Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1639
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Город Тырныауз Эльбрусского муниципального района находится у подножия горы Эльбрус на высоте более 2000 м, в ста км от столицы Кабардино-Балкарской Республики г. Нальчика. Город не имеет специальных коррекционных учреждений, и именно образовательные учреждения могут стать тем центром социальной адаптации и интеграции семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество.

Социально - образовательный проект «Модель адаптивного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья-«Особый ребёнок» разработан и представлен на организованном ИПОП «Эврика» фестивале-конференции «Авторская школа - «Эврика-2005» в г. Москве.

В 2006г. в статусе Федеральной инновационной площадки Министерства образования Российской Федерации был открыт Ресурсный центр «Особый ребенок» МОУ «Лицей №1им. К.С. Отарова» г.п. Тырныауз.

Модель адаптивного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребёнок» призвана поддержать маленьких детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной обстановке, содействовать их семьям в воспитании, образовании, социализации, адаптации и интеграции их в социум. В ее основе лежит концепция гуманистического, семейного и феликсологического воспитания, направленная на развитие личности ребенка и его успешности, приоритетом которой является критерий: «Особый ребенок - успешный ребенок».

Основная идея: Через создание Районного ресурсного центра "Особый ребёнок", по отработке модели адаптивного образовательного учреждения с группами неполного дня для детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста оказать содействие семье в воспитании, обучении детей, в осуществлении постепенного перехода от индивидуальной формы обучения детей с ограниченными возможностями к коллективным формам обучения в малых группах неполного дня на всех ступенях образования, в т.ч. и дошкольного с постепенным переходом в группы полного дня.

Цель:

  • через создание Районного Ресурсного координационно-диагностического центра по отработке модели адаптивного образовательного учреждения с группами неполного дня для детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста оказать содействие семье в воспитании и обсуждении детей на всех ступенях образования в т.ч. и дошкольного.
  • создание благотворительного фонда «Особый ребенок» в помощь семьям, где воспитываются дети с ограниченными возможностями.

Задачи:

  • предоставление социальной медико – психолого - педагогической помощи семьям, где воспитываются дети с ограниченными возможностями, в группах неполного дня;
  • создание условий, способствующих оздоровлению детей, развитию их творческих и интеллектуальных способностей на основе диагностики физического и психического развития;
  • осуществление целостного интегрированного подхода к уникальному синтезу ребенка при комплексной системе совместной работы сетевого взаимодействия структур района.
  • создание в микрорайоне комплексной системы мероприятий по реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями и социализации их в обществе;
  • распространение опыта работы РРЦ по микрорайонам с целью организации данной модели адаптационного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями через научно – методический образовательный семинар;
  • объединение семей вокруг образовательного учреждения по месту жительства с целью образования мини-центров по решению проблем социальной реабилитации, адаптации и интеграции в социум.




Подробная инструкция

Основными концептуальными положениями проекта являются:

● Концепция семейного воспитания;

● Концепция феликсологического воспитания;

● Концепция сетевого взаимодействия социальных институтов образования, здравоохранения, социокультурных учреждений;

● Концепция формирования правового поля социального партнерства «общество – образование - власть».

*Концепция инклюзивного образования.


Принцип комплектования:

На основании медико-психолого-педагогических заключений в группы принимаются дети, умеющие себя обслуживать или имеющие двигательные возможности для формирования у них навыков самообслуживания, умеющие ходить самостоятельно. В группе может быть не более пяти детей. Комплектование осуществляется по разновозрастному принципу.

Режим работы:

* 4 раза в неделю по 4 часа; * 3 раза в неделю по 5 часов ; * 5 раз в неделю по 3 часа.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный график занятий и процедур. Отдельные занятия могут проводиться малыми подгруппами и со всей группой, практикуются занятия со специалистами..

Инклюзивные группы в РЦ «Особый ребенок» посещают 35 детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) с разными нарушениями здоровья: ДЦП, неврология, синдром Дауна, эпилепсия, онкология, кардиология и др. За определённый период работы достигнуты определенные результаты: на базе дошкольных отделений открыто 5 инклюзивных групп, которые посещают и здоровые дети и 1-2 ребёнка с особыми потребностями четыре ребёнка начали обучение в первом классе обычной школы, восемь детей пошли в дошкольную группу со здоровыми детьми, в среднее звено школы перешло четверо детей, один ребёнок закончил начальную школу на отлично. РЦ «Особый ребёнок» объединил вокруг себя более 60 семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.

