Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1985
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Моя практика работы учителем-логопедом в группе дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, и поиск путей организации их образовательной и увлекательной жизни в детском саду, творческое и научное содружество в течение длительного времени с педагогами и родителями воспитанников способствовали воплощению вариативности процессов коррекционного обучения и воспитания в проектной деятельности «Из проекта в проект шагаем – речевые навыки развиваем».

Проходя осознанно каждую ступеньку одного проекта, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт каждой деятельности совместно с участниками, у меня сразу же возникала идея создания нового проекта:

  • «Мир наших увлечений».
  • «В театр пальчиков и языка играем- сопряженную гимнастику выполняем»
  • «Игровой тренинг по проговариванию скороговорок»
  • «В игры играем - речь развиваем»
  • «Музей веселой азбуки»
  • «Филькина грамота» с применением игрового пособия В.Воскобовича « Конструктор букв»

На мой взгляд, важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание знаний детьми». «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - «присваивает» знания и опыт.

Дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи трудно закреплять свои речевые навыки, а учителю-логопеду – организовать наблюдение за их речевым развитием, сделать этот процесс увлекательным и интересным занятием.

Как отмечал Л.С. Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства… органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу».

Актуальность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием компетентности родителей в вопросах коррекционного процесса.
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели логопедической группы.

Ценность проекта: реализация инновационной деятельности «Из проекта в проект шагаем - речевые навыки развиваем» позволит обобщить педагогический опыт работы учителя-логопеда.

Цель проекта: оказание логопедической помощи детям, обеспечивающей индивидуальный подход, включая инклюзию, на фоне эмоционального благополучия и повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) заинтересованных вопросах коррекционного развития дошкольников.

Задачи:

  • Установить контакт с семьями воспитанников.
  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Заинтересовать родителей в процессе участия в индивидуальных и совместных мероприятиях группы.
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Подробная инструкция

Вступление

В логопедическую группу попадают ребята пяти лет с тяжелыми нарушениями речи и мы выпускаем их в школу, спустя два года. Для анализа речевых нарушений, понимания речевого генеза, в начале учебного года провожу анкетирование родителей: сбор анамнестических данных о раннем развитии дошкольников, о наследственных факторах, времени обнаружения трудностей в овладения ими речью, о предпринимаемых ими действиях и ожидаемых результатах коррекционной работы. В анамнезе у дошкольников тяжелые нарушения речи осложнены рядом сопутствующих диагнозов: ЗРР (задержка речевого развития), ММД (минимальная мозговая дисфункция), СГДВ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), задержка психического развития, дизартрический компонент, билингвизм, встречаются случаи двухсторонней тугоухости.

Параллельно провожу логопедическую диагностику и индивидуально знакомлю родителей с действительным состоянием речи каждого ребенка на момент обследования. Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья выясняются причины инвалидности, при наличии билигвизма уточняю, на каком языке происходит общение в кругу семьи.

В моей практике имел место несколько раз такой вариант инклюзивного образования и воспитания как постоянная и полная интеграция ребенка с двухсторонней тугоухостью, но с проведенной кохлеарной имплантацией. Вся совместная работа была направлена на успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социуме, в сочетании с развитием механизмов, укрепляющих здоровье ребенка.

Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе, но без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно гармоничное развитие личности дошкольника. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс и уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения, позволяют значительно повысить эффективность работы. Считаю, что взаимодействие с семьей, не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и ненавязчивый, опосредованный контроль либо обратная связь. Свое общение с родителями дошколят строю по принципу: «Родитель не гость, а полноправный член команды ДОУ».

Но не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе воспитания своих ребят. Поскольку, современный родитель не захочет слушать назидательных докладов педагога, стараюсь строить свое общение, привлекая родителей к обсуждению проблем, развитию духа плодотворного сотрудничества.

Наиболее эффективными считаю индивидуальные формы работы, поскольку они позволяют установить более тесный контакт с родителями, а также творческие гостиные, игровые тренинги и мастер-классы, когда родители, не только присутствуют на занятиях, но и отрабатывают совместно с педагогом и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи.

Всегда родители сами предлагают помощь в организации фото и видеосъемки самых интересных событий из жизни нашей группы.

Известно, что в дошкольном возрасте эмоциональное благополучие является важнейшим достижением в развитии личности, поэтому эмоциональное раскрепощение в процессе коррекционного обучения особенно актуально для детей с тяжелыми нарушениями речи. Бесспорно одно: эффективность познавательной деятельности таких детей теснейшим образом связана с их эмоциональным благополучием и в известной мере обусловлена им. Эмоциональное же благополучие же в свою очередь зависит от условий жизни ребенка, его индивидуальных особенностей. Еще Лев Семенович Выготский говорил о том, что наиболее приятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности и социализации.

В нашу группу приходят дошкольники из нескольких средних групп. Многие дети и родители не знакомы между собой, да и нам хочется поближе узнать о своих воспитанниках. Чтобы быстрее сплотить коллектив, мы организовываем всевозможные встречи в нашей группе. В начале учебного года у нас проходит первая встреча с родителями на тему «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада и семье». Для выявления представления родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия, за неделю до встречи родителям предлагался опросный лист, разработанный мною:

  • С каким настроением идет Ваш ребенок в детский сад?
  • В чем вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад? (трудности в отношении с педагогом, со сверстниками, привязанность к матери, позднее засыпание вечером, другие причины)
  • С кем из детей группы Ваш ребенок чаще общается?
  • Рассказывает ли о своих взаимоотношениях с детьми?
  • Жалуется ли на сверстников?
  • Причины: дети не принимают в игру, обижают, не хотят дружить, отнимают игрушки.
  • Чтобы вы хотели изменить в отношениях вашего ребенка со сверстниками?
  • Как ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей?
  • Как у вашего ребенка складываются взаимоотношения со взрослыми?
  • Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду? (прямого влияния не оказывают, благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду)

Метод танцевальной психотерапии использовался нами при проведении встречи с родителями. Для установления эмоциональных связей родителям вместе с детьми и педагогами предлагается встать в круг, взявшись за руки и выполнять под музыку простейшие танцевальные движения. По желанию кто-то из участников данной игры выходил в круг, выполнял роль ведущего, придумывал для всех движения. Как известно, танцы в кругу способствуют свободе выражения чувств, установлению эмоциональных контактов педагога-детей-родителей, вызывают ощущение радости, психологического комфорта.

Изучив мнение родителей по данной проблеме, мы способствуем формированию партнерских отношений в совместной деятельности, способствующих развитию у воспитанников активности, самостоятельности, умения принять решения, у неуверенных в себе детей- пробовать делать что-то, не боясь, что не получится, всячески поддерживать все их инициативы и начинания.

Проект «Мир наших увлечений»

Встречаясь утром с ребятами, заметили, что они редко приходят в группу с пустыми руками, а приносят с собой фантики от конфет, камешки, магнитики. Интерес к данному увлечению наших воспитанников побудил нас к реализации проекта «Мир наших увлечений» (см. приложение №1)

Актуальность. Организация такой деятельности позволяет педагогам, воспитанникам и родетелям подробнее узнать о семейных интересах и изучить увлечения сверстников и взрослых.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: короткосрочный.

Участники проекта: дети логопедической группы «Буратино», учитель- логопед, педагоги группы, родители воспитанников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область: познавательное развитие ребенка.

Цель проекта: развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи проекта

Коррекционно – образовательные задачи

Для учителя- логопеда и воспитателей группы:

  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи через коллекционирование.

Для дошкольников:

  • Актуализация и обогащение словаря детей по всем лексическим темам.
  • Формирование умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, обобщать предметы по сходным признакам, анализировать и делать выводы.
  • Отрабатывние слоговой структуры слова и лексико-грамматических категорий.
  • Упражнение в дифференциации понятий «фамилия-имя-отчество».
  • Формирование вопросно-ответной функции речи, развитие связной речи.

