Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1707
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

ПРОГРАММА

по гармонизации детско-родительских отношений

в диаде мама (папа) – ребенок

«ХОРОШО ТАМ, ГДЕ МЕНЯ ПОНИМАЮТ»

Целью данной программы является профилактика нарушений в сфере детско-родительских отношений, решение проблем развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер ребенка.

Необходимость реализации данной программы обусловлена решением ряда задач:

- Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста;

- Развитие коммуникативных навыков у детей путем взаимодействия в паре с родителем (законным представителем);

- Развитие познавательной и двигательной активности детей дошкольного возраста;

- Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Научные, методологические и методические основания программы.

В отечественной практике оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), столкнувшимся с трудностями во взаимодействии с детьми, работа психолога в основном сводится к консультативной работе и выработке рекомендаций. Анализ научно-методической литературы позволил выявить небольшое количество исследований, касающихся работы с детско-родительской парой, это, в свою очередь, свидетельствует об актуальности работы психолога в данном направлении. К числу исследователей, занимающихся вопросом работы с детско-родительской парой, относятся: А. Адлер, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, А. Фрейд).

Методологические и теоретические основы работы с детско-родительской парой составили следующие психолого-педагогические принципы реализации программы:

- Принцип индивидуальности предполагает учет типа детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребенка;

- Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей и психологических особенностей ребенка;

- Принцип наглядности предполагает демонстрацию упражнений, моделирование ситуаций, игр, подтверждая объяснение, помогает ребенку их выполнить;

- Принцип систематичности и последовательности предполагает непрерывность, регулярность, планомерность процесса обучения, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;

- Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Методы и приемы работы: психологические упражнения и игры, сюжетно-ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, пескотерапия, психогимнастика, релаксация.

Подробная инструкция

Программа «Хорошо там, где меня понимают» представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логической последовательности.

Содержание занятий составлено с учетом возрастных особенностей детей 4 - 6 лет. Программа строится на основе игровых упражнений, направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений: установление эмоциональных связей, формирование навыков эффективного взаимодействия между родителем (законным представителем) и ребенком, предупреждает возникновение нарушений развития эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер.

Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра, именно этим обусловлен выбор игровой подачи коррекционно-развивающего материала. Игра – эффективная форма коррекции детско-родительских отношений, психического развития ребенка. Игра способствует воссозданию самых различных отношений и связей в системе «ребенок-родитель». Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на:

- Создание позитивного настроя на работу;

- Формирование умения выразить свои чувства словами;

- Формирование согласованности действий;

- Формирование умения работать в паре;

- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

- Формирование эмпатийного общения;

- Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Структура и содержание программы (перечень и описание программных мероприятий).

Структура программы (этапы реализации):

1. Диагностический этап проводится на первой встрече и на заключительном занятии психолога с детско-родительской парой. Цель: диагностика стиля семейного воспитания, особенностей межличностных отношений в семье, уровня развития коммуникативных навыков у детей.

Диагностические методики для родителей: опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) (Приложение 1), опросник измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера (Приложение 2), тест – опросник родительского отношения (Приложение 3).

Диагностические методики для детей: методика кинетический рисунок семьи (КРС) Р. Бернс, С. Кауфман (Приложение 4), методика «Три дерева» Э. Клессман (Приложение 5), методика «Лесенка» В.Г. Щур (Приложение 6), цветовой тест Люшера (для детей 5-6 лет) (Приложение 7).

2. Коррекционно-развивающий этап. Цель: гармонизация детско-родительских отношений, формирование навыков эффективного взаимодействия. Коррекционно-развивающий предполагает реализацию программного материала в работе с детско-родительской парой.

3. Завершающий. Цель: оценка эффективности проведенной работы, рефлексия полученного опыта. Завершающий этап включает в себя семинар-практикум для детско-родительских пар, окончивших работу по программе и обратную связь (заполнение родителями анкеты по оценке эффективности работы в детско-родительской паре) (Приложение 8).

Структурные компоненты занятий:

Программа включает в себя 15 коррекционно-развивающих занятий продолжительностью 20 – 25 минут и заключительный семинар-практикум «Мы вместе!».

Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов в кабинете педагога-психолога.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

1 часть «Вводная». Цель вводной части занятия - установление эмоционального контакта между участниками мини-тренинга, настрой на совместную работу. Основные упражнения данной части – приветствия, и игры с именами.

2 часть «Рабочая». Цель рабочей части занятия – раскрытие основной смысловой нагрузки занятия. Основные упражнения – этюды, игры, направленные на развитие коммуникативной и эмоционально-личностной сфер ребенка (элементы сказкотерапии с импровизацией, элементы психодрамы и арт-терапия, психогимнастические упражнения).

3 часть «Завершающая». Цель завершающей части занятия – закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные упражнения – методы релаксации, ритуалы завершения занятия, артерапия, музыкотерапия).

Сроки реализации программы.

Занятия с детско-родительской парой проводятся по мере поступления запроса на работу с возникшими трудностями в детско-родительских взаимоотношениях, проблемах в развитии эмоционально-волевой и коммуникативно-личностной сфер ребенка.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые):

- Налаживание детско-родительских отношений;

- Овладение родителями некоторыми приемами эффективного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста;

-Формирование умения у родителей замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;

- Умение родителей уважать желания и потребности ребенка;

- Умение родителей быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Анализ результатов проекта и выводы

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

Психолого-педагогическая программа утверждается заведующим муниципального бюджетного образовательного учреждения и принимается педагогическим советом ДОУ. Контроль за реализацией программы осуществляется руководителем муниципального бюджетного образовательного учреждения.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

По завершении реализации программы педагог-психолог проводит выходную диагностику, знакомит с результатами родителей.

Для оценки эффективности программы рассматривается динамика изменения следующих показателей:

- доминирование в родительском отношении к ребенку «принятия», «кооперации»;

- снижение отклонения цветопредпочтения от аутогенной нормы (по методике Люшера);

- снижение процентного показателя тревожности (по методике Люшера);

- сформированная адекватная самооценка (по методике «Лесенка»).

Видео-интервью