Наверх

Проекты победителей

Заявка № 288
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель проекта:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

для детей:

  • Научиться собирать предметы, оформлять из них коллекцию.
  • Узнать интересную информацию о предметах своих коллекций.
  • Познакомиться с детьми – коллекционерами (внутри дошкольного учреждения), коллекционерами – взрослыми.

для педагогов:

  • Изучить технологию коллекционирования.
  • Познакомиться с этапами коллекционирования.
  • Рассказать детям о коллекциях, коллекционерах; заинтересовать их коллекционированием.
  • Создать условия для развития детского коллекционирования.
  • Научить детей классифицировать, систематизировать предметы.
  • Развивать инициативность, любознательность и познавательную активность детей; расширять кругозор воспитанников.
  • Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Способствовать развитию творческих, коммуникативных навыков, креативности дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности.
  • Формировать бережное отношение к хранению коллекций.
  • Вовлечь родителей в совместную деятельность на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Сформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.
  • Познакомить родителей с оформлением коллекций.

для родителей:

  • Способствовать формированию положительного отношения детей к коллекционированию.
  • Научиться правильному оформлению коллекций.

для социальных партнеров:

  • Вызывать интерес детей к коллекционированию.
  • Пополнять знания детей о свойствах некоторых предметов, материалов; обсудить возможности их дальнейшего применения.

Методы:

  • Чтение художественной литературы,
  • рассказ, разъяснение, беседа, дискуссии
  • ситуация выбора деятельности,
  • анализ конкретной ситуации,
  • метод положительного примера, поощрения,
  • метод упражнений,
  • метод одобрения,
  • метод требования,
  • метод контроля, самоконтроля и самооценки,
  • метод переключения.
Подробная инструкция
  • Информационная карта педагогического проекта:

Тема: «Мы - коллекционеры».

Автор проекта: Ильяшенко Светлана Валентиновна – воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 компенсирующего вида»

г. Ухта Республика Коми

Продолжительность проекта: долгосрочный, 3 года.

Тип проекта: исследовательско - творческий.

Участники проекта: педагоги, родители, дети группы №4, сотрудники краеведческого музея, музея Газпрома г. Ухты

Возраст детей: 4 – 7 лет

Форма проведения итогового мероприятия:

Ярмарка «Наши коллекции».

Продукты проекта:

для детей:

  • Коллекции разных видов: индивидуальные, коллективные, домашние.
  • Собрана библиотека познавательной, энциклопедической литературы.

для педагогов:

  • Конспекты, сценарии, методическая литература, компьютерные презентации, видеофильмы по теме;
  • алгоритм коллекционирования;
  • классификационные карты предметов коллекций;
  • предметы и материалы для организации разнообразных мини – музеев, коллективные коллекции;
  • оформлена библиотека «умных книг» (детские энциклопедии).

для родителей:

Индивидуальные, домашние коллекции; памятки о правильном оформлении коллекций.

Содержание проекта «Мы – коллекционеры».

Надо отметить, что идея воплощения такого проекта возникла у меня во время посещения семей моих воспитанников в начале учебного года. В настоящее время наблюдается спад интереса к коллекционированию. Но тут, в одной семье я увидела коллекцию «Автомобили СССР», которую собирал папа воспитанника с детства и очень ей дорожил по настоящее время.

Реализация проекта происходила в несколько этапов.

На подготовительном этапе педагогу необходимо завлечь, заинтересовать детей и родителей темой проекта.

Работая с детьми средней группы, при ознакомлении дошкольников с профессией почтальона, я принесла в группу свою коллекцию почтовых марок. Моя коллекция заинтересовала детей: мальчики рассматривали марки с космосом, а девочек привлекла цветочная тематика.

Оказалось, что в нашей группе тоже есть коллекционер! Егор собирает камни – минералы. В его коллекции уже несколько камней. А Тимофей рассказал про своего папу – коллекционера машинок.

Дети стали приносить в группу фишки, игрушки, ракушки, камни, которые они стали собирать, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Для того, чтобы привлечь внимание детей к коллекционированию я показала компьютерную презентацию «Коллекции – такие разные и такие интересные».

