Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1704
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

методический проект "Помоги мне это сделать самому"

Цель проекта:

Создание образовательной среды группы, обеспечивающей максимальное достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья целевых ориентиров дошкольного образования, включение в образовательный процесс компетентностей и возможностей семей воспитанников через использование системыМ. Монтессори и создание школы для родителей «Хочу учиться!».

Задачи проекта:

Создать развивающую предметно-пространственную среду и условия для адаптации технологии М.Монтессори в работе с детьми с нарушением зрения;

3. Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей в соответствии с технологией М. Монтессори.

4. Создать школу для родителей «Хочу учиться».

5. Оценить уровень эффективности использования системы М. Монтессори- в работе с детьми с нарушением зрения.

Методы:

Теоретирческие – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проекта.

Практические – участие в грантовой деятельности; создание и организация предметно-пространственной среды; разработка и внедрение новой образовательной программы; создание школы для родителей «Хочу учиться».

экспериментальные – констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методы статистической обработки данных.

Подробная инструкция

I этап. Подготовительный

Задачи:

  • разработать АОП с использованием ОП «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтунен;
  • создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям системы М. Монтессори и адаптированную к работе с детьми с нарушением зрения;
  • создать школу для родителей «Хочу учиться!».

В соответствии с требованиями ОП «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтуне в группе были выделены:

§ пространство жизненной практики;
§ пространство сенсорного развития;
§ пространство математики;
§ пространство русского языка;
§ пространство основ культуры и естествознания;
§ пространство изобразительной деятельности и музыкального развития;
§ пространство игровой деятельности и развития движений;
§ уголок чтения, уединения, отдыха.

Материал был расположен в определенном порядке, размещен на открытых полках на уровне роста детей, что обеспечило его доступность для каждого ребенка. Также были соблюдены требования безопасности и офтальмогигиенические требования к организации игрового и рабочего пространств для детей с нарушением зрения. Было оборудовано место для демонстрации детских работ. Расширена зона опытнической деятельности. У каждого ребенка появился блокнот для планирования и фиксации результатов деятельности. Появились маркеры пространства. В группе стала действовать Доска времени.

Основным условием работы школы для родителей «Хочу учиться!» было активное участие, совместный поиск решений, обмен опытом и идей, а не трансляция знаний.

Принципиальным был отбор содержания встреч:
- выработка единого видения педагогами и родителями (законными представителями) путей воспитания и развития ребенка, модели взаимодействия с детьми (проблема оценки детей, дисциплины и взаимопонимания)
- мастер-классы презентаций упражнений с монтессори-материалами, разработка идей использования их в домашних условиях;
- совместная деятельность с детьми.

II этап. Реализация

Задачи:

  • Реализовать в практике образовательной деятельности АОП, разработанную с использованием ОП «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтунен.
  • Реализовать перспективный план работы школы для родителей «Хочу учиться!».
  • Освещать ход реализации проекта на сайте МБДОУ.

Стараясь избежать автоматического переноса технологии М.Монтессори на коррекционно-образовательную работу с детьми с нарушением зрения, мы придерживались следующих принципиальных позиций:

  • Приветствуя самостоятельность детей, мы не могли в самом начале процесса обучения предоставить ребенку с патологией зрения полную автономность.
  • Большинство детей этой категории не могут обучаться каким-то действиям по подражанию (как нормально видящие). Они нуждаются в том, чтобы сложные презентации проводились частями, поэтапно, при необходимости с использованием приема сопряженных действий.
  • При использовании материалов Монтессори необходимо для каждого ребенка с нарушением зрения учитывать состояние зрительных функций. При комплектовании оборудования для упражнений мы учитывали офтальмогигиенические требования к цветовой насыщенности и контрастности объекта по отношению к фону.
  • Практически все дети имеют вторичные отклонений в развитии (например, нарушение ориентировки в пространстве), а также сопутствующие заболевания (например, опорно-двигательного аппарата). С помощью системы М. Монтесоори мы должны реализовать все содержание, предусмотренное образовательной программой МКДОУ в рамках как общеобразовательной, так и коррекционной части.

