Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1606
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тактильно - кинестетическая игровая технология в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается ее направленностью на развитие практики логопедической работы и приоритетами ФГОС ДО в области развития речи детей дошкольного возраста. Развитие речи – сложный процесс, когда ребёнок учится управлять своими органами речи, чётко воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих его людей, точно и емко выражать свои желания, намерения, передавать полноценную информацию.

В связи с этим, назрела необходимость обновления подходов к логопедической коррекции речи, усиления эффективности традиционных методов в дошкольном возрасте, наиболее значительную группу из которых составляют дошкольники с общим недоразвитием речи.

Цель технологии: оптимизация процесса коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием тактильно - кинестетических игр.

Задачи технологии:

  • восстановить психологическую базу речи;
  • развить способности полифункциональных согласований и замещений неречевых и речевых средств;
  • сформировать умения сенсорно - вербального кодирования информации и ее применения для решения актуальных задач в деятельности.



Подробная инструкция

В основе тактильно - кинестетической игровой технологии использование приемов формирования образа звука и его характеристик через доминирующую в сознании ребёнка модальность на основе его жизненного практического опыта. Таким образом, на основе жизненной компетентности ребёнка формируются академические знания. Так, продолжительность взаимодействия с материалом и структура материала дают представление о длительности звука (гласные звуки). Цвет позволяет сформировать зрительный образ звука ( [р] – розовый, [ж] – желтый, [ц] - цветной (разноцветный) и т. д. Структура материала и слуховые ассоциации связанные с жизненным опытом ребёнка ( [з] – аппликатор Кузнецова, «комарик звенит и кусает»; [р] – ребристая поверхность, «пальчик вибрирует, как и язычок») формируют тактильно - кинестетический образ звука . Выбор и закрепление цвета и материала за определённым звуком производился на основе интервьюирования дошкольников 5 -7 лет. Таким образом, ассоциативный прием предполагает установление связи между акустической стороной звука и другими сенсорными раздражителями (тактильными, вибрационными, кинестетическими, зрительными). Так, сенсорные свойства материала позволяют создать полимодальный образ звука (на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем).

Таким образом, представленная технология работы с описанным выше ассоциативным приемом, направлена на интегрирование образовательных областей (познавательная, речевая, социально-коммуникативная) и приводит к формированию контура детского мировоззрения. В основе этапов разработанной технологии были заложены теоретические идеи об этапах коррекции звукопроизносительной стороны речи у дошкольников Филичевой Т.Б., Чевелёвой Н.А., Чиркиной Г.В.

Коррекционная работа по формированию правильного звукопроизношения с использованием тактильно - кинестетической игровой технологии включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Задачи:

1. Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность дошкольников с нарушениями речи, учить детей словесно выражать свои ощущения.

3. Формировать ассоциативные связи между тактильно - кинестетическими ощущениями и различными материалами.

Игры:

  • Комплект для проведения артикуляционной гимнастики с опорой на тактильно - кинестетическую чувствительность (картинки с включением элементов из определенных материалов).

Приемы:

1.Тактильное взаимодействие с фактурой материала вызывает образ предмета (материал (кожа) – предмет (гриб), материал (дерево) – предмет (лопатка) и т.д.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков (постановка звука)

Задачи:

1. Формировать правильное произношение звука.

2. Установить ассоциативные связи между конкретным звуком и определенным цветом, материалом.

Игры:

  • Базовый игровой комплект
  • «Информативные теремочки»
  • «Моделируемые теремочки»

Приемы:

1. Восприятие цвета вызывает образ звука (жёлтый – [ж], розовый – [р], [р’], синий – [с],[с’]).

2. Тактильное взаимодействие с фактурой материала вызывает образ звука (аппликатор Кузнецова – [з] [з’]; наждачная бумага – [ш]).

3. Тактильное взаимодействие с фактурой материала вызывает акустическую характеристику звука (бубенец – звонкий звук; «подушечка» – мягкий звук и т.д.)

3. Этап автоматизации звука

Задачи:

1. Закрепить правильное произношение звука в самостоятельной речи с опорой на тактильно - кинестетическую и зрительно - цветовую стимуляцию.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь с использованием тактильно - кинестетических игр.

Игры:

  • Базовый игровой комплект
  • «Информативные теремочки»
  • «Моделируемые теремочки»

Приемы:

1. Восприятие цвета вызывает образ звука (белый – [л], [л’], зелёный – [з], [з’]).

2. Тактильное взаимодействие с фактурой материала вызывает образ звука (ребристый материал – [р], [р’]; резина - [л], [л’] ).

3. Тактильное взаимодействие с фактурой материала вызывает акустическую характеристику звука (бусинка – глухой звук; «пенечек» – твердый звук и т.д.)

4. Этап дифференциации звуков

Задачи:

1. Учить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи с использованием тактильно - кинестетических игр.

