Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1296
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Задачи:

*повышение у детей словарного запаса;

*участие детей в диалогах, развитие у детей памяти, воображения;

*вызвать у детей интерес к татарскому языку;

*воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

*познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями города Арска и т.д.

Один из эффективных методов обучения — использование информационных и коммуникативных технологий, то есть использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Применение данного метода в обучении татарскому языку способствует индивидуализации обучения и мотивированности речевой деятельности. Детям интересен материал с использованием ИКТ. Во время НОД по обучению татарскому языку мы показываем детям мультфильмы на данном языке, анимационные сюжеты и прослушиваем аудиозаписи. Таким образом, мы погружаем детей в страну татарского языка. Они очень быстро схватывают семантическую основу языка и быстро начинают говорить сами. Присутствие носителя языка способствуют успешному усвоению материала. Также дети заучивают некоторые фразы. Для обучения татарского языка ИКТ служит «сырьем», на основе которого мы составляем свои презентации, слайд-фильмы, осуществляем свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты и методы работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

Беседа — богатый метод, применимый к большинству сторон развития языка ребенка. Рассказывание детей, в частности пересказ, успешно применяется для развития связной речи, активизации словаря.

Подробная инструкция

В нашем ДОУ дети с младшей группы начинают изучать второй язык (русскоязычные дети – татарский, а дети татарской национальности – русский). Обучение второму языку проводится с использованием УМК - учебно-методических комплектов по обучению детей двум государственным языкам РТ. Что же такое УМК?

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками.

В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы творческими группами, созданнными Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях – УМК на основе современных эффективных образовательных технологий:

- 1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык».

- 2 комплект – по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски».

- 3 комплект – по обучению татароязычных детей 2-7 лет родному языку «Туган телдә сөйләшәбез» - «Говорим на родном языке».

Родной язык надо поддерживать в семье. Доказано, что отрыв от своих корней может плохо сказаться на эмоциональном и личностном благополучии ребенка.

Язык и то, что через него усваивается, чрезвычайно важны для любого человека. Родители, бабушки и дедушки не должны отказываться передавать ребенку свой опыт и знания, свое видение мира через родной язык, тот, который они знают и чувствуют лучше всего, на котором создана наиболее близкая им культура.

Мы можем быть самими собой только тогда, когда помним о своём происхождении, не забываем, откуда наши предки, как они жили, чем гордились.

То, чему ребенок учится с детства, становится близким и понятным ему на всю жизнь.

- 4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы» - «Азбука для дошкольников» (для татароязычных детей).

УМК «Говорим по-татарски» состоит из 3 проектов:

1. “Минем өем – Мой дом” для средней группы (к концу учебного года ребенок должен общаться на татарском языке, используя 62 слова). Проект «Мой дом» включает в себя темы: «Семья», «Продукты питания», «Игрушки», «Числа».

2. “Уйный -уйный үсәбез – Растем, играя” для старшей группы (к концу учебного года к словарю ребенка должно добавится 45 слов и того - словарный запас должен составить 107 слов на татарском языке).

3. “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар - Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги” для подготовительной группы (к имеющемуся словарному запасу прибавляется еще 60 слов). К школе ребенок должен общаться на татарском языке, используя 167 слов.

Каждый проект включает в себя:

- Аудиоматериалы, которые используется во время введения новых слов, повторения.

- Раздаточные и демонстрационные материалы, поддерживающие интерес ребенка к изучению языка.

- Анимационные сюжеты для закрепления пройденной темы.

- Рабочие тетради для детей.

Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по - татарски”; предназначена для детей 4-7 лет, делающих первые шаги в мире татарского языка. Рабочая тетрадь поможет ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлечь родителей активно включаться в процесс развития своего ребенка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет родителям и воспитателям повторять пройденное на занятии. Детей также увлекает и в непринужденной обстановке погружает ребенка в языковую среду – интерактивные задания из тетрадей на экране.

Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства обучения детей татарскому и русскому языкам разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения:

- новые мультфильмы по произведениям татарских писателей на татарском языке

- мультфильмы студии "Союзмультфильм", переведенные на татарский язык.

В целях творческого и социально-личностного развития ребенка, формирования интереса к изучению татарского языка, национальных традиций и культуры татарского народа разработан цикл телевизионных передач для детей дошкольного возраста на татарском языке "Әкият илендә" ("В мире сказок"). Сюжет этих передач создан с опрой на УМК. Эти передачи можно посмотреть (скачать) на сайте МО и Н РТ.

УМК предусматривает совместную работу педагогов ДОУ с детьми, родителями в различных видах деятельности, в семье.