Постепенно ребята стали показывать «свои драгоценности», рассказывать о предметах своего собирательства. Мне стало понятно, что назрела необходимость общего дела, способного объединить наш детский коллектив – заняться коллекционированием. Для начала мы решили собрать общую (групповую) коллекцию. Тема коллекции определилась быстро – это будет коллекция игрушек из киндер-сюрпризов; мы обговорили, что предметы для коллекции (которые дети и педагоги принесут в группу) будем складывать в коробочки в соответствии с темой предметов (техника, животные, птицы и др.). Также обсудили, что с нашей коллекцией можно будет играть, показывать родителям и детям других групп детского сада.

В коллекционировании ведущая роль принадлежит взрослым. Поэтому, необходимо заинтересовать и вовлечь родителей в организацию проекта. Для этого я подготовила и провела родительское собрание «Исследовательская деятельность дошколят», где раскрыла типы познавательно-исследовательской деятельности детей, подробно рассказала о коллекционировании. Родители заинтересовались темой проекта, определили собственные мотивы участия в деятельности. Также обсудили значимые социальные ситуации для детей и взрослых в ходе реализации проекта (организация выставок, мини-музеев, мастер-класс, ярмарки; обсуждение в нашей группе ВКонтакте, совместное посещение музея).

При подготовке родительского собрания, с целью изучения отношения родителей к коллекционированию, как виду познавательной деятельности было проведено анкетирование, из которого можно сделать вывод, что: 61% (16 родителей) респондентов занимались коллекционированием в детстве, но только у 12% (3 родителя)- сохранился интерес к коллекционированию, коллекции систематизированы, пополняются. В одной семье коллекционированием занимается дедушка, который передал интерес к сбору коллекции своему внуку; 50% (13 родителей) увлекаются собирательством (магниты, игрушки, кусочки ткани), но материал не имеет системы, распределения по классификации. (Анкета для родителей представлена в файле "Анкета для родителей", который находится в поле "Документы").

Итак, на подготовительном этапе проекта были озвучены цель, задачи, определены участие детей и взрослых.

На втором, деятельностном этапе проекта – происходит создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
- организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей и их родителей к получению информации об объектах коллекционирования.

Процесс коллекционирования проходит поэтапно:

Первый этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования.

С детьми проводятся беседы, наблюдения, рассматривание предметов и самих иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, чтение художественной литературы, просмотр познавательных видео фильмов, компьютерных презентаций, посещение тематических выставок.

Второй этап: Полученная информация систематизируется, активизируются имеющие представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы коллекции включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации. ( Алгоритм организации исследовательской деятельности в ООД с группой детей представлен в файле « Организация исследовательской деятельности в ООД», который находится в поле «Документы»).

Третий этап: Организация выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

Вернёмся к нашей первой коллективной коллекции. Собирая её, мы беседовали о каждой новой игрушке (если это машинка – её марка, назначение), смотрели мультфильмы (т.к. в нашей коллекции есть герои мультфильмов), читали художественную литературу, рассматривали детские энциклопедии. У нас собралось более 40 игрушек, которые были классифицированы по разным ёмкостям – «транспорт», «герои мультфильмов – люди», «герои мультфильмов – животные», «профессии», «животные». Мы использовали предметы коллекции: в настольных, словесных, дидактических играх («Угадай, про какую игрушку я рассказываю», «Расскажи, а я покажу», Четвёртый лишний», «Угадай и расскажи», «Наши любимцы», «Лесные жители», «Угадай и назови героя» и другие); как счетный материал, конструировали для них дома, рисовали, лепили; как введением в организованную деятельность. Играя с маленькими фигурками, происходит прекрасное развитие мелкой моторики рук, что особенно важно для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Эти миниатюрные коллекции стали предметом особой гордости детей. Они показывали их сотрудникам детского сада, детям других групп, своим родителям.

Надо отметить, что интерес к собиранию коллекции у детей не пропал. Матвей и Тимофей решили собрать свою коллекцию под названием «Зоопарк», а Даша – коллекцию игрушек домашних животных. Позже мы её назвали «Деревенское подворье». Тут была огромная работа родителей, которые поддерживали и помогали детям в их затее. Данные коллекции использовались детьми в организованной и самостоятельной деятельности. Про свои коллекции наши юные коллекционеры рассказали детям группы и родителям.

Алиса любила смотреть мультфильмы, собирать она захотела коллекцию «Смешарики». К сожалению, интерес девочки к данной коллекции пропал (нравится теперь другие мультфильмы). Тогда мы с ней решили «переоформить» коллекцию. Алиса захотела Собирать маленькие мячики. По окончанию детского сада у девочки около 30 мячиков, которые могут поместиться в её руке.

