Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1249
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Создавать условия для исследовательской активности детей.

2.Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, познавательную активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

3. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Методы и приемы:

Наглядные, словесные, практические.

  • Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности.
  • Метод демонстрации.
  • Метод объяснения нового материала.
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассказ ребенка.
  • Чтение литературы.
  • Метод детского исследования.
  • Метод проектов.
  • Метод моделирования проблемных ситуаций.
  • Метод рассуждения.
  • Метод решения проблемных задач, ситуаций.
Подробная инструкция

Представляю Вашему вниманию презентацию практических достижений моей профессиональной деятельности на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении поисково-играет познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детское экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, его мыслительных процессов. Детям постоянно приходится устанавливать причинно - следственные связи, доказывать и опровергать.

Организацию работы в данном направлении я осуществляла исходя из следующих условий:

- научно-исследовательские условия, в которые входило изучение научной, психолого-педагогической литературы по теме;

- методические условия включили в себя:

  • разработку авторского материала и дидактических пособий;
  • подбор диагностических методик;
  • составление плана работы по проблеме;
  • разработку рекомендаций для родителей.

- организационно-педагогические условия предусматривали распространение педагогического опыта работы через:

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что дети, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Мною была создана картотека занимательных опытов с неживой природой по блокам: воздух, вода, песок, глина, зеркало, магниты.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Непосредственно-образовательная деятельность (занятие) является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Поэтому я включила работу по экспериментированию в НОД. Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами снега:снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность». Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить.Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.

Для определения уровня познавательных интересов воспитанников своей группы я провела диагностику по пяти критериям, представленным выше, опираясь на диагностические методики: В.С. Юркевич «Изучение познавательных интересов» Л и.Н.Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности».

Результаты обследования детей оказались следующими:

Интегративное качество

Сентябрь %

Май %

Сравнительный анализ %

1.

Увлечен изучаемым материалом

53

92

39

2.

Стремится познавать новое

58

94

36

3.

Проявляет интерес к разнообразным предметам и явлениям

55

89

34

4.

Проявляет в выборе средств экспериментирования интерес

61

91

30

5.

Обращается к воспитателю с вопросами

57

87

30

Произошло заметное увеличение по всем показателям (в среднем на 30-40%).

Полученные результаты:

РППС:

в уголке природы оборудована «мини-лаборатория», оснащенная специальным оборудованием и разнообразным материалом.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Работа с детьми:

  • разработаны занятия с элементами экспериментирования;
  • создана картотека опытов и экспериментов по блокам;
  • изготовлены д/и по экспериментальной деятельности для самостоятельной работы детей.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические:

  • с этой целью разработаны и проведены открытые занятия;
  • проведен семинар – практикум на тему: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»;
  • родительское собрание «О детском экспериментировании»;
  • представлена наглядная информация в виде папок-передвижек, буклетов, памяток.

Работа с пед. коллективом:

разработаны и проведены:

  • консультации для воспитателей: «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников»,«Экспериментирование в различных видах детской деятельности»;
  • семинар «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей»;
  • обобщение опыта работы на педсовете.

Транслированием своих педагогических достижений считаю: проведенные мной открытые занятия, выступление на педагогическом совете, семинары-практикумы для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников, участие в РМО на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми», а так же размещение материала по теме на Всероссийском образовательном портале Maam.ru.

При организации работы в данном направлении мной была изучена следующая литература:

1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2011 г.
2. Н.В. Нищеева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ», 2013 г.
3. Л.Н. Меньщикова «Экспериментальная деятельность детей», 2009 г.
4. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» ,г. 2011.
5.О. В. Дыбина, Рахманова Н.П., Щетинина.В.В. «Неизведанное рядом» , 2002 г.
6. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», 2003 г.
7. Балакина Т.А. « Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира», 2001 г.
8. Журнал «Дошкольное воспитание», статья «Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования» автор Листик Е.М.
9. Журнал «Ребенок в детском саду», статьи: «Маленькие экологи», В.С.Афимьина; «Мы– волшебники» Л.Б. Петросян; «Школа фокусников» Н.А. Мирошниченко.
10. Научно – методический журнал «Методист ДОУ», статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т.В.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.В перспективе планирую продолжить работу по данной теме: обобщить опыт работы,опубликовать материал в СМИ и издать авторский сборник экспериментов для детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

1.Ребенок проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.

2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.

4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.

5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Анализ результатов проекта и выводы

В результате реализации данного проекта:

- у детей появилась возможность моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимозависимостей и закономерностей в процессе экспериментирования;

- у педагогов появилась возможность переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»;

- родители получили удовлетворение от предоставленных качественных образовательных услуг;

- в ДОУ появился новый элемент инфраструктуры – детская экспериментальная лаборатория.

Обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Видео-интервью