Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1771
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: Выявление особенностей и психологических характеристик развивающего общения детей дошкольного возраста
Задачи:

  • Провести анализ существующих в рамках концепции Л.С. Выготского представлений о развитии общения в дошкольном возрасте.
  • Провести анализ исследований, посвященных психологическим условиям развития воображения в дошкольном возрасте.
  • Провести анализ исследований, посвященных психологическим особенностям развития детей с разными сиблинговыми позициями.
  • Провести анализ развития воображения детей из одновозрастных и разновозрастных групп.
  • Выявить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с разными сиблинговыми позициями.
  • Выявить психологическое содержание позиции «старшего» в общении детей дошкольного и младшего школьного возрастов и установить ее роль в развитии воображения.
  • Определить условия и механизм формирования надситуативной позиции общения в дошкольном возрасте.
  • Разработать программу развивающих и коррекционных занятий, направленных на формирование развивающего общения в дошкольном возрасте.

Методы:

Основной метод исследования – экспериментально-генетический метод, предложенный Л.С. Выготским. На разных стадиях исследования он реализовывался в разнообразных методах и методиках, специально подобранных и разработанных для конкретных целей исследования: наблюдение, анкетирование родителей, а также метод формирующего эксперимента.

Обработка результатов проводилась с использованием процедур, необходимых для анализа статистических данных в программе IBM SPSS Statistics 21 (использованные процедуры: непараметрический критерий Манна-Уитни для независимых выборок, непараметрический критерий Вилкоксона для связанных выборок). Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа. Использовались методики: «Кукла» (Л.С. Выготский, Л.С. Славина), «Где чье место?» (Е.Е. Кравцова), «Слово» (Г.Б. Яскевич), «Скажи наоборот» (Е.Л. Горлова).

Подробная инструкция

Исследовательский проект реализовывался в несколько этапов. В проекте приняли участие 288 детей дошкольного возраста. На первом этапе были выявлены особенности развития воображения у детей дошкольного возраста, имеющих/ не имеющих сиблингов. На втором этапе были выявлены особенности развития воображения у детей дошкольного возраста из разновозрастных групп с разными сиблинговыми позициями, эти результаты были сопоставлены с результатами детей из одновозрастных групп.На третьем этапе исследования был проведен опрос родителей, имеющих двух и более детей дошкольного и младшего школьного возраста. Результаты этих этапов исследования представлены в презентации. На четвертом этапе исследовательского проекта был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие три группы детей дошкольного возраста ("режиссеры", "контроллеры" и контрольная группа). Результаты формирующего эксперимента представлены в презентации. Формирующий эксперимент показал, что развивающее общение (общение, способствующее развитию воображения в дошкольном возрасте) предполагает наличие разных позиций. Причем наиболее существенной для развития воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте является реализация ребенком позиции старшего, а именно позиция "режиссера". Таким образом на основе результатов формирующего эксперимента была создана программа коррекционных и развивающих занятий для детей дошкольного возраста, направленных на формирование развивающего общения и развитие центрального новообразования дошкольного возраста.
Проект может быть реализован в детских садах, а также в комплексах детский сад - начальная школа. Проект предлагает моделирование разновозрастной группы на занятиях с детьми из одновозрастных групп детского сада. Цель занятий с детьми: формирование позиции старшего у детей с низким уровнем развития воображения, не имеющих опыта разновозрастного общения. Проект рассчитан на 20-30 занятий. В каждой подгруппе «режиссеров» создавались несколько пар «предшкольник – младший дошкольник», а также пара «взрослый – младший дошкольник». Пара «взрослый – младший дошкольник» была введена в каждую подгруппу, потому что единственные дети не имели опыта общения с младшими детьми. Режиссерская позиция старшего предполагает организацию совместной деятельности с младшим, и взрослый с помощью разных позиций общения, с одной стороны, демонстрировал модель общения с младшим, а, с другой стороны, помогал детям выстраивать отношения в их парах.

В разновозрастной группе моделируются отношения в многодетной семье, в которой есть взрослый и дети разного возраста, объединенные общей деятельностью. Для этого используются разные неигровые виды деятельности (поскольку игра сама по себе способствует развитию воображения, в формирующем эксперименте, исключив игру, мы показали, что именно режиссерская позиция старшего является дополнительным условием развития воображения), в том числе такие бытовые ситуации, как уборка в группе, полив цветов, сборы на прогулку и т.д.

На организованных занятиях в микрогруппах используются различные виды продуктивной деятельности. В формирующем эксперименте для выявления роли позиции старшего мы стремились исключить влияние дополнительных занятий продуктивной деятельностью. Занятия с группой «режиссеров» проводились в то время, когда у других детей из подготовительной группы детского сада были занятия по рисованию или ручному труду. Таким образом, мы стремились исключить влияние большого количества занятий продуктивной деятельностью на развитие воображения. В рамках реализации проекта в детских садах можно дополнять занятия в смоделированных разновозрастных группах игрой и разнообразной продуктивной деятельностью, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития воображения и общения дошкольников.