Для родителей:

  • Формирование понятия «Лексическая тема» и ее виды.

Коррекционно – развивающие задачи

Для учителя- логопеда и педагогов группы:

  • Развитие интереса у дошкольников и родителей к созданию совместной выставки коллекций.
  • Осуществление индивидуального подхода при опросе родителей.

Для дошкольников:

  • Развитие связного речевого высказывания, повышение уровня речевой культуры.
  • Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства.
  • Обогащение эмоциональной сферы.
  • Расширение кругозора, любознательности.
  • Развитие социальных навыков, коммуникативной компетентности ребенка в процессе коллекционирования.

Для родителей:

  • Развитие духа сотрудничества, партнерских отношений родители-дети- педагоги в совместной организации жизни группы.
  • Профессиональный рост и удовлетворенность работой.
  • Воспитание бережного отношения к своим и чужим экспонатам.
  • Формирование интереса у родителей к совместной деятельности с детьми по подбору материала.
  • Разработка анкет и устный опрос родителей на предмет наличия коллекции.
  • Рассматривание энциклопедий, чтение художественно-познавательной литературы, просмотр видеофильмов.
  • Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа сотрудников детского сада.

Коррекционно – воспитательные задачи

Для учителя-логопеда и педагогов группы:

  • Профессиональный рост и удовлетворенность работой.

Для дошкольников:

  • Воспитание бережного отношения к своим и чужим экспонатам.

Для родителей:

  • Формирование интереса у родителей к совместной деятельности с детьми по подбору материала.

Этапы реализации проекта

1-й этап подготовительный

Для логопеда и педагогов группы:

  • Разработка анкет и устный опрос родителей на предмет наличия коллекции.

Для дошкольников и родителей:

  • Рассматривание энциклопедий, чтение художественно-познавательной литературы, просмотр видеофильмов.
  • Встречи с интересными людьми - коллекционерами из числа сотрудников детского сада.

2-й этап продуктивный

Для логопеда и педагогов группы:

  • Определение цели, постановка задач, изучение литературы.
  • Сбор коллекционного материала в группе.
  • Подготовка шаблона для интервью учителем-логопедом:
    • Представьтесь, пожалуйста (имя-фамилия для ребенка, имя-отчество для родителя).
    • Назовите свою коллекцию.
    • Сколько у вас экспонатов в коллекции?
    • Когда и почему появился первый предмет в вашей коллекции?
    • Чем отличаются такие одинаковые и в тоже время разные предметы?
  • Оформление презентации и подбор рифмовок-стихов к каждой коллекции.
  • Применение конкретной коллекции на занятиях при изучении лексических тем.

Фрагмент непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы с использованием коллекции колокольчиков на тему «В мире звуков»

Логопед: Колокольчик зазвени

В мир звуков нас перенеси (звенит колокольчик).

Логопед: Сегодня мы будем говорить только на языке звуков.

Ребята, вы слышали где-нибудь звук колокольчиков?

Дети: В церкви, сани с колокольчиками, в оркестре, на колпаке у скомороха, в школе (на празднике).

Логопед: Как получается звук у колокольчика? (У колокольчика есть язычок, он ударяется о стенку, получается звук)

Игра «Из чего какой?»- Я вам принесла целую коллекцию.

Давайте рассмотрим: если колокольчик изготовлен из соломы - соломенный,

(металлический, хрустальный, стеклянный, пластилиновый, глиняный, фарфоровый, железный).

Как вы думаете, они звучат одинаково?

Дети берут колокольчики, звонят в них, определяют, какой звук у каждого?

Логопед: Сегодня мы с вами познакомились с колокольчиками разными по звучанию, как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей)

Звук колокольчика зависит:

а)от материала, из которого он изготовлен: если материал мягкий- то звук не слышен, а если твердый- то звук сильный. Звук не отражается от мягких предметов и не возвращаются к нам.

б) от размера: маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, большой колокол - звучно, громко и важно. А происходит это потому, что от звучания маленького колокольчика отходят маленькие волны, а от большого колокола - большие. Это волны звуковые, и потому невидимые.

Логопед: Скажите, колокольчик - это какой инструмент? (музыкальный), он издает- какой звук?- музыкальный звук.

Сопряженная гимнастика «Колокольчик звенит»

Руки в замок, указательный палец вниз

Динь-дон, динь-дон колокольный перезвон.

Для детей и родителей:

  • Предоставление коллекций для выставки.
  • Подготовка интервью.

3-й этап - результативный

Для учителя- логопеда:

  • Распространение педагогического опыта:
  • Оформление выставки.
  • Встреча детей, родителей, педагогов в клубе «Юных коллекционеров».
  • Интервью на тему «Как зародилась их коллекция».
  • Обмен мнениями между участниками встречи.

Публикация на Всероссийском образовательном сайте «Логопедический портал» Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе на тему «Путешествие с тигром по стране звуков» (ссылка htt://LogoPortal, ru/konspekt- 12624/html 2015)

Для педагогов группы, дошкольников и их родителей:

  • Оформление выставки.
  • Встреча детей, родителей, педагогов в клубе «Юных коллекционеров».
  • Интервью на тему «Как зародилась их коллекция».
  • Обмен мнениями между участниками встречи.

Литература:

  • Большая детская энциклопедия животных от Тины Канделаки .(пер.с англ. Ю.Н. Косаткиной, Д.С. Щителя, М.А. Митрофановой. М.: 2008. АСТ,Астрель.
  • Большая энциклопедия для дошкольника. Издательство «ОЛМА-ПРЕСС».

Проект «В театр пальчиков и языка играем- сопряженную гимнастику выполняем»

Современная образовательная система требует создания условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

Это дает возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. В части 27 статьи 2 Федерального закона №273 – Ф3 дано определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ко мне во второй раз в группу поступила девочка с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР 3 уровень речевого развития) с дизартрическим компонентом, отягащенное диагнозом 2-х сторонняя тугоухость со слуховым аппаратом: кохлеарным имплантом, при этом у нее - мама слабослышащая, а папа- глухо-немой, Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, у нас сформировался сразу же тандем между учителем-логопедом- родителями и педагогами для полноценного взаимодействия слабослышащего ребёнка со сверстниками для скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе. Перед всеми процессами образовательной деятельности обязательно проверяем наличие исправности слухового аппарата/кохлеарного импланта. Контролируем понимание ребёнком заданий и инструкций перед их выполнением. Следим за место расположением говорящего по отношению к ребенку с тугоухостью, поскольку, восприятие речи собеседника, располагающегося спиной к источнику света, спиной или боком к ребенку негативно скажется на понимании речи. Большое значение придаем дикции и четкости речи окружающих. Используем обязательно наглядный и дидактический материал в процессе индивидуальной работы и всей образовательной деятельности.

Данная ситуация меня подтолкнула к поиску оптимальных способов коррекционного воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения пербобытных людей были жесты; особенно ведика здесь была роль руки... развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».

У детей-логопатов наряду с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. В начале занятий у многих детей пальцы малоподвижные, движения не точные, темп движений замедленный. Очень эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики является сопряженная гимнастика, которую я применяю в индивидуальной практике в качестве здоровьесберегающей технологии, включаю в логопедические подгрупповые занятия по звукопроизношению, обучению грамоте, формированию лексико-грамматических категорий.

Особеено актуальна данная форма работы дошкольникам с тугоухостью, которые занимаются с сурдологом, так как у них один из родителей глухо-немой.

Из опыта работы известно, что дошкольникам с речевыми недостатками свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы.

