Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1757
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Парус" г. Волгодонска

Т.И.Кузькина, учитель - логопед высшей квалификационной категории.


Номинация: Лидер изменений.

"Хотите видеть своих детей благополучными и успешными?

Научите их говорить!"(авт).


Меня зовут Татьяна Ивановна Кузькина, я – учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада «Парус» г. Волгодонска для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Когда я пришла работать в детский сад в 2001 году, то состав воспитанников был достаточно однородным. Это были дети с не осложнённой формой задержки психического развития и лёгкой умственной отсталостью. Существующие на тот момент программы и методики коррекции развития данной категории детей соответствовали их потребностям.

Но уже через год к нам пришёл первый ребёнок с сочетанным нарушением: аутизм с нарушением интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Как работать с такими детьми никто не знал, не существовало никаких методических рекомендаций и тем более образовательных программ.

И я организовала группу специалистов ДОУ, с которыми мы поехали в Москву в Центр лечебной педагогики (ЦЛП) на семинар. Мы привезли оттуда как методическую литературу, так и ценные практические наработки сотрудников Центра по работе с детьми с аутизмом, синдромом Дауна и др.

А на следующий год мы пригласили специалистов Центра лечебной педагогики в наш город, организовали цикл семинаров, пригласили на них заинтересованных педагогов, родителей. Сотрудники Центра побывали у нас в детском саду, провели показательные занятия с детьми.

Тем самым наши педагоги имели возможность повысить свою квалификацию, а педагогическое сообщество города узнало о существовании ЦЛП и методах коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями в развитии и трудностями социализации.

К сожалению, количество детей с выраженными нарушениями развития увеличивалось год от года.

К нам стали приходить воспитанники с сочетанными, множественными нарушениями развития. Для их обучения и воспитания также не существовало программ. Между тем новая политика государства в области образования была нацелена на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социум.

И вот в 2010 году на базе нашего детского сада мы организовали экспериментальную площадку областного уровня по реализации проекта включения в образовательное пространство и успешной социализации детей дошкольного возраста с сочетанными нарушениями в развитии в группах ДОУ.

Таких ребят на тот момент было 10 человек.

В 2011 году эксперимент успешно завершился, и мы поехали рассказать о его результатах на цикл методических семинаров для специалистов в области особого детства "Формы и содержание оказания психолого-педагогической помощи и поддержки семьям детей с ограниченными возможностями здоровья".

О нашем опыте узнали специалисты Ростовской области, наши доклады вошли в Сборник материалов цикла семинаров. Мы стали активно сотрудничать с Центром помощи семьям детей с ограниченными возможностями "Содействие" г. Ростова-на-Дону.

В 2013 году я стала Лауреатом премии Губернатора Ростовской области за победу в областном конкурсе "Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области".

Наш детский сад посещают 70 детей. Из них примерно 30% - это не говорящие или практически не говорящие дети. Большая часть из них - это дети с аутизмом и (или) нарушением интеллекта. Кроме того, у многих воспитанников детского сада также наблюдаются выраженные нарушения речи. И поскольку увеличить количество ставок учителей-логопедов в учреждении не получалось, мы с сотрудниками встали перед проблемой: как помочь этим детям заговорить, как "запустить" их речь, объединив усилия педагогов и родителей. Организованная мной ещё в 2003 году Речевая школа для родителей и достаточно успешно работавшая все эти годы этой проблемы решить не могла.

Вновь потребовались изменения.

Дело в том, что традиционные дидактические приёмы и способы формирования языковой системы не говорящих детей оказывались не эффективными в случае с детьми с сочетанными нарушениями развития. Традиционный способ предъявления учебного материала на этих детях не работал. Поэтому мы искали методику, которая будет эффективна в подобных случаях. И мы нашли то, что искали.