Благодаря функционированию РЦ «Особый ребенок» большинство мам детей, посещающих наш центр, получили возможность вернуться на работу и заняться любимым делом. Активизировалось женское движение матерей, воспитывающих детей с особыми потребностями, они стали участниками всех мероприятий общественного районного совета женщин, где принимаются определённые решения в поддержку семей данной категории.

.В РЦ "Особый ребёнок" предоставляются 3 вида основных услуг: образовательные (по инклюзивному образованию – Международная социально-образовательная программа «Stepbystep», программа «Предшкола», педагогические методики по методу Марии Монтессори, авторская программа по инклюзивному образованию «Росток», программы художественно-эстетического цикла «Музыка и чувства», «Прекрасное и доброе глазами дошкольника» и др.); коррекционно-психологические (коррекционно-развивающие занятия психолога и дефектолога, тренинги, диагностика, тестирование, анкетирование, программа медико-социальной, психолого-педагогической помощи семье по социальной адаптации в обществе ребенка с ограниченными возможностями); медико-профилактические (наблюдение врача-педиатра, ЛФК, массаж, бассейн, физиотерапевтические процедуры, авторская программа по профилактике здоровья семьи и ребенка «Будь здоров»). Открылась родительская школа по обучению родителей, членов семьи, воспитывающей детей с особыми потребностями, навыкам и умениям необходимых для проживания в одной семье с данной категорией детей, а также обучение компетентностным навыкам для овладения аппаратами слуховой, двигательной, речевой реабилитации.

В инклюзивных группах организована современная многофункциональная предметно-развивающая среда по всем направлениям детской деятельности, оборудованы центры активности детей: ИЗО, математики, грамоты, науки, песка и воды, кулинарии, семьи. В комнате психологической реабилитации созданы условия для релаксации (телевизор, музыкальный центр, зимний сад). Проводятся мероприятия по социализации и интеграции детей в социум: дети посещают совместно со здоровыми детьми музыкальные занятия, изостудию, участвуют в совместных прогулках с детьми из других групп, мероприятиях и праздниках, организуемых РЦ, детским садом, Домом детского творчества.

Родители стали активными социальными партнёрами в образовательном процессе: присутствуют при предоставлении детям всех видов услуг, обучаясь правилам общения, обучения, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормам гуманистической этики. В 2013году началась реализация социально-образовательного проекта – Детская академия « Успех» (сетевая модель инклюзивных групп кратковременного пребывания» на базе ДО МОУ «Лицей№1им.К. С.Отарова» Данный проект обеспечивает сетевое взаимодействие всей образовательной системы района с учреждениями здравоохранения, культуры, спорта и др. по следующим направлениям: инклюзивное дошкольное и начальное образование (ФГОС), ранняя реабилитация и профилактика заболевания детей, эксклюзивное образование ( одарённые дети), родительская школа по проблемам семейного воспитания и образования. Детская академия «Успех» функционирует без выходных дней в режиме полного дня. Организация инклюзивного образования в разных формах позволило привлечь дополнительные финансовые средства из местного бюджета и внебюджетных средств.

Ожидаемые результаты

Для решения данной задачи мы определили главные приоритеты деятельности Ресурсного центра «Особый ребёнок»:

  1. Изучение и развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка по всем направлениям образовательной деятельности в соответствии с ФГОС: художественно-эстетическое, познавательное, спортивно-физкультурное, социально- эмоциональное (продукт: индивидуальные карты развития способностей).
  2. Разработать комплекс социально-образовательных программ по индивидуальной траектории развития каждой личности (индивидуальная «дорожная карта» развития) с конечным ожидаемым результатом компетентных навыков, умений, знаний (продукт: индивидуальные программы «Успех» по всем видам деятельности).
  3. В целях реализации ФЗ РФ «Об образовании» обеспечить пакет нормативно-правовых актов на муниципальном уровне по подготовке «Открытой площадки» семьям, воспитывающей детей с особыми потребностями, к самостоятельному определению ребёнка в социо-образовательную среду по интересам и возможностям: обучение и воспитание в инклюзивных группах и классах, обеспечение профильного образования, трудоустройства на договорной основе, доступ к духовно-культурным ценностям и посильное включение и участие в общественной жизни города, района (продукт: нормативно-правовые акты по созданию условий жизнеустройства детей с особыми потребностями).

