Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1437
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель исследования: изучить особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, выявить и опытно-экспериментальным путём апробировать психолого-педагогические условия эффективного использования развивающих компьютерных игр с целью развития основ произвольного внимания у старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития произвольного внимания старших дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольного внимания старших дошкольников посредством развивающих компьютерных игр.

Задачи исследования:

  • Проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных учёных к определению понятия внимания в психолого-педагогической литературе, изучить виды и свойства внимания.
  • Рассмотреть особенности развития внимания в дошкольном возрасте, выделить особенности развития основ произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте.
  • Проанализировать возможности использования компьютерных технологий с целью развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
  • Провести исследование произвольного внимания старших дошкольников на констатирующем этапе.
  • Составить и внедрить в психолого-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения комплекс развивающих занятий, включающий развивающие компьютерные игры, направленные на развитие произвольного внимания у старших дошкольников.
  • Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов работы по развитию основ произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих компьютерных игр.

Методологические основы исследования: концепция понимания природы внимания Н. Н. Ланге, теория развития внимания как высшей психической функции Л. В. Выготского, психолого-педагогические исследования особенностей развития внимания у детей В. С.Мухиной, Р.С. Немова, Н. А. Урунтаевой, концепция внедрения компьютера в дошкольное образование Ю. М. Горвица, Л. Д.Чайновой.

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте.

2. Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент.

3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Гипотеза: процесс развития

произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста будет

эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- составленный комплекс развивающих занятий направлен на развитие определённых свойств произвольного внимания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- при внедрении занятий компьютерного содержания будут учитываться гигиенические нормы и временные режимы, а также активно использоваться здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, релаксация);

- рациональное сочетание компьютерных, дидактических, подвижных игр, позволяющих индивидуализировать процесс развития произвольного внимания у старших дошкольников;

- создание положительного эмоционального фона через использование цвета, звука, анимации в процессе работы ребёнка с компьютерными играми.

Подробная инструкция

Для изучения произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста были подобраны соответствующие методики и составлена диагностическая программа исследования (табл. 1).

Цель констатирующего этапа: исследовать уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Таблица 1

Диагностический инструментарий исследования

Критерии

Показатели

Методики

Переключение и распределение внимания

Умение сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой, выполнять несколько видов деятельности одновременно

«Проставь значки»

(Р. С. Немов)

Объём внимания

Умение охватить одновременно и с достаточной ясностью несколько объектов

«Запомни и расставь точки» (Р. С. Немов)

Устойчивость внимания

Умение определённое время сосредотачиваться на одном и том же объекте

«Переплетённые линии»

модифицированный тест А. Рея

Продуктивность и устойчивость внимания

Умение определённое время сосредотачиваться на одном и том же объекте; выделение определённого количества знаков в задании за определённое время

«Найди и вычеркни»

(Р. С. Немов)

Объём и концентрация внимания

Умение охватить одновременно и с достаточной ясностью несколько объектов, интенсивно сосредотачивая внимания

«Найди отличия»

(Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)


Цель формирующего этапа исследования: апробация комплекса развивающих занятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством компьютерных игр.

Предложенный комплекс развивающих занятий по развитию произвольного внимания посредством компьютерных игр предназначен для детей 6-7 лет.

Задачи

Развивающие:

- развивать основные свойства произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста;

- развивать познавательную активность, интерес к развивающим компьютерным играм.

Образовательные:

- расширять и закреплять представления старших дошкольников об окружающем мире;

- продолжать учить детей элементарным навыкам обращения с компьютером, формировать информационную культуру.

Воспитательные:

- воспитывать желание доводить начатое дело до конца, дисциплинированность и самостоятельность.

Данный комплекс включает20 занятий, каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет логику проведения занятий.

Продолжительность занятий – 30 минут, продолжительность непрерывной работы на компьютере- не более 10 минут.

Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю.

Форма проведения занятий: подгрупповая (4-6 человек).

Структура занятия:

I.Вводная часть

(подготовка к компьютерной игре)

1.Беседы, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра

2.Гимнастика для глаз

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности)

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Подготовительная и заключительная части занятий могут проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Содержание комплекса развивающих занятий по

развитию основ произвольного внимания у детей старшего

дошкольного возраста

Занятие

Цель

Содержание

Материалы и оборудование

Занятие 1

Развитие переключения и распределениявнимания, познавательной активности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Найди ёжиков»

2.Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Улитка»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Найди ёжиков», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 2

Развитие переключения и распределения внимания, познавательной активности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Белочкин запас»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Найди белочек»

2.Гимнастика для глаз «Белка»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Кричалки-шепталки-молчалки»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Найди белочек», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 3

Развитие переключения и распределения внимания, познавательной активности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «По грибы»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Собираем грибы»

2.Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Съедобное-несъедобное»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Собираем грибы», предметные картинки для беседы с детьми, мяч

Занятие 4

Развитие переключения и распределения внимания, познавательной активности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Собираем ягоды»

2.Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Съедобное-несъедобное»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Собираем ягоды», предметные картинки для беседы с детьми, мяч

Занятие 5

Развитие переключения и распределения внимания, познавательной активности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка-барабанщик»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Ищем зайцев»

2.Гимнастика для глаз «Заяц»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Кричалки-шепталки-молчалки»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Ищем зайцев», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 6

Развитие распределения и переключения внимания, познавательной активности, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности, быстроты реакции

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Кошка»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Кошки-мышки»

2.Гимнастика для глаз «Кошка»

3.Подвижная игра на внимание (малой подвижности) «Что изменилось?»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Кошки-мышки», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 7

