Наверх

Проекты победителей

Заявка № 538
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Предлагаемое содержание работы направлено на подготовку воспитателей физиологических групп к работе по предупреждению и исправлению недостатков звукопроизношения у детей.

Цель – предупредить появление нарушения речи у детей, по возможности раньше выявить имеющиеся нарушения и своевременно оказать помощь детям.

Задачи:

  • Разработать семинары для воспитателей.
  • Организовать практическую работу с воспитателями, направленную на обучение воспитателей слышать и исправлять неправильное произношение звуков.
  • Научить воспитателей проводить речевую диагностику, опираясь на альбомы для обследования.
  • Научить воспитателей оформлять результаты обследования в виде индивидуальных таблиц на каждого ребёнка.
  • Научить воспитателей проводить занятия по развитию фонематического слуха у детей.
  • Научить воспитателей взаимодействовать с родителями, используя подготовленный материал по звуковой культуре речи для домашних заданий.

В настоящее время возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих недостатки звукопроизношения: нечеткость произношения ряда звуков, искажения, замены, смешения. Выше обозначенные нарушения могут усугубляться недоразвитием фонематических процессов, низким уровнем развития связной речи и несформированностью лексико-грамматического строя речи. Причины этих нарушений различны: соматическая ослабленность, замедленное психофизическое развитие, неблагоприятная речевая среда, различные дефекты периферического речевого аппарата, невнимание к речевому развитию детей в раннем и младшем дошкольном возрасте и другое. Такие дети в школьном возрасте сталкиваются с определенными трудностями, так как письменная речь формируется на основе устной, недостатки речи могут привести в дальнейшем к неуспеваемости в школе. Кроме этого, любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии личности и поведении ребёнка: начиная осознавать свой недостаток, дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. [1, с. 1]; [2, с. 648 - 663]

В Балахтинском районе Красноярского края имеется 6 дошкольных учреждений, находящихся в деревнях и сёлах, в которых нет квалифицированных специалистов– логопедов. Выход из сложившейся ситуации был найден в том, чтобы повысить уровень осведомлённости в области логопедии среди воспитателей, подготовить воспитателей к работе по формированию правильного произношения у детей.

Методы:

  • Анализ литературы по теме.
  • Разработка теоретических и практических семинаров для воспитателей.
  • Проведение практического семинара, направленного на подготовку воспитателей к проведению обследования детей.
  • Проведение практических семинаров для воспитателей, направленных на обучение воспитателей слышать и исправлять неправильное произношение свистящих звуков у детей.
  • Проведение практических семинаров для воспитателей, направленных на обучение воспитателей слышать и исправлять неправильное произношение шипящих звуков у детей.
  • Проведение практических семинаров для воспитателей, направленных на обучение воспитателей слышать и исправлять неправильное произношение сонорных звуков у детей.
  • Проведение практических семинаров, направленных на подготовку воспитателей к проведению занятий по развитию фонематического слуха у детей.
  • Разработка мастер – класса для воспитателей.
  • Подготовка к практическому семинару, направленного на подготовку воспитателей к проведению мастер – классов.
  • Организация и проведение практического семинара, направленного на подготовку воспитателей к проведению мастер – классов.
  • Проведение консультаций для воспитателей.
  • Подготовка дидактического материала для родителей.
  • Разработка персонального сайта для консультационной помощи педагогам и родителям.
Подробная инструкция

Условия реализации проекта:

1. Активное сотрудничество администрации и педагогов детских садов и специалиста-логопеда.

2.. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

3. Накопление, систематизация материалов по звуковой культуре речи и создание соответствующей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество педагогов с семьей.

5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Описание проекта:

Часто при планировании работы по предупреждению и исправлению недостатков речи у воспитателя возникают затруднения в определении недостатков произношения у детей. Проанализировав свою работу с детьми в этом направлении, каждый воспитатель выявил проблемы и поставил перед собой цели на дальнейшую работу. Обсудив проблемы, пытаясь найти пути выхода из создавшейся ситуации, мы пришли к выводу, что необходимо изменить систему работы, так как многие недостатки звукопроизношения, нарушения плавности речи могут быть преодолены в процессе правильно организованной работы воспитателя и родителей. Чтобы осуществлять работу в данном направлении, необходима соответствующая подготовка.

Мною предложен один из наиболее эффективных путей подготовки воспитателей – практические семинары, на которых педагоги имеют возможность ознакомиться с видами работы по формированию правильного произношения и увидеть, как осуществляется индивидуальный подход к детям с недостатками речи.На базе межшкольного методического центра, а затем логопедической группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения балахтинский детский сад № 5 «Солнышко» мною было проведено двенадцать семинаров для воспитателей по теме «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».