4.Создание банка данных развития каждой семьи по самоопределению в обществе, повышению её духовной и педагогической культуры, отслеживание личных достижений детей, членов семьи и уровня позиционирования ребёнка в социуме (продукт: снятие семейных видеоклипов успешности детей, результатов психологической комфортности и удовлетворённости в семье и т.д.).

5. Диссеминация передового педагогического опыта в практику работы дошкольных учреждений Эльбрусского района, республики и региона (Интернет-сайт, СМИ, издание методических материалов, семинары-практикумы, тренинги, конференции и т.д.).

6.Достижение высоких результатов развития компенсаторских возможностей каждого ребенка путем внедрения индивидуальных маршрутов развития способностей.

7.Снятие социальной напряженности семей, воспитывающей детей с особыми потребностями, создание максимальных возможностей самоопределения каждого ребенка в социуме, путём обеспечения доступности ко всем жизненным ценностям и гражданского согласия.

8. Развитие и совершенствование начал осознанности гражданского долга в поддержке людей с инвалидностью в местном сообществе.

9. Обеспечить доступность свободного посещения детьми с особыми потребностями районных мероприятий, праздников, событий для формирования в обществе основных принципов гражданской позиции в демократическом обществе: уметь сострадать, быть милосердным, общаться на равных, нести людям добро, счастье и любовь.

10. Эффективность жизнедеятельности Федеральной инновационной площадки Ресурсного центра «Особый ребенок» МОУ «Лицей №1 им. К.С. Отарова» обеспечивается представлением широкого спектра возможностей развития инклюзивного образования, его научного исследования, с использованием современных методов образования: моделирования, проектирования, экспериментирования,совершенствования современной системы повышения профессионального мастерства и активной творческой самореализацией команды педагогов и специалистов.

Анализ результатов проекта и выводы

Эффект проекта наглядно проявился в результативности сетевого взаимодействия всей системы образования района в организации инклюзивного образования во многих образовательных учреждениях. Образовательные учреждения, в которых воспитываются и обучаются дети с особыми потребностями, родители, общественность объединились в единое социо-образовательное пространство, которое ведёт активную работу по поддержке детей данной категории и их семей в предоставлении равных возможностей получения качественного образования, как дистанционным способам, так и в инклюзивных группах, классах в режиме полного дня и кратковременного пребывания. Появились новые возможности и перспективы расширения деятельности РЦ «Особый ребёнок», пути передачи опыта работы, повышения качества образовательной деятельности путём повышения квалификации педагогов на всех уровнях. Общество района стало более гуманным, открытым, демократичным, которое в своем отношении к детям с особыми потребностями придерживается равенства, справедливости, толерантности. Молодёжное движение волонтёров стало проявлять активность во всех мероприятиях, акциях.

Эффективность и качество:

1. Проект не требует больших экономических затрат, так как адаптивные инклюзивные группы создаются на базе образовательных учреждений, не нужны затраты на круглосуточное содержание детей, т.к. они живут в семьях и находятся в группах неполного или полного дня, материальная база создается за счет ресурсов образовательного учреждения и спонсорской помощи, привлечение специалистов формируется из фонда экономии штатного расписания образовательного учреждения и на договорной основе сетевого взаимодействия с другими организациями бесплатно.

2. Дети, посещающие инклюзивные группы, классы быстро адаптируются, общение проходит в присутствии родителей или близких им людей,не испытывают стресса, т.к. не оторваны от семьи. Родители принимают непосредственное участие в процессе обучения и воспитания детей, руководствуясь рекомендациями специалистов.

3. У детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах более эффективно развиваются психологические процессы, развиваются социальные навыки и умения. Улучшается эмоциональное состояние детей и их родителей, появляется уверенность в завтрашнем дне, открываются перспективы на будущее в плане получения образования и востребованности в обществе.

4. Дети обеспечиваются постоянной квалифицированной профилактической медицинской поддержкой, в результате чего улучшается состояние их здоровья, улучшается экономическая ситуация в семьях, т.к. содержание детей в инклюзивных группах и оказание медицинских, образовательных, психологических услуг бесплатное, родители получают возможность работать вне дома, данным семьям оказывается спонсорская материальная поддержка.

