Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1165
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Создание условий для развития детской инициативности

С сентября 2014 года являюсь педагогом и куратором работы проекта по созданию условий развития детской инициативности. Проект реализуется на базе двух групп муниципального детского сада, которые объединены в одно образовательное пространство, возраст детей в группах от 3-х до 7-ми лет.

Используемые в работе способы поддержки и развития детской инициативы

1. Специально организованная среда

1.1 Расширение «пространства возможностей»

– объединение двух групп в одну. Образовательный процесс реализуется на территории двух объединенных групп, в которых организованы «центры активности» различной направленности: центр сюжетно-ролевой игры, творческая мастерская, центр театра и танцев, центр режиссерской игры, центр конструирования, центр развития речи и грамоты, лаборатория. Это позволяет существенно увеличить перечень и качество предлагаемых ребенку видов деятельности. У ребенка появляется гораздо больше возможностей общения (разновозрастные дети двух групп и несколько взрослых одновременно) и реализации своих замыслов.

1.2 Многофункциональность, трансформируемость, вариативность – наиболее важные характеристики развивающей предметно-пространственной среды группы, влияющей на становление инициативного поведения дошкольника. Эти характеристики предполагают, что среда способна изменятся в соответствие с игровым, познавательным замыслом ребенка, а значит, она способна преобразовываться самим ребенком.

2. Поддержка игровой деятельности

Игра – наиболее важная деятельность для развития дошкольника. Многочисленные исследования однозначно свидетельствуют о том, что именно в игре и только в игре возможно решение главных задач дошкольного возраста. Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок легко преодолевает наличную ситуацию, легко создает замысел и реализует его. Таким образом, очевидно, что одна из приоритетных задач работы группы – создание условий для полноценной и разнообразной игры детей. Специально организовано пространство для сюжетно-ролевой игры, а также центр режиссерской игры. Каждый день во время свободного часа один из педагогов работает в игровом центре, стремится заинтересовать детей игрой, подключается к играм по необходимости, помогает развернуть сюжет, создает проблемные ситуации, наблюдает за развитием игровой деятельности каждого ребенка


3. .

Детский совет
Это одна из форм организации детей, направленная на предоставление возможности для каждого ребёнка высказать своё мнение, идею, мысль, переживание. Здесь совместно с детьми происходит планирование и анализ жизни группы. Проводится в начале и в конце дня.


4. Технология «СВОБОДНЫЙ ЧАС»

С целью формирования и поддержки детской инициативы предусмотрено ежедневное выделение в утренние часы достаточного промежутка времени для деятельности детей по их собственному выбору. Дети свободно выбирают центр активности и деятельность в нем, при этом они могут действовать в логике общего проекта, организованного в группе или просто делать, что им хочется. Существует запрет только на: нарушение общественно-моральных норм и «ничего не деланье». Вовсе не означает, что во время свободного часа дети предоставлены сами себе, наоборот, в каждом (на сколько хватает взрослых) центре находится педагог, он насыщает центр новыми материалами в логике актуального проекта, оказывает помощь при трудностях, поддерживает идеи детей, стремится, чтобы они были реализованы, предлагает научить чему-либо, но не диктует и не организует действия детей.

5. Метод проектов - «поймать» детский интерес…

В качестве технологии, которая отвечает запросу поддержки детских интересов и развития инициативы, нами был взят «Метод проектов в дошкольном образовании» С.М. Оберемок. Основа метода проектов – интерес дошкольников. Этот метод, предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Не ребенок реагирует на информацию, поступающую от педагога, а воспитатель подхватывает детскую инициативу, поддерживает и способствует ее развитию через активную, включенную позицию.

Подробная инструкция

Среда группы

Как уже говорилось выше, пространство двух групп, которые соединены, условно поделено на разные центры активности. Разделение действительно условно и больше бы подошло определение не «центр», а «склад». То есть, если ребенку для игры нужны куски картона из мастерской, он может их взять и использовать там, где ему нужно. Взрослый лишь может спросить, зачем ребята переносят что-то и, получив обоснование, предложить еще варианты необычного соединения ресурсов для определенной цели. Готовых игрушек в центрах-складах практически нет, много неоформленного и многофункционального материала, раз в 2-3 недели обязательно что-то убирается и вносится что-то новое (последнее, что появилось – веревки разной длины и толщины). Среда сильно меняется в зависимости от темы, по которой живет группа. При изучении темы камни, например, лаборатория наполнилась самыми разными камушками и появились самодельные весы для их взвешивания, а на проекте «Динозавры» появилась большая песочница, в которой ребята каждый день раскапывали древние кости (искусственные, конечно) и, конечно, среда меняется самими детьми, появляются построенные из мебели пещеры, корабли, дома, различные макеты для режиссерской игры, самостоятельно организованные выставки рисунков и тд.

Детский совет

Детский совет представляет собой общий круг детей и взрослых, присутствующих в данный момент в группе, где каждый свободно высказывается по вопросам актуальных событий жизни группы, решению проблемных ситуаций, выбору темы проекта, своих планах на день. Проводится каждый день в 9.00.

Структура:

Единственно верной структуры НЕТ. Детский совет НЕ занятие, а общение. Участие в нем НЕ является принуждением, ребенок может не участвовать, не прийти на детский совет, но нельзя мешать обсуждению. Обычно ДС состоит из следующего:

  • Приветствие в форме музыкально-ритмической игры, приветствие вновь прибывших, гостей
  • Заполнение календаря
  • Обмен новостями, впечатлениями.
  • Планирование дня (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).
  • Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).