Для решения проблемы индивидуального сопровождения ребенка в Монтессори-группе деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога была вынесена в пространство группы.

В начале года многим детям требовалась индивидуальная помощь. Взаимодействие воспитателя и специалиста в пространстве группы происходило очень гибко. Задачей было оказывать необходимую индивидуальную поддержку, не подавляя инициативу ребенка. В зависимости от конкретно сложившейся ситуации воспитатель или специалист занимали позицию ведущего (круг, индивидуальные презентации) или ассистента (так мы назвали позицию взрослого при организации условий для успешной интеграции ребенка в образовательную и социальную среду группы в текущий момент).

Во время совместной деятельности с детьми специалистами активно использовались коррекционные возможности системы М. Монтессори

направление коррекционного воздействия

коррекционные возможности Монтессори-лечебной педагогики

развитие крупной и мелкой моторики

  • упражнения в ходьбе,
  • упражнения в переноске предметов;
  • непосредственное выполнение действий со всеми упражнениями;
  • упражнения в равновесии «работа на линии»

развитие слухового восприятия

  • упражнения по развитию слухового восприятия: шумящие коробочки, колокольчики, речевые упражнения;
  • упражнения с геометрическими телами, формами; цветовые таблички;
  • возрастание степени сложности восприятия (от реалистичного предмета к уменьшенному или контурному изображению)

развитие зрительного восприятия

  • упражнения с геометрическими телами, формами; цветовые таблички;
  • возрастание степени сложности восприятия (от реалистичного предмета к уменьшенному или контурному изображению)

развитие зрительно-пространственной ориентировки

  • упорядоченное расположение упражнений в среде;
  • «конструктивные» упражнения: «розовая башня», «коричневая лестница», «красные штанги»;
  • игры на расстоянии

формирование мотивации на деятельность

  • принцип «свободы выбора» деятельности;
  • привлекательность материала;
  • индивидуальный подход

развитие внимания

  • правила групповой и индивидуальной работы, дисциплины, направленные на достижение «поляризации внимания»;
  • сохранение структуры рабочего цикла;
  • алгоритмизации и структурированность презентаций;
  • избегание отвлекающих и чрезмерных раздражителей: избегание чрезмерной вербальной инструкции при демонстрации материала, изоляция свойств;
  • упражнения по «нормализации» ребенка: упражнения на линии, в тишине
  • алгоритмизации и структурированность презентаций;
  • деятельность, ориентированная на цель

формирование способности к программированию деятельности

  • алгоритмизации и структурированность презентаций;
  • деятельность, ориентированная на цель

формирование способности к регуляции эмоционального состояния

  • упражнения по «нормализации» ребенка: упражнения на линии, в тишине; привлечение внимания к возможности определения эффективности деятельности: «контроль ошибок»;
  • алгоритмизация и структурированность презентаций

III этап. Итогово-обобщающий
Задачи:

  • Сравнить фактические результаты проекта с запланированными.
  • Познакомить с результатами проекта педагогическое сообщество г. Железногорска и Красноярского края.
  • Спланировать дальнейшую работу по использованию системы М. Монтессори в работе с детьми с нарушением зрения.

Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат проекта:
§ В группе будет создана образовательная среда, отвечающая требованиям системы М. Монтессори.
§ Новая образовательная среда группы будет способствовать максимальному достижению ребенком с нарушением зрения социально-нормативных возрастных характеристик представленных во ФГОС ДО как целевые ориентиры.
§ Новая образовательная среда группы будет способствовать повышению качества коррекционной работы, обеспечивающей оптимальный уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения (способны к самоконтролю и самообслуживанию, обладают основами социальной компетентности).
§ Включенность в образовательный процесс компетентностей и возможностей семей воспитанников, сформированность у родителей позитивного отношения к тому, что они делают самым естественным образом в домашних условиях.
Дополнительные эффекты, планируемые получить в ходе реализации проекта:
§ Положительное влияние проекта на институциональное развитие организации.
Анализ результатов проекта и выводы

Сравнение фактических результатов с запланированными

I этап. Подготовительный. Запланированные результаты I этапа были достигнуты полностью:
В группе имеется комплект Монтессори-материалов по всем разделам программы, создана развивающая среда, которая соответствует требованиям системы М. Монтессори

II этап. Реализация. Запланированные результаты II этапа были достигнуты частично.