Летом 2013 года в Интернете я увидела видео фрагменты занятий Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой. Сразу как-то заинтересовало, пересмотрела все, что было в свободном доступе. Поделилась с коллегами, им тоже понравилось. И тут такая удача - Тамара Никифоровна проводила выездной семинар в Ялте в октябре 2013 года. Мы поехали втроём: я и два учителя-дефектолога. Мы получили такой импульс: профессиональный и творческий, что по возвращении сразу организовали экспериментальную группу по "пению". Проект получил название "Активизация речевых процессов не говорящих детей с использованием методики Тамары Никифоровны Новиковой-Иванцовой «Методы формирования языковой системы у не говорящих детей» (далее МФЯС).

Тамара Никифоровна Новикова-Иванцова – автор методики, Заслуженный учитель России, кандидат экономических наук, доцент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ, логопед высшей категории, директор ГОУ специальной (коррекционной) начальной школы-детский сад V вида №1708 для детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва.

Излагаемые методы отработаны автором с детьми, имеющими сложную структуру дефекта с ведущей речевой патологией. Методика применима при всех формах алалии, аутизме, ДЦП, кохлеарной имплантации и т.д.

Цель данной методики: Формирование вербальной коммуникации на основе зрительных, слуховых и кинетических анализаторов. Необходимо научить неговорящих детей выдавать языковой продукт ( пользоваться пусть и не полным — но словом, не развёрнутым, — но предложением).

Методику можно использовать как в индивидуальных занятиях, так и в групповых. Состав группы – 3-4 человека.

С чего начала работу наша экспериментальная группа?

В эту группу первоначально входили 2 учителя-дефектолога, музыкальный работник и я, учитель-логопед. Каждый брал по одному - два ребёнка, самых сложных с точки зрения нарушений ( аутизм, умственная отсталость умеренной степени, с-м Дауна, алалия - все не говорящие, только вокализации). Наша группа собиралась два раза в неделю, и пели по полчаса. На индивидуальных занятиях эти дети продолжали петь с нашими специалистами.

И вот примерно через месяц к нам присоединилась мама мальчика, который посещал группу кратковременного пребывания (аутизм, речи нет, ДЦП, нарушение интеллекта). И нас стало пятеро взрослых и 8 детей. Таким составом мы занимались целый год. В детском саду нашу группу любовно стали называть "наши певуны". Были и скептики, и иронизирующие. Но мы продолжали. И к концу года (май 2014 года) уже стали видны (даже скептикам) первые результаты. Слова и фразы появились у шести детей, поведение и понимание речи улучшилось у всех детей. И самое главное, к нашей группе стали присоединяться родители других детей с похожими проблемами. С началом нового учебного года мы продолжили. Состав группы изменился, в неё вошли новые дети и родители. А что же наши "старички"? У мальчика, который посещал занятия с мамой и на конец года только делал попытки тянуть отдельные гласные, появились слова. Дефектологи отметили у детей экспериментальной группы и лучшую динамику в развитии мышления. Так мальчик, которому на момент начала занятий было уже почти семь лет с выраженным нарушением интеллекта, с полным отсутствием речи и игровых навыков, пел слоги так красиво и точно, как ученики, может быть музыкальной школы. И самое главное - у него появилась фразовая речь, и когда он на мой мимолётный вопрос "Как дела?" ответил абсолютно осознанно "ха-а-со", то я была просто счастлива. Он стал более открытым, эмоциональным, стал проявлять интерес к другим детям, заботиться о них. И ещё одна радость – мальчик с синдромом аутизма, 5,5 лет. В группе активно не пел, но на индивидуальных занятиях дефектологу удалось заинтересовать его символами, буквами. Он стал сам прикреплять себе на прищепку символы, включать магнитофон и перед зеркалом петь. У него появилась речь! Не просто речь - фраза. Пусть самая простая, невнятная, из двух слов и стереотипная, но он уже может общаться, использует речь. Изменилось отношение к нему в семье и семьи к детскому саду.

И, наконец, после курса Томатиса (аудио стимуляция по методу Альфреда Томатиса) стали происходить изменения у самого сложного ребёнка группы (мальчик 7 лет, аутизм, умственная отсталость). Появились гласные звуки, слова, действия с предметами, изменилось поведение, улучшилось понимание речи.

