Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2034
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Основной целью моего проекта является возрождение семейных обычаев и традиций, через систему работы в ДОУ

Исходя из поставленной цели, были определены задачи.

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;
  • Познакомить с традициями семей воспитанников, направленных на воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного общения.
Подробная инструкция

Процесс воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста осуществляется в определенной технологической последовательности: ознакомление с родословной, семьи, ориентация на семейные традиции; обогащение личного опыта, включающего формирование основных компонентов данного отношения; реализация накопленного ребенка опыта в поведении, деятельности; диагностика уровня сформированности уважительного отношения к семейным традициям.

Моделирование процесса воспитания уважительного отношения к семейным традициям основывалось на идее актуализации традиций. Под актуализацией понимался переход сложившихся социальных норм из состояния «покоя» в состояние «Движения», из потенциальных в действующие структуры. В процессе человеческой деятельности традиции угасают в ее предмет – материальных вещах, их свойствах, отношениях и т.д. Застыв в предметном мире, традиции переходят в особое «покоящееся» состояние в общественных отношениях, готовое вместе с тем в любую минуту снова «ожить» в общественных отношениях. Своеобразное «воскрешение» традиции в человеческих взаимоотношениях, действиях есть ее актуализация.

В моделировании процесса воспитания уважительного отношения к семейным традициям основу составили следующие семейные традиции ( семейные законы, устои):

  • Чтить память предков: изучать родословную семьи, историю, традиции и обычаи, помнить заветы, ретроспективные рассказы членов семьи о своем детстве, прошлом, проводить памятные дни, ухаживать за могилами, свято хранить семейные реликвии, организация домашнего музея (сохранения документов и наград).
  • Почитать старших в доме: соблюдать правила поведения в общении со старшими, заботиться о них, помогать, уважительно относиться к их опыту и знаниям, проведение семейных советов, оказание внимания старикам через именные поздравления, изготовление подарков, сюрпризов.
  • Уважать родителей: проявить послушание, заботу, соблюдать правила поведения в общении с ними.
  • Заботиться о младших: знать особенности малышей, заботиться о них, оказывать помощь.
  • Жить дружно: организовывать совместные игры, путешествия; обычай семейного гостеприимства, выпуск семейной газеты.
  • Традиционные занятия членов семьи (вязание, плетение, вышивка и другое).
  • Традиционные семейные праздники: дни рождения, юбилеи, поздравления, сюрпризные моменты, традиционное семейное блюдо.

Для актуализации традиций необходима субъективная деятельность людей. Она выступает непременным условием актуализации традиций.

Актуализация семейных традиций через систему работы в ДОУ, Вы видите на схеме.

  • Актуализация семейных традиций через предметную среду (оформление семейного уголка «Наша семья», изготовление семейных календарей, газет и т.д.)
  • Организация совместной деятельности педагога и дошкольников (социальные упражнения, дидактические игры, чтение худ. Литературы, моделирование родословной, рассказы педагога и детей о близких (рассматривание альбомов, изготовление макетов домов).
  • Самостоятельная деятельность детей («Семейная хроника» рассказы детей о близких, «Портретная галерея» - изготовление семейных коллажей, памятных подарков, поздравительных открыток, приглашений).

Задача проекта по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям решались в процессе организации цикла специальных занятий, а также в повседневной свободной деятельности детей. Особая роль отводилась развивающей и воспитывающей среде. К пяти годам у ребенка решительно «заявляет о себе» наглядно – образное мышление. Ребенка привлекает материал, который позволяет ему расширять и уточнять картину мира, которая для детей старшего дошкольного возраста становится достаточно связной. В нашей группе оформлен семейный уголок, доступный для рассматривания детям.

Уголок «Наша семья» содержат в себе интересную информацию семей группы. В семейном уголке помещены семейные фотографии, иллюстрирующие домашний труд, отдых, семейный праздник. Информация в уголке постоянно обновляться, дополняется новыми фотографиями. Родителям предлагается принести несколько фотографий, семейный фотоальбом для рассматривания с детьми.

Оформление «Домашнего календаря» будет способствовать актуализации семейных традиций через предметную среду. Календарь помогает донести до детей идею ценностям содержательного досуга в семье, о необходимости дарить радость близким оказывать определенную помощь воспитателям при ознакомлении с темой «Время» и закрепляет представления детей о распорядке дня. Он состоит из нескольких тематических листков, символизирующих различные части суток «утро», «день», «вечер», «ночь». Первый листок календаря «Утро» демонстрирует, как семья просыпается, совершает гигиенические процедуры, завтракает и дружно отправляется на улицу, дети – в детский сад, родители на работу. Второй листок «День» показывает, чем заняты члены семьи в дневной отрезок времени. Дети в детском саду (занимаются, играют, обедают, спят), а родители – работают каждый на своем рабочем месте. Третий листок «Вечер» Данный листок семейного календаря демонстрирует, что родители возвращаются с работы, забирают из детского сада детей и отправляются домой. Дома дети не только занимаются интересными делами, но помогают взрослым, делятся впечатлениями о прожитом дне. Четвертый листок «Ночь» иллюстрирован рисунками, которыми показывают ночное время суток, отдыхающих детей и родителей.