5. В результате осуществления проекта создается детско-взрослое сообщество, в которое вовлечены семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, педагоги, специалисты, представители местного сообщества. Вовлечение структур власти, общественных организаций, волонтёров, СМИ, специалистов различных областей в решение проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, путем социального партнерства, попечительства и педагогики сотрудничества способствует созданию гражданского сообщества, развитию толерантности и гуманного отношения к детям данной категории.

6. Открылись новые возможности раскрытия индивидуальных способностей детей с особыми потребностями, расширился диапазон образовательных и социальных услуг, через которые прослеживается одаренность детей, пути реализации индивидуализации каждого ребёнка.

7. Сформировались устойчивые источники финансирования:

-финансирование из местного бюджета согласно смете расходов, штатного расписания образовательного учреждения и т.д.;

- районный Благотворительный фонд социальной поддержки «Особый ребенок» (взносы спонсоров и благотворительных и общественных организаций);

-средства от реализации методических разработок, проведение платных семинаров по обмену опытом;

- участие в проектах модернизации образования МОН КБР (базовая стажировочная площадка), федеральной целевой программе «Доступная среда».

8. Совершенствуется кадровая система повышения квалификации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Продукты проекта

1.Развитие психических процессов, социально-эмоционального состояния, речи, моторики у детей

Регулярно проводимая диагностика развития психических процессов, социально-эмоционального состояния, речи, моторики (словесно-логическое мышление, мыслительная операция «обобщение», образного представления, памяти, внимания, воображения, мелкая моторика, крупная моторика, коммуникативные навыки) показывает значительно положительную динамику по всем параметрам. Наиболее высокие результаты достигнуты в социально-эмоциональном развитии детей, в развитии коммуникативности и в художественно- эстетическом развитии детей.

2. Образовательный процесс

  • Создана районная база данных детей с особыми потребностями с их образовательными потребностями.
  • Создан единый комплекс сетевого взаимодействия образовательных учреждений и социокультурных центров для обеспечения образовательного и воспитательного процесса на договорной основе (образовательные учреждения, Дворец культуры, Дом творческого развития детей, спорткомплекс «Геолог», поликлиника, базы отдыха Приэльбрусья).
  • Разработаны методические рекомендации по апробированию авторских образовательных программ по инклюзивному обучению и оздоровлению детей в малых группах (программы «Росток», «Будь здоров»); социально- образовательные программы развития специального и инклюзивного образования на муниципальном уровне ; изданы два методических пособия из опыта работы РЦ «Особый ребёнок».
  • Участие в республиканских, региональных конференциях, форумах по обмену опыта работы с детьми с ОВЗ.
  • Создана методическая база пособий отечественных и зарубежных практик по работе с детьми с ОВЗ.

3.Повышение квалификации педагогов.

- Проведены семинары-тренинги для педагогов, работающих в центре, по реализации Международной социально-образовательной программы «Step by step» при поддержке Российского фонда развития образования «Сообщество» (г. Санкт-Петербург) с приглашением педагогов-тренеров.

- Проведены семинары-тренинги для педагогов других ОУ по обучению работе с детьми с особыми потребностями.

- Приняли участие в мероприятиях по повышению квалификации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в разных формах дистанционного обучения ( г. Москва), очного обучения(г. Нальчик, г. Ставрополь)

- Представлена трансляция опыта работы по инклюзивному образованию на всех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном.

4. Материально-техническая база

- Создана материально-техническая база для обеспечения образовательного и воспитательного процесса (центры развития ребенка, комната психологической реабилитации ребенка, физкультурный зал, изостудия).

- Приобретена детская мебель, мягкий и жесткий инвентарь.

- Оборудован игровой участок.

- Создана предметно-развивающая среда, приобретён дидактический материал.

- Приобретено оборудование по реабилитации и профилактике заболеваний детей (логопедический кабинет, психологический кабинет, тренажеры по реабилитации опорно-двигательного аппарата, аппарат для работы с детьми после кохлеарной имплантации и т.д.)