На сегодня в нашей "певческой" группе 20 взрослых (из них 15 – родители) и 20 детей.

Вот такой у нас есть опыт применения методики Тамары Никифоровны Новиковой в рамках неречевого учреждения с активным и заинтересованным участием родителей воспитанников.

Опыт работы нашей группы был вначале представлен родителям и педагогам нашего детского сада (декабрь 2014 год). Мы показали несколько открытых занятий с детьми и родителями, ответили на волнующие вопросы, учли пожелания. Так нам удалось организовать в нашем городе работу филиала Центра нейрокоррекции поведения и речи из г. Таганрога. Дети нашего детского сада, а затем и города получили возможность проходить курс аудио стимуляции по методу Альфреда Томатиса.

В наш детский сад стали обращаться за консультативной помощью учителя-логопеды из других детских садов города. У них появились дети с похожими проблемами. Потребовались изменения уже на уровне города. И весной 2015 года меня пригласили принять участие в работе курсов повышения квалификации при Волгодонском ГБОУ ДПО РО "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования". Выступала перед учителями – логопедами Ростовской области с обобщением опыта своей работы по проблеме: "Технология коррекции алалии у детей дошкольного возраста". После чего многие коллеги взяли на вооружение методику формирования языковой системы не говорящих детей.

В октябре 2015 года я была приглашена Профессиональной ассоциацией помощи детям с трудностями в обучении и социализации "Иное детство" ФГАУ ВО "Южный Федеральный университет", Научно-образовательным центром "Диагностика. Развитие. Коррекция" и Центром помощи семьям детей с ограниченными возможностями "Содействие" для участия в I Фестивале мастер-классов "Проблемы особого детства: пути решения. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья".

Провела мастер-класс "Методика формирования языковой системы не говорящих детей (алалия, аутизм, синдром Дауна и др)". Опыт применения в ДОУ с группами компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушением интеллекта. Многие специалисты и родители проявили интерес к практическому применению нашего опыта. В Фестивале принимали участие более 400 человек. Территория и аудитория наших изменений значительно расширилась.

В ноябре 2015 года я получила благодарность от Ростовского областного регионального отделения Всероссийской общественной организации "Национальной ассоциации нейрореабилитологов" за проведение мастер-класса "Методика формирования языковой системы не говорящих детей".

На мастер-классе присутствовали как специалисты, так и родители "особых" детей. Была живая дискуссия, как по применению методики, так и в целом по проблемам особого детства. Теперь уже в круг положительных изменений были вовлечены специалисты, не связанные с педагогикой, но крайне необходимые для решения междисциплинарного взаимодействия.

А в декабре мы в нашем детском саду уже принимали коллег из Ростова-на Дону. К нам приехали представители Городской общественной организации помощи детям с аутизмом и синдромом Дауна "Особые дети". Мы показали различные виды занятий с не говорящими детьми, поделились методическими материалами, а коллеги на общем собрании родителей нашего ДОУ рассказали об опыте организации и содержании работы общественной организации родителей города Ростов-на-Дону.

В нашем городе также существует общественная организация для родителей детей-инвалидов. И в апреле 2016 года Управление образования г. Волгодонска организовало мастер-класс "Нетрадиционные методы формирования речи не говорящих детей" с моим участием для родителей детей-инвалидов дошкольного возраста. Родители практически познакомились с методами вызывания звучащей речи у не говорящих детей, получили рекомендации и стимульный материал для домашних занятий с детьми.

Вот такие изменения произошли в жизни особых детей нашего детского сада, города, их родителей и специалистов. И они не обратимы. Родители и дети хотят и стремятся к большему и лучшему в своей жизни.

Вместе мы можем больше!

Подробная инструкция

Смотри в описании

Ожидаемые результаты

Смотри в описании

Анализ результатов проекта и выводы

Смотри в описании