Наверх

Проекты победителей

Заявка № 69
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Название проекта: Природные материалы для самомассажа детей с нарушениями речи

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста для коррекции речевых нарушений через проведение самомассажа с использованием природных материалов.

Задачи проекта:

1. Изучить теорию вопроса по развитию мелкой моторики через самомассаж;

2.Разработать перспективный план по реализации проекта «Природные материалы для самомассажа детей с нарушениями речи»;

3. Собрать природный материал для проведения самомассажа;

4.Разработать и апробировать комплексы упражнений с природными материалами;

5.Привлечь к работе над проектом родителей и воспитателей речевой группы.

Методы по взаимодействию с детьми:

-словесные;

-наглядно – действенные;

-практические;

-игровые.

Методы по взаимодействию с родителями:

- наглядно-информационные;

- информационно-аналитические;

- познавательные ;

- досуговые.

Подробная инструкция

Проект «Природные материалы для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Речевое развитие», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Физическое развитие». Представленная методическая разработка адресована педагогам, специалистам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, как с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так и с нормой речевого развития, родителям.

Проект будет успешен только при условии тесного сотрудничества педагогов с родителями детей с нарушениями речи. Необходимо так организовать работу проекта, чтобы включение родителей проходило на всех этапах его реализации. На первом этапе родители и педагоги участвуют в оснащении развивающей предметно-пространственной среды природным материалом, на втором этапе обучаются основным упражнениям с использованием природного материала и используют полученные знания в занятиях с детьми дома, участвуют в разработке игр с природным материалом. На заключительном этапе родители участвуют в обмене мнениями по результатам, достигнутым в рамках проекта, родителям демонстрируются достижения детей в коррекционном обучении на празднике чистой речи и представляются продукты проекта: картотека упражнений для выполнения самомассажа и игры с природным материалом для развития мелкой моторики, логопедическая газета, видеофильмы.

Повышение коррекционного эффекта для детей с нарушениями речи может быть достигнуто при систематическом включении массажных упражнений в образовательный процесс. Необходимо так организовать проведение занятий, режимных моментов, чтобы самомассаж доставлял детям радость, не надоедал им. Для этого необходимы фантазия и творчество педагога, умение мотивировать детей на необходимость развивать руки и ноги с помощью природного материала.

Доступность материала позволяет разнообразить работу не только учителя-логопеда, природные массажеры могут использоваться на занятиях и в режимных моментах психологами, воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физкультуре. Проект должен объединять взаимодействие специалистов ДОО не только с целью всестороннего коррекционного воздействия на детей с ТНР , но и для дальнейшего использования природного материала в работе педагогов с детьми.

Для реализации проекта необходимо собрать природный материал, причем его разнообразие будет зависеть от географического положения дошкольного учреждения, в котором будет реализован проект. (Так как мы находимся в северо-западном федеральном округе, то наполнение развивающей предметно-пространственной среды составило: шишки, камни, спилы деревьев, чурбачки, ветки, песок, зерновые культуры.)

Описание проекта

Уникальность проекта в том, что в нашей природе огромное количество экологически чистых материалов, которые открывают безграничные возможности для развития ребенка. Главная ценность проекта заключается в поддержке индивидуальности и инициативы его участников, их эмоционального благополучия.

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показал, что традиционные методы для развития мелкой моторики не позволяют в полной мере заинтересовать ребенка и достичь того коррекционного эффекта, который будет способствовать речевому развитию. Поэтому было решено найти нетрадиционные методы, способствующие активации мелкой моторики. Такими нетрадиционными методами стали игры и комплексы упражнений с использованием природного материала (шишки, ветки деревьев, чурбачки, семена, крупы, камни и песок). Казалось бы простые предметы, которые не нужно покупать в магазине, не требующие затрат, но они открывают огромные возможности не только для тренировки тонких движений, но и для общего развития ребенка. Природные материалы, помимо оздоровления и активации организма, помогают решить множество задач:

- формирование познавательной активности;

- развитие творчества и воображения;

- развитие психологических процессов;

- развитие просодической стороны речи (ритм, сила голоса, дикция, темп, выразительность);

- воспитание усидчивости.

На начальном этапе было проведено организационное родительское собрание, на котором родители и воспитатели познакомились с новым проектом. С родителями было проведено анкетирование по теме ручной умелости их детей, также были представлены результаты диагностики и образцы работ по рисованию, конструированию. Представленные результаты обследования обозначили проблему низкого уровня развития ручной умелости. Была выявлена необходимость включить в работу проект «Природные материалы», участниками которого стали учитель-логопед, педагоги ДОО, родители и дети.

Необходимо отметить, что родители сами проявили инициативу и высказали желание помочь собрать природный материал. В связи с этим, родителям воспитанников было предложено отправиться с детьми в логопедический поход. В результате проведенного мероприятия мы решили первую задачу проекта – обеспечили проект природным материалом.

