Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1190
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

«Коллекционирование как технология развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

По оценкам всемирной организации здравоохранения, 19 миллионов детей в мире имеют нарушения зрения. Из них у 12 миллионов глазную патологию можно диагностировать и корректировать, так как причины связаны с аномалиями рефракции. В России по статистическим данным от 4 до 8 % дошкольников имеют нарушения зрения и с каждым годом число таких детей увеличивается.

Дети с нарушениями зрения- это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование детей с ОВЗ регламентируется федеральными законами «Об образовании» и Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования(ФГОС ДО) [1,2], которые ставят перед дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) задачу обеспечения равного доступа к личностно-ориентированному образованию.

У детей с нарушениями зрения имеется первичный дефект – нарушение зрения [3], который может привести к вторичным отклонениям (по Л.С. Выготскому «вторичный дефект»): нарушению зрительного восприятия, других психических функций, отклонению в познавательной, эмоциональной, личностной сфер. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений является фактор социальной депривации – лишение возможности полноценного общения с окружающим миром.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского [4], все психические процессы, присущие человеку, формируются в совместной деятельности ребёнка со взрослым. В совместной деятельности он способен выполнить те действия, которые сам лично на данном этапе развития выполнить не может («зона ближайшего развития»), что особенно актуально для развития детей с нарушениями зрения.

Таким образом, цель, которая стоит перед педагогами ДОУ – это полноценное личностно – ориентированное развитие детей с нарушениями зрения.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • развивать познавательный интерес, сенсорные эталоны, восприятие, внимание, мышление, речь;
  • обогащать чувственный опыт;
  • повышать компетентность воспитателя;
  • воспитывать личностные качества детей;
  • поощрять индивидуальность;
  • создать условия для улучшения взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников (далее по тексту «родители»).

Мною была выбрана технология коллекционирования для коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Применение данной технологии для работы с детьми с глазной патологией в научных журналах не освещалась. Но интерес к коллекционированию, с точки зрения применения на практике, есть, так, как данная технология делает образовательный процесс более вариативным, разнообразным..

Многие дошкольники мотивированы для сбора схожих вещей (от 57 до 68 %). В исследовании [5] было показано, что дети, склонные к коллекционированию, обладают лучшей организованностью, целеполаганию, а также способны к таким социальным взаимодействиям,как «жертвование» во имя положительного результата.

В процессе коллекционирования у детей развиваются познавательные способности: например, собрав образцы коры разных деревьев, ребёнок хочет о них узнать что-то новое, обращает внимание на кору других деревьев, отмечает их отличия, с каждой новой находкой обогащаются первоначальные представления по теме коллекции и об окружающем мире в целом.

В детском саду коллекции служат не только образцами, но и объектами, которыми можно манипулировать, – это даёт возможность познания ребёнком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств. Изучая экспонаты коллекции, дети могут исследовать его: рассмотреть, потрогать, услышать запах, звук, попробовать на вкус (если это возможно). О предмете коллекции создаётся более точный и полный образ,за счёт привлечения сохранных анализаторов (что особо важно при не достатке зрительного восприятия).

У детей, имеющих глазную патологию, в процессе коллекционирования развиваются восприятие, воображение, память, мышление и речь. Объекты коллекционирования надо не только рассмотреть, но и запомнить, в воображении представив его образ, сопровождая размышления в речи. Предметы коллекции могут использоваться в игровой деятельности и выступать в роли предметов-заместителей.

Ребёнку с нарушением зрения необходима точная информация, знания, источником которых может быть воспитатель. В процессе коллекционирования дети задают вопросы, вступают в беседу, проявляют любознательность и воспитателю необходимо самому быть компетентным, обладать научно обоснованными знаниями по теме коллекции, повышать свой уровень самообразования.

Экспонаты коллекции бережно хранятся детьми, дети учатся быть аккуратными. Рассказывая о своей коллекции и слушая других детей, в детях воспитывается доброжелательность, уважение к другим людям.

Коллекционирование позволяет ребёнку проявить индивидуальность – коллекционировать то, что ему интересно: машинки, ракушки, фантики и т.д. Делая выставку своей коллекции в группе, каждый ребёнок