Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1313
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель - создание оркестра, в котором дети с ОВЗ могут исполнять классическую музыку, сочинять свою, раскрыть свой творческий потенциал посредством развития музыкальных способностей.

Задачи:

• создать условия, в которых ребёнок захочет и будет играть музыку;

• раскрыть творческий музыкальный потенциал каждого ребёнка с ОВЗ;
• помочь ему найти "свой" инструмент, способ звукоизвлечения;
• укрепить родителей в мысли о творческой уникальности их ребёнка

Методы: практические (играем, слушаем, двигаемся под музыку), наглядные (играем по показу, рассматриваем иллюстрации, портреты), словесные (получаем инструкцию к действию, повторяем пальчиковые игры)

Подробная инструкция

Проект предполагает наличие детских музыкальных инструментов – шумовых (колокольчики, бубны, маракасы, бубенцы, румбы, шейкеры), звуковысотных – ударных (ксилофоны, металлофоны), струнных (арфа, гусли, балалайка), духовых (свирели, блокфлейты, дудочки, детский кларнет), клавишных (фортепиано, синтезатор).

Индивидуальные занятия с детьми проводятся в камерной обстановке кабинета с ограниченным набором мебели и предметов, не отвлекающих от занятия. То же с группой 2-5 музыкантов. Так, постепенно, объединяется группа инструменталистов, так же постепенно к ним добавляются другие инструменты. Дети должны привыкнуть к ансамблю, не отвлекаться на соседа и помнить свою партию.

Планируя концертное выступление в музыкальном зале, репетировать в самом зале задолго до выступления - детям нужно освоиться в большом пространстве, привыкнуть к новому звучанию.

На занятиях с самого начала присутствует взрослый, которому ребёнок доверяет и хорошо знает - мама, папа, бабушка, няня. Взрослый сопровождающий наблюдает ход занятия, получает от педагога-музыканта домашнее задание и прорабатывает его дома, до следующей встречи на занятии.

Занятие начинается приветствием, настраивающим ребёнка на позитивное состояние, спокойное, уравновешенное. Далее разминка пальчиков: пальчиковые игры, логоритмика, "звучащий жест" - активизируем речь и мелкую моторику. Подходим к музыкальному инструменту, играем разучиваемое произведение либо фрагмент его, если это партия оркестра. Если у юного музыканта в работе несколько произведений одновременно, начинаем с того, которое короче или легче. Для того, чтобы ребёнок не устал быстро. "На десерт" оставляем то, что ребёнку нравится больше всего и это для него стимул заниматься терпеливо. В промежутках между исполнением произведений дозированно даётся информация по теории, истории музыки, живописи, литературы. Например, после исполнения русской народной песенки "Василёк", можно показать изображение синего василька, картину И.Шишкина "Рожь" и немного рассказать о самом художнике. А разучивая мелодию дуэта Прилепы и Миловзора из 2 акта "Пиковой дамы" П.И.Чайковского, аккомпанируя партию левой руки показать и рассказать об "альбертиевых басах", тут же проиллюстрировать фрагментами фортепианной музыки В.А.Моцарта - первыми тактами сонат, концертов. Для юного музыканта это "зона ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому), даже если это ближайшее развитие произойдёт через год-два.

Игру на музыкальном инструменте нужно чередовать с движением под музыку, игровым дирижированием, ритмическими диктантами, подвижными играми Движение под музыку - это элементы ритмики (хлопки, притопы, движение в ритме и характере марша, польки, галопа), хороши на любом этапе занятий, делаются по показу педагога вместе со взрослым. Затем только со взрослым. Педагог исполняет фрагменты маршей (например, "Марш" А.Петрова из к/ф "Старая старая сказка" ), полечки (М.Глинки, С.Рахманинова), галоп (темы балетных вариаций А.Адана, П.Чайковского). Игровое дирижирование - это настоящее дирижирование с акцентированием сильной доли. Педагог включает аудиозапись симфонического (народного, духового, струнного) оркестра, задаёт первые акцентированные жесты, дети улавливают и повторяют самостоятельно. Ритмический диктант производится ладонями, деревянными палочками, деревянными ложками, кончиками пальцев, ступнями - любым удобным не травматичным способом: педагог задаёт ритмическую формулу, дети повторяют. Начиная от простой: I I (I - четверть П - восьмые)