Учитывая ситуативность и неустойчивость интересов дошкольников, я поддерживала интерес к созданию коллекции: вместе с детьми рассматривали её, организовывали поиск информации, составляли рассказы о предметах.

С детьми 4 – 5 лет (средняя группа) была собрана коллективная коллекция игрушек из киндер – сюрпризов; индивидуальные коллекции «Зоопарк», «Деревенское подворье», начата коллекция «Смешарики»; домашние коллекции «Волшебные сказки стран мира», «Удивительный мир камней».

Отмечу, что к завершению детьми средней группы интерес к коллекционированию не пропал, хотя дети стали менее активно находить и приносить предметы коллекций, но увлечённость у них сохранилась.

Следующей коллективной коллекцией группы (старшая группа, 5-6 лет) была коллекция динозавров «Эпоха динозавров». Наверно все дети увлекаются динозаврами. Не исключение и дети моей группы. Динозавра принесла из дома Маша. У детей сразу возникла идея – собрать коллекцию динозавров. Тем более, что в нашей групповой библиотечке «умных книг» есть энциклопедия про динозавров, которую дети очень любили рассматривать, задавать вопросы. По мере роста коллекций росло внимание детей к теме. Начался активный сбор предметов данной коллекции. Рассматривая их, отыскивая информацию в литературе, интернете (совместно с родителями), посещая городской музей, мы классифицировали динозавров на хищников и травоядных. По мере поступления предметов в нашу коллекцию заполнялась классификационная таблица. Классификационная таблица была «открыта» для дополнения. (Примеры таблиц классификационных представлены в файле "Примеры классификационных таблиц", который находится в поле "Документы") Дети находили подходящие иллюстрации или материал дома и заполняли её. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для обсуждения в свободное время.

Экспонаты коллекции побудили организовать выставку творческих работ, совместно с родителями группы, по теме «В стране Динозаврии».

В этом возрасте дети способны понимать, что собирание чего-либо - это не работа, за которую платят деньги. Это хобби, ради которого увлеченный человек тратит свое свободное время и зачастую и материальные средства. Коллекции различаются по размерам. Некоторые так велики, что размещаются в крупнейших музеях. А другие умещаются в обычных городских квартирах. Начинающим коллекционерам порой достаточно одного альбома или коробки. Ценность любой, даже самой маленькой коллекции – в системе. Это значит, что все её предметы располагаются в определенном порядке: по времени создания, по странам, по темам, по алфавиту так, чтобы нужный предмет можно было бы быстро найти. Системы нет, и коллекции нет, а есть просто случайное собрание предметов.

Так, совместно с родителями Маша, пересмотрела своих динозавров и систематизировала предметы в домашнюю коллекцию динозавров.

Интерес к собирательству действительно перерос в хобби. Дети начали собирать всё, что буквально попадалось им на глаза. Галя – стала собирать пёрышки, Рита – стёклышки. Я объяснила родителям, что не нужно рассматривать это как простую забаву. Ребёнок всё равно будет каталогизировать, анализировать увиденное, учиться системно мыслить, концентрировать внимание. Галя собирала пёрышки соответствующего размера и цвета. Рите дали рекомендацию о необходимости соблюдать технику безопасности при собирании стёклышек, классифицировать их по степени прозрачности.

В старшей группе мы собрали коллективные коллекции «Семена овощей», «Косточки и семена фруктов», которые использовали при уточнении знаний детей о фруктах и овощах. Причём, некоторые семена, косточки собирали прямо из натурального объекта.

Тематика коллекций разнообразна, её предлагали сами дети. Так, например, накануне Нового года мы собрали коллекцию «Новогодние открытки моих бабушек и дедушек».

Постепенно я подводила детей к пониманию того, что коллекционировать можно не только реальные предметы. Однажды, после проведения игры «Зеркало», беседы «Весело – грустно», дети предложили коллекционировать "эмоции" – собирать соответствующие картинки и оформить их в альбом. Альбом можно рассматривать, рассказывать друзьям и взрослым о своём настроении. (Конспект совместной деятельности представлен в файле «Конспект по ООД эмоций коллекционированию» в поле «Документы»).

В подготовительной к школе группе дети научились и иному виду коллекционирования – лингвистическому. Вместе с детьми и родителями собрали коллекции многозначных слов, «Ребусов», «Стихи по синквейну». (С примерами можно ознакомиться в презентации проекта, представленный в файле "Презентация проекта", в который находится в поле "Документы").