Ожидаемые результаты

Показатели развития детей средней группы

Ожидаемые результаты:

Имеют представление (элементарное)

- о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда;

- о труде скотовода, пчеловода;

- о разных жанрах фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- о жанре башкирских сказок – сказки о животных;

- о некоторых народных этикетных традициях – уважение к старшим.

Знают и называют:

- улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;

- предметы домашнего обихода, их названия;

- традиционные блюда башкирской кухни;

- элементы национальной одежды, характерные их детали;

- колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- произведения (стихи, рассказы) башкирских писателей, поэтов;

- названия народных игр;

- народные праздники;

- предметы народного декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан;

- свое имя и фамилию;

- имя, отчество родителей;

- значение своего имени.

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;

- с помощью взрослых составлять меню для традиционных Дней башкирской кухни;

- отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- описывать предметы быта;

- проявлять интерес к предметам материальной культуры (к концу 5 года жизни);

- организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы Республики Башкортостан;

- играть в народные, подвижные игры;

- организовывать и играть в дидактические игры с региональным содержанием;

- полученные художественные умения отражать в рисунках, аппликациях;

- организовывать театрализованную деятельность;

- отличать звучание курая от других музыкальных инструментов;

- проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан.

Показатели развития детей старшей группы

Ожидаемые результаты:

Имеют представление

- о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда;

- о разных жанрах фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- о жанре татарских сказок – сказки о животных;

- о некоторых народных этикетных традициях – уважение к старшим.

Знают и называют на татарском языке:

- улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;

- предметы домашнего обихода, их названия;

- традиционные блюда татарской кухни;

- элементы национальной одежды, характерные их детали;

- колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- произведения (стихи, рассказы) татарских писателей, поэтов;

- названия народных игр;

- народные праздники;

- предметы народного декоративно-прикладного искусства;

- свое имя и фамилию;

- имя, отчество родителей;

- значение своего имени.

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;

- отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- описывать предметы быта;

- проявлять интерес к предметам материальной культуры (к концу 5 года жизни);

- организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы;

- играть в народные, подвижные игры;

- полученные художественные умения отражать в рисунках, аппликациях;

- организовывать театрализованную деятельность;

Показатели развития детей подготовительной к школе группы

Ожидаемые результаты:

- как полноправный гражданин знает свои права и обязанности, соблюдает общественные нормы и правила поведения, этикет при общении с взрослыми и сверстниками, изъясняясь на татарском языке;

- имеет представления о том, что родившийся человек является членом семьи, гражданином своей республики и страны;

- имеет представление о своей национальности;

- имеет сформированное представление о малой родине – месте, где родился и живет с родителями как о части родного края, большой родины – России, планеты Земли;

- имеет развитый познавательный интерес к культуре, традициям, истории, природе, трудовому ритму народов, проживающих рядом;

- имеет представление о многонациональном составе населения города, республики, страны;

- имеет представление о языках народов и особенностях культуры, искусства, народного творчества, произведениях авторов, о народных играх и игрушках, музыкальном творчестве;

- способен понимать нравственный смысл устного народного творчества, правильно оценивать поступки героев, их действия и личностные качества;

- имеет развитый художественный вкус, умеет оценивать произведения искусства;

- знаком с культурой поведения в природе и соблюдает ее в жизненных ситуациях.

Знают и называют на татарском языке:

- улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;

- предметы домашнего обихода, их названия; традиционные блюда татарской кухни;

- элементы национальной одежды, характерные их детали;

- колыбельные песни, прибаутки, сказки, произведения (стихи, рассказы) татарских писателей, поэтов;

- народные праздники, предметы народного декоративно-прикладного искусства, названия народных игр;

- свое имя и фамилию, имя, отчество родителей, значение своего имени.

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;

- с помощью взрослых составлять меню для традиционных Дней татарской кухни;

- отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- описывать предметы быта;

- проявлять интерес к предметам материальной культуры (к концу 5 года жизни);

- организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы;

- играть в народные, подвижные игры;

- полученные художественные умения отражать в рисунках, аппликациях;

- организовывать театрализованную деятельность;

- проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан.

Анализ результатов проекта и выводы

На начало учебного года уровень полученных знаний по татарскому языку на средних позициях, есть дети с высоким уровнем знаний, стало больше детей со среднем уровнем знаний, но и есть дети с низким уровнем.На конец года наша цель сократить количество детей с низким уровнем знаний. Причина низкого уровня знаний татарского языка в том, что некоторые из них часто болеющие дети или вновь поступившие в детский сад.


Видео-интервью