Наверх

Проекты победителей

Заявка № 969
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

ПРОЕКТ «ЛОГОПУНКТ БЕЗ ГРАНИЦ»

Цель: создание условий для оптимизации коррекционного процесса у детей с речевым дизонтогенезом в условиях логопункта.

Задачи:

  • обеспечить качество коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта ДОУ у детей с системными нарушениями речи;
  • формировать психофизические механизмы, обеспечивающие через опосредованную активизацию речевых зон головного мозга;
  • развивать индивидуальность ребёнка на основе освоения способов речевой деятельности в различных «средовых» и прочих условиях;
  • моделировать в образовательном пространстве дошкольной организации особую творческую среду, способствующей мотивации воспитанников к формированию навыков правильной речи посредством разнообразных приёмов эмоционально-творческого развития;
  • стимулировать защитные функции организма, гармонизировать психоэмоциональную сферу ребёнка с ОВЗ;
  • создать условия для самоидентификации ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ;
  • формировать начала духовно-нравственной культуры воспитанников, через усиление роли художественного слова в процессе обучения и воспитания;
  • привлечь внимание общественности и педагогического сообщества к условиям полноценного воспитания детей с особыми образовательными возможностями, в том числе детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Методы и приёмы (в рамках существующих классификаций): метод проектов, проблемного диалога, самостоятельной исследовательской деятельности, интерактивные, здоровьесберегающие и др.

Подробная инструкция

Подробная инструкция:

В основе проекта лежит концепция расширения коррекционно-образовательного пространства ДОУ, так называемый "выход из кабинета (из логопункта)", в поле которого происходит поэтапное формирование и закрепление новой условно-рефлекторной речевой базы ребёнка-логопата.

Научное обоснование проекта: работы Выготского Л.С., Лурия А.Р., Запорожца А.В., Ахутиной Т.В., Семенович А.В.

Инноватика проекта: реализация коррекционно-образовательной деятельности в проекте с учётом следующих авторских принципов:

  • «активное присутствие логопеда» - принцип, реализация которого, организует взаимодействие с детьми в групповом помещении с целью формирования новой условно-рефлекторной базы фонетической стороны речи ребёнка. Рекомендуемый режим продуктивной деятельности – 2-3 раза в день по 7-12 мин.
  • «трёхканальная стимуляция» - принцип, базирующийся на использовании приёма опосредованной стимуляции мозговой деятельности, через последовательное воздействие за ограниченный отрезок времени на ладонную и пальцевую поверхность рук, аурикулярную зону и артикуляционный праксис. Реализуется на логотренинге.

Схема реализации проекта «ЛОГОПУНКТ БЕЗ ГРАНИЦ» в ДОУ

ЛОГОПУНКТ БЕЗ ГРАНИЦ (с учётом авторских принципов – выделены *), (приложение -ЛОГОПУНКТ БЕЗ ГРАНИЦ)

«Средовые» условия

(полифункциональный подход в организации и использовании коррекционно-образовательного пространства ДОУ

Родители включены на этапе создания территории, освоения «развивающего» речевого маршрута с ребёнком вне времени пребывания его в ДОУ (по рекомендациям логопедического путеводителя по территории «Говоруша»)

Трёхканальная стимуляция*

(интеграция логопедической практики и элементов нейропсихологического подхода)

Родители включены в освоение логотренинга в условиях группы с последующим «переносом» в домашние условия по программе дополнительного образования «Волшебные палочки» (приложение -рецензия на программу ЛОГТРЕНИНГОВ)

Активное присутствие логопеда*

(«выход» из логопедического кабинета с речевыми практиками)

Родители участвуют (как активно с ролью, так и «пассивно» -наблюдателем) в речевых мини-тренингах со своим ребёнком, на репетициях концертных номеров, театральных постановок.

Родители включены в процесс наблюдения за динамикой развития коррекции речи ребёнка

Моделирование площадок публичных выступлений

Родители активно участвуют в практическом усвоении полученных речевых навыков в разнообразных ситуациях мотивирующих ребёнка к самостоятельному высказыванию, выступлению.

Проектно-исследовательская деятельность

Родители в совместной деятельности с детьми, педагогами на всех этапах проектов вносят дополнения, выступают с экспертной оценкой (в т.ч. обмениваются мнениями в соцсетях), как в отношении своего ребёнка, так и образовательного процесса логопункта, ДОУ.

Замена «узкопрофильных» зеркал на зеркала больших размеров, позволяющих расширить поле коррекционной работы до деятельности, направленной на формирование межполушарного взаимодействия, соматогнозиса.

