Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1665
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«АВТОРСКАЯ ИДЕЯ В МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

Грамотный дошкольник - успешный школьник!

Игровые приёмы и их эффективное использование

как одно из условий профилактики дисграфии

в старшем дошкольном возрасте

Цель: Предупреждение дисграфии, формирование основ грамотности посредством игровых приёмов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Создание условий для формирования умений дифференцировать звуковое и графическое оформление речи с помощью логопедических игр и игровых приёмов.

- Повышение уровня компетенции педагогов в работе с детьми по профилактике дисграфии. - Взаимодействие с родителями по профилактике дисграфии.

Методы:

Дидактические игры и упражнения, метод моделирования, словесные игры, совместные действия педагога и ребёнка

Подробная инструкция

Впервые понятие дисграфия ввел А.Куссмауль (немецкий терапевт) в 1877 году, чуть позже в 1900 году Д.Гиншельвуд. Сотрудниками кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработана классификация дисграфии и в дальнейшем несколько уточнена Р.И. Лалаевой. В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. На современном этапе она является наиболее обоснованной [8].

Выделяют пять форм дисграфии:

1.Артикуляторно-акустическая – дефекты произношения звуков (звуковые замены).

2. Акустическая – нарушение фонемного распознавания (трудности слуховой дифференциации звуков).

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове [4].

4. Оптическая – недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

5. Аграмматическая – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования.

Так как чаще всего у неуспевающего ребёнка встречаются все виды дисграфии в комплексе, выделить работу по одному направлению сложно. Поэтому работу ведём по профилактике нарушений всех видов дисграфии (Приложение 2). Создание условий для профилактики дисграфии

Соответствующим образом организуется развивающая среда в группе, в логопедическом

кабинете, в музыкальном и физкультурном зале. Тем самым создаётся эмоционально положительный настрой у детей и высокая результативность в работе.

В каждой группе имеются речевые центры с играми и пособиями, направленные на коррекцию и устранение речевых нарушений. Дети используют эти игры в совместной и самостоятельной деятельности (Приложение 3).

В логопедическом кабинете находятся речевые игры, логопедические пособия по соответствующим разделам: развитие мелкой моторики, речевого дыхания, для развития артикуляции, фонематического восприятия и фонематического внимания, лексики и грамматики, связной речи и обучения грамоте.

Кроме всего мной составлена картотека речевых игр, опираясь на проектную деятельность по теме недели (Приложение 4) и систематизирован игровой практический материал с учётом методических требований (Приложение 5).

Самым важным моментом при проектировании профилактической деятельности с детьми является определение её содержания. Самое эффективное – использование игры и игровых приёмов.

Опираясь на ряд научных педагогических источников, психолого-педагогические открытия в области педагогики, опыт коллег, а также потребности и возможности детей, была выработана система работы по организации игровой деятельности, направленная на предупреждение предпосылок дисграфии. Эту систему представляем, как лестницу, ведущую к успеху:

Первая ступенька (3 – 4 года)

формируем основы грамотности – учимся правильно слышать, различать звуки в речевом потоке;

развиваем устойчивость внимания, мелкую моторику, координацию движений;

воспитываем интерес к деятельности

Вторая ступенька (4 - 6 лет)

развиваем чёткое взаимодействие уха, языка, глаза и руки, так как сбой в любом звене этой цепочки приводит к нарушению письменной речи

Третья ступенька (6 - 8 лет)

формируем основы грамотности ребёнка, развивая пространственно – графическую ориентацию, зрительную память;

осваиваем навыки звуко-буквенного анализа слова

4. Формы взаимодействия с детьми

Все игры направленны на дифференциацию и различение неречевых звуков, активизацию слухового внимания («Тихо-громко», «Жмурки с колокольчиком», «Часовой»); на коррекцию звукопроизношения («Сказки о Весёлом Язычке», «Логолото»); обучение звуко-буквенному анализу слова («Звуковые дощечки», «Самолёты», «Парашюты»). Дети знакомятся с элементами грамоты – буквами, слиянием их в слоги и слова в игровой форме. Проводится работа по развитию мелкой моторики для подготовки руки к письму («Игры с массажными мячами», «Волшебные шнурочки»); обучение детей ориентированию в схеме своего тела, а также на листе бумаги в клетку («Обезьянки», «Весёлые клеточки»). Игры и игровые упражнения, задания на составления предложений, на определения места звука в слове («Звуковая птичка», «Дельфин», «Звуковые домики»).

Разработана система практической деятельности с детьми:

1. Работа над зрительным вниманием и памятью («Узнай меня», «Геометрическое домино», «Чего не стало», «Маскарад букв», «Фотограф», «Картины-нелепицы»).

2. Развитие зрительно-моторной координации (Упражнения с волчком, с поролоновым мячиком, с платочками, со шнурками, игры «Робот», «Цветные дорожки», «Новоселье», «Автотрасса», «Воздушные виражи», «Весёлый Язычок»).

3. Формирование стереогнозиса4 и представлений о схеме лица и тела («Чей силуэт», «Обведи по контуру», «Разрезные картинки», «Зеркало», «Делай как я»).