5. Работа с родителями

  • Участие родителей в образовательном и воспитательном процессе составляет 100%
  • Системная работа педагогического всеобуча родителей по воспитанию и обучению детей в домашних условиях.
  • Создано объединение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в детско-взрослое сообщество.
  • Функционирует адаптивная группа ранней профилактики заболевания детей «Мой малыш».
  • Созданы условия в инклюзивных группах ( утверждено штатное расписание) для реабилитации детей и их родителей в обычных группах детского сада.
  • Оказана материальная поддержка для совместного отдыха семей на базах отдыха Приэльбрусья и санаториях г. Нальчика, Пятигорска.
  • Проведены ежегодные благотворительные акции «Право и справедливость», « Твори добро».
  • Проведён частично капитальный и текущий ремонт РЦ «Особый ребёнок» за счет средств местного бюджета и спонсорской помощи (отопительная система, побелка, покраска помещений).
  • 6. Участие общественности
  • Функционирует ОНО «Попечительский Совет «Особый ребенок» с юридическим статусом, в который вошли представители администрации района, общественных организаций, руководители предприятий и организаций района, политики, предприниматели.
  • Открыт Благотворительный фонд «Особый ребенок».

- Создана Ассоциация семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. - Создано районное волонтёрское движение.

7. Нормативно-правовое обеспечение

- Разработана районная социально-образовательная программа «Доступная среда».

-Разработан блок нормативно-правовых инструктивных рекомендаций по ведению документации деятельности РЦ «Особый ребёнок».

- Разработан социально-образовательный проект – Детская академия «Успех» (сетевая модель адаптивных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями).

8. Диссименация опыта реализации проекта

1. Научно-исследовательский и практический опыт работы Ресурсного центра «Особый ребенок» ФИП МОУ «Лицей №1им. К. С. Отарова» г. п.Тырныауз обобщен в методических пособиях и издан:

- «Инклюзивное образовательное пространство: мечта – модель – реальность»(2014г.).

- "Образование без границ"(2017г.)

В методических пособиях рекомендованы конкретные стратегические методы в руководстве и управлении для создания сетевых инклюзивных дошкольных групп и классов начальной школы на базе образовательных учреждений. Авторами - составителями являются: З.М. Моллаева – научный руководитель РЦ «Особый ребенок», М.А. Лихов - директор ФИП МОУ «Лицей №1» г. п.Тырныауз.

  • Республиканская Парламентская конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Кабардино-Балкарской республике». Выступление Моллаевой З.М. «Организация инклюзивного образования в образовательных учреждениях Эльбрусского муниципального района» (г. Нальчик, Парламент КБР, 31 октября 2012г.)
  • Участие во Всероссийском форуме « Частно-государственное партнёрство в сфере дошкольного образования». Выступление З.М. Моллаевой «Вариативные формы дошкольного образования - Опыт работы РЦ «Особый ребёнок» (г. Самара, Ассоциация «Территория детства»,15-16.10.2012г.).
  • Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современные технологии доступного дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями». Выступление З.М. Моллаевой « Адаптивная образовательная модель для детей с ограниченными возможностями здоровья из опыта работы ФИП РЦ «Особый ребёнок» (г. Ростов-на-Дону, ИПК и ПРО 27-28.11.2012г.)

5. Проведение семинаров-тренингов для руководителей ОУ района «Метод проектов в работе с дошкольниками через социально-образовательную программу «Сообщество», (декабрь 2012г.,г.Тырныауз)

6. Участие на Республиканском семинаре «Воспитательная работа в преемственности дошкольной и начальной ступени образования» (г. Баксан, МОУ «Прогимназия №4»,февраль 2013г.).

7. Для привлечения внимания к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и с целью распространения накопленного опыта открыта страница «Особый ребенок» на сайте www.licey1.ru , сотрудничество с СМИ (телевидение КБР, газеты «Кабардино-Балкарская Правда», «Заман» (Время), «Горянка», «Эльбрусские новости»).

8. Участие в республиканском семинаре «Создание условий для реализациипреемственности дошкольного и начального образования в связи с введением ФГТ» Выступление З.М.Моллаевой из опыта работы образовательной деятельности РЦ «Особый ребёнок»( г.Баксан, МОУ «Прогимназия№5», 19 апреля 2013г.).

9. Участие в межрегиональной Эльбрусской переговорной площадке «По проблемным вопросам современного образования - перспективы, проблемы, риски» (Кабардино-Балкарская Республика, Приэльбрусье,2013г., 2014г., 2015г.,2016г.)