В работе использовала информационно-коммуникативные технологии: каждую тему оформила в виде компьютерной презентации, кроме этого, с текстами каждой темы воспитатели работали индивидуально за компьютерами.

Особое внимание уделяла проведению открытых занятий с детьми, имеющими недостатки произношения.

После каждого семинара воспитатели получали задания для самостоятельной работы.

Так как педагоги приходили с определённой целью, после каждого семинара мы проводили рефлексию, на основе которой строили дальнейшую работу.

На первом семинаре «Организация логопедической работы в детском саду» воспитатели работали над изучением целей, задач, методов логопедической работы в детском саду, процесса организации речевого деятельности, анатомо-физиологических механизмов речи; основных закономерностей развития речи ребенка.

После обсуждения каждого вопроса воспитатели строили и воспроизводили речевое высказывание, выявляли его этапы; определяли причины речевых нарушений у детей, прорабатывали возможные направления работы по предупреждению нарушений речи.

Чтобы правильно построить работу по формированию произносительной стороны у ребёнка и тем более по его исправлению, необходимо знать, как образуются звуки. [1, с. 1-5].

Поэтому на втором и третьем семинарах «Характеристика звуков родного языка» большое внимание уделила характеристике звуков родного языка, работе над ритмико-мелодической стороной речи и системой фонем.

Воспитатели знакомились с органами артикуляционного аппарата, работали индивидуально с зеркалами по теме: «Артикуляционные и акустические звуки речи», подробно анализируя каждый звук, составляли план поэтапной работы по формированию произношения щелевых звуков, составляли таблицу появления звуков в каждой возрастной группе.

Проводя рефлексию, мы отметили важную проблему - трудности при проведении обследования детей.

Самое важное и трудное для педагога – это услышать неправильное произношение ребенком звука. Пропуск звука или его замену воспитатели обычно слышат. А вот искаженное произношение звука - не всегда. [1, с. 6 -21]

Поэтому на четвёртом и пятом семинарах «Обследование речи детей» особое внимание уделила практическим занятиям, на которых воспитатели учились слышать искаженное, неправильное произношение звуков.

Сначала продемонстрировала обследование несколько детей разного возраста с различными нарушениями звукопроизношения.

Воспитатели слушали речь ребенка, высказывали свое мнение, еще раз слушали, как он называет картинки на определенные звуки, а затем все вместе выясняли, каков характер нарушения звука.

Кроме этого, воспитатели в малых группах по 4 человека подробно разобрали темы: «Общие принципы обследования», «Материал для обследования», «Проведение обследования», «Оформление результатов обследования», «Выводы по результатам обследования».

Работая над темой «Артикуляционная гимнастика», педагоги учились не только правильно выполнять все упражнения, но и обращать внимание на точность, плавность движений, на умение удерживать в определенном положении губы, язык.

К следующему семинару педагоги должны были сделать альбомы для обследования и провести обследование детей своей группы.

Прежде чем приступить к работе по формированию правильного произношения, воспитатели каждой группы детского сада оформили альбомы для обследования, подбирая картинки так, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова; провели обследование речи всех детей в своей группе и заполнили таблицы состояния речи детей.

В результате обследования в каждой группе были выявлены дети, имеющие недостатки произношения, и объединены в подгруппы в зависимости от нарушенных звуков: дети с нарушениями произношения шипящих звуков; дети с нарушениями произношения свистящих звуков; дети с нарушениями произношения сонорных звуков. [1, с. 15 - 24]

На шестом семинаре воспитатели делились друг с другом проблемами при проведении обследования детей, при планировании индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также опытом по созданию альбома для обследования детей, проведению речевой диагностики, оформлению результатов обследования.

На практической части с седьмого по двенадцатый семинаров («Работа по формированию правильного произношения свистящих, шипящих звуков», «Последовательная работа над гласными и согласными звуками», «Работа по формированию правильного произношения сонорных звуков» воспитатели, во-первых, работали индивидуально с зеркалами, чтобы услышать и увидеть правильное положение артикуляционного аппарата при произнесении шипящих, свистящих и сонорных звуков; во-вторых, определяли нарушения у детей при произношении этих групп звуков.

Для того, чтобы научить воспитателей видеть положение органов артикуляции при правильном и неправильном произнесении звука, на каждый вид выделенного нарушения в каждой группе звуков (щечное произношение, замена звука, нечеткое произнесение звука) я привлекала детей, имеющих эти нарушения.

