем, что содержание программы варьируется в зависимости от запросов конкретной группы, а также групповой и индивидуальной динамики отдельных ее участников.

Цель: Повышение личностного потенциала педагогов и родительской компетентности за счет осознания личностных особенностей и повышения степени принятия и самоуважения.

Задачи:

  • формирование у педагогов и родителей мотивации на осознание личностных ресурсов и проблем, активизирующихся в процессе взаимодействия с детьми
  • формирование умений и навыков работы с эмоциями (распознавать собственные эмоции и стоящие за ними потребности, принимать их, находить способы их удовлетворения; управлять своими эмоциями; принимать «тяжелые» эмоции детей, ).
  • формирование и развитие способности видеть, распознавать, понимать и отвечать на потребности ребенка
  • развитие умений и навыков, необходимых для работы с детьми дошкольного возраста; умение сопровождать ребенка в трудные периоды его жизни.
  • предоставление возможности прочувствовать (как на когнитивном, так и на эмоциональном уровнях) специфику детского возраста.

Методы:

  • индивидуальные консультации родителей (педагогов) по вопросам развития и воспитания ребенка, а также личностных сложностей и проблем, возникающих при этом.
  • групповые семинары тренинги для родителей (и отдельно для педагогов), направленные на осознание собственного детского опыта и его влияния на актуальные отношения с детьми; осознание себя в процессе личностного или профессионального общения; совершенствование навыков взаимодействия с детьми
  • психотерапевтическая проработка личного травматического опыта родителей (педагогов), препятствующего эффективному взаимодействию с детьми
  • просветительская работа с родителями и педагогами по вопросам особенностей эмоциональной жизни ребенка дошкольного возраста, важности становления и подкрепления надежной привязанности у ребенка; влияния личности родителя (педагога) на формирование личности ребенка и его межличностной компетентности
Подробная инструкция

Примерная программа семинаров-тренингов для родителей (педагогов) «Родом из детства»


1. Мотивация на совершенствование контакта с ребенком. Потребности ребенка и способы их выражения ребенком дошкольного возраста. «Детские» потребности родителя (педагога), актуализирующиеся в процессе взаимодействия с детьми. Открытие «белых пятен» и ресурсов собственного детства в общении с ребенком. Методы восполнения неудовлетворенных детских потребностей у взрослого человека.

2. Роль взрослого в развитии ребенка. Теория привязанности. Виды привязанности. Условия формирования надежной привязанности. Виды ненадежной и нарушенной привязанности. Влияние сформировавшейся у взрослого привязанности на его отношения с ребенком. Эмпирическое определение типа привязанности. Способы, методы и подходы к коррекции или компенсации ненадежной привязанности у взрослого и ребенка.

3. Игровое взаимодействие с ребенком. Установление и поддержание контакта с ребенком в процессе игры. Следование за ребенком в игре. Отражение его чувств, актуальных состояний. Восприятие и понимание взрослым потребностей ребенка, проявляющихся в игре. Поддержка и помощь ребенку в поиске способов разрешения трудностей или удовлетворения актуальной потребности в процессе игры. Присвоение ребенком нового корригирующего эмоционального опыта при игровом взаимодействии со взрослым.

4. Когда с ребенком трудно. Основные эмоциональные блокады при общении с ребенком: раздражение, скука, злость, вина и пр. Их интрапсихические и межперсональные источники, диагностическое значение. Работа со страхом и агрессией. Их защитное значение, потребности, стоящие за страхом и агрессией. Способы и методы их социально приемлемого выражения.

Эмоциональное выгорание родителей и педагогов. Способы распознавания, предупреждения и снижения негативных последствий выгорания.

5. Ребенок с ограниченными возможностями. Л.С. Выготский о воспитании и обучении детей с нарушениями развития. «Не менее развитой, а иначе развитой». Учет при взаимодействии с ребенком «компенсаторных: замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка», а не только вида, степени и тяжести недостатка. Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и патологии: поступательность, переход количественного в качественное.

Поддержка родителей ребенка с ограниченными возможностями. Принятие ситуации развития ребенка, снижение чувства вины. Внутренние и внешние ресурсы. Пути и методы их активизации.

Распознавание и отклик на потребности ребенка с ограниченными возможностями.

6. Вовлечение семьи. Работа с семьей и ближайшим окружением ребенка. Влияние расширенной семьи на развитие ребенка. «Эмоциональное наследие» в семье. Травмы и ресурсы. Их влияние на актуальную ситуацию развития ребенка. Методы выявления и работы с «эмоциональным наследием» семьи в целях оптимизации условий развития ребенка.

7. Ранние детские дефициты. Их проявление и методы выявления. Методы телесной терапии в компенсации и восполнении ранних детских дефицитов у взрослого и ребенка. Способы предупреждения и коррекции ранних детских дефицитов у детей. Поиск и активизация ресурсов.

Травма. Подходы в терапии травмы.

8. Групповая работа с детьми, направленная на оптимизацию социализации ребенка. Проявление в группе личностных особенностей ребенка и специфики отношений в его семье. Защита и ведение взрослым при спонтанном и организованном взаимодействии детей друг с другом. Методы разрешения противоречий: один – вместе, брать – отдавать, быть самостоятельным и независимым – принадлежать группе. Доверие. Условия его формирования. Методы выявления нарушенного доверия и получение нового эмоционально корригирующего опыта.

9. Психосоматика у детей. Психологическое значение психосоматических симптомов. Их защитная функция. Выявление нереализованной потребности, стоящей за симптомом. Поиск способа ее удовлетворения. Игровая терапия при психосоматике.

Как много можно рассказать ребенку. Кризисы и утраты в жизни ребенка. Поддержка и сопровождение.

10. Праздник в жизни ребенка. Повышение качества психо-эмоциональной жизни ребенка. Отклик на потребность в радости. Выявление и адекватные способы удовлетворения потребностей и желаний ребенка. Подготовка и организация дня, наполненного радостью и весельем. Обеспечение простора для самостоятельной, активной, разнообразной деятельности детей в процессе праздника. Традиции и обычаи семьи.

Ожидаемые результаты
  • Педагоги, пройдя путем проживания, «прочувствования» собственных ресурсов и блоков в соответствующие периоды их собственного развития, становления, взросления смогут создать и реализовать в дошкольном детском учреждении особые эмоционально-личностные условия, позволяющие оптимизировать развитие детей
  • Получение родителями и педагогами дошкольной системы образования и воспитания доступа к собственным детским частям как личным ресурсам,
  • преодоление родителями и педагогами собственного сопротивления и трудностей, возникающих при взаимодействии с детьми,
  • восполнение у родителей и педагогов дефицитов и создание ресурсов, необходимых для стабильности и эмоциональной устойчивости в процессе взаимодействия с детьми.
Анализ результатов проекта и выводы

При реализации проекта в государственных и частных учреждениях для детей дошкольного возраста:

  • повышается личностная зрелость родителей и педагогов,
  • повышается мотивация педагогов и вовлеченность родителей в создание условий, оптимизирующих развитие детей.
Видео-интервью