Не обязательно, что все эти элементы присутствуют каждый раз, наоборот, все зависит от актуальной ситуации в жизни группы, возможно, например, что весь детский совет посвящен обмену впечатлениями о прошедшем событии.

Основные задачи детского совета:

Планирование.

  • выбор темы образовательного проекта (события, акции).
  • разработка плана проекта, плана образовательного события.
  • планирование дел и действий на текущий день.

В образовательной программе группы нет четкого календарно-тематического планирования, за исключением графика традиционных событий, к которым нужно готовиться. Каждый раз предстоящая тема выбирается совместно с детьми на детском совете. Идеи детей и взрослых сразу записываются с указанием имен, а затем путем голосования выбирается тема. Перед этим каждая идея коротко обсуждается, чтобы у всех появилось о ней представление.

План работы по теме также обсуждается вместе с детьми на детском совете. Обычно первоначальный план оформляется взрослыми в виде «паутинки» с идеями дел для разных центров, затем взрослые организуют обсуждение, чтобы побудить детей предложить свои идеи, которые также вносятся в план. План располагается в видимом для всех месте, к нему постоянно обращаются и отмечают сделанное.

На детском совете обозначаются места и деятельности, которыми можно заняться в свободный час. Это могут быть как идеи взрослых, так и детей, идеи в логике актуального проекта или в формате клубов, если нет проекта. Взрослые делятся своими планами на свободный час, заинтересовывая тем самым детей. «Сегодня в лаборатории я планирую сделать такой-то эксперимент, кому интересно, присоединяйтесь», «А в мастерской мы продолжаем работу над украшениями…». В группе существует традиция, что часто в свободный час присоединяются и родители, они также приходят на детский совет и предлагают свои мастерские.

Выбор.

Очень важно, что детский совет предшествует времени, когда дети сами выбирают центр активности и деятельность в нем.

Предоставление права выбора — это не единичная акция, не специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право выбора — естественное ежедневное состояние образовательной деятельности в группе.

Свободный час

центр

Возможные виды деятельности

Действия педагога

Творческая мастерская

Рисование, художественный труд : лепка, аппликация, поделки из природного, бросового материала; оригами, шитье, а также работа по дереву: пиление, сколачивание, выжигание.

Предложить изготовление поделки по образцу по актуальной теме, поддерживать собственные идеи детей, стремиться, чтобы они были продуктивными и были реализованы

Уголок режиссерской игры

Разыгрывание сказок, историй, сюжетов по одиночке и подгруппами, просмотр образца, разыгрываемого взрослым, построение «мини миров»

Показывать образец разыгрывания, учить согласовывать слова с действием, играть за нескольких разных героев, обустраивать пространство для сказки, поддерживать характер каждого героя интонацией и голосом.

Театральная, здесь же двигательная

Разыгрывание сцен, сказок самими детьми, любые игры в кругу, слушание «разной» музыки, заданные или свободные танцевальные движения под музыку, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах

Поддержать инициативу детей или самому предложить разыграть какой-либо сюжет, организовать любую совместную игру, учить показывать и определять различные эмоции, характеры

Игровая

Сюжетно-ролевые игры, изменение и обустройство игрового пространства

Сделать так, чтобы игра была, разворачивать игру путем принятия на себя одной из ролей, создавать проблемные ситуации с целью обогащения сюжета, учить активно изменять пространство и использовать предметы-заместители, наблюдать за уровнем развития игры у детей

Конструирование

Создание разнообразных построек из мелких и крупных деталей по замыслу детей, создание построек с использованием схем (архитектурная школа)

Обсуждать с детьми их постройки, «играть в архитекторов» с желающими (замысел-схема-реализация)

Лаборатория

экспериментирование с веществами и материалами; решение интеллектуальных задач, создание собственных изобретений.

предлагать провести различные эксперименты и опыты, обеспечить возможность для самостоятельного экспериментирования, предлагать идеи изобретений, создавать их.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта - это определенные достижения детей, а именно:

  • дети самостоятельно выбирают деятельность, реализуя в ней свой замысел или присоединяясь к замыслу другого
  • дети самостоятельно соблюдают правила группы и моральные нормы
  • наблюдается высокий уровень игровой деятельности большинства детей
  • большинство детей активно интересуются миром, формулируют вопросы и делают попытки найти ответы самостоятельно
  • старшие дошкольники могут формулировать свои планы, реализовывать их и презентовать результат

Для отслеживания достижений каждого ребенка, разработана индивидуальная карта развития инициативности ребенка, карта представлена в прилагаемых документах

Анализ результатов проекта и выводы

Заполнение карт осуществляется дважды в год, что позволяет увидеть продвижение каждого ребенка по отдельным показателям разделов: выбор, игровая деятельность, проектная деятельность. Результаты исследования показывают, что дети действительно учатся выбирать для себя деятельность, реализовывать свой замысел, самостоятельно подбирая и изготавливая необходимые ресурсы. Наблюдается повышение уровня игровой деятельности у большинства детей, развивается умение формулировать свои планы, презентовать результат. Сложности вижу с формированием способности искать ответ на свой вопрос, хотя бы попыток этого. Из наблюдений самостоятельно это бывает у единичных детей подготовительного возраста и то всегда необходима помощь взрослого Предположение в том, что цель "что-то узнать" не совсем сообразна возрасту, дошкольники скорее хотят "что-то сделать" или "чем-то заняться" здесь и сейчас.

Видео-интервью