С целью более эффективного донесения информации до ребенка нахожу индивидуальный подход, создаю авторские пособия, применяю разнообразный дидактический материал, а также привлекаю семьи дошколят к активному сотрудничеству.

Чтобы ребенок научился чисто произносить звуки, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо, способность долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому, что очень сложно выполнить при наличии дизартрии. На индивидуальных занятиях перед зеркалом знакомлю дошкольников с органами артикуляции, приемами по выполнению артикуляционной гимнастики с целью устранения проблем, приглашаю родителей на мастер-классы для ознакомления.

После первого первого периода совместной деятельности с ребятами, мы решили закрепить навыки по выполнению сопряженной гимнастики, пригласив родителей на мастер-класс, создав проект «В театр пальчиков и языка играем- сопряженную гимнастику выполняем» (см. приложение №2)

Актуальность. Сопряженная работа пальчиков и органов артикуляции приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Упражнения, объединенные одним сюжетом, создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и языка и последовательность движений, развивается воображение и фантазия.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность: короткосрочный.

Участники проекта: дошкольники логопедической группы, учитель-логопед, родители дошкольников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область: речевое развитие ребенка.

Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников посредством выполнения сопряженной гимнастики (театра пальчиков и языка).

Задачи проекта

Коррекционно – образовательные задачи

Для учителя- логопеда:

  • Обучение детей концентрирации внимания и правильному его распределению.
  • Создание благоприятного эмоционального фона, развитие умения подражать взрослому.
  • Обучение умению вслушиваться и понимать смысл речи, повышение речевой активности.

Для дошкольников:

  • Знакомство со строением органов артикуляции посредством логопедической «Сказки о Весёлом язычке».
  • Индуктивно привести к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
  • Расширение лексического словаря.
  • Формирование речи, психических процессов, эмоционального восприятия.

Для родителей

  • Знакомство с основными приемами контроля и выполнения детьми артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
  • Развитие речевых и творческих способностей детей, различных сторон речи (фонетико – фонематическую, лексико–грамматическую, связную речь).

Коррекционно – развивающие задачи

Для учителя- логопеда:

  • Развитие речевых и творческих способностей детей, различных сторон речи (фонетико – фонематическую, лексико–грамматическую, связную речь).

Для дошкольников:

  • Развитие памяти, так как ребенок запоминает определенное положение рук и последовательность движений.
  • Активизация желания ребенка на самостоятельное активное участие в процессе коррекции речи.

Для родителей:

  • Объединение усилия учителя-логопеда, детей и родителей в учебно- игровой деятельности, развивать дух сотрудничества.
  • Воспитание зрительной ориентировки на говорящего.
  • Обучение элементам творческой игры.
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности.

Коррекционно – воспитательные задачи

Для учителя-логопеда:

  • Воспитание зрительной ориентировки на говорящего.
  • Обучение элементам творческой игры.
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности.

Для дошкольников:

  • Повышение мотивации, интереса к логопедическим играм, приобщение детей-логопатов к процессу активного познания.

Для родителей:

  • Формирование заинтересованности родителей в творчестве и приятии инновационных технологий.

Этапы реализации проекта


1-й этап подготовительный

Для учителя-логопеда:

  • Определение цели, постановка задач, изучение литературы.
  • Подборка комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастик.
  • Индивидуальное консультирование родителей по выполнению артикуляционной, пальчиковой гимнастики.
  • Составление комплексов и схем сопряженной гимнастики.
  • Создание слайдов для демонстрации схем сопряженной гимнастики с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Для дошкольников:

  • Знакомство с органами артикуляции, основными приемами выполнения артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр.

Для родителей:

  • Практический показ артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр в процессе индивидуальных встреч.


2-й этап продуктивный

Для учителя- логопеда:

  • Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта в процессе индивидуальной и подгрупповой работы.

Для дошкольников

  • Ежедневно выполнение комплексов артикуляционной гимнастики перед зеркалом, без зеркала.
  • Выполнение пальчиковой гимнастики.
  • Индивидуальное выполнение одновременно артикуляционной и пальчиковой гимнастик перед зеркалом по готовым схемам и в сопровождении речи учителя- логопеда.
  • Выполнение подгруппами сопряженной гимнастики по схемам на занятиях по звукопроизношению: учим гласные и согласные звуки, согласные: твердые и мягкие.
  • Разучивание сопряженной гимнастики на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексическим темам «Рыбы», «Весна», «Зима» и другие, согласно тематическому планированию.
  • Отработка сложных в произношении слов.

Для родителей:

  • Участие в мастер-классе «В театр пальчиков и языка играем-речь развиваем»
  • Использование с детьми в домашних условиях.

Практичекая часть. Лексическая тема «Рыбы»

На экране схемы «Сопряженной гимнастики».

  • Предлагаю рассмотреть и выполнить артикуляционные упражнения: «Часики», «Лопата», «Грибок».
  • Разучивание пальчиковых упражнений «Рыбка», «Кулак-ладонь», «Пальцы-колючки».
  • Одновременно артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Логопед читает стихотворение, а родители и дети выполняют движения по тексту.
  • Упражнение «Кто какой?» с изображением на пальчиках: Кто усатый? Кто колючий? Кто хищный? Кто круглый? Кто трусливый?
  • Ребята из нашей группы «Буратино» очень любят сказки и сказочных героев. Буратино прислал мне сундучок с портретами этих персонажей. Каждый дошкольник для своей мамы, бабушки, папы возьмет портрет героя, расскажет, какой у него голос, интонация. А родители голосами этих персонажей произнесут скороговорку. Для развития актерских способностей, полезно поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, приказывая, колдуя, разными голосами.

3-й этап результативный

Для учителя-логопеда:

  • Положительный психологический климат между логопедом, дошкольниками и родителями.
  • Удовлетворенность собственной деятельностью.
  • Повышение профессионального мастерства родителей по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
    разнообразные эффективные формы и методы работы.
  • Распространение педагогического опыта:
    • Публикация материала «Сопряженная гимнастика в процессе развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике «Проектирование индивидуальных и практических стратегий физического развития воспитанников ДОО» (Опыт эффективных практик ДОМО Мурманской области. Использование нетрадиционного оборудования для решения физкультурно- оздаровительных задач. Сборник Е.Е.Татур).
    • Публикация материала «Авторское нестандартное оборудование по развитию мелкой моторики пальцев рук сопряженной с речью» ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» г. Мурманск, Россия.
    • Материал «Организация сотрудничества с родителями» для регионального конкурса воспитательных систем, проводимого ГАУ ДПО МО «Институт развития образования», сертификат участия.

Для дошкольников:

  • Полноценная и согласованная деятельность речевых зон.
  • Положительная динамика речевого развития.
  • Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.

Для родителей:

  • Положительная оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения.
  • Активизация педагогического потенциала родителей.
  • Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития дошкольников.
  • Чувство удовлетворенности от совместного творчества.

Литература:

  • Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособиедля родителей и педагогов». М:АСТ: Астрель.2007.
  • 2.Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. Новиковская О.А. - М:АСТ; СПб, Сова, 2005.
  • 3 .Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/ авт. - сост. С.И. Токарева. -Волгоград: Учитель, 2012.- 171с.

Проекта «Игровой тренинг по проговариванию скороговорок»

К созданию проекта «Игровой тренинг по проговариванию скороговорок» (см. приложение №3) меня подтолкнула мысль о том, что родители не знают, как сформировать навыки самоконтроля у дошкольников за своей речью - не попробовав на практике сами.

