Наверх

Проекты победителей

Заявка № 147
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Программа развития социальной компетентности и коррекции поведения с использованием кинетического песка «Песочные тропы».

Цель программы — гармонизация развития ребенка, развитие личностных качеств, способствующих позитивной социализации в детском коллективе.

Задачи программы:

  1. Развить аффективную регуляцию детей: развить произвольность поведения, саморегуляцию;
  2. Развить коммуникативные навыки, привить социальными нормами, правила поведения в обществе;
  3. Развить личностные качества ребенка, стабилизировать его эмоциональное состояние (снизить тревожность, повысить самооценку и уверенность в себе);
  4. Развить познавательные процессы (внимание, память) и воображение;
  5. Развить мелкую моторику рук, графомоторные навыки.
Подробная инструкция

Программа занятий рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет). Цикл занятий для подгрупп 6-8 чел., состоящий из 10 встреч длительностью 35 минут каждая, предполагает несколько видов работы, четкое структурирование которых обеспечивает реализацию задач программы.

Ключевыми методами в работе является использование на каждом занятии программы:

  • Терапевтических сказок Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.;
  • Игр и упражнений, направленных на развитие произвольности деятельности, саморегуляции, развития познавательных процессов;
  • Авторских упражнений с применением кинетического песка;
  • Игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Подобный спектр методов позволяет переключать внимание дошкольников, вовремя давать им отдохнуть и ,напротив, мотивировать к работе, когда это необходимо.

Важным моментом в организации работы по программе является мониторинг индивидуального развития и мониторинг групповой динамики в ходе занятий. Для этого ведущим необходимо провести диагностические наблюдения за детьми в группе, составить индивидуальные профили социального развития каждого потенциального участника перед воздействием (прохождением программы) и после воздействия для количественной и качественной оценки изменений. Также необходимо выполнение каждым ребенком методик для оценки развития внимания, памяти, мелкой моторики до и после прохождения программы.

Фиксирование особенностей групповой динамики в соответствующем бланке помогает проследить наличие групповых эффектов, отслеживать изменения межличностных отношений.

Бланки "Профиль социального развития" и "Мониторинг групповой динамики" представлены в данной анкете в разделе Документы.

Проведение занятий по предлагаемой программе требует богатого материального обеспечения. В работе используются:

  • Кинетический песок (из расчета 400-500 гр на одного участника);
  • Коврики или контейнеры для работы с кинетическим песком (более 20х30 см);
  • Счетные палочки;
  • Формы для лепки и моделирования (для оставления следов на песке): геометрические фигуры, животные и пр.;
  • Массажные мячики;
  • Мозаика;
  • Картинки с изображением лесных животных или маленькие игрушки (муравей, белочка, еж, лесные птицы, и пр.);
  • Расчёски (с разными насадками, по количеству участников группы);
  • Стеки для лепки и моделирования;
  • Линейки;
  • Прищепки.
Ожидаемые результаты
  1. Развита аффективная регуляция детей: поведение детей стало более произвольным, они способны самостоятельно контролировать свое поведение;
  2. Развиты навыки общения, усвоены социальные нормы, правила поведения в обществе;
  3. Стабилизировано эмоциональное состояние детей: снизился уровень тревожности, повышена самооценка и уверенность в себе;
  4. Развиты познавательные процессы (внимание, память) и воображение;
  5. Развита мелкая моторика, графомоторные навыки.
Анализ результатов проекта и выводы

Для оценки эффективности программы использовался следующий пакет методик:

  • Индивидуальный профиль социального развития;
  • «Вырежи круг» (Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко "Экспресс-диагностика в детском саду". - М.: Изд. Генезис, 2011);
  • «Шифровка» (Д.Векслер);
  • «10 слов» (А.Р. Лурия).

Каждый ребенок из контрольной и экспериментальной групп прошли каждую методику дважды - перед курсом занятий экспериментальной группы и после. Сравнение результатов говорит об эффективности программы - результаты, которые были ожидаемы в результате прохождения программы, были достигнуты (количественные результаты представлены в презентации).