- АОП, разработанная с использованием ОП «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтунен реализована в полном объеме;
- план работы школы для родителей «Хочу учиться!» реализован в полном объеме, однако посещение родителями клуба составило 63,6 % (все встречи посетили 7 из 11 семей), в отличии от запланированных 90 %. Мы видим этому следующее объяснение: в одной семье ребенок часто болел и практически не посещал детский сад, в трех семьях у родители занимали позицию наблюдателя за жизнью группы, периодически проявляя интерес. Необходимо отметить, что этот интерес становится все более устойчивый и на последнюю встречу пришли 10 семей (6 семей пришли мама и папа) из 11 (81,8%);
- итоговая тифлопедагогическая диагностика (используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми) и сравнение результатов прироста за последние 3 года у детей аналогичного возраста других групп МБДОУ свидетельствуют о значительном повышении эффективности коррекционной работы при использовании системы М.Монтессори (результаты представлены в презентации).

§III этап. Итогово-обобщающий. Запланированные результаты III этапа были достигнуты полностью.

Распространение информации о проекте за период его реализации и последующее время

2014 год:

- заметка в газете г. Железногорска «Свой мир»
- выступление руководителя проекта на заседании творческой группы учителей-дефектологов г. Железногорска с презентацией «Технология М. Монтессори. Специально организованная среда как средство воспитания и обучения детей с ОВЗ».
- сюжет в программе городского телевидения г. Железногорска «Информ эксресс»

- информация на сайте МБДОУ.

2015 год:
- представление результатов реализации проекта в ходе ежегодной конференции проводимой филиалом КГПУ им. В.П. Астафьева в г. Железногорске, статья в сборнике конференции «Развитие интегративных качеств ребенка с ОВЗ посредством использования технологии М. Монтессори».
- Статья в городской сборник из опыта пилотирования введения ФГОС ДО «Помоги мне это сделать самому (из опыта введения ФГОС ДО в разновозрастной группе оздоровительной направленности с использованием системы М. Монтессори)

- информация на сайте МБДОУ

- сообщение, мастер класс с презентацией авторских игр на заседании творческой группы учителей-дефектологов г. Железногорска по теме: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста в системе М.Монтессори».
2016 год:
- представление новых практик взаимодействия специалистов на экспертной сессии КК ИПК в рамках реализации АОП, разработанной с использованием ОП «Детский сад по системе Монтессори» под ред. Е.А. Хилтунен,
- Статья в сборник КК ИПК «Новые практики взаимодействия специалистов ДОО компенсирующей и оздоровительной направленности».

- информация на сайте МБДОУ.

Влияние проекта на институциональное развитие МБДОУ № 37 «Теремок»

- Повысился уровень образовательных и коррекционных услуг оказываемых МБДОУ детям и их родителям.

- Повысилась оценка родителями деятельности МКДОУ, интерес родителей к жизни детского сада и профессиональной деятельности сотрудников (отзывы родителей воспитанников на сайте МБДОУ).

- Укрепился имидж коллектива МБДОУ в городе Железногорске и Красноярском крае как об учреждении, которое ищет и использует все возможные пути развития, занимает активную позицию.

Вывод: Достигнуты запланированные результаты проекта. Экспериментальтным путем доказана эффективность применения системы М. Монтессори в коррекционной и образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения при условии учета особенностей детей с ОВЗ и взаимодействия с семьями воспитанников.

Видео-интервью
ссылка для просмотра: https://youtu.be/tv8YeEnu40Y , ссылка для копирования: https://yadi.sk/i/ec6_LPgN3Dymju