Актуальность. К концу первого года обучения у дошкольников старшей логопедической группы поставлены все свистящие и шипящие звуки, но у многих затруднена дифференциация этих звуков в коммуникативных ситуациях. Родители часто отстраняются от помощи по исправлению речевых недостатков у детей, поскольку не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Я решила провести для детей родителей, игровой тренинг по проговариванию скороговорок в картинках. Мною подобрана картотека скороговорок на все группы смешиваемых звуков.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность: короткосрочный.

Участники проекта: дошкольники логопедической группы, учитель-логопед, родители дошкольников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область: речевое развитие ребенка.

Цель проекта: сформировать у родителей навыки по контролю за умением воспитанников дифференцировать смешиваемые группы звуков (свистящие - шипящие С-Ш) посредством скороговорок.

Задачи проекта

Коррекционно – образовательные задачи

Для учителя-логопеда:

  • Использование современных инновационных технологий в логопедической практике.

Для дошкольников:

  • обучение детей различать смешиваемые звуки на слух и в произношении.

Для родителей:

  • Формирование у родителей навыков владения умениями по осуществлению контроля за автоматизацией и дифференциацией звуков у дошкольников в спонтанной речи

Коррекционно – развивающие задачи

Для логопеда:

  • Развитие речевых и творческих способностей детей, темпо-ритмической стороны речи.

Для дошкольников:

  • Побуждение ребенка желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
  • Развить эмоции и актерские способности, шепотную речь.

Для родителей:

  • Объединять усилия учителя-логопеда, детей и родителей в учебно- игровой деятельности, развивать дух сотрудничества.

Коррекционно – воспитательные задачи

Для логопеда:

  • Воспитание зрительной ориентировки на говорящего.
  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности.

Для дошкольников:

  • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
  • Повышение мотивации, интереса к логопедическим играм, приобщение детей-логопатов к процессу активного познания.

Для родителей:

  • Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.


Этапы реализации проекта


1-й этап подготовительный

Для учителя- логопеда:

  • Определение цели, постановка задач, изучение литературы.
  • Подборка материала на тему « Скороговорки в картинках» на все группы смешиваемых звуков.
  • Создание слайдов для демонстрации схем «Скороговорок в картинках» с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Для дошкольников:

  • Постановка и закрепление звуков на индивидуальных занятиях.
  • Изучение эмоциональных состояний сказочных персонажей.

Для родителей:

  • Задание для самостоятельной проработки на тему «Что такое скороговорка?»
  • Проговаривание вместе с детьми скороговорок в процессе выполнения домашних заданий.

2-й этап продуктивный

Для учителя- логопеда:

Для дошкольников:

  • Знакомство со сказочными персонажей: Карлсон, Карабас-Барабас, Пьеро, Емеля, Баба-Яга, Винни-Пух, Царь, Колдун, Фея, волк, лиса, медведь, певица, разбойник.
  • Проговаривание скороговорок на индивидуальных занятиях по автоматизации и дифференциации всех групп смешиваемых звуков по картинкам и без.

Для родителей

  • Участие в игровом тренинге
  • Благоприятные условия в процессе игрового тренинга.
  • Распространение педагогического опыта:

Практическая часть игрового тренинга по проговариванию скороговорки в картинках «Саша шапкой шишку сшиб»

Логопед: Что такое скороговорка? (Выслушиваются мнения родителей воспитанников.)

Вводная часть: Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов.

Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать с опорой на рисунок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов.

Мною были предложены скороговорки на дифференциацию свистящих и шипящих звуков.

Этапы работы (практическая часть):

  • На экране скороговорка в картинках «Саша шапкой шишку сшиб». Предлагаю рассмотреть изображения и ответить на вопросы:
    • Кто (что)? изображено. Что сделал Саша? Что сшиб? Чем сшиб?
    • А сейчас скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги произнесем. Главная задача - правильно выучить скороговорку.
  • После того, как этот этап успешно пройден, мы выучили текст и можем произносить его правильно, сейчас с вами сделаем все то же, но в беззвучном режиме. Мы будем произносить без голоса, лишь органами артикуляции: губами, языком и зубами.
  • Попробуем произнести скороговорку шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  • Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого звука. Мы сейчас учим и слова, и произношение!

3-й этап результативный

Для учителя-логопеда:

  • Публикация материала «Сопряженная гимнастика в процессе развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» в сборнике «Проектирование индивидуальных и практических стратегий физического развития воспитанников ДОО» (Опыт эффективных практик ДОМО Мурманской области. Использование нетрадиционного оборудования для решения физкультурно -оздаровительных задач. Сборник Е.Е.Татур).
  • Публикация материала «Авторское нестандартное оборудование по развитию мелкой моторики пальцев рук сопряженной с речью» в сборнике ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» г. Мурманск, Россия.
  • Материал «Организация сотрудничества с родителями» для регионального конкурса воспитательных систем, проводимого ГАУ ДПО МО «Институт развития образования», сертификат участия.

Для дошкольников и родителей:

  • Закрепление звуков в речи через развитие коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов.
  • Совершенствование артистизма, эстетические чувства, воображения, фантазии, умение перевоплощаться.
  • Повышение компетентности родителей по контролю за речью детей.

Литература:

  • Составитель О.В.Епифанова «Автоматизация шипящих звуков» -Волгоград: Издательство ООО «Экстремум»,2005.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учебн. пособие для учащихся пед.уч-щ.-М. Просвещение, 1989г.
  • Л.Н.Смирнова «Мы учим звуки С-Ш» Коррекционно-развивающее пособие для детей с речевой недостаточностью. Москва, Мозаика-Синтез 2002г.

Проект «В игры играем - речь развиваем»

Ведущим видом деятельности для ребенка от рождения и до школы является игра. Еще великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Актуальность. В начале учебного года я столкнулась с тем, что дошкольники старшей логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи очень плохо усваивают знания, умения и навыки. На занятиях многие проявляют пассивность, часто отвлекаются, не могут долго усидеть на месте. Учитывая все эти факторы, я пришла к выводу, что дошкольников надо чем-то заинтересовать, чтобы процесс усвоения этих знаний был эффективным. В своей работе считаю самым приемлемым и успешным средством обучения в данном возрасте, является игра. Поэтому, любое задание предлагаю ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

Диапазон игр, используемых мною, разнообразен: игры со «Звуковыми светофорами», дидактические настольные игры, игры с магнитной доской, компьютерные игры, игры с мячом, игры с шапочками «Живые звуки», «Звуковая гусеница», игры на координацию речи с движением, игры-драматизации. И каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.

Все игры я объединила в общий проект «В игры играем - речь развиваем» (см. приложение 4)

Тип проекта: практико – ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный - 2 года обучения;

Участники проекта: дошкольники логопедической группы, учитель-логопед, педагоги группы, родители дошкольников.

Возраст детей: 5-7 лет.

Образовательная область: речевое развитие ребенка.

Цель проекта: повышение потенциальных возможностей для полноценного речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством игр.

Задачи проекта

Коррекционно – образовательные задачи

Для учителя-логопеда:

  • Изучение методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме.
  • Создание благоприятного эмоционального фона и повышение речевой активности дошкольников в процессе индивидуальных и совместных игр.

Для дошкольников:

  • Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  • Упражнение в умении определять позицию звука в слове путем подбора картинок к схемам.
  • Упражнение в дифференциации понятий «звук-буква», «гласный-согласный», «твердый- мягкий» звук и соотносить их с символами.
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза слогов, слов.
  • Сформирование знаний о букве: зрительный образ и ее графическое изображение.
  • Обучение ребенка внимательно слушать правила игры и их выполнять.

Для родителей:

  • Знакомство с занимательными игровыми приемами, используемыми в своей работе.
  • Стимулирование совместной продуктивной деятельности детей и родителей.

Коррекционно – развивающие задачи

Для учителя- логопеда:

  • Стимулирование совместной продуктивной деятельности детей и родителей.