Итак, по завершению нашего проекта нами собраны следующие коллекции:

Коллективные коллекции:

  • «Поиграйте с нами» (игрушки из киндер-сюрпризов),
  • «Эпоха динозавров»,
  • «Семена овощей», «Косточки фруктов»,
  • Коллекция шишек,
  • «Новогодние открытки наших бабушек и дедушек»,
  • «Транспорт»,
  • «Насекомые»,
  • «Морские обитатели»,
  • Альбом «Герои наших мультфильмов»,
  • Коллекция значков «Города России»,
  • Коллекция календариков «Города Республики Коми»,
  • «Многозначные слова»,
  • «Ребусы»,
  • «Стихи по синквейну».
  • "Эмоции".

Индивидуальные коллекции:

  • «Смешарики»,
  • «Маленькие мячики»,
  • Коллекция камней, которые нашёл Максим на нашем участке,
  • Коллекция лягушат,
  • «Зоопарк»,
  • «Деревенское подворье».
  • «Фигурки, расписанные гжельской росписью».

Домашние коллекции:

  • «Волшебные сказки стран мира»,
  • «Удивительный мир камней»,
  • «Мои куклы»,
  • «Коллекция монет и денежных купюр»,
  • «Коллекция спичечных коробков»,
  • «Колокольчики»,
  • «Сов Коллекция»,
  • «Статуэтки Будды»,
  • «Коллекция медведей из разных пород камня»,
  • «Черепашки»,
  • «Динозавры».

Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого). (Деятельность детей с предметами коллекций в разных образовательных областях представлена в таблице 2 "Системная паутинка" в файле "Педагогический проект", который находится в поле "Документы").

Наши коллекции использовались в работе с детьми как:

  • осуществление индивидуальной деятельности каждым воспитанником;
  • средство для развития речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – формирование связной речи);
  • раздаточный наглядный материал, для обследования, любования;
  • счётный материал при развитии математических навыков;
  • объекты для развития логического мышления (отличить по форме, величине, представления о времени и др.);
  • игровой материал в сюжетных, настольных, дидактических играх;
  • формирование выставок, мини-музеев в группе и детском саду;
  • организация встреч с интересными людьми;
  • организация трудовой деятельности;
  • объекты для продуктивной деятельности.

Важно отметить, что, изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный мир, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку. Поэтому я предлагала детям быть экскурсоводом своих коллекций. Сколько полезных навыков приобретет юный экскурсовод. Ведь ему нужно будет не просто назвать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное (здесь необходима помощь взрослых, в первую очередь родителей воспитанников), а, значит, подготовиться к такому рассказу заранее. Возможно, кто-то из друзей ребёнка тоже захочет собрать свою коллекцию. Так у дошкольника появятся единомышленники, с которыми ему будет интересно общаться, обсуждать свои новые находки и обмениваться предметами коллекции. Но не нужно забывать, что задача взрослых – помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе может легко угаснуть интерес.

Поэтому мной были проведены консультации для родителей: «Растим любознаек», «Коллекционирование – это интересно». (Консультация для родителей представлена в файле "Консультация", который находится в поле "Документы") Также был проведён мастер – класс для родителей «Как оформить коллекцию?». Для поддержания интереса к коллекционированию, правильному оформлению коллекций была организована встреча со взрослыми коллекционерами (папа и дедушка воспитанников), которые ещё раз рассказали о коллекционировании, её разновидностях, правильном оформлении и хранении коллекций. Из этой встречи дети узнали, что кукол собирают плангонологи, киндер-сюрпризы – киндерфилисты, легофилисты – игрушки и лего-конструкторы, кукол Барби – барбифилисты, разные упаковки – филолидисты, почтовые марки – филателисты, монеты – нумизматы, денежные купюры (напечатанные на бумаге) – бонистикаты, а глюкофилисты – коллекционируют пакетики с сахаром, упаковки собирают филолидисты, коллекционеров спичечных этикеток, коробков называют филуменистами.

На завершающем этапе проекта осуществлялась презентация продуктов, в данном случае, коллекций на ярмарке «Наши коллекции». Все участники проекта (педагоги, дети, родители) участвовали в организации и проведении ярмарки. Некоторые домашние коллекции не были принесены на ярмарку, поэтому в нашей группе был организован флешмоб ВКонтакте «Наши коллекции».

