Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2014
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

1. Обеспечение доступности качественного образования, независимо от тяжести и сложности нарушения здоровья, всем категориям воспитанников дошкольного учреждения за счет модернизации системы специального образования и установления взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ:

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата
• задержкой психического развития
• расстройствами аутистического спектра
• тяжелыми нарушениями речи
• сложной структурой дефекта.
2. Повышение профессионального потенциала педагогов и сотрудников учреждения за счет создания системы непрерывного образования в учреждении и реализации принципов межпредметного взаимодействия.
3. Модернизация образовательного пространства учреждения:
• с целью социального развития воспитанников,
• с целью обеспечения принципа природосообразности дошкольного детства,
• с целью обеспечения особого коррекционно-развивающего содержания образования,
• с целью создания условий для постоянного общения ребенка с педагогами, родителями и друг другом.
4. Создание комфортной социокультурной среды для общения в процессе непосредственно образовательной деятельности, во внеурочной и досуговой деятельности всех участников образовательного процесса.
Подробная инструкция

1. Метод основан прежде всего, на достаточно длительном и тщательном изучении особенностей ребенка с физическими, психическими и эмоциональными нарушениями, его образовательных потребностей и образовательных возможностей. Такое изучение должно проходить в естественных условиях для ребенка. В процессе психолого-педагогического наблюдения за общением и деятельностью воспитанника, педагоги отмечают стороны ребенка и его проблемы. Новое правило учреждения гласит: «Вначале найдите то, что ребенок умеет, потом отмечайте его проблемы». В процессе психолого-педагогического обследования все специалисты составляют актуальный портрет ребенка, определяют актуальный уровень его развития, результаты обсуждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. До 2011 года в консилиуме обязательно принимали участие врачи: детский невролог и ортопед. Сегодня, отсутствие названных специалистов значительно снижает качество психолого-педагогического сопровождения.

ПМПк определяет образовательный маршрут ребенка. Дает задание о разработке индивидуальной программы. Специалисты отчитываются перед ПМПК о реализации программы. Все члены консилиума принимают участие в корректировке программы, в оценке качества и полноты ее реализации. На консилиуме родителей (законных представителей) знакомят с индивидуальной программой, определяют зону ответственности семьи в реализации программы, консультируют родителей в плане повышения педагогических умений.
2. Метод может работать только на принципах командного подхода к реализации образовательной программы. Нельзя разделить ребенка между воспитателем, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами. Результат будет как у лебедя, рака и щуки. Воз останется на месте. Нужно, чтобы все специалисты вначале договорились о том, куда они ведут каждого, отдельно взятого ребенка. Какую динамику развития ребенка они все вместе планируют в результате своих профессиональных действий. Командная работа позволяет экономить ресурсы:
• временные,
• финансовые,
• методические,
• самое главное – ресурсы здоровья ребенка, которое у детей с ОВЗ и детей-инвалидов крайне ограничены.
Технология «Круг», интегрированные занятия, комбинированные занятия, тематические недели, традиционные мероприятия и события. Расширение зоны
3. Метод может эффективно работать только при полном включении родителей (законных представителей) в образовательный процесс, начиная с этапа целеполагания, отбора программы до этапа анализа полученного результата, анализа имеющихся условий. Думаем это наиболее проблематичная часть метода. Родители предпочитают оставаться на «медицинских» позициях оценки состояния здоровья ребенка: «Он не может, не понимает, ребенок нуждается в гиперопеке».
Нельзя не отметить, что определенные подвижки есть у нас и здесь. Родители становятся более открытыми. Все родители очень «тяжелых» детей участвуют вместе с ребенком во всех утренниках.
В нашем традиционном фестивале «Минутка славы» за шесть лет число участников выросло с 25 до 80 человек. Фестиваль мы задумали как семейный, в нем принимают участие только семьи, имеющие детей-инвалидов. Фестиваль за прошедшие годы изменил статус: был фестиваль внутри учреждения – вырос в городской фестиваль. В 2017 году в фестивале принимали участие дети еще трех районов Республики Коми.
В учреждении начала работать Педагогическая школа для родителей. Повестка занятий формируется по заявкам родителей. Выросло число индивидуальных консультаций узких специалистов – педагога-психолога, логопедов, дефектологов, преподавателей адаптивной физкультуры и других.
Огромный интерес родители проявляют к проведению мастер-классов по рисованию, конструированию, бумагопластике, лепке.
Ожидаемые результаты

Для детей:

КОМФОРТНОЕ, УМНОЕ, ЗДОРОВОЕ пребывание ребенка с любой формой и степенью выраженности нарушении здоровья, с любыми образовательными потребностями и возможностями. Ребенок должен с радостью прийти в детский сад и уйти домой с желанием завтра вернуться.

Для родителей:

У родителей должно быть чувство доверия к педагогам и другим сотрудникам и уверенность в безопасности своего ребенка.

Для педагогов:

Педагог должен быть защищен от эмоционального выгорания и у него должно быть желание постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Анализ результатов проекта и выводы

1. Учреждение работает в инновационном режиме.

2. Растет спрос родителей на образовательные услуги учреждения. За 6 лет количество детей выросло с 135 до 159, количество детей инвалидов с 39 до 63.

3. Растет авторитет учреждения на муниципальном и региональном уровне.

4. На базе учреждения открыт Консультационный центр для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не посещающих дошкольное учреждение или посещающих общеобразовательные учреждения. Все услуги центра бесплатные. Подразделением центра является лекотека. За 2 года количество детей, занимающихся на лекотеке выросло с 4 до 12. Как правило, это очень тяжелые дети-инвалиды.

5. Разработана адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

6. Наработан опыт по разработке адаптированных образовательных программ.

7. Разработана и постоянно совершенствуется система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.