Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2005
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения, начиная с детского сада. Традиционно, преемственность между детским садом и начальной школой предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия, которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Мы решили уйти от стереотипов, и на параллели сад-школа было создано детское научное общество «Академия детства» для детей старшего дошкольного (в том числе детей с ОВЗ) и младшего школьного возраста. Идеей открытия такого детского сообщества является обеспечение нового качества образования, отвечающего потребностям рынка труда региона с выстраиванием модели эффективного сетевого взаимодействия. Важным аспектом является вовлечение в деятельность одарённых детей с ОВЗ на ступени дошкольного образования, с целью предотвращения формирования психологических комплексов и поддержки природных способностей у таких детей.

Цели, задачи, методы

Основная цель РНО «Академия детства»- создание комплекса условий для развития технического творчества у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, формирования необходимых компетенций посредством использования легоконструкторов и образовательной робототехники.

Основными задачами детского научного общества являются:

  • популяризации научных знаний на уровне дошкольного образования;
  • раннее раскрытие интересов и склонностей детей, в том числе детей с ОВЗ, к научно-исследовательской деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность детей разных возрастных групп для их совместной работы с педагогами;
  • профориентация школьников на наукоемкие профессии.

Нас, как работников образования, волновал и вопрос подготовки инженерных кадров, особенно в области робототехники:по какой программе работать с детьми, и как готовить педагогов для этого, как организовать преемственность перехода учеников на новые возрастные образовательные уровни?

На наш взгляд, одна из основных целей в легоконструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня интерактивный характер взаимодействия востребован как никогда раньше. В совместной деятельности со взрослым ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Приоритет такой деятельности очевиден!

Легоконструирование незаменимое средство и в работе с детьми с ОВЗ, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты коррекции и развития ребенка. Кроме того, легоконструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания активной творческой личности.

Подробная инструкция

Детское научное объединение включает в себя три секции:

  • Секция «Любознайки» МБДОУ ДС № 15 осуществляет поддержку исследовательской активности у дошкольников с ОВЗ. Вовлечение в деятельность родителей поможет детям быть более уверенными, бороться со своими комплексами. Продуктом деятельности секции станет проект «Детский парк чудес» с созданием модели парка на основе конструктора LEGO «Простые механизмы». В процессе совместной деятельности взрослых и детей создаются лэпбуки «Бабочки», «Деревья и кустарники»,«Цветы»,«Рыбы Амура», которые в дальнейшем станут павильонами модели детского парка. Под проекты «Старый парк» и «Профессии работников парка» помогут детям расширить кругозор в рамках исследуемой темы.
  • Секция «Эксперименташки» МБДОУ ДС № 40 приоритетным направлением выбрала экспериментальную деятельность. Результатом деятельности взрослых и детей станет создание фильтра для воды, необходимого в каждой семье. В процессе деятельности дети осуществляют исследования в области очистки воды, познают историю создания фильтров и их разновидности,отвечают на вопрос«Почему надо беречь воду?»
  • Состав секции «Всезнайки» МБОУ СОШ № 2 составляют первоклассники и их учитель. Ответ на проблемный вопрос «Какой мост через нужен городу Николаевску-на-Амуре?» ребята с педагогом ищут через исследовательские проекты «Сравнение материалов для изготовления моста», «Виды мостов». Параллельно педагог осуществляет межпредметные связи с физикой, химией, биологией; привлекаются к сотрудничеству пятиклассники для повышения у начинающих исследователей мотивации к такой деятельности.

Подробная инструкция

  • Педагог грамотно организовывает и умело оборудует образовательную среду, в которой ребёнок направлен к познанию. Основными видами деятельности наших педагогов стали: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, коррекционная, которые направлены на интеграцию областей познания и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивая его готовность к непрерывному образованию.
  • Занятия проводят сами педагоги, члены РНО, а также приглашённые специалисты, прошедшие переподготовку через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по данному направлению, которые разрабатывают рабочие программы, обеспечивающие интегрированный подход к организации образовательного процесса по направлению развития воспитанников на весь период учебного года.
  • Сопровождая ребёнка,педагоги тесно сотрудничают с родителями, привлекая их родителей к совместной исследовательской деятельности через совместные проекты, конкурсы, фестивали, выставки.
  • Осуществляется тесное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с педагогами начального звена школы через мастер-классы, консультации, семинары и т.д.

