Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1933
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 44 говорится о том, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».

Однако родители, в силу отсутствия достаточного количества времени, знаний и умений, не всегда могут решить весь спектр задач, стоящих перед дошкольным образованием. И помочь выполнению семейной функции воспитания является важнейшей задачей современного детского сада.

Анализ сложившейся ситуации показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами-практиками. Исследования выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

К настоящему времени педагогами, и в особенности, дошкольных организаций, накоплен колоссальный опыт сотрудничества с родителями. Специалисты находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов сотрудничества с родителями, обеспечивающих гармоничное и всестороннее развитие личности ребёнка, требующее единства и согласованности во взаимодействии взрослый-ребёнок.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребёнка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Детский сад является первым уровнем общего образования, с которого дети начинают свое «путешествие в образование» и развитие, а их родители начинают свое педагогическое просвещение. И именно от работы с родителями в дошкольном учреждении зависит дальнейшее развитие детей, уровень педагогической культуры родителей и качество семейного воспитания, а глобально – наше с вами будущее. И для того, чтобы современный родитель относился с уважением к педагогам, с доверием к их рекомендациям и стремился к сотрудничеству, современный специалист должен постоянно искать новые, современные пути организации взаимодействия с семьёй.

В условиях стремительного развития общества, ритма жизни и информатизации, традиционные формы взаимодействия с родителями не находят должного отклика и требуется поиск новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов.

В современном мире во взаимодействии педагогов и родителей не обойтись без применения информационно-коммуникативных технологий, которые существенно улучшают и повышают качество и эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Проблема: Формирование активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников.

Актуальность: Первым внесемейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение, является детское дошкольное учреждение. Именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.

Новизна: Журнал это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами ГБДОУ, на популяризацию работы ГБДОУ. Журнал отражает воспитательно-образовательную работу, осуществляемую в группе и в детском саду.

Цели: Развитие партнерских взаимоотношений семьи и ГБДОУ, активное взаимодействие педагогов и родителей в образовательно-воспитательном процессе.

Задачи:

  • стимулировать у родителей интерес к работе ДОУ;
  • максимально информировать родителей и всех взрослых, оказывающих влияние на развитие личности ребенка;
  • побудить родителей к совместной деятельности, к сотрудничеству с педагогами;
  • знакомить родителей с задачами образования и воспитания дошкольников, дать представление о том, каким путем эти задачи реализовывать;
  • информировать родителей о значимости коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР и роли родителей;
  • привлекать родителей к коррекционно-развивающей работе;
  • транслировать положительный образ ребенка;
  • создавать позитивные отношения детский сад-ребенок-семья;
  • установить единство средств воспитания и обучения ребенка;
  • повысить авторитет педагогов, работающих в ДОУ;
  • формировать педагогической грамотности родителей.
  • Укрепление партнерских взаимоотношений семьи и ГБДОУ;
  • Активное творческое взаимодействие родителей с педагогами ГБДОУ;
  • Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  • Обогащение представлений и знаний детей о родном городе.
  • Принцип гуманизации: главный принцип «Не навреди!»;
  • Принцип преемственности: обмен удачным опытом воспитания и образования дошкольников;

Планируемые результаты:

Участники проекта:

  • Педагоги
  • Дети
  • Родители (законные представители) воспитанников и ближайшее окружение семьи.

Сроки реализации проекта: 1 год

Продукт проектной деятельности: Информационный журнал для родителей в бумажном и электронном виде.

Также существует аудио-версия - создаются CD-диски с аудио-информацией для родителей, позволяющие ознакомиться с актуальной и интересующей информацией в удобном формате аудиозаписи.

Практическая значимость: Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории. Далеко не всегда родители могут посещать родительские собрания, либо присутствовать на каких-либо других мероприятиях или же видеть, как ежедневно проходит день в детском саду их ребенка. Журнал в этом случае идеальный выход из положения. Информационный журнал – это внешне пассивная форма работы с родителями, направленная на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип гуманизации: главный принцип «Не навреди!»;
  • Принцип преемственности: обмен удачным опытом воспитания и образования дошкольников;
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода: учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;
  • Принцип единства: единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе ДОУ и семей.
Подробная инструкция

Информационный журнал для родителей состоит из оглавления и организационно-информационной и теоретической частей: в первой части «Каждый день в детском саду» размещаются по рубрикам фотографии и материалы из ежедневной жизни детей (изучаемые темы, задания, конкурсы, фотоматериалы о подготовке и проведении праздников, поздравления, фотоматериалы всех ежедневных режимных моментов ДОУ).

Во второй части «Педагоги-родителям» публикуются статьи, подобранные по запросам родителей, освещающие актуальные вопросы, касающиеся развития речи, преодоления недостатков в психофизическом развитии детей, всестороннего развития личности ребёнка.

Также в журнале предлагаются полезные методические рекомендации и примеры дидактических игр, психологических приемов и рекомендации по подбору художественной литературы в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. В конце содержится анонс предстоящих мероприятий группы и ДОУ, что позволяет родителям активнее готовиться и включаться в совместную работу с педагогами.