Для дошкольников:

  • Развитие фонематического восприятия и слуха.
  • Активизация процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Развитие оптико-пространственных представлений.
  • Совершенствование лексико- грамматического строя речи.
  • Развитие ловкости, координации движений.
  • Совершенствование общецую, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Для родителей:

  • Формирование интереса у родителей к совместной деятельности с детьми по подбору материала.

Коррекционно – воспитательные задачи

Для учителя-логопеда:

  • Объединение усилий педагогов и родителей в учебно-игровой деятельности.
  • Повышение мотивации, интереса к логопедическим играм, приобщение детей к процессу активного познания.

Для дошкольников.

  • Совершенствование умения договариваться, планировать и обсуждать действия игроков.
  • Воспитание доброжелательности, умения спокойно отстаивать свое мнение.

Для родителей:

  • Формирование положительного отношения к совместной деятельности.
  • Поддержание инициативы и умения детей самостоятельно организовывать все виды игр.

Этапы реализации проекта


1-й этап подготовительный

Для учителя-логопеда:

  • Определение цели, постановка задач, изучение литературы.
  • Подборка, изготовление авторских игр по всем направлениям коррекционной работы.
  • Подготовить справочный материал для родителей дошкольников подзабывших русский язык.
  • Подготовить картотеку «Игры для дома».

Для педагогов:

  • Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями.
  • Заинтересованность педагогов в творчестве и инновационных технологиях.
  • Удовлетворенность собственной деятельностью.

Для дошкольников:

  • Знакомство с правилами игры.

Для родителей:

  • Знакомство с картотекой «Игры для дома».

2-й этап основной

Для учителя-логопеда:

  • Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта в процессе индивидуальной и подгрупповой работы.

Для родителей:

  • Привлечение родителей в процесс изготовления рекомендуемых игр.
  • Проведение игр в домашних условиях, рекомендованных логопедом.

Для дошкольников:

  • Развитие детей в разных играх

Варианты применения авторских игр

На первых этапах работы у дошкольников еще недостаточно развит фонематический слух, им сложно разобраться, какой перед ними звук: гласный или согласный (мягкий или твердый, глухой или звонкий).

Известно, что применение различных символов и схем, наглядных пособий повышает эффективность звукослоговой аналитико-синтетической деятельности, а также, улучшает контроль за усвоением знаний.

Я изготовила Звуковые светофоры из пластика белого цвета, на которые наклеила с одной стороны - буквы, а с другой- соответствующие им символы звуков - геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука, чтобы внимание детей было направлено только на форму.

Для заинтересованности детей в данном процессе произношу словесные инструкции зачин: «Занимательно играем - гласные звуки запоминаем!»

Цель: учить различать гласные звуки и соотносить их с символами.

«Гласный звук повтори - его символ покажи»

«На светофор посмотри - гласный звук произнеси»

«В слове первый гласный назови и светофор подними»

«Слово повтори - какой гласный прячется в середине слова - его символ покажи»

«Слово повтори - какой гласный убежал в конец слова –

его символ покажи»

«Увлекательно играем - гласные буквы изучаем»

Цель: упражнять в умении соотносить звук и букву.

Логопед произносит слово, а ребенок на слух определяет гласный звук в нем и показывает светофор с соответствующей буквой.

«Дружно мы играем - согласные звуки запоминаем»

Аналогичную работу провожу по ознакомлению с согласными звуками.

Для дифференциации согласных звуков, я на белые пластиковые светофоры наклеила с одной стороны - согласные буквы синего цвета, а с другой- соответствующие этим звукам символы:[ С] -насос, [З]- комарик, [Ц]-сверчок, [Ш]-змея, [Ж]- жук, [Ч]- кузнечик, [Л]- самолет, [Р]- вертолет.

На подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики занимаюсь развитием речевого дыхания. Создаю нетрадиционное оборудование и в игровой форме применяю, что позволяет избежать стереотипности, ускоряет постановку звуков, способствует умению говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Слежу чтобы все инструкции по ее выполнению соблюдались: проветривать помещение, вдох- через нос, выдох(продолжительный и плавный) осуществляется ртом, при этом щеки не надувать, правильная осанка, предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка, необходим отдых после каждого упражнения.

В качестве одного из эффективных способов закрепления пройденного материал я использую дидактические настольные игры. Они позволяют подключить зрительный анализатор и представить детям для восприятия гласные звуки, соотнести их с символами, а также соотнести звук и букву, упражнять в умении выделять гласные в начале, середине, конце слова.

Звук предъявляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный кружок - гласный звук, синий - твердый согласный, зеленый - мягкий согласный).

Игра №1«Какой гласный начинает слово?»

На листах картона наклеены 4 картинки, названия которых начинаются на разные гласные, например: овощи, уши, автобус, индюк.

1-й вариант. Детям раздаю большие листы с картинками и наборы условных обозначений, затем сами гласные буквы А-У-О-И-Э (в зависимости от того, с детьми старшей или подготовительной к школе группы проводится) Логопед произносит какой-либо гласный звук. Дети на листе должны найти слово, которое начинается на этот звук, и закрыть соответствующую картинку карточкой с условным обозначением этого звука, затем карточкой с буквой. Игра организуется по типу лото. Побеждает тот, у кого закрыты все картинки. В конце игры прошу ребят назвать слова на каждый из гласных: А-У-О-И-Э (последовательно).

2-й вариант: (только для дошкольников подготовительной к школе группы) Детям раздаю большие листы с картинками и наборы гласных букв: А-У-О-И-Э. Дети должны разложить эти буквы поверх картинок на больших картах так, чтобы они обозначали начальный гласный в словах, например: остров (О), узел (У), аист (А) и др.

Побеждает тот, кто первый справится с заданием. В конце игры называют слова на каждый гласный.

Игра №2 «Какой гласный прячется в середине слова?»

На листах картона наклеены четыре картинки, но гласные стоят уже в середине слова (слова только односложные брать: кот, кит, мак, сыр.) Принцип организации и варианты игры те же, что и в предыдущей.

Игра №3 «Какой гласный убежал в конец слова?»

Принцип организации и варианты те же, но на картинках даны изображения, в названиях которых гласные стоят в конце, например: часы, труба, окно, маки. На втором году обучения роль ведущего предоставляется детям, усвоившим материал.

Использование магнитной доски в работе над гласными звуками.

Анализируя опыт работы известно, что первоклассники, имеющие те или иные дефекты речи, плохо или совсем не различают на слух гласные звуки, а отсюда - ошибки в письменной речи: замена одних гласных букв другими, пропуск гласных в словах.

Работая с магнитной доской, дети не только выделяют гласный в слове, но и определяют его местонахождение, порядковый номер.

Для заинтересованности детей в данном процессе произношу словесные инструкции: « 1-2-3-4-5 будем звуки мы считать».

Игра №1 «Что за гласный покажи, его место укажи»

Цель: подобрать картинки к схемам, определив, какой гласный есть в слове и где он стоит.

Ход: перед детьми магнитная доска и набор гласных букв на магнитах

У каждого ребенка - картинка на столе. На магнитной доске схема: (вверху) цифрами выложено количество звуков (букв) в разбираемых словах.

а) берутся односложные слова-картинки из трех звуков, где гласный звук в середине: дом, дым, мак, кит, кот ,сук, лук .жук, бык, лак. В этом случае гласные буквы устанавливаются под цифрой 2,так как во всех словах гласные стоят на втором месте.

б) слова-картинки из 4-х звуков: стул, лист, стол, танк, мост.

Игра №2 «Сколько гласных сосчитай!
Всем им место в слове дай!»