Развитие объёма внимания, наблюдательности, познавательной активности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Братья»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Найди пару зверушек»

2.Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

3.Подвижная игра на внимание (средней подвижности) «Пожалуйста»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Найди пару зверушек», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 8

Развитие объёма и концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля, быстроты реакции

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Цвет и форма»

2.Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

3.Подвижная игра на внимание (малой подвижности) «Что изменилось?»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Цвет и форма», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 9

Развитие объёма и концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Оркестр»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «10 колокольчиков»

2.Гимнастика для глаз «Бабочка»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Улитка»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «10 колокольчиков», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 10

Развитие объёма и концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Два снеговика» (найди 6 отличий)

2.Гимнастика для глаз «Снежинки»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Шепталки-кричалки-молчалки»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Два снеговика», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 11

Развитие объёма и концентрации внимания, формирование навыков саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Мышкина семья»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Мышки и сыр» (найди 7 отличий)

2.Гимнастика для глаз «Мышки»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Пожалуйста»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Мышки и сыр», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 12

Развитие объёма и концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Капитан»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «В пустыне» (найди 7 отличий)

2.Гимнастика для глаз «Дождик»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Слушай хлопки»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «В пустыне», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 13

Развитие объёма и концентрации внимания, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Цветок»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «На пляже» (найди 10 отличий)

2.Гимнастика для глаз «Ветер»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Улитка»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «На пляже», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 14

Развитие объёма и концентрации внимания, наблюдательности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Рыбалки»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «На рыбалке» (найди 10 отличий)

2.Гимнастика для глаз «Мостик»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Что изменилось?»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «На рыбалке», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 15

Развитие объёма и концентрации внимания, наблюдательности, быстроты реакции

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Осьминоги»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Под водой» (найди 10 отличий)

2.Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Делай как я»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Под водой», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 16

Развитие переключения и распределения внимания, формирование навыков саморегуляции поведения

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Вертолёт»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Вертолёт» (раскраска)

2.Гимнастика для глаз «Стрекоза»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Кричалки-шепталки-молчалки»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Вертолёт», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 17

Развитие переключения и распределения внимания, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Ежонок»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Ёжик» (раскраска)

2.Гимнастика для глаз «В лесу»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Улитка»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Ёжик», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 18

Развитие устойчивости и концентрации внимания, наблюдательности, формирование навыков саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Пройди через лабиринт» (раскраска)

2.Гимнастика для глаз «Дождик»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Пожалуйста»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Пройди через лабиринт», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 19

Развитие устойчивости и концентрации внимания, формирование навыков саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Гусеничка»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Пройди через лабиринт»

2.Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Что изменилось?»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Пройди через лабиринт», предметные картинки для беседы с детьми

Занятие 20

Развитие устойчивости и концентрации внимания, формирование навыков саморегуляции деятельности

I.Вводная часть

1.Беседа, загадки для введения в сюжет игры

2.Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки»

II.Основная часть занятия

1.Развивающая компьютерная игра «Пройди через лабиринт»

2.Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

3.Подвижная игра на внимание (малой или средней подвижности) «Делай как я»

III.Заключительная часть

1.Релаксация

2.Обсуждение и подведение итогов занятия.

Компьютерный комплекс, компьютерная игра «Пройди через лабиринт», предметные картинки для беседы с детьми










Ожидаемые результаты

Процесс развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

- составленный комплекс развивающих занятий направлен на развитие определённых свойств произвольного внимания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- при внедрении занятий компьютерного содержания будут учитываться гигиенические нормы и временные режимы, а также активно использоваться здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, релаксация);

- рациональное сочетание компьютерных, дидактических, подвижных игр, позволяющих индивидуализировать процесс развития произвольного внимания у старших дошкольников;

- создание положительного эмоционального фона через использование цвета, звука, анимации в процессе работы ребёнка с компьютерными играми.

Проведение развивающих занятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста (20 занятий) с использованием развивающих компьютерных игр (при соблюдении определённых психолого-педагогических условий и санитарно-гигиенических требований) позволяет достичь следующих результатов:

- повышение уровня распределения и переключения внимания: у детей повышается способность выполнять несколько действий одновременно, сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой;

- повышение уровня устойчивости внимания: у детей повышается способность определённое время сосредотачиваться на одном и том же объекте;

- повышение уровня концентрации внимания: у детей повышается интенсивность сосредоточенности внимания;

- повышения уровня объёма внимания: увеличивается количество объектов, которые ребёнок может охватить с достаточной ясностью одновременно.


Таким образом, после реализации предложенного комплекса развивающих занятий, у детей подготовительной группе повысился уровень основных свойств произвольного внимания.

Анализ результатов проекта и выводы

Проведённая диагностическая работа на констатирующем этапе позволила определить направление развивающей работы по развитию основ произвольного внимания у старших дошкольников на формирующем этапе исследования. Для этого мы составили и внедрили комплекс развивающих занятий, включающий компьютерные игры на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

После внедрения в психолого-педагогический процесс ДОУ комплекса развивающих занятий по развитию произвольного внимания у старших дошкольников посредством компьютерных игр мы провели повторную диагностику произвольного внимания у детей подготовительной группы на контрольном этапе исследования в соответствии с составленной диагностической программой. Таким образом, можно отметить, что после внедрения предложенного комплекса занятий возросло количество детей, показавших высокий и средний уровень развития произвольного внимания, и уменьшилось количество детей с низким уровнем.

Таким образом, сравнительный анализ обобщённых результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволяет сделать вывод об эффективности психолого-педагогических условий развития произвольного внимания у детей 6-7 лет посредством развивающих компьютерных игр.