В рамках проекта создаются условия, чтобы совместная деятельность организовывалась старшими по возрасту детьми, а не исходила целиком от взрослого. Взрослый не навязывает старшим заботу и ответственность за младших. Взрослый в данном случае предлагает детям различные интересные занятия, активно подчеркивает значимость позиции старшего, поощряет проявления позиции старшего, активно демонстрирует интерес к деятельности детей, подчеркивает важность и ценность вклада каждого ребенка в общее дело, поощряет наглядную рефлексию и обращается к опыту старших детей. На занятиях используются следующие виды совместной деятельности детей:

  • Совместная продуктивная деятельность. Детям предлагается вместе что-то сделать (общую гирлянду, снежинки на окна, игрушки на групповую елку и т.д.). Младшие дети не могут самостоятельно выполнить эти задания. Взрослый предлагает старшим помочь им в этом, подчеркивая, что они еще маленькие и чего-то не умеют, а старшие дети когда-то тоже не умели, но научились и теперь умеют это делать хорошо и могут научить малышей. При этом взрослый сам активно демонстрирует детям, как можно помочь и научить младшего что-то делать. Также взрослый из позиции «под» просит старшего ребенка научить чему-то его.
  • Деятельность в парах «старший – младший». В этой ситуации старший ребенок выступает в качестве организатора совместной деятельности. Парам даются различные задания, которые были необходимы для выполнения общего дела и старший ребенок должен контролировать работу в своей паре, распределять, кто что делает, проверять младшего. Затем каждая пара представляет и рассказывает о том, что они сделали. Здесь также используется продуктивная деятельность, а также различные формы двигательной активности (пройти полосу препятствий, бросать и ловить мяч и т.д.)
  • Разделение на команды «старшие» и «младшие». Отдельно младшим детям предлагается какое-либо соревнование, а старшие выступают в качестве болельщиков. Старшие следят за выполнением младшими правил, подсказывают младшим. Такая форма деятельности на наш взгляд способствует формированию позиции старшего (как «контроллера», так и «режиссера»), ребенок действует как наставник по отношению к младшему. Также наоборот соревнования могут предлагаться отдельно старшим детям, а младшие дети болеют за них. Эта ситуация также способствует формированию позиции старшего, поскольку старший ребенок старается сделать что-то для младшего, показать ему, что он старший и многое умеет, чтобы младший ребенок им гордился.
  • Сюрпризы. Одной из форм работы с разновозрастной группой, направленной на формирование разновозрастного общения, является создание сюрпризов детьми друг для друга. Так, например, на отдельном занятии старшие вместе со взрослым по секрету готовят сюрприз для младших. Для этого необходимо определить, что именно дети будут делать в качестве сюрприза, подумать, что могло бы понравиться младшим, придумать, как именно это можно осуществить. Такие задания вызывают активный интерес у всех детей, они обращаются к своему опыту, здесь детям необходимо встать на чужую точку зрения, а также выступить в качестве организаторов совместной деятельности.
  • Помощь в бытовых ситуациях. При моделировании ситуации отношений в многодетной семье нельзя ограничиваться только специальными занятиями, поскольку в семье взаимодействие детей происходит непрерывно и в разных ситуациях. Поэтому в проекте нет привычных расписанных занятий с четкой последовательностью игр и упражнений, детям наоборот на каждом занятии предлагается всем вместе участвовать в различных бытовых ситуациях из жизни детского сада, поощряется собственная инициатива детей. Например, старшие дети помогают отвести младших в группу (были «как воспитатели», каждый старший ребенок берет малыша за руку и помогает ему дойти до группы, спуститься с лестницы и т.д.), одеться на прогулку, убрать игрушки, украсить группу и т.д. Все эти ситуации также, на наш взгляд, способствуют развитию наглядной рефлексии. Старшим детям нужно анализировать и сравнивать свои возможности и возможности младшего, учитывать другую точку зрения, организовывать совместную деятельность и выступать в качестве «контроллера» и «режиссера» по отношению к младшему. Стоит особо отметить, что старшим детям очень нравится принимать участие в таких ситуациях и быть «воспитателями» для младших. В этих ситуациях часто старшие дети обращаются к своему раннему опыту.
  • Походы в гости. Младшие дети ходят в гости в группу и на прогулке к старшим, а старшие к младшим. Старшие дети знакомят младших со своими друзьями, показывают им группу, а, будучи в гостях, делятся своим опытом и показывают новые способы использования игрушек, организовывают совместные занятия с младшими.
    Проект может реализовываться педагогами-психологами или другими специалистами, работающими с детьми в дошкольных учреждениях.
Ожидаемые результаты

Моделирование разновозрастных групп в детских садах с одновозрастными группами будет способствовать формированию развивающего общения и развитию воображения и рефлексии детей дошкольного возраста. Дети получат возможность общения с детьми разного возраста и научатся занимать разные позиции в общении. Помимо этого, как показывают исследования, работа в разновозрастных группах способствует развитию самостоятельности, игры и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов исследовательского проекта позволяет сделать следующие выводы:

1. Развитие воображения у детей с разными сиблинговыми позициями отличается.

2. У всех детей (независимо от их сиблинговых позиций) в старшем дошкольном возрасте происходят качественные изменения в развитии воображения.

3. Развивающее общение (общение, способствующее развитию воображения в дошкольном возрасте) предполагает наличие разных позиций. Причем наиболее существенной для развития воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте является реализация ребенком позиции старшего.

4. Разновозрастное общение детей внутри семьи не возникает спонтанно, а во многом зависит от воспитательной стратегии взрослого и может быть целенаправленно сформировано.

5. В разновозрастных группах в целом есть больше условий для развития воображения, разновозрастное общение детей (возможность занимать позицию старшего) является одним из таких условий.

6. Наглядная рефлексия формируется в разновозрастном общении и является механизмом развития надситуативности в дошкольном возрасте.

7. В позиции старшего можно выделить две стороны: позиция «контроллера» и позиция «режиссера». Именно позиция «режиссера» позволяет строить совместную деятельность и в большей степени, по сравнению с позицией «контроллера», способствует развитию воображения в дошкольном возрасте.

Видео-интервью