Рассматривание детьми «Домашнего календаря» способствует актуализации традиции уважительного отношения к старшим. Дети сравнивают изображенные в «Домашнем календаре» картинки с сюжетами и своей жизни в семье.

В процессе совместной деятельности воспитателя и детей происходит передача некоторых новых сведений, закрепление и уточнение ранее полученных представлений о семье, семейных традициях и увлечениях. Совместная деятельность отвечает познавательным потребностям ребенка, учитывает их желание.

Совместная деятельность педагога и детей может предполагать изготовление макетов домов. В народной педагогике особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нем есть много пословиц, который педагог может использовать в своей работе. Можно показать детям разнообразные жилища (деревянные, кирпичные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи. Все дома похожи тем, что там живут люди, семьи, родители и дети, которые заботятся друг о друге. Мы совместно с детьми изготовили макеты домов «Дом, в котором мы живем» и «Старинный дом» закрепили представление детей о том, что нужно любить свой дом. В процессе совместной работы активизировала мыслительную деятельность ребенка, задавая детям вопросы «Кто будет жить в старинной избе? Из какого дерева мы будем строить? В каком доме теплее?» я не давала детям готового ответа и предлагала подумать над тем, кто же будет жить в старинном доме. Обычно большинство детей решают, что в старинном доме будут жить их бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки.

Первым этапом в технологической последовательности воспитания уважительного отношения к семейным традициям является ознакомление дошкольников с родословной.

Для детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья». Поддержкой в этом будут произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями является «семья», «мать», «отец», «дети», «брат», «сестра» и другие слова, отражающие семейно родственные связи. При знакомстве с народными сказками подчеркивается круг самых дорогих и близких дл ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья». Знакомство с художественными произведениями, опора на личный опыт ребенка служит основой для характеристики семьи по принципу «раньше - теперь». Например, раньше семья была многодетной, теперь в семьях обычно не более – двух детей. Раньше детей с малолетства привлекали к труду: работе по дому, ведению хозяйству, уходу за младшими, теперь картина иная. Привлечение современных художественных произведений (например, А.Барто, Е. Пермяка, В.Осеевой и другие) помогает активизировать личный опыт детей с целью осознания ими своего места в системе отношений, укрепить их в стремлении «быть полезным» родным людям.

В исследованиях психологов Л.А. Венгера, Е.А. Агаевой, Л.И. Цехановской и педагогических исследованиях В.Г. Нечаевой, Н.Ф. Виноградовой и другие, доказана целесообразность использование метода моделирования для ознакомления детей с окружающим миром. Моделирование совершенно необходимо для ознакомления дошкольников с социальным миром. Данный метод может успешно быть применен при ознакомлении дошкольников с родословной семьи. Например, на занятии можно детей подвести к пониманию нравственной значимости знания своих корней, родословной. Необходимо в словарь дошкольников ввести слово «родословная». Детям говорится, что родословная – это перечень поколений одного рода. Каждый человек имеет свое индивидуальное, непохожее на других людей, происхождение. Родословная должна быть у каждого человека. Она показывает, от кого произошел человек, кто является его предком. Необходимо знать свою родословную, чтить старшее поколение, следовать их положительному примеру. Детям предлагается модель семьи в виде концентрического круга.

  • Первое поколение (я)
  • Четвертое поколение (прабабушки, прадедушки)

2.Второе поколение (мама, папа)

3.Третье поколение (бабушки, дедушки)


Каждое поколение выделяется концентрической окружностью. По правилам, принятым в современной генеалогии, отсчет поколений при составлении нисходящей родословной ведется от себя. Индивид выступает в качестве центра системы и обозначается «Я» (лат. «ЭГО») по отношению ко всем остальным родственникам.

Метод моделирования в ходе ознакомления с родословной можно использовать довольно часто. Так, на следующим занятии детям можно предложить модель родословной в виде концентрического круга с точками.


Следующим шагом к модели своей семьи будет выкладывание фотографий членов семьи. Рассматривая и выкладывая фотографии близких, ребенок называет имена, отчества членов семьи, их социальные роли, определяя, при этом кем он приходится своим родным (сын, внук, племянник, брат).

Для актуализации идеи единства поколений, общности семейных традиций была использована модель родословной в виде цепочки.


