Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2170
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Управленческий проект

«Перезагрузка»

Аннотация

Государственная политика Российской Федерации свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отказ от представления о «необучаемых» детях, как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловили необходимость получения образования детьми с ОВЗ, а в городе Соликамске в частности, обеспечить открытие группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.

Подчеркиваем: организовать получение дошкольного образования детьми, которые ни в СССР, ни в постсоветское время НИКОГДА не были охвачены дошкольным образованием в городе Соликамске.

Еще два года назад мы думали, что организация группы данной направленности для города Соликамска является феноменом образования. А сегодня – мы говорим об этом как о реальности, системном решении. Итак, весной 2013 г. администрацией города Соликамска, управлением образования администрации города Соликамска было принято решение об открытии группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта на базе МАДОУ «Детский сад № 4".

Перед административной командой, педагогическим коллективом была поставлена задача: создать условия для организации группы данной направленности.

Опыта открытия группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта не было, и мы столкнулись с целым каскадом вопросов:

- какие надо создать условия под индивидуальные особенности развития каждого ребенка, подчеркиваю: каждого?

- каким должен быть кадровый состав?

- каким должно быть программное обеспечение?

- в чем заключаются особенности построения адаптивной предметно-пространственной среды?

Отправной точкой понимания - какие надо создать условия под индивидуальные особенности каждого ребенка стали индивидуальные встречи с родителями. Неоценимый опыт в представлении о том, с каким задачами нам предстоит столкнуться - получили в процессе участия в краевом проекте «Передышка» для семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следствие – возник «ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА».

Мы сформулировали какими должны быть условия, процесс, результат, поставили перед собой задачи.

А 29 октября 2014 года – состоялось открытие группы для особенных детей, получающих образование по адаптированной программе «Особый ребенок». Название группы говорит само за себя – «Светлячки», девиз – «Живи ярко!». Это группа открыта благодаря инициативе администрации города Соликамска, управления образования администрации города Соликамска и финансовой помощи благотворительного фонда «Преображение».

Новизна проекта заключается в разработке механизма создания специальных условий для получения образования обучающимися с нарушением интеллекта.

Цель: организация инклюзивной образовательной деятельности для детей с нарушением интеллекта.

Задачи:

1.Провести анализ нормативно-правовой и методической литературы по направлению «инклюзивное образование».

2.Организовать изучение ценного управленческого и педагогического опыта.

3.Провести анализ имеющихся условий в организации.

4. Организовать изучение разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей, подлежащих зачислению в группу компенсирующей направленности.

5.Создать специальные условия для получения образования обучающимися с нарушением интеллекта.

6.Провести оценку результатов реализации проекта, наметить перспективы развития.

Объект проектирования: образовательная деятельность МАДОУ «Детский сад № 4».

Предмет проектирования: специальные условия для получения образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза: Мы предполагаем, что инклюзивное образование будет организовано в МА ДОУ «Детский сад № 4» при создании следующих специальных условий:

- подбор педагогических кадров;

- использование специальной образовательной программы;

-использование специальных методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов;

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

-обеспечение доступа в здание организации.

Подробная инструкция

«Видение» конечного результата проекта

Организация на базе МА ДОУ «Детский сад № 4» группы компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта.

Создание специальных условий для получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Количество детей в группе – 8 человек (дети-инвалиды).

Возраст детей: от 3 до 8 лет.

Длительность пребывания детей: 3 часа (по медицинским показаниям), без организации питания.

Миссия проекта

Внедрение в образовательную практику МАДОУ «Детского сада № 4» инклюзивного образования для детей с нарушением интеллекта - «Воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраиваем под него образовательную деятельность в организации!!!»

Стратегия и механизмы достижения цели: этапы, направления деятельности, ожидаемые результаты

Этапы, направления деятельности:

1.Формирование проектной группы (июнь 2014г).

2.Установление взаимоотношений с родителями, социальными партнерами(июль 2014г.).

3.Реализация проекта (июнь 2014г. – июнь 2016г.).

4. Оценка результатов реализации проекта, определение перспектив развития инклюзивного образования в ДОУ (июль 2016г.).

5.Ликвидация проектной группы (август 2016г.).

Рабочий план реализации проекта: этап, направление деятельности, мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемый результат

Нормативно-правовое обеспечение:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

-«Порядк организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

Материально-техническое обеспечение:

Помещение на первом этаже, с отдельным входом, состоящее из:

1.Гупповое помещение 40 кв.м.

2.Спальня 20 кв.м.

3.Приемная 16 кв.м.

4.Туалет 16 кв.м.

Кадровое обеспечение:

-старший воспитатель;

-воспитатель

-воспитатель;

-учитель-логопед;

-педагог-психолог;

-учитель-дефектолог.

Научно-методическое обеспечение:

Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»

Финансовое обеспечение:

- внебюджетные средства – 500 000 рублей.