Цель: подобрать картинки к схеме по месту расположения гласных звуков;

Логопед устанавливает на доске разные комбинации из цифр и букв.

Этот вариант сложный, и картинки даются только сильным детям.

С появлением ИКТ у меня появилась возможность преобразовать настольные игры по обучению грамоте в интерактивные. С этой целью я разработала авторское пособие: «Занимательно играем- звуки, буквы изучаем».

Пособие представляет собой увлекательные упражнения выполненные в виде мультимедийных презентаций из слайдов по основным разделам обучения грамоте. Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. в интерактивные. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко» и др. Для реализации коррекционных задач, а самое главное для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса обучения грамоте. При изучении букв на фронтальных занятиях ребятам даю возможность проследить за направлением печатания буквы.

Особый интерес данный вид работы вызывает у детей в качестве домашнего задания. Родители вместе с детьми с удовольствием выполняют занимательные упражнения, что помогает вспомнить подзабытый материал по грамоте.

Игры с шапочками «Живые звуки» я изготовила для упражнения дошкольников в звуковом анализе и синтезе слогов и слов.

Вариант №1 Логопед: У нас есть «Шапочки-звуки». Мы будем их надевать и превращаться в звуки.

Логопед: Гоша, повернись и в звук [ К] превратись!

Ярослав, становись и в звук [О] превратись!

К звуку [К] пришел в гости звук [О].

Что получилось, когда сложили два звука вместе? Читаем – КО. Это слог.

Лиза, повернись, в звук [Т] превратись и к слогу КО присоединись.

Логопед: читаем, что получилось? КОТ. Был слог, а стало? – слово.

А если заменить гласный звук [О] на [ И]: читаем КИТ.

Логопед: назовите первый звук в слове КОТ и КИТ. Чем они отличаются?

Дети: звук [К] был твердый, а стал - мягкий.

Вариант №2. В подготовительной к школе группе формируем навыки звукобуквенного анализа.

Для умения определять позицию звука в слове я изготовила пособие «Звуковая птичка». Чтобы ребенок мог действовать самостоятельно, вспомогательный материал предоставляю каждому.

Мною изготовлен дидактический материал на дифференциацию по «твердости-мягкости», «глухости-звонкости» для всех звуков (см. приложение).

Например: «Синий и зеленый грузовики»

Цель: учить определять позицию звуков [ Г] - [Г’]в слове, дифференцировать их по твердости-мягкости.

Ход: синий грузовик повезет картинки, в названиях которых есть твердый звук [Г], а зеленый с мягким звуком [Г’].

«Звуковая гусеница» Цель: упражнять в звуковом анализе слова;

Ход: в кармашек вставляется картинка. Ребенок называет каждый звук и соответственно обозначает его кружком нужного цвета.

Игры с буквами я использую для лучшего усвоения написания печатной буквы. Знакомство по плану: буква из веселой азбуки, Тело-буква, предлагается схема «Опиши букву», изобрази из пальчиков, с помощью Икт проследи за направлением буквы, выложи букву из бросового материала.

С появлением ИКТ у меня появилась возможность преобразовать настольные игры по обучению грамоте в интерактивные.

С этой целью я разработала авторское пособие: «Занимательно играем- звуки, буквы изучаем».

Пособие представляет собой увлекательные упражнения выполненные в виде мультимедийных презентаций из слайдов по основным разделам обучения грамоте. Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ в интерактивные. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко» и др.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса обучения грамоте.

При изучении букв на фронтальных занятиях ребятам даю возможность проследить за направлением печатания буквы.

Особый интерес данный вид работы вызывает у детей в качестве домашнего задания. Родители вместе с детьми с удовольствием выполняют занимательные упражнения, что помогает вспомнить подзабытый материал по грамоте. Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом обязательно соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов: использование новых моделей компьютера. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

«Игры с мячом» использую в качестве физкультминуток, что особенно актуально для дошкольников с гиперактивностью, а для детей с билигвизмом- возможность поупражняться в согласовании существительных с прилагательными, числительными, местоимениями.

а). Лексическая тема «Лес. Деревья»

Инструкция: «Мяч получай, с какого дерева листочек, отвечай!»

Логопед: С березы Ребенок - Березовый

С тополя, дуба, ольхи, клена, рябины, осины, липы?

б) Лексическая тема «Человек. Части тела».

Инструкция: «Мяч получай, сколько каких частей тела у тебя, отвечай»

Логопед: Сколько у тебя ушей? Ребенок: У меня два уха.

Сколько у тебя лиц, подбородков, щек, носов, глаз, затылков, животов, шей?

в) Лексическая тема «Одежда»

Инструкция: «Мяч получай, игрушки чьи (чей, чья, чье) отвечай?»

Логопед: Это чья машина? Ребенок: Это моя машина.

Это чей самолет, чья кукла, чьи кубики, чей мяч, чья пирамидка?

Разработала картотеку игр на координацию речи с движением

Речевая подвижная игра «Мишка»

Медведь по лесу бродил, от дуба к дубу ходил (Идут в развалочку)

Находит в дуплах мед и в рот к себе кладет («доставать мед рукой).

Облизывает лапу сластена косолапый (имитация движения).

А пчелы налетают, медведя провожают («отмахиваются от пчел»)

А пчелы жалят мишку:

«Не ешь наш мед, воришка» (слегка пощипать себя за нос и щеки).

В процессе образовательной деятельности предлагается психоэмоциональные этюды: выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль. При изучении лексической темы «Домашние животные» учимся мимикой и жестами выражать отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога, выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка. Изучая тему «Одежда» показать, как мы радуемся новой одежде, печалимся, нечаянно порвав ее.

Игры на координацию речи с движением формируют умение воспроизводить речевой материал в заданном темпе, развивают навыки восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороны речи.

Одним из наиболее полюбившихся видов развития диалогической речи у наших ребят являются игры-драматизации применяемые при разыгрывании литературных произведений, а также собственных инсценировок с применением масок, шапочек, костюмов. Подражая пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом, развиваются актерские способности детей.

Работу по развитию мелкой моторики я начинаю с умения детьми различать правую и левую руку, затем называть пальцы.

С целью максимальной активизации пальцевых ощущений, развития двигательных кинестезий кистей руки применяю разнообразные пальчиковые игры с предметами, без предметов, пальчиковый театр, массаж и самомассаж пальцев рук., упражнение с мячом-ежиком». В результате освоения упражнений, кисти руки и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит процесс овладения навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для родителей:

  • Проведение игр в домашних условиях следуя рекомендациям логопеда.

3-й этап результативный

Для учителя-логопеда:

  • Повышение профессионального мастерства по вопросам коррекционного развития и воспитания дошкольников через разнообразные игровые приемы.
  • Представление авторской разработки «Практические упражнения по формированию навыков письменной речи у дошкольников с ОНР средствами ИКТ» во Всероссийском конкурсе дошкольных образовательных учреждений «Информатика в детском саду», свидетельство участника.
  • Материал «Дифференциация звуков на занятиях по обучению грамоте дошкольников с ТНР посредством звуковых светофоров» для участия в 3-й Международной научно – практической конференции
  • Презентация материала по лексической теме «Человек. Мы –разные. Части тела. Туалетные принадлежности» на международном дистанционном конкурсе для детей, педагогов, воспитателей и родителей «Я- гений», диплом победителя.
  • Представление работы «Профилактика нарушения чтения и письма» во всероссийском конкурсе «Педагогический успех» в номинации «Педагогические инновации. Секция Дошкольное образование», диплом победителя 1-й степени.
  • Предтставление работы «Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета как составляющая образовательного процесса в ДОУ» для участия во 2-ом Всероссийском конкурсе творческих работ «Развивающая среда образовательного учреждения», диплом лауреата
  • Участие в Российском конкурсе презентаций «Страницы моего портфолио» «Развивающий центр школьников и дошкольников», свидетельство участия. «Актуальные проблемы дошкольного образования», сертификат участия

Для дошкольников:

  • Положительная динамика речевого развития.
  • Успешная социальная адаптация в детском саду и семье.
  • Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
  • Установление партнерских взаимоотношений в процессе игр.