Кольца (звенья) цепи, продетое одно в другое, символизируют связь поколений рода в истории. Сама цепочка наглядно демонстрирует взаимодействие поколений, их единство.

После серии занятий о родословной дети не только овладевают различными способами ее построения: в виде концентрического круга, генеалогического древа, цепочки, но главное у них возникает интерес к истории семьи, рода.

Изучение родословной невозможно без взаимодействия педагогов с родителями. Я рекомендую родителям оформить альбом «Родословная», составить генеалогическое древо с использованием фотографий. С целью поддержания интереса родителей и детей к изучению родословной семьи можно предложить творческие задания «Самый старший член нашей семьи» или «Самый младший член нашей семьи», «Имена», «Семейные увлечении», «Наши семейные профессии».

В течение всего проекта совместная работа дошкольного учреждения и родителей дошкольников подводятся к первоначальному, элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат проекта: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого и бережного отношения к членам семьи.

Ориентация на семейные традиции, обогащение личного опыта, включающая формирование основных компонентов уважительного отношения может осуществляться в процессе организации специального цикла занятий, например, под общим названием «Традиции семьи». В цикл занятий включаются следующие темы: «Сказка о Традиции», «Семейный круг». «Древо жизни», «Цепочка поколений», «Семейные законы», «Старший в доме», «Семейная хроника», «Домашний музей», «Семейные реликвии» и т.д

Для воздействия на эмоциональную сферу дошкольников можно использовать сказки. Исследователь Е.Е. Сапогова отмечает, что сказка воплощает в своем содержании определенные социокультурные программы, необходимые в воспитании новых поколений, и эти программы одновременно заложены детские игры и ритуалы. Чтение сказок, в свою очередь, «наполнение» когнитивного компонента уважительного отношения к традициям семьи.

Дошкольники постепенно подводятся к пониманию того, что без законов, традиций жизнь семьи не возможна.

В семье существует сакраментальное, закрепленное в традиции, бережное отношение к семейным реликвиям, вещам, свято хранимым как память о прошлом, ее истории, предках. Задачи по воспитанию уважительного отношения к данной семейной традиции можно решить в процессе проведения цикла занятий по познавательному развитию под общим названием « Семейные реликвии». Семейными реликвиями могут быть самые разнообразные предметы семейного быта. В качестве семейных реликвий могут выступать фотографии, письма, открытки и многое другое – все то, что связывает современную семью с ее историей, представителями прошлых поколений.

Таким образом, организация специальных занятий по ознакомлению детей с семейными реликвиями, совместная деятельность педагога с детьми по реставрации предметов, самостоятельная деятельность дошкольников способствуют осознанию памятного значения данных ценностей, воспитанию бережного отношения к ним.

С целью интериоризации семейных традиций и превращения их в персональную привычку ребенка можно использовать метод социальных упражнений. Социальные упражнения, как метод воспитания, был построен на основе борьбы мотивов, и считается естественным звеном в процессе становления личности ребенка. Основой социального усовершенствования воспитанника является проблемная ситуация, в которой ему приходится выбрать один вариант поведения.

Метод социальных упражнений используется в различных ситуациях в детском саду – «Помощь воспитателю на прогулке», в домашних условиях родителям дается задание ненавязчиво привлечь детей к домашнему труду. В тех семьях, где существуют строгие традиции уважительного отношения к старшим, использование данного метода бывает более эффективным. У дошкольников положительный пример взрослых по отношению к старшим способствует процессу интериоризации семейного закона (традиции) в персональную привычку. Помощь родителям воспринимается детьми как естественная.

Реализованный проект оказал положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дети. Реализуемая мной форма взаимодействия детского сада и семьи оказалась наиболее эффективной для формирования у дошкольников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Совместная работа семьи и детского сада позволила создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач.
По мнению родителей, данный проект по возрождению семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и т.д. по отношению к своим родным, близким.
В нашей группе также сформировались маленькие традиции:

  • раз в три месяца мы собираемся за круглым столом и за чашечкой чая обсуждаем интересные для нас темы;
  • родители, по очереди, находят высказывания известных людей, фразы народной мудрости о нравственном воспитании детей и знакомят с ними друг друга;
  • в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;
  • каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм;
  • ещё одна замечательная традиция родилась весной: родители и дети приносят рассаду цветов, саженцы кустов и деревьев. Все вместе мы украшаем территорию детского сада.

Наш проект сближает и укрепляет внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияет на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

Наш проект сближает и укрепляет внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияет на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов проекта и выводы

Анкетирование родителей показало, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей.

Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе. Дошкольники знают, что в их семьях есть обычаи и традиции, но затрудняются о них рассказать.

Видео-интервью