-бюджетные средства – 16 000 рублей.

Объемы и источники финансирования проекта

Источник финансирования:

Бюджетные средства.

Внебюджетные средства: благотворительный фонд «Преображение».

Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта:

№ п\п

Мероприятия

Объём финансирования по годам реализации проекта и источникам финансирования (тыс. руб.)

Всего

в том числе

в том числе

бюджетные средства

внебюджетные средства

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Бюджет

Внебюджет

Бюджет

Внебюджет

Бюджет

Внебюджет

1.

Курсовая подготовка воспитателей по направлению подготовки «Сопровождение детей с ОВЗ»

16000

16 000

8000

8000

2.

Оргтехника

55000

55000

55000

3.

Мебель детская

67000

67000

67000

4.

Шторы

15000

15000

15000

5.

Игрушки, дидактические пособия

238000

200000

38000

6.

Посуда, оборудование для

санитарных нужд

5000

5000

5000

7.

Стенды

8000

8000

8000

8.

Синтезатор

30000

30000

9.

Телевизор

23000

23000

10.

Канцтовары

15000

15000

11.

Магнитола

4000

4000

12.

Пылесос

5000

5000

13.

Набор мягкой мебели (детский диван, 2 кресла)

11000

11000

14.

Фотоаппарат

6000

6000

15.

Диван офисный

7000

7000

16.

Тахта

11000

11000

17.

ИТОГО:

516000

16000

150000

8000

384000

1161000

8000

Рабочий план реализации проекта: этап, направление деятельности, мероприятия, сроки, ответственные, ожидаемый результат

Рабочий план реализации проекта

Этап

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Ожидаемый результат

I этап Подготовитель

ный

1.Формирование проектной группы

2.Установление взаимоотношений с родителями, социальными партнерами

1.Анализ нормативно-правовой и методической литературы по направлению «инклюзивное образование».

2.Изучение ценного управленческого и педагогического опыта.

3.Анализ имеющихся условий в организации.

4. Изучение разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей, подлежащих зачислению в группу компенсирующей направленности (анкетирование родителей).

июнь 2014г.

Девяткова О.В., старший воспитатель

Проектная группа

Сформированы

общие подходы к

к созданию специальных условий

для получения образования обучающимися с нарушением интеллекта

II этап

Основной

Реализация проекта

1.Подбор педагогических кадров, организация повышения квалификации (не менее 72ч.) по направлению подготовки «Организация получения образования детьми с ОВЗ».

2.Разработка адаптированной образовательной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью (с учетом программы Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»).

3.Закупка мебели, оргтехники игрового и оборудования, создание адаптивной предметно – пространственной среды.

4.Подбор специальных методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов.

5.Организация групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

июнь 2014г. – июнь 2016г.

Девяткова О.В., старший воспитатель

Проектная группа

1.Осуществлен подбор педагогических кадров, организация повышения квалификации (не менее 72ч.) по направлению подготовки «Организация получения образования детьми с ОВЗ».

2.Разработана адаптированная образовательная программа для детей с интеллектуальной недостаточностью (с учетом программы Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»).

3.Создана адаптивная предметно – пространственной среда.

4.Используются специальные методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические материалы.

5.Проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

III этап

Итоговый

Оценка результатов реализации проекта

1.Анализ результатов деятельности проектной группы, определение перспектив развития инклюзивного образования в ДОУ

июль 2016г.

Девяткова О.В., старший воспитатель

Проектная группа

Аналитическая справка




Ожидаемые результаты

1.Осуществлен подбор педагогических кадров.

2.Разработана адаптированная образовательная программа для детей с интеллектуальной недостаточностью (с учетом программы Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»).

3.Создана адаптивная предметно – пространственной среда.

4.Используются специальные методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические материалы.

5.Проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

Анализ результатов проекта и выводы

На сегодняшний день мы достигли следующих результатов:

  • Обеспечение условий – адаптивная предметно – пространственная среда соответствует нормативным требованиям, определен кадровый состав, воспитатели группы прошли курсы повышения квалификации по направлению подготовки «Сопровождение детей с ОВЗ».
  • Организация процесса – адаптированная программа строится с учетом программы Елены Анатольевны Екжановой, Елены Антоновны Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
  • Достижение результата – результат индивидуален для каждого ребенка и зависит от особенностей его развития.

В рамках августовской конференции педагогических работников (2015г.) «Новые возможности современного образования в контексте социокультурного и экономического развития Пермского края» министром образования Раисой Алексеевной Кассиной в докладе «Основные итоги деятельности системы образования Пермского края и перспективы развития образования в новом учебном году» в разделе «Лучшие практики: реализация ФГОС ДО» был отмечен и наш опыт работы «Создание адаптивной предметно – пространственной среды в инклюзивном детском саду».


Видео-интервью