Для родителей:

  • Положительная оценка деятельности ДОУ.
  • Активизация педагогического потенциала родителей.
  • Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
  • Заинтересованность в творчестве и инновационных технологиях.

Литература

  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. Санкт-Петербург; Издательство «Детство-Пресс».2005.
  • Кузнецова Е.В., .Тихонова И..А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009г;
  • Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: «Владос».1998
  • Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.М.: «Гном и Д»,2008.
  • Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика , коррекция. С.-Пб: Издательство «Детство- Пресс», 2006.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение»1983 г

Проект «Музей веселой азбуки»

К реализации Проекта «Музей веселой азбуки» (см. приложение № 5) мы приступили после прохождения на занятиях по звукопроизношению звуков и букв их обозначающих.

Актуальность. В старшей группе начинается подготовка к обучению грамоте. На первых порах ребятам сложно разобраться, какой перед ними звук: гласный или согласный, многие буквы сложно запомнить. У многих дошкольников нарушен процесс письменной речи: наблюдается зеркальное написание букв, пропуски, замены элементов букв.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный - 1 год обучения;

Участники проекта: учитель-логопед, дошкольники логопедической группы, родители дошкольников.

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательная область: познавательное развитие ребенка.

Цель проекта: закрепление акустического и графического образа буквы русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи проекта

Коррекционно-образовательные задачи:

Для учителя-логопеда:

  • Разрабатывание практических рекомендаций по реализации проекта.

Для дошкольников:

  • Обучение умению различать понятия «звук-буква».
  • Закрепление умения дифференциации звуков по принципу: гласные-согласные, согласные твердые- мягкие.
  • Коррекция оптической дисграфии: моделирование букв из бросового материала

Для родителей:

  • Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов труда.

Коррекционно-развивающие задачи:

Для учителя-логопеда:

  • Вовлечение каждого ребенка и родителей в активный познавательный творческий проект по созданию «Веселой азбуки».

Для дошкольников:

  • Развитие фонематического слуха, внимания, мышления (в т.ч. вербально–логического), зрительной памяти, мелкой моторики, тактильных ощущений.
  • Развитие тактильных ощущений при работе с бросовым материалом.
  • Развитие ассоциативных связей, связной речи.

Для родителей:

  • Развитие интерес и повышать компетенцию в данной области.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Для учителя-логопеда:

  • Развитие коммуникативных способностей детей, формирование эмоционального контакта логопеда, родителей и детей через совместную деятельность.

Для дошкольников и родителей:

  • Заинтересованность педагогов в творчестве, в положительных эмоциях при оценке результатов труда.

Этапы реализации проекта

1-й этап подготовительный

Для учителя-логопеда:

  • Определение цели, постановка задач.
  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми по подбору материала.

Для дошкольников и родителей:

  • Формирование важности совместного творчества учителя-логопеда, воспитателей группы, воспитанников и их родителей.

2-й этап продуктивный

Для учителя-логопеда:

  • Индивидуальное консультирование дошкольников и родителей на предмет реализации проекта.

Для дошкольников:

  • Еженедельное изучение звуков и букв на занятиях по звукопроизношению согласно сетке занятий.
  • Развитие тактильных ощущений в процессе рассматривания бросового материала, выкладывание букв.
  • Работа со схемой «Опиши букву».
  • Выкладывание изучаемых букв из бросового материала в процессе образовательной деятельности.
  • Выявление детей, чьи имена или фамилии начинаются на данный звук и буку, которой она на письме обозначается.
  • Затем проводился с конкретным ребенком индивидуальный блиц-опрос «Любопытный».


Блиц-опрос «Любопытный»

Инструкция логопеда:на любой вопрос называй только те слова, которые начинаются со звука [А], например:

-Как тебя зовут?

-Александра.

-На чем ты приехала в детский сад?

-На автобусе, автомобиле.

-Твой любимый фрукт?

-Апельсин.

- Твой любимый шоколад?

- Аленка.

Для родителей:

Рекомендации были следующие:

  • Чтобы были ассоциативные связи между буквой и материалом, из которого она выполнена (М - монеты, В - веревка, З - золотые звезды,….).
  • Для гласных букв подбирать теплые тона (желтые, красные и их оттенки).
  • Для согласных – холодные (синие, зеленые и их оттенки).
  • Проводилось индивидуальное консультирование, где данный блиц - опрос был представлен родителям конкретного ребенка, основываясь на который предлагалось создать коллаж по следующему шаблону:
  • Составить рассказ о звуках (если гласные, то о звуке), которые этой буквой на письме обозначаются.
  • Используя опорные слова из блиц-опроса составить рассказ-коллаж.
  • Заменить слова картинками (нарисовать, наклеить).

3-й этап-результативный

Для учителя-логопеда, дошкольников и их родителей:

  • Презентация проекта на итоговом родительском собрании каждым ребенком совместно с родителем.
  • Оформление творческой выставки «Музей веселой азбуки».
  • Раскрытие творческого потенциала дошкольников и родителей в процессе реализации проекта.
  • Распространение педагогического опыта:

Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте, публикация в международном электронном научно-практическом журнале «Совушка» №1/2017.

Литература:

  • Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. Санкт-Петербург; Издательство «Детство-Пресс».2005.
  • Кузнецова Е.В., .Тихонова И..А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  • Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии.М.: «Гном и Д»,2008.
  • Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика ,коррекция. С.-Пб: Издательство «Детство- Пресс», 2006.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение»1983 г.

Проект «Филькина грамота»

Актуальность. Идея создания проекта «Филькина грамота» (см. приложение №6) у меня возникла после реализации проекта «Музей Веселой азбуки» и с появлением игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.Воскобовича» в виде «Родительской гостиной: роли наоборот» как закрепление материала на «новый лад».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность: короткосрочный.

Участники проекта: родители дошкольников в роли детей логопедической группы, учитель-логопед, дети.

Возраст участников: родители дошкольников подготовительной группы.

Образовательная область: речевое развитие.

Цель проекта: в рамках знакомства родителей с развивающей средой группы и логопедического кабинета познакомить их с «Игровыми технологиями В.В. Воскобовича» через погружение в сказку.

Задачи проекта

Коррекционно-образовательные задачи:

Для учителя-логопеда:

  • Разработка практических рекомендаций по реализации проекта.

Для дошкольников:

  • Коррекция оптической дисграфии с помощью дидактического пособия «Конструктора букв» В.Воскобовича.

Для родителей:

  • Знакомство с инновационными технологиями, используемыми в работе учителя-логопеда и дошкольников.

Коррекционно-развивающие задачи:

Для учителя-логопеда:

  • Раскрыть творческий потенциал дошкольников и их родителей в процессе совместной деятельности.

Для дошкольников:

  • Развитие тактильных ощущений, ассоциативных связей , оптико-пространственных ориентировок: соотносить расположения элементов буквы между собой; возможность трансформировать одну букву в другую.

Для родителей:

  • Развивать интерес и повышать компетенцию в данной области.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Для учителя-логопеда:

  • Заинтересованность учителя-логопеда, родителей, дошкольников в совместном творчестве.

Для дошкольников:

  • Возможность превратить сложный для дошкольников материал во увлекательную игру.

Для родителей:

  • Формировать эмоциональный контакт логопеда, родителей и детей через совместную деятельность.