Кроме того, в журнале выделена рубрика для родителей, в которой они могут поделиться положительным педагогическим опытом, высказать свою точку зрения по некоторым аспектам работы учреждения или воспитания и развития детей, рассказать о своем сотрудничестве с педагогами детского сада.

Таким образом, журнал является как способом педагогического информирования, так и средством развития творческих способностей всех участников образовательно-воспитательного процесса, помогая сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни детского сада.

Сам журнал представляет собой сброшюрованные ламинированные листы формата А4 и для предоставления возможности всем родителям ознакомиться с материалами журнала он располагается в информационном уголке группы. Также журнал имеет электронную версию и аудиоверсию на CD, которая размещается на сайте ДОУ и рассылается по электронной почте всем родителям воспитанников, выполняя информационную, консультационную и просветительскую функции, позволяя держать в курсе событий группы даже тех родителей, которые не могут посетить ДОУ.

Если рассмотреть, какими компетенциями должен обладать педагог для создания одного такого журнала (работа с информационными, электронными ресурсами и программами (литература, Интернет, Word, Excel, Adobe Reader, Photoshop, Paint) техникой (компьютер, принтер, брошюратор, ламинатор), то становится понятно, что Профессиональный стандарт педагога оправдывает свое возникновение и применение для эффективного сотрудничества с семьей.

Этапы проекта. Деятельность педагогов:


Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность

родителей

I этап

Поисковый

  • Предлагают тематическое поле.
  • Мотивируют детей и родителей к обсуждению.
  • Предлагают схемы анализа потребностей детей.
  • В результате совместного обсуждения с родителями формулируют цель и задачи проекта.
  • Совместно с педагогами и родителями обсуждают тему.
  • Принимают участие в решении по поводу темы проекта.
  • Обсуждают тему.
  • Определяют свои потребности и потребности детей.
  • Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта.

II этап

Аналитический

  • Изучают семьи воспитанников с целью выяснения их возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
  • Наблюдают за детьми в сюжетно-ролевых играх, где дошкольники воспроизводят привычные, для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволят педагогам сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
  • Собирают информации о конкретных проблемах, которые хотели бы решить родители совместно с педагогами. Для этого проводились беседы с родителями, анкетирование, также информация собиралась в процессе повседневного наблюдения за детьми, их взаимоотношениях с родителями, со сверстниками.
  • Изучают взаимоотношения воспитанников в группе детского сада.
  • Собирают информацию об опыте работы с родителями других ДОУ;
  • Изучают микро социальный заказ (родители, окружающий социум, педагоги).
  • Изучают новые научные концепции и теории;
  • Проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
  • Направляют процесс поиска информации родителями совместно с детьми.
  • Помогают определить круг источников информации.
  • Анализируют и определяют оптимальные формы, методы и механизмы реализации проекта.
  • Совместно с родителями и детьми обсуждают возможные варианты продуктов совместной деятельности.
  • Совместно с родителями воспитанников разрабатывают план реализации проекта.
  • Определяют функциональные обязанности участников проекта.
  • Совместно с родителями и детьми распределяют роли между участниками проекта.
  • Совместно с педагогами и родителями обсуждают свои интересы и потребности, в рамках темы проекта.
  • Совместно с педагогами и родителями обсуждают возможные варианты продуктов совместной деятельности.
  • Принимают участие в обсуждении при распределении ролей между участниками проекта.
  • Проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.
  • Принимают участие в разработке плана реализации проекта.
  • Принимают участие в обсуждении оптимальных форм, методов и механизмов реализации проекта
  • Совместно с детьми и педагогами обсуждают возможные варианты продуктов совместной деятельности.
  • Совместно с педагогами и детьми распределяют роли между участниками проекта.

III этап

Практический

  • Совместно с родителями и детьми работают над практической частью проекта.
  • Проводят открытые занятия и семинары для родителей.
  • Привлекают родителей к проведению мероприятий, организованных педагогами.
  • Создают творческую группу педагогов, реализующих выпуск журнала.
  • Разрабатывают рубрики журнала.
  • Интервьюируют родителей по вопросам работы ДОУ.
  • Подключают родителей к написанию отзывов о работе ДОУ, раскрывающих темы интересующих родителей мероприятий, проектов, консультаций.
  • Осуществляют самообразование в процессе работы над созданием журнала.
  • Составляют перспективный тематический план работы над журналом.
  • Собирают материалы для выпуска журнала (написание статей по запросам родителей и детей)
  • Проводят фотосъемку детей в режимных моментах для включения материалов в журнал.
  • Обсуждают с педагогами, детьми и родителями получившиеся выпуски.
  • Оформляют собранные материалы в журнал (компьютерное моделирование страниц журнала с помощью графического редактора, подбор иллюстративного материала, распечатка, ламинирование и брошюрование журнала)
  • Совместно с педагогами и родителями работают над практической частью проекта.
  • Участвуют в подготовке мероприятий для родителей.
  • Совместно с педагогами и родителями участвуют в фотосъемку для включения материалов в журнал.
  • Совместно с педагогами и родителями знакомятся с предложенным выпуском журнала.
  • Совместно с педагогами и детьми работают над практической частью проекта.
  • Посещают открытые занятия и семинары педагогов.
  • Заполняют анкеты, определяющие интересующие родителей темы статей и методических рекомендаций.
  • Оставляют отзывы о работе ДОУ, раскрывающие темы интересующих мероприятий, проектов, консультаций.
  • Предоставляют педагогам свои материалы для размещения в журнале.
  • Совместно с педагогами и детьми знакомятся с предложенным выпуском журнала.

