Наверх

Проекты победителей

Заявка № 549
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Программа стажировки педагогов-дошкольников образовательных организаций Республики Марий Эл «Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников».

Актуальность программы. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования выдвигают одной из основных задач современного образования достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.Особая роль образования в обществе и требования ФГОС ставят педагогов организаций дошкольного и дополнительного образования перед необходимостью постоянного повышения квалификации и самосовершенствования: в области создания и организации бесконфликтного взаимодействия внутри детского и педагогического коллективов, учёта интересов и возможностей разных групп детей, в том числе одаренных и детей с ОВЗ; в области овладения и эффективного использования в своей профессиональной деятельности инновационных технологий.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, воспитатели образовательных организаций Республики Марий Эл. Для успешного освоения программы стажировки педагогам необходим опыт практической деятельности в системе дошкольного образования, понимание необходимости проводящихся в современной системе образования изменений, готовность принимать и внедрять инновационные технологии на практике.

Цель программы: повышение эффективности педагогической деятельности по развитию познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать профессиональное сообщество в сфере образования и развития детей дошкольного возраста.

Распространить инновационных форм обучения дошкольников среди педагогов.

Способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Сформировать у детей мотивационную готовность к обучению в школе.

Сформировать у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта в условиях соревнования.

Сроки реализации: ежегодно в марте

Место и условия реализации: База ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ» (г.Йошкар-Ола, ул.Пушкина 32 сайт http://dtdim.org ) соответствует необходимым требованиям для стажировки педагогов, работающих с дошкольниками.

Педагоги Центра творческой ориентации дошкольников «Цветик-Семицветик» осуществляют предшкольную подготовку детей от пяти до семи лет по дополнительной общеобразовательной программе «Цветик-Семицветик спешит в школу». В основу программы заложены идеи системно-деятельностного и культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психического развития человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б Эльконин). Реализация авторской программы включает несколько основных направлений деятельности педагогов и предполагает организацию условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Все направления реализуются педагогами на различном предметном материале, что обеспечивает высокую обобщенность умений, которыми овладевают дошкольники. Обучение детей осуществляется в группах комплексного развития в форме: игровых взаимодействий педагогов с детьми; физкультурно-оздоровительной деятельности; занятий и проектной деятельности. Коллектив ГБОУ ДО РМЭ «ДТДиМ» для педагогов Республики Марий Эл в рамках семинаров проводит мастер-классы, открытые занятия, для детей дошкольного возраста - интеллектуальные и творческие конкурсы (математический конкурс «Юные умники и умницы», экологический конкурс «Хомячок», литературный конкурс «Книжка-малышка», фестиваль народной культуры «Красный сарафан»).

Подробная инструкция

Программа стажировки предполагает проведение межрегионального семинара «Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников» и республиканского математического конкурса «Юные умники и умницы» для детей 6-7 лет.

Семинар включает в себя секционные заседания по направлениям образовательной деятельности (выступления и мастер-классы для педагогов).Секция №1. Создание психолого-педагогических условий по развитию познавательной активности дошкольников на занятиях по математике и логике» . Секция 2. «Создание психолого-педагогических условий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста». Секция 3. «Развитие изобразительных умений и способностей у детей старшего дошкольного возраста». Секция 4. «Внедрение инновационных технологий экологического обучения дошкольников в образовательный процесс». Секция 5. «Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей в процессе музыкально-ритмической деятельности».
По результатам проведения семинара проводится круглый стол, анкетирование педагогов.Количественный состав участников семинара в 2015 году: слушатели – 35 человек, выступающие – 21 человек; в 2016 году слушатели – 50 человек, выступающие – 37 человек.
Республиканский математический конкурс «Юные умники и умницы» проводится с целью выявления интеллектуально одаренных детей и внедрения инновационных технологий предшкольной подготовки в образовательный процесс в организациях дошкольного образования Республики Марий Эл.
Конкурс проводится в 2 этапа. 1 этап заочный – муниципальный уровень; 2 этап очный – математический праздник для детей-победителей муниципального этапа конкурса. Количественный состав участников конкурса: в 2015 г. в заочном этапе – 56 детей, очном этапе – 16 детей; в 2016 г. в заочном этапе конкурсе приняло участие – 65 детей, очном этапе – 24 дошкольника. Математический праздник - красочное и содержательное мероприятие, подчиненное определенной тематике: 29.03.2015 «Морское путешествие», 27.03.2016 «Космическое путешествие». При выполнении заданий используется развивающая среда: игра «Танграм», игры Б.П.Никитина «Уникуб», «Сложи узор», игры Воскобовича, «Кубик Рубика» и другие. Конкурсные задания представляет мудрая сова. Дошкольники индивидуально выполняют задания, которые регламентированы по времени. Выполненные задания проверяют члены жюри и составляют рейтинг детей по количеству баллов. Победителям вручают дипломы лауреатов 1, 2, 3 степени, кубок победителя, серебряная и бронзовая медали, всем участникам вручают подарки и сертификаты, педагогам – благодарственные письма. По результатам проведения конкурса проводится мониторинг уровня выполнения заданий детьми. Сформированность познавательной активности дошкольников определяется по критериям: когнитивный (наличие познавательного интереса, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность); мотивационный (целенаправленность деятельности, ее завершенность); эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач); действенно-практический (проявление настойчивости, степень инициативности ребенка). Для получения количественных показателей на основе выделенных критериев были выделены низкий, средний и высокий уровни сформированности познавательной активности дошкольников.
Ожидаемые результаты

На уровне педагогов:

1.Представление разработанных проектов, направленных на развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

2. Способность педагогов к ретрансляции полученных знаний по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

На уровне детей:

1. Развитие способности ставить цели, выносить их в будущее и подчинять им направления жизненной активности.

2. Формирование умственных действий.

Анализ результатов проекта и выводы

Программа стажировки «Повышение эффективности педагогической деятельности по развитию познавательно-исследовательской активности дошкольников» востребована педагогическим сообществом Республики Марий Эл. В 2016 году математический конкурс «Юные умники и умницы» для одаренных детей 6-7 лет проводился в пятый раз.

Видео-интервью