Этапы реализации проекта

1-й этап подготовительный

Для учителя-логопеда:

  • Определение цели, постановка задач, изучение методической литературы.

Для дошкольников:

  • Знакомство с названием элементов «Конструктора букв» В.Воскобовича.

Для родителей:

  • Посещение Дней открытых дверей для знакомства с развивающей средой логопедического кабинета, в частности -игровыми технологиями В.Воскобовича.

2-й этап продуктивный

Для учителя-логопеда:

  • Применение пособия«Конструктора букв» в период знакомства дошкольников с буквами в процессе совместной деятельности.

Для дошкольников:

  • Конструирование изучаемых букв из элементов«Конструктора Букв» В.Воскобовича , их реконструкция, составление слогов, слов.

Для родителей:

  • В процессе посещения открытых занятий возможность использования на практике данного конструктора.

3-й этап - результативный

Для учителя-логопеда:

  • Положительные оценка участников мероприятия, удовлетворенность от совместной деятельности.

Для дошкольников :

  • Улучшение запоминания графического образа букв в процессе игр.

Для родителей:

  • Практическое участие в проекте «Филькина грамота» с применением игрового пособия В.Воскобовича «Конструктор букв через «Родительскую гостиную роли наоборот».

Современная действительность требует поиска и использования инновационных технологий для увлекательного обучения и эмоционального благополучия дошкольников, их гармоничного развития. Прослушав авторский курс «Сказочные лабиринты игры - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, и получив Сертификат Тьютора ООО «Развивающие игры Воскобовича», я с удовольствием использую данную технологию в своей практике. Для успешного усвоения нового материал при знакомстве с буквами дошкольникам необходим зрительный контроль и тактильные ощущения, что мне удалось реализовать благодаря появлению «Конструктора букв» В. Воскобовича через игровое погружение ребенка в сказку, в результате ребята легко и с желанием работают с индивидуальными наборами игры-головоломки.

Приходя домой из детского сада, воспитанники рассказывают своим родителям про Филимона Коттерфильда, шутов акробатов Арлекина, Урлекина, Эрлекина, гусеницу Фифу. Мы сразу же решили организовать День открытых дверей для знакомства родителей с развивающей средой группы и логопедического кабинета, где познакомили их с «Игровыми технологиями В.В. Воскобовича». Часть родителей посещали открытые занятия с фрагментами использования игровой технологии В.Воскобовича, а часть родителей знакомили их дети с названиями элементов Конструктора букв.

Встреча в родительской гостиной «Роли наоборот»

Логопед: Предложила поменяться ролями: родители превратились в детей, а дети - в родителей.

Логопед: Ребята, я вас приглашаю в Буквоцирк на представление Филимона Коттерфильда. Вход по билетам, на которых напечатаны буквы гласные и согласные (буквы называть как звуки): если буква гласная - проходят на красную арену, а если согласная- на синюю.

-Давайте вспомним (познакомимся), как называются детали: разложим на столе (у каждого набор): «стрелочки» -4; «уголки» -2; «воротики»-1;

«клюшки»- 3; «лапки»-2;«совочки»-(1-большой и 2-маленьких).

- У Филимона есть своя любима буква. Попробуем отгадать? Расскажи нам, флюгерок,

Где летает ветерок.

На железной ножке.

Повертись немножко,

И тогда фонарь в кафе

Превратится в букву… (Ф) Логопед: Почему буква Ф любимая?

Дети: Его имя начинается на эту букву.

Логопед: Давайте вместе поучимся фокусам превращения волшебных палочек в букву Ф.

Можно собрать по схеме, которую нам нарисовал Филимон Коттерфильд. Найдите на схеме букву Ф.

Логопед: Какие детали нужно взять?

Дети: Одну «лапку», две «клюшки», одну «стрелочку».

Логопед: Выложите на столе букву Ф.У всех получилась буква? Закрепить на игровом поле под резиночками.

Логопед: Покажите фотографии букв.

Логопед уточняет у детей: Какая у тебя буква получилась?

Поучимся рассказывать о буквах по схеме.

Работа со схемой «Опиши букву»-напомнить алгоритм.

Логопед: Посмотрите, какой знак нарисован в первом окошке?

Дети: Знак вопроса.

Логопед: Здесь мы будем крепить букву, с которой работаем.

Логопед: Назовите детали Конструктора букв во втором окошке.

Дети: «Воротики», «уголки», «стрелочки» «лапки», «совочки».

Логопед: Что написано в третьем окошке?

Дети: Цифры, обозначают количество элементов, из которых состоит буква.

Логопед: А что стрелочки указывают?

Дети: Направление буквы.

логопед: Да, ребята, буквы могут быть направлены вправо, влево, прямо.

Логопед: В последнем окошке вам что-то знакомо?

Дети: Эти рисунки похожи на буквы.

Логопед: Это буквы из Веселой азбуки на которые буква похожа.

Логопед: Что означают красный, синий, зеленый кружки?

Дети: Звуки, которые эта буква обозначает.

Логопед: На что похожа буква Ф?

Дети: На фонари, филина.

Логопед Какие звуки обозначает?

- Фокусник: Мы же с вами фокусники, предлагаю букву Ф превратить в букву, которая напечатана у вас на билете.

- У кого получился фокус? Покажите и назовите свои буквы.

А сейчас рассмотрите схемы, которые нарисовал Филимон и каждый найдет на ней букву такую же, как на вашем входном билетеи выложит ее на столе, затем закрепит на игровом поле.

- «Дружные слоги» Игроки Красной арены попробуйте подружить между собой буквы. Прочитайте ОУ, УО.

Логопед: Что у вас получилось?

Дети: Слоги.

Логопед: Игроки Синей арены тоже подружите буквы.

Дети: Ничего нельзя прочитать.

Логопед: Почему?

Дети: Согласные буквы нельзя без гласных прочитать, они слога не образуют.

Логопед: Что нужно сделать? Подружить между собой буквы гласные и согласные.

Игра «Составь слово». Подружить буквы 2-х арен: появляются картинки, надо составить слова: СОК,СУК.

Подари букву: подобрать первую букву к названию каждой картинки.-Найди букве место: на картинках сказочные герои:

Букву К - подарю клоуну. С-слону. У-Урлекину О-Орлекину.

Данная встреча прошла на позитивной ноте, много положительных отзывов услышали об организации и проведении мероприятия. Родителям понравилось, что материал индивидуален для каждого, все доступно и увлекательно. Трудности у родителей вызвали названия элементов, что ребята им с удовольствием подсказывали.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

Качественные

  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда логопедического кабинета и логопедической группы .
  • Регулярное посещение родителями индивидуальных консультаций учителя- логопеда по речевому развитию дошкольников.
  • Созданы условия для эмоционального благополучия ребенка в группе.
  • Знакомство с семейными увлечениями каждого из воспитанников.
  • Достигнута согласованная работа органов артикуляции и ручной моторики у дошкольников.
  • Улучшение речевого развития дошкольников посредством игр.
  • Сформированность у родителей навыков по осуществлению контроля за автоматизацией и дифференциацией звуков у дошкольников в спонтанной речи.
  • Усвоение детьми графического образа букв .
  • Активное участие родителей в совместных групповых мероприятиях.
  • Планирование работы родительского сообщества: (тренинги, семинары, консультации, Дни открытых дверей, творческие выставки).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве коррекционной деятельности (критерий оценки – результаты анкетирования).
  • Повысится педагогическая компетентность педагогов и родителей в вопросах речевого развития дошкольников.

Количественные

  • Выполнение ФГОСТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости.
  • Обучено и проконсультировано 16 родителей (законных представителей) детей.
  • Увеличение количества детей с улучшением речевого развития к концу учебного года.
Анализ результатов проекта и выводы

Видео-интервью