I I I

I П I

П I I

I I П

Ритмоформулы - другой приём ритмических упражнений упрощает их запоминание и имеет практическое значение, поскольку сами ритмоформулы являются ритмическим зерном любой музыкальной темы. Наложение текста (образа) на ритм позволяет прочно усвоить коротенькую ритмическую фразу. Хорошо перед её разучиванием рассказать небольшую сказку про героя ритмоформулы ("Муравей Тимофей", "Репка", "Бабочка") и дальше называть ритмоформулу "песенкой". Мы не поём эту "песенку", а ритмично её проговариваем и хлопаем (стучим) Например: Мура вей Тимо фей Ре пка хоро ша Ба бочка

П I П I I I П I I П

В дальнейшем на этих ритмоформулах строятся ритмические диктанты, партии шумовых, ударных инструментов, дети узнают знакомые ритмические комбинации в тех мелодических фрагментах, которые разучивают. Это существенно облегчает процесс запоминания музыкальной партии.

Донотный период игры на музыкальных инструментах связан с цветовой графикой. В основе лежит цветовая система немецкого Glokenspil: тон C - красный, тон D - оранжевый, тон E - жёлтый и так далее. Металлофоны, тональные колокольчики - уже изготовлены из окрашеных металлов, ксилофоны, отверстия свирели, клавиши фортепиано или синтезатора отмечаются цветной клеящейся бумагой в соответствии с этой системой. Дети научаются "читать" ноты с педагогом, по его показу, в дальнейшем самостоятельно. Цвет обозначает высоту звука, ритм, длительности распознаются по длине вертикальной черты (длинная жёлтая черта - E четверть, короткая зелёная - F восьмая).

Помимо обучения игре на музыкальных инструментах, педагог-музыкант рассказывает детям об истории создания музыкального произведения, которое сейчас разучивается, об авторе - его эпохе, культуре его страны, показывает портрет композитора, даёт возможность послушать в хорошем исполнении другие сочинения этого композитора. Например, в случае с Прилепой и Миловзором показать портреты дам и кавалеров XVII - XVIII веков, бесподобные платья мальчиков и девочек, их парики, туфельки; рассказать про танцы той эпохи, детские игрушки. Это развивает детей интеллектуально, эстетически, культурологически.

Репертуар индивидуального музицирования дублирует репертуар ДМШ: от начальных форм песенного фольклора (заклички, дразнилки, песенки "Андрей - воробей", "Дождик, дождик, пуще", "Гори-гори ясно", "Василёк", "Как под горкой") к авторским песенным формам ("Я на солнышке лежу" Г. Гладкова, "Жили у бабуси", "Антошка" В.Шаинского) и простым по строению камерным сочинениям В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Р.Шумана, Д.Кабалевского, И.С.Баха и др.

Выученные пьесы разучиваются детьми на разных музыкальных инструментах, партии различаются началом вступления, подголосками, куплетами - припевами, то есть дети коллективно играют хорошо знакомую всем музыку. Партии прописываются педагогом на карточках цветной графикой.

Итогом является концертное выступление перед другими детьми на празднике, перед другой группой нашего детского сада, перед гостями (ИПК, семинар городского, краевого уровня и т.п.)

Педагог-музыкант после каждого индивидуального занятия фиксирует динамику каждого ребёнка, консультируется, если в этом есть необходимость, с психологом. Главное - понимать, что начатый процесс "абилитации музыкой" необратим, но темп у каждого ребёнка свой, торопить, пытаться ускорить его нельзя.

Ожидаемые результаты

Дети - участники оркестра стремятся играть на музыкальных инструментах, слушать и сочинять музыку, совместно с музыкальным руководителем исполняют музыкальные произведения для родителей, других детей детского сада.

Анализ результатов проекта и выводы

Проект имеет практический результат: а) ребёнок с ОВЗ играет на музыкальном инструменте; б) играет в ансамбле с другими детьми; в) общается, творит в обществе единомышленников, сверстников.