Механизм реализации программы РНО «Академия детства»

  • На начальном этапе педагогами были изучены технологии учебного процесса оптимальные для дошкольников и младших школьников при изучении основ робототехники и конструирования. Проведён мониторинг уровня конструктивных способностей и познавательной активности членов РНО, позволивший сформировать содержание предстоящей деятельности (дорожную карту). В детских садах были разработаны программы и перспективное планирование по организации проектной деятельности, легоконструированию, опытно-исследовательской деятельности, риторике. Проходило обучение педагогов (членов РНО) через обучающие вебинары, консультации специалиста по робототехнике. Для обучения детей с ОВЗ разработана развивающая программа «Фиксики» с использованием ноутбуков. В начальной школе была внедрена в образовательный процесс рабочая программа, обеспечивающая интегрированный подход к организации образовательного процесса по ИКТ и образовательной робототехнике, интеграции с такими дисциплинами как физика, химия, биология; разработаны критерии, которые помогут свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей, обучающихся по программе образовательной робототехники.
  • Основной этап реализации программы в настоящее время в самом разгаре. Программа деятельности РНО предусматривает как приобретение детьми теоретических знаний по нескольким областям науки (физика, химия, математика, экология, конструирование), так и реализацию практических навыков экспериментального научного исследования. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом. Каждый самостоятельно сделанный вывод, каждый прожитый, пережитый, перечувствованный день вносит свою лепту в формирование самооценки, самосознания маленького, но уже чувствующего себя личностью человека. Особая роль отводится исследовательской деятельности в семье.
  • В работе РНО используются традиционные (игровая) и инновационные педагогические технологии (лэпбукинг, проектная, ИКТ-технология), реализуемые через проведение различных конференций, фестивалей,выставок, занятий робототехникой, занятий риторикой, что способствует выработке у детей навыков научного, ролевого, партнерского и делового общения.
  • "Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Педагоги учат ребят смело выдвигать гипотезы как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают у ребят любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
  • При организации такой деятельности, педагоги опираются на ряд принципов, таких как: свободный выбор вида деятельности; ориентация на личностные интересы, способности (дифференцированный подход);единство обучения, воспитания, развития;


Ожидаемые результаты
  • формирование особого стиля детской жизни и образовательной деятельности, который позволит трансформировать обучение в самообучение, реально запускать механизм саморазвития.
  • изменение у детей потребности узнавать новое: от наличия только ситуативного интереса в детском саду до роста устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности в начальной школе.
  • развитие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста таких показателей мыслительной деятельности,как умение классифицировать; обобщать; отбирать все возможные варианты решения; переключаться с одного поиска решения на другой; составлять программу действий по своей работе; рассматривать объект с различных точек зрения; сравнивать различные объекты и их совокупности; составлять задания по предложенной теме; проводить самоконтроль.
  • обобщение и распространение опыта преемственности по внедрению робототехники в образовательное пространство детского сада и начальной школы (на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях);
  • диссеминация педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы между педагогами дошкольных учреждений и педагогами начальной школы.
  • вовлечения педагогов других детских садов в деятельность РНО посредством расширения спектра исследовательских областей (культура, искусство, музыка)
Анализ результатов проекта и выводы

Таким образом, реализация программы РНО «Академия детства»:

способствует развитию творческого воображения;

  • обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов;
  • становится условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у детей;
  • позволяет осуществлять интегрированный подход и комплексно-тематический принцип к организации образовательного процесса;
  • формирует потенциальные возможности ребенка и обеспечивает ситуацию успеха в образовательной деятельности, которая способствует социокультурной адаптации дошкольника к условиям школьного обучения;
  • способствует выявлению одаренных детей и продолжению их сопровождение при переходе на другую образовательную ступень;
  • способствует вовлечению родителей воспитанников в процесс образовательной робототехники;
  • позволяет формировать и корригировать поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению у детей с ОВЗ.

Основной же результат состоит в том, что изменение содержания деятельности в преемственности, через внедрение робототехники в образовательный процесс, на наш взгляд, повысит качество образования, так как современно, эффективно, интересно детям, родителям и педагогам. Это вселяет уверенность, что ребята, начавшие работу с роботами в детском саду и начальной школе, покажут более высокий уровень результатов в освоении инженерного образования. Реализация преемственности на разных ступенях образования в области робототехники будет способствовать эффективности образовательного процесса, весомым и значимым результатом развития детей.

Видео-интервью