Затем объясняла, почему звуки произносятся неправильно, показывала артикуляцию искажаемого звука и сравнивала его с правильной артикуляцией. Затем совместно с воспитателями мы продумывали общий план работы с каждым ребёнком и намечали упражнения по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука.

Демонстрировала основные приёмы постановки звука с подробным объяснением этапов процесса.

Кроме этого, воспитатели планировали работу над звуковой культурой речи с детьми всех возрастных групп в соответствии с программными требованиями; а также систематическую работу, направленную на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса.

Знание воспитателями закономерностей физиологического развития детской речи дает им возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и принять ряд необходимых профилактических мероприятий, цель которых - предупреждение появления нарушений речи у детей дошкольного возраста, максимально раннее выявление имеющихся нарушений и своевременное оказание помощи детям. [1, с. 31 - 70]

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно, поэтому так необходимо их тесное сотрудничество.

Необходимое условие такой работы – методическое сопровождение учителем – логопедом. Если нарушено несколько групп звуков, рекомендую, над какими звуками следует работать в первую очередь.

Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп…), иначе артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Никакая самая тщательная работа детского сада не может быть в полной мере эффективной, если родители не занимаются дома с детьми, не закрепляют ежедневно навыки в непосредственном общении.

В связи с этим, нацеливаю воспитателей проводить серьёзную работу с родителями: родительские собрания и индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка, имеющего речевые нарушения, где даны подробные рекомендации, каким образом следует заниматься с ребенком дома, как правильно организовать работу в семье.

Важно было научить родителей, каким образом проводить с ребенком артикуляционную гимнастику (как надо выполнять каждое упражнение данного комплекса, на что следует обратить особое внимание).

Также важно было научить родителей, каким образом развивать у ребенка способность различать звуки речи (упражнения на выделение проблемного звука из ряда звуков, затем из ряда слогов, слов).

С родителями была заключена договорённость, что заниматься с ребенком они будут каждый день по 7-10 минут в форме игры, обязательно фиксируя в специальной тетради дату занятий и прописывая, какие упражнения делали, какие трудности возникали, какой результат занятий.



Список литературы

  • Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981. — 234 с.
  • Логопедия / Под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской – М., 1998. – 680 с.
Ожидаемые результаты
  • Специалист в системе проводит теоретические и практические семинары для воспитателей.
  • В результате проведённых специалистом-логопедом семинаров, воспитатели проводят речевую диагностику детей, опираясь на альбомы для обследования и оформляют результаты обследования в виде индивидуальных таблиц на каждого ребёнка.
  • Воспитатели проводят занятия по развитию фонематического слуха у детей.
  • Воспитатели показывают родителям упражнения, используя подготовленный материал по звуковой культуре речи для домашних заданий.
  • Родители отрабатывают упражнения с детьми дома.

В результате проделанной работы у большинства детей:

1. сформируется фонематический слух - дети будут слышать проблемный изолированный звук в ряде звуков; отличать изолированный звук от других звуков;

2. улучшится речевое дыхание – дети смогут длительно произносить на одном выдохе звуки и слова;

3. станут более подвижными органы артикуляционного аппарата:

  • дети, имеющие проблемы в произнесении свистящих звуков - станут удерживать кончик языка у основания нижних зубов, губы – в «улыбочке», воздушную струю направлять посередине языка;
  • дети, имеющие проблемы в произношении шипящих, сонорных звуков – станут поднимать широкий передний край языка к альвеолам, удерживать его в форме «чашечки», губы - выдвигать вперед и округлять, воздушную струю направлять посередине языка.
Анализ результатов проекта и выводы

При выполнении проекта были пройдены основные этапы: постановка цели, задач, описание работы, сроки выполнения, возможные риски, оформление документации.

На основании результатов обследования воспитатели отмечают положительную динамику в развитии речи каждого ребенка. В индивидуальных маршрутах наглядно видно, что у каждого ребёнка "сегодняшнего" есть изменения относительно самого себя "вчерашнего".

Следующий шаг – дальнейшая методическая поддержка: совместно с воспитателями мы продумываем дальнейший план работы с каждым ребёнком при появлении проблемного звука. Учимся автоматизировать появившийся звук в слогах, словах, предложениях, вводим этот звук в свободную речь ребёнка. Затем работаем над дифференциацией звуков.

Анализ проведённой работы доказывает эффективность взаимодействия педагогов, учителя - логопеда и родителей по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников и даёт возможность тиражировать успешный опыт сопровождения ребёнка в речевом развитии.

Видео-интервью