IV этап

Презентационный

  • Организуют презентацию по итогам проекта в условия ГБДОУ.
  • Совместно с детьми и родителями участвуют в выборе формы презентации.
  • Совместно с родителями и детьми проводит презентацию по итогам проекта.
  • Внедряют проект в работу ДОУ (выпуск информационного журнала «Колокольчики»).
  • Совместно с родителями и педагогами участвуют в обсуждении выбора формы презентации.
  • Совместно с родителями и педагогами участвуют в проведении презентации по итогам проекта.
  • Совместно с детьми и педагогами участвуют в выборе формы презентации.
  • Совместно с родителями и педагогами проводит презентацию по итогам проекта.
Ожидаемые результаты
  • Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за взаимосвязи детский сад-семья;
  • Повышение авторитета работников ДОУ;
  • Повышение уровня педагогической грамотности родителей;
  • Установление тесного сотрудничества родителей с педагогами ДОУ;
  • Повышение уровня воспитательно-образовательного процесса;
  • Улучшение внутрисемейных детско-родительских отношений.
Анализ результатов проекта и выводы

Детский сад является первым уровнем общего образования, с которого дети начинают свое «путешествие в образование», а их родители начинают свое педагогическое просвещение. И именно от работы с родителями в дошкольном учреждении зависит дальнейшее развитие детей, уровень педагогической культуры родителей и качество семейного воспитания, а глобально – наше с вами будущее. И для того, чтобы современный родитель относился с уважением к педагогам, с доверием к их рекомендациям и стремился к сотрудничеству, современный специалист должен постоянно искать новые, современные пути организации взаимодействия с семьёй.

В условиях стремительного развития общества, ритма жизни и информатизации, традиционные формы взаимодействия с родителями не находят должного отклика и требуется поиск новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов.

Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, формирование активной педагогической позиции родителей.

Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, узкими специалистами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Таким образом, педагоги и родители как партнеры будут эффективно дополнять друг друга в отношениях партнерства с взаимной доброжелательностью и уважением.

В моей практике новой и интересной формой сотрудничества ДОУ и семьи стал выпуск информационного журнала для родителей, направленный на повышение их педагогической грамотности, формирование сотрудничества педагогов и семьи, популяризацию работы ДОУ.

В условиях дефицита времени и повышенной занятости работающих родителей происходит отдаление их от воспитания собственных детей и передача этой функции образовательному учреждению. Не всегда родители могут найти время для беседы с педагогами обо всех интересующих вопросах, а также для того, чтобы посетить специалистов или узнать обо всех событиях и режимных моментах, являющихся важной частью жизни их детей, посмотреть информацию на стендах и папках-передвижках. Не всегда могут присутствовать на родительских собраниях, либо на каких-либо других мероприятиях. В таких случаях, информационный журнал является идеальным выходом из положения, являясь нацеленным на информирование достаточно большой аудитории, внешне пассивной формой работы с родителями, направленной на развитие их активной позиции как участников педагогического процесса. Использование информационного журнала для родителей направлено на повышение авторитета педагогов образовательной организации, формирование педагогической грамотности родителей и установление единства средств воспитания и обучения ребёнка.

Основными задачами, которые решаются при использовании данной формы взаимодействия с родителями, являются: пробуждение у родителей интереса к работе ДОУ и ежедневных событий из жизни их детей; информирование максимально широкой аудитории – всех взрослых, оказывающих влияние на развитие личности ребёнка; побуждение родителей к совместной деятельности и к сотрудничеству с педагогами; ознакомление родителей с задачами образования и воспитания дошкольников, и путями их реализации; трансляция положительного образа ребёнка; создание положительной и эффективной партнерской модели отношений ДОУ – ребенок – семья.

Данный метод взаимодействия с родителями зарекомендовал себя достаточно хорошо. Отмечается увеличение количества родителей, привлеченных к образовательно-воспитательному процессу. С начала использования данного метода родители выступали в качестве пассивных наблюдателей или читателей, однако к настоящему времени большинство родителей старается активно участвовать в создании журнала, предлагая свои идеи, задавая вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ.

Но самое главное, что произошло благодаря этому проекту - это укрепление внутрисемейных отношений, даже в неблагополучных семьях, что благоприятно сказалось на развитии детей.