Одной из результативной составляющей проекта явилось участие воспитанника (Егора) в:

городском конкурсе среди детей дошкольного возраста «Маленький исследователь» (второе место),

республиканском Фестивале детских исследовательских работ «Хочу всё знать!» (специальный диплом за лучшую учебно-исследовательскую работу среди дошкольников) со своей коллекцией «Удивительный мир камней». (Выступление ребёнка можно посмотретьhttps://youtu.be/EhFnuThbug4; исследовательская работа представлена в файле «Исследовательская работа дошкольника», который находится в поле «Документы»).

Ожидаемые результаты

Для детей:

Заинтересованность дошкольников коллекционированием. У детей имеются стойкие представления о коллекционировании, коллекциях (их разнообразии), коллекционерах.

Дети владеют практическими навыками оформления коллекций.

Сформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Собраны индивидуальные коллекции (по выбору и желанию), которой ребёнок «управляет», ухаживает, умеет получать информацию о предметах коллекции из различных источников и применять полученные знания на практике.

Презентация коллекций детей перед аудиторией детского сада, на городских, республиканских конкурсах и фестивалях детских исследовательских работ.

Для педагогов:

Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.

Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал.

Собраны коллективные (групповые) коллекции по темам.

Имеется достаточное количество материала, предметов, атрибутов для организации мини-музеев в группе, в детском саду. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Собранные коллекции будут способствовать развитию интереса к коллекционированию как типе познавательно-исследовательской деятельности у коллектива детей.

Участие в городских, республиканских конкурсах и фестивалях исследовательских работ.

Создано полноценное социальное сотрудничество с семьями воспитанников.

Для родителей:

Сформировано представление о коллекционировании, как типе исследовательской деятельности; владеют навыками оформления коллекций.

Собраны домашние, индивидуальные коллекции.

Создано полноценное социальное сотрудничество с педагогами группы, дошкольной организации.

Анализ результатов проекта и выводы

Результаты по проекту «Мы - коллекционеры».

В проект вовлечены все родители и дети группы. Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.

Для детей и родителей созданы условия для творческого самовыражения, развития инициативы, самореализации субъектов образовательного процесса через совместные детско-родительские мероприятия.

Реализован принцип индивидуализации образования на уровне каждого воспитанника; содействие позитивной социализации детей дошкольного возраста. Создание коллекций дало возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворить возрастные потребности детей в познании окружающего мира, повысить авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.

Дети владеют практическими навыками коллекционирования, коллекций оформлением; cформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.

Получены углубленные знания о технологии коллекционирования у родителей.

Организованы и проведены мероприятия с детьми и родителями:

встреча с коллекционерами, совместное посещение всех участников образовательного процесса библиотеки, музеев; родительское собрание «Исследовательская деятельность дошколят»; консультации «Растим любознаек», «Коллекционирование – это интересно», « Посмотри вокруг и это интересно»; мастер – класс «Как правильно оформить коллекцию»; презентация коллекций, поэтическая гостиная «Я – поэт», мини - музеев; изготовление альбомов детских стихов, книжки – малышки; проведена ярмарка «Наши коллекции»; участие детей со своими коллекциями в городском конкурсе «Маленький исследователь», в Республиканском фестивале детских исследовательских работ «Хочу всё знать».

Активизирована работа с социальными партнёрами (сотрудники краеведческого музея, музея Газпрома города Ухты, сотрудники городской детской библиотеки) через проведение различных мероприятий: беседы: «Обитатели морей и океанов», «Наша Республика Коми»; викторины: «Герои любимых сказок», «Во саду ли в огороде»; экскурсии: «Дымковское разноцветье», «Животные нашего леса».

Проведение различных форм взаимодействия ДОУ и семьи способствовало сплочению коллектива детей, родителей и педагогов группы.

Вывод:

Проект явился одной из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников 4 – 7 лет для их развития познавательно-исследовательской деятельности, овладение таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций. Реализация проекта способствовала установлению доброжелательных взаимоотношений в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Достоинством работы проекта «Мы – коллекционеры» можно считать его интегрированность, так как собранные коллекции можно использовать в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ.

Данный проект позволил педагогам решать задачи обеспечения принципов создания развивающей предметно-пространственной среды в группе и других помещениях дошкольного учреждения; обобщить опыт педагога по организации познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.

Видео-интервью