Игры:

  • «Лабиринты звуков»
  • «В гости к буквам»
  • «Волшебные дорожки»
  • «Путешествия по лабиринтам» (используем лабиринты картинки с самопроверкой)
  • «Горки»
  • «Найди звук»
  • «Веселая гусеница»
  • «Подружки улитки»
  • «Сколько слов?»
  • «Паровозик «Чух – чух -…»
  • «Звуковой круг»
  • Серия авторских книг « Мой любимый звук…»

Приемы:

1. Восприятие цвета вызывает образ звука (жёлтый – [ж], розовый – [р], [р’], синий – [с] [c’]).

2. Тактильное взаимодействие с фактурой материала вызывает образ звука (аппликатор Кузнецова – [з] [з’]; наждачная бумага – [ш]).

3. Соотнесение длительности звука с фактурой материала (ведем пальчиком по дорожке с определенным материалом и длительно произносим звук, за которым закреплен данный материал).

4. Соотнесение позиции звука в слове с цветом и фактурой материала (обозначаем квадратиком с закрепленным за звуком цветом и материалом позицию звука на схеме, обозначающей слово).

5. Соотнесение последовательности звуков с цветом и фактурой материала (придумать слова (подобрать картинки) к цветовой, к тактильно - кинестетической схеме (из квадратиков с закрепленным за звуком материалом).

6. Соотнесение тактильно-кинестетических ощущений со слоговой наполняемостью слова.

7. Соотнесение тактильно-кинестетических ощущений с последовательностью слов в предложении.

5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Задачи:

1. Формировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Игры:

  • Все предложенные игры на 1 – 4 этапах.

Приемы:

Дети сами выбирают игры и предлагают варианты игр.

Приемы связаны с интересами воспитанников.


Ожидаемые результаты
  • Смещение фокуса логопедической коррекции с нарушений речи на личность ребенка как субъекта образовательной деятельности.
  • Создание условий для разноуровневого сенсорно - вербального познания окружающего мира.
  • Формирование речи как высшей психической функции.
  • Развитие речевой способности.
Анализ результатов проекта и выводы

Апробация тактильно - кинестетической игровой технологии проводилась на основе «Количественного мониторинга общего речевого развития детей с общим недоразвитием речи» (А.М. Быховская, Н.А. Казакова), блоки «Формирование произносительной стороны речи», «Фонематические процессы».

Проведенная диагностика речи детей с ОНР показала, что использование в коррекционной работе тактильно - кинестетических игр помогло повысить эффективность процесса коррекции звукопроизношения.

Для оценки эффективности использования тактильно-кинестетичекой и зрительной стимуляции в логопедической практике использовались данные 2 групп воспитанников, посещавших коррекционную группу. В каждой группе принимали участие 13 дошкольников с общим недоразвитием речи II-III у.р.р. В первой группе проводилась коррекция звукопроизношения по традиционной методике. Во второй - с использованием предложенных тактильно-кинестетических игр. Оценивалась динамика речевого развития на момент поступления ребенка в логопедическую группу и при выпуске в школу.

Цель диагностики: оценка эффективности использования тактильно - кинестетической и зрительной стимуляции в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Оценить эффективность использования тактильно - кинестетических игр при коррекции звукопроизношения.

2. Провести сравнительный анализ длительности автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков по традиционной методике и с использованием тактильно - кинестетической игровой технологии.

3. Провести сравнительный анализ коррекции звукопроизношения по традиционной методике и с использованием тактильно - кинестетических игр.

Полученные результаты обследования показали, что при поступлении в логопедическую группу все дошкольники имели низкие показатели развития произносительной стороны речи (100%). Более 90% воспитанников имели нарушения свистящих (с, с’, з, з', ц), шипящих звуков (ш, ж, ч, щ); 100% - нарушения сонорных звуков (л, л', р, р',j). Основная причина – это тяжелые речевые патологии.

Сравнительный анализ динамики автоматизации данных групп звуков доказал, что использование тактильно-кинестетической игровой технологии в коррекции звукопроизношения воспитанников с ОНР оказывает положительное влияние на длительность автоматизации звуков: средняя продолжительность автоматизации звуков снижается на 2 - 3 месяца и не превышает 12 месяцев. При работе по традиционной методике процесс автоматизации звуков достигает 15 -18 месяцев.

Таким образом, ускорение процесса автоматизации звуков позволяет увеличить длительность реализации заключительного этапа коррекции звукопроизношения с использованием данной игровой технологии. Увеличение продолжительности этапа формирования коммуникативных умений и навыков позволяет провести более глубокую профилактику появления вторичных речевых нарушений в школе.

Сравнительный анализ показал: из группы, проходившей коррекционное обучение по традиционной методике 76,6% детей поступили в школу с высоки уровнем развития произносительной стороны речи, 23,4% - со средним. Из группы, проходившей коррекционное обучение с использованием тактильно - кинестетических техник 92,2% - имели высокий уровень звукопроизношения, 7,8% - средний, 0% - низкий.

Технология способствовала наиболее полному преодолению недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Большинство детей достигло высоких показателей развития речи, что обеспечило формирование коммуникативных, познавательных, программирующих речевых способностей и их успешную социальную адаптацию.


Презентация - https://cloud.mail.ru/public/KSXg/9XQQgAxhe