4. Развитие временно-пространственных представлений («Супермаркет», «Что сначала, что потом?», «Старик-годовик», «Дорисуй»).

5. Развитие слухового внимания («Что звучит?», «Колокольчики», «Лягушка», «Будь внимательным», «Самолёты»).

6. Развитие чувства ритма («Повтори песенку», «Ручки хлопают, ножки топают», «Кто как сказал», «Самолёты», « Весёлый паровоз», «Буратино танцует») (Приложение 6, 7).

Работа осуществляется по следующим направлениям:


5. Взаимодействие с педагогами

Эффективность нашей работы обусловлена комплексным подходом к проблеме. Такой подход дает наиболее устойчивый и значимый результат. Взаимодействие осуществляется и в форме консультации, семинара - практикума, совместных бесед по подведению итогов коррекционно – воспитательной работы, работа в мини – группах. Вместе анализируем организацию условий для участие каждого ребенка в процессе деятельности, подбираем стихи к праздникам, разрабатываем сценарии. В свою очередь, на логопедических занятиях наряду с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физминутками применяем здоровьесберегающие технологии (психогимнастику, песочную терапию, гимнастику для глаз, игровой стретчинг, массаж и самомассаж и т.д.).

Педагог является носителем культуры и правильной речи. Речь наших педагогов интонационно окрашенная, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащает собственный интонационный репертуар.

Воспитатель проводит организованную деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Музыкальный руководитель на своих встречах проводит работу над правильным речевым дыханием, над развитием мелкой моторики рук, над активизацией внимания, воспитанием музыкального ритма. Закрепляет и автоматизирует звуки, обогащает активный словарь детей. Учит ориентировке в пространстве, что благоприятно влияет на формирование как речевых, так и неречевых функций у детей. Помогает развивать такие психические процессы, как память, слуховое внимание и фонематический слух.

Инструктор по физической культуре закрепляет моторные навыки с помощью подвижных игр разной сложности, формирует игровые навыки, повышая активность, развивая имитацию движений, совершенствуя просодические компоненты речи.

ПМПК и ПМПк ОУ обеспечивает диагностико-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями в освоении адаптивных образовательных программ.

Делимся опытом с учителями школ №17, № 8 (большинство выпускников идут в эти школы): проводим «Дни открытых дверей», «Мастер-классы», родительские собрания. Осуществляем тесное сотрудничество с другими социальными институтами.


Таким образом, коррекционно – развивающая работа в нашем детском саду способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных процессов.

6.Сотрудничество с родителями

Работа с родителями начиналось с введения их в проблему. Для ознакомления родителей с играми и игровыми приёмами по профилактике дисграфии в домашних условиях проводятся «Мастер - классы», консультации, «Круглые столы». Особой популярностью у родителей пользуется заседание семейного клуба «СемьЯ». Форум «Родительская суббота» не оставил никого равнодушным – родители сами побывали в роли детей, познакомились с деятельностью детского сада. Активное участие родители принимают в конкурсах по изготовлению интересных игр и пособий по данной теме. Родители посещают образовательную деятельность, где являются не только зрителями, но и участниками. Такие методы работы помогают родителям рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребёнка в едином образовательном пространстве. Опираясь на ФГОС ДО, работу с родителями мы проводим по четырём основным направлениям.

Информационно-аналитическое направление

Цель: Направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

- анкетирование

- тестирование

Познавательное направление

Цель: Направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков воспитания и развития детей

- общие, групповые собрания

- консультации – практикумы

- выставки игр и пособий, изготовленные родителями

- открытые НОД,

- Дни открытых дверей

- совместное создание предметно-развивающей среды

- Почта доверия

- семейные проекты

Наглядно-информационное направление

Цель: Даёт возможность донести до родителей информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности

- логопедический уголок

- информационные стенды

- тематические выставки игр, пособий, методической литературы

- выпуск газет

- фотовыставки

- пособия, памятки



Досуговое направление

Цель: Призвано устанавливать тёплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

- праздники, развлечения

- выставка семейной коллекции

- домашние игротеки

- гость группы

- празднование дней рождения



Ожидаемые результаты

Высокий уровень готовности детей к школьному обучению.

Будут созданы условия для формирования умений дифференцировать звуковое и графическое оформление речи с помощью логопедических игр и игровых приёмов.

Повысится уровень компетенции педагогов в работе с детьми по профилактике дисграфии.

Возникнет тесное сотрудничество с родителями по профилактике дисграфии.
Анализ результатов проекта и выводы

Опыт работы показал, что используя игровые приёмы во всех направлениях работы по предупреждению предпосылок дисграфии, у детей значительно улучшилась слуховая дифференциация звуков речи, сформировались простейшие виды фонематического анализа слов, развились оптико-пространственные представления зрительного анализа и синтеза, сформировались грамматические системы словоизменения и словообразования, обогатился словарный запас, расширился языковой опыт.

Родители отмечают, что дети с интересом выполняют задания, играя в предложенные игры дома и на прогулке.

Кроме этого, у детей повысился интерес к познанию, возросла речевая активность, возникла поисковая деятельность, расширилось поле зрения, увеличился объём зрительного внимания и памяти, совершенствовалась способность слухового восприятия.

Видео-интервью