На следующем этапе было необходимо придумать упражнения, которые бы могли использовать в своей работе родители вместе с детьми и педагоги. Для этого были разработаны комплексы упражнений с шишками, ветками деревьев и чурбачками. К каждому упражнению придуманы небольшие стихотворения, способствующие быстрому запоминанию и поддержанию интереса на протяжении выполнения всего комплекса. Кроме этого, комплекс упражнений составлен таким образом, что мы активируем работу не только руки, но и ступни ребенка. Таким образом, мы получаем мощное воздействие на кору головного мозга, активируя резервные возможности ребенка.

Были разработаны следующие комплексы упражнений:

- «Игры с шишками»;

- «Волшебные чурбачки»;

- «Ручные веточки».

Кроме этого были придуманы игры с крупами, зерновыми и песком. Это оказалось возможным благодаря мастер-классам, проведенным для родителей по покраске круп. Хочется отметить, что идею проведения мастер-классов поддержали родители. Они сумели обеспечить мастер-класс необходимыми материалами, а также предложили свои варианты игр с зерновыми и крупами.

Когда задача по разработке игр и упражнений была решена, возникла необходимость продемонстрировать их родителям. С этой целью были проведены семинары практикумы для детей и родителей, а также и для педагогов детских садов. В ходе семинара-практикума взрослые обучились практическим приёмам работы с ребёнком. Данный вид работы облегчил понимание предлагаемого материала родителями. Проведенные мероприятия показали высокую заинтересованность участников семинаров представленной методикой.

Также немаловажной частью проекта стало тесное взаимодействие специалистов по включению игр и упражнений с природным материалом в режимные моменты и занятия. С этой целью были разработаны конспекты комплексных занятий, речевых развлечений и праздников в которых участвовали: воспитатель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре и музыкальный руководитель. Занятия позволили за короткий промежуток времени охватить несколько образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие». Упражнения с природными материалами мы включили в музыкальные распевки, в логоритмические упражнения, в динамические игры.

На заключительном этапе по реализации проекта для родителей и педагогов был проведен «Круглый стол», в рамках которого были подведены итоги по проекту, представлен видеофильм «Логопоход» (ссылка на фильмhttps://yadi.sk/i/qgEQKcz13DWvD7 ) газета «Говорилка», в которой освещались все мероприятия проекта. Также были отмечены воспитателии родители, которые активно принимали участие в реализации проекта.

Конечно, количественный мониторинг для многих родителей является не таким ярким показателем коррекционного воздействия, как речевой праздник, который мы провели с воспитанниками в конце учебного года. Дети демонстрировали полученные знания, умения и навыки в прохождении различных заданий, в чтении стихов с поставленным звуком, исполнении песен и логоритмических упражнений.

Главным сюрпризом праздника стало награждение детей памятными медалями, хочется отметить, что победители трудных звуков получали настоящую золотую медаль.

Таким образом, проект "Природные материалы для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи» показал высокую эффективность для всех участников образовательного процесса. Родители, благодаря участию в проекте, высоко оценили коррекционно-развивающую работу в ДОО и стали полноправными партнерами образовательного процесса. Дети, благодаря систематическому выполнению упражнений и играм с природным материалом показали положительную динамику не только в развитии мелкой моторики, но и в речевом развитии.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • Наработка материалов по применению природных материалов для проведения самомассажа детям с нарушениями речи с целью коррекции и дальнейшей трансляции опыта среди педагогов ДОУ и школ.
  • Разработка комплекса самомассажа для использования в коррекционной работе.
  • Положительная динамика коррекции речевых нарушений у детей с помощью самомассажа.
  • Включение родителей и педагогов в коррекционно-развивающий процесс, повышение их компетентности по устранению речевых недостатков детей.
  • Обновление материально-технической базы логопедического кабинета.
Анализ результатов проекта и выводы

Проект «Природные материалы для самомассажа детей с нарушениями речи» показал свою эффективность. Проект позволил ввести в коррекционную работу нетрадиционную методику по проведению самомассажа природными материалами. Кроме этого, пополнилась материально-техническое оснащение логопедического кабинета и группы компенсирующего развития для развития мелкой моторики: у детей появились сухие бассейны с разнообразным наполнением, природные массажеры, игры с природным материалом, световой песочный стол.

Большое значение в реализации проекта стало тесное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Отрадным является тот факт, что многие родители стали не только активнее интересоваться коррекционной работой в речевой группе, но и стали предлагать свою помощь в изготовлении дидактических пособий, игр для развития мелкой моторики и коррекции звукопроизношения, стали равноправными участниками образовательного процесса.

Таким образом, применение проектных технологий при тесном взаимодействии с родителями, показало высокую результативность не только в коррекции речевых нарушений, но и в социализации ребенка с ТНР, в помощи семье в вопросах семейного благополучия и развития детей.


Видео-интервью
Ссылка на видеоинтервью https://yadi.sk/i/6ff0duno3DQWiN