10. Участие во Всероссийских конкурсах, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (конкурс «Добровольцы – детям» Июнь, 2013г.).

11. Ежегодный отчет о деятельности ФИП МОУ «Лицей№1» на конференциях ИПП «Эврика» г. Москва.

12. Стажировка педагогов РЦ "Особый ребёнок" на базе ФИП ГБОУ центр развития "Школа здоровья" №1679 г. Москва ( 2015г.).

13. Участие в разработке проекта системы повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования в проектной группе педагогов «СОШ№29» г. Энгельса Саратовской области (июль, 2016г., г. Энгельс).

6. Участие на Республиканском семинаре «Воспитательная работа в преемственности дошкольной и начальной ступени образования» (г. Баксан, МОУ «Прогимназия №4»,февраль 2013г.).

7. Для привлечения внимания к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и с целью распространения накопленного опыта открыта страница «Особый ребенок» на сайте www.licey1.ru , сотрудничество с СМИ (телевидение КБР, газеты «Кабардино-Балкарская Правда», «Заман» (Время), «Горянка», «Эльбрусские новости»).

8. Участие в республиканском семинаре «Создание условий для реализациипреемственности дошкольного и начального образования в связи с введением ФГТ» Выступление З.М.Моллаевой из опыта работы образовательной деятельности РЦ «Особый ребёнок»( г.Баксан, МОУ «Прогимназия№5», 19 апреля 2013г.).

9. Участие в межрегиональной Эльбрусской переговорной площадке «По проблемным вопросам современного образования - перспективы, проблемы, риски» (Кабардино-Балкарская Республика, Приэльбрусье,2013г., 2014г., 2015г.,2016г.)

10. Участие во Всероссийских конкурсах, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (конкурс «Добровольцы – детям» Июнь, 2013г.).

11. Ежегодный отчет о деятельности ФИП МОУ «Лицей№1» на конференциях ИПП «Эврика» г. Москва.

12. Участие в разработке проекта системы повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования в проектной группе педагогов «СОШ№29» г. Энгельса Саратовской области (июль, 2016г., г. Энгельс).

Выводы:


Проект «Модель адаптивного образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья – Ресурсный центр «Особый ребёнок» работает успешно и продуктивно со всеми структурами Эльбрусского муниципального района, поддерживается общественностью, родителями всеми, кому не безразлична «Экология детства». Только вместе, сообща, взаимодействуя друг с другом, объединившись одной идеей и крепко взявшись за руки, мы можем сделать решительный шаг в образовании в направлении организации инклюзивного образования. Оно ещё несовершенно в российской педагогике, но уже есть смелые решения, определенный опыт работы, а самое главное есть, и их немало, целеустремленные педагоги, способные совершить в педагогике новый поворот времени, новый шаг в будущее, принять вызов будущего, чтобы построить единое образовательное пространство для всех детей, независимо от их индивидуальных и физических возможностей.

По нашему мнению, проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно решить:

1. через социально-образовательные идеи, основанные на принципах равенства, справедливости, социального согласия и свободы, что на данном этапе развития нашего общества только образовательные учреждения могут стать центром социальной адаптации и интеграции семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в общество;

2. благодаря неравнодушным к проблемам других людей педагогам, опытным, творческим, настойчивым, трудолюбивым, способным отстаивать интересы детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях власти и общества, активно участвовать в реализации подобных проектов;

3.путем внедрения в практику сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в которых работают адаптивные группы, и социокультурных центров на договорной основе;

4. созданием попечительского и волонтёрского движения как основного ресурса поддержки образовательных инициатив , направленных на реализацию в обществе гуманистических идей равенства, единства и справедливости;

5. построением открытого гражданского института через идею социального согласия, толерантности, самоценности каждого человека и реализации прав становления личности путем социального партнерства, педагогики сотрудничества, конструктивного диалога и создания конструктивной переговорной площадки «общество-образование-власть»;

6. путем использования разработанных РЦ «Особый ребенок» нормативно-правовых документов, актов, опыта работы реализуемых услуг, опыта работы сетевого взаимодействия всех структур района и Попечительского Совета.


Видео-интервью
В прикрепленных документах файл "Osobyi-rebenok.mp4" (см)