«ЛОГОТРЕНИНГ с элементами нейропсихологического подхода» - ежедневно в утреннее время и/или с включением в режимные моменты элемента «трёхканальной стимуляции»

Логопед взаимодействует с логопатами вне логопедического кабинета с целью закрепления новой условно-рефлекторной базы фонетической стороны речи ребёнка:

  • в групповом помещении (во вне режимные моменты)
  • в музыкальном зале (автоматизация и дифференциация стихов к праздникам);
  • в спортивном зале («ЛОВКИЙ ГРАМОТЕЙ»)
  • в экологическом кабинете (игры-путешествия, мини-туры)

Рекомендуемый режим продуктивной деятельности – 2-3 раза в день по 7-12 мин.индивидуально или по 2-3 ребёнка с похожими процессами автоматизации

В ДОУ:

  • в группе (на занятиях)
  • в театральных постановках
  • тематические утренники
  • «Студия телеведущего»

Вне ДОУ:

  • участие в конкурсах и фестивалях различного уровня

· «ПРИХОДИТЕ ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ» (приложение-одноимённый проект)

«ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ – ДЛЯ ВСЕХ»

· «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

· «СЯДЕМ НА ПРИГОРКЕ, РАССКАЖЕМ ЧИСТОГОВОРКИ»

· «МОЯ ПЕРВАЯ АЗБУКА»

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ («АГНИИ БАРТО КНИЖКИ – ДЕВЧОНКАМ И МАЛЬЧИШКАМ», «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА» и др.)

Территория, прилегающая к ДОУ – «ГОВОРУША» - закрепление навыков правильной речи, «включение» родителей в процесс речевого развития

Доступность логопедического кабинета для детей - «норма» с позиций развивающего пространства – «ЛОГКВЕСТЫ» - осенние, зимние, весенние.

В проекте поддерживаются следующие инициированные детские индивидуальные практики:

  • Речевая практика (фонетические гимнастики, направленные на развитие фонематического восприятия, артикуляционного праксиса и т.д. )
  • Практика общения, игры («Говоруша», Логоквесты», «Сядем на пригорке» и др. , создание и озвучивание интерактивной 3-D КНИГИ "ПЕТЯ И ВОЛК" по одноимённой музыкальной сказке С.Прокофьева (https://cloud.mail.ru/public/ATGn/yztBRkcVA )
  • Сенсомоторная практика и практика здоровья («Логотренинг» - https://cloud.mail.ru/public/2AA6/qwBcS39Rb , «Ловкий грамотей»)
  • Практика театрализации, литературного творчества и музыкальная практики («Приходите юные таланты», театральные постановки «Каша из топора», «Цветик-семицветик», «Виртуальный концертный зал – для всех» ( https://cloud.mail.ru/public/49ND/o1XF9RYBM, и в одноимённом приложении )

  • Духовно-нравственная практика (в нравственно-патриотических проектах - "Этих дней не смолкнет слава", "Благотворительный марафон", "Благотворительные концерты для ветеранов").

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

На уровне воспитанников логопункта:

  • максимально возможная коррекция речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи;
  • интерес к правильной речи, мотивация к участию в театральных постановках, конкурсных и тематических мероприятиях различного уровня;
  • последующая успешная социализация выпускников логопункта на этапе завершения ими дошкольного образования;
  • на фоне срочного эффекта, наблюдается кумулятивный, способствующий повышению умственной работоспособности, улучшению различных видов памяти, оптимизации и/или гармонизация эмоционального состояния;
  • формирование элементов здорового образа жизни;
  • снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и укрепление иммунной системы.

На уровне ДОУ:

  • созданная коррекционно-развивающая полифункциональная среда (в том числе и на прилегающей к ДОУ территории);
  • открытость и доступность логопункта, как развивающего фактора для детей с "нормой";
  • наличие команды педагогов, ориентированной на качественное сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

На уровне семьи, социума:

  • эффективность открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса в вопросах развития и коррекции речи дошкольников;
  • родительская "включённость" в коррекционно-образовательный процесс;
  • расширение сетевого взаимодействия.
Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов эффективности проекта «ЛОГОПУНКТ БЕЗ ГРАНИЦ» с позиций обеспечения качества образования, оценивался по нескольким показателям:

1. позволяет выпускникам логопункта достигать следующих результатов:

  • успешная адаптация к обучению на начальной ступени общего образования, в том числе и в учреждениях повышенного статуса (гимназия, лицей) у 90 % выпускников логопункта;
  • в формировании звукопроизносительной стороны речи - 80% воспитанников с ТНР овладевают навыками нормативного произношения;
  • в формировании фонематических процессов – у 84% логопатов-выпускников достигается возрастная норма;
  • лексико-грамматическая сторона речи приближена к возрастной норме у 78% детей;

2. успешная адаптация к обучению на начальной ступени общего образования, в том числе и в учреждениях повышенного статуса (гимназия, лицей) у 90 % выпускников логопункта;
3.продолжение занятий выпускников логопункта по программам дополнительного образования художественно-эстетической направленности (с активной речевой практикой - театральные студии, и др.) достигает 45%.

Анализ деятельности с позиций, оценивающих потенциал данной работы в направлении здоровьесбережение дошкольников, говорит о высокой эффективности «ЛОГОТРЕНИНГа». Снижение заболеваемости респираторными заболеваниями у воспитанников подтверждается данными медицинской службы дошкольного учреждения.

Выводы:

Работа в проекте «ЛОГОПУНКТ БЕЗ ГРАНИЦ» показала свою эффективность в условиях преобразованной коррекционно-развивающей среды кабинета, использования помещений и территории ДОУ, а также в процессе продуктивного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Результативность коррекционно-образовательного процесса в условиях данного проекта подтверждена диагностическими мероприятиями логопедического мониторинга.

Анализ работы логопункта за период с 2013 по 2016 гг позволяет сделать вывод, что реализация проекта педагогически целесообразна и в полной мере решает поставленные задачи.