Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1430
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Цель: Автоматизация звука в словах.

Задачи: исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения, развитие активного словаря и грамматической структуры речи, развитие представлений об окружающем мире.

методы: использование информационно-компьютерных технологий.

Подробная инструкция

Пояснительная записка

к электронному методическому пособию по автоматизации

свистящих, шипящих и сонорных звуков

Речь – важный компонент культуры человека. Существует много профессий, где просто необходимо красиво и грамотно говорить: педагог, врач, юрист, политик, актёр, радио - и телеведущий, продавец и т.д.

Речь – это визитная карточка человека, свидетельствующая об уровне культуры и образования. Ни у кого не вызывает сомнение то, что умение ясно и грамотно выражать свои мысли, применяя несложные правила красивой речи, открывает широкий доступ к миру культурного общения в любой сфере.

Для ребёнка правильная речь дошкольника – один из показателей готовности к школьному обучению, залог успешного усвоения грамоты, чтения и письма.

Основной формой учителя-логопеда работы на логопункте в дошкольном образовательном учреждении являются индивидуальные коррекционные занятия. Занятия включают в себя восстановление и развитие подвижности и пластичности органов артикуляционного аппарата, исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения, развитие активного словаря и грамматической структуры речи, развитие слухового фонематического восприятия и внимания и др.

Для эффективного процесса автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи, особенно при дизартрии, требуется много времени и, соответственно, достаточное количество разнообразного картинного материала. Работая логопедом уже не первый год, я столкнулась с проблемой накопления методической копилки. Она должна быть разнообразной и объёмной, и, поэтому, занимает достаточно много места в кабинете, в плюс требуется поддерживать её чистоте, а для этого желательно ламинировать картинный материал, что затратно в финансовом плане. Электронное пособие в данном случае выигрывает, т.к. хранится на компактных электронных носителях (н-р: флешка, диск и т.д.), его можно пополнять и корректировать по необходимости. Представляемое мной пособие предназначено для работы логопедов в ДОУ и родителей.

Я предлагаю методический материал по автоматизации звуков в виде компьютерной презентации, что относится к группе приёмов с использованием информационно-компьютерных технологий, которую можно просматривать на компьютере, планшете, телефоне. Хотим мы этого или нет, компьютеры пришли в нашу жизнь всерьёз и надолго. Теперь это уже не просто игрушка, но и прекрасное средство изучения окружающего мира, совершенствования памяти, внимания, абстрактного мышления, общего развития интеллекта и познавательной активности. Любовь и интерес современных детей к различным компьютерным играм и приложениям способствуют активному использованию данного методического пособия.

При помощи него, можно автоматизировать поставленные звуки в словах, при этом находясь в поездке, в дорожной пробке, в гостях у бабушки и т.д. Желательно использовать совместно с родителями, ведь взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Но, со временем, ребенок может использовать электронное методическое пособие и самостоятельно.

Данный материал сгруппирован и систематизирован следующим образом: сначала идут слова с проблемным звуком в начале слова, затем в середине, в конце, со стечением согласных звуков, и с мягким парным . Учтена особенность того, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление), поэтому сначала отрабатывают слова со слогами типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. А слоги и слова со стечением согласных (ШКА, ПША...) отрабатываются отдельно и после слов с открытыми слогами, поэтому наглядный материал в электронном пособии разделён соответственно.

Иллюстрации и фотографии предметов красивые, реалистичные, что развивает представления об окружающем мире, ведь не всегда ребёнку, особенно проживающему в селе или провинции, удаётся посетить зоопарк, чтобы увидеть, например, зебру. Развивает эстетический вкус. Все это обогащает словарный запас, развивает, расширяет и уточняет активный словарь. Ребенку становится гораздо интереснее произносить слова, когда он видит, что они означают.

В методическом пособии предложен материал на автоматизацию звуков «С-Сь-З-Зь-Ш-Ж-Л-Ль-Р-Рь», т.к. именно нарушения этих звуков наиболее часто встречается в практике. Общее количество - 925 слов с картинками.

Подробно с работой можно ознакомиться на

https://cloud.mail.ru/public/U9yC/2rqecNugg

Ожидаемые результаты
  • Сокращение сроков автоматизации проблемного звука;
  • Развитие активного словаря дошкольника;
  • Укрепление взаимодействия семьи и учителя-логопеда.
Анализ результатов проекта и выводы

Логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт рекомендации родителям для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы, к которым относится и моё методическое пособие. Наблюдения показывают, что при помощи моего методического пособия интерес и внимание детей удерживаются дольше, а значит, что прорабатывается большее количество слов с проблемным звуком. Дети задают дополнительные вопросы по картинкам, например: "А для чего нужны дрова?", "А кто сильнее: лев или рысь?" и т.п.

Таким образом, логопеды и родители получают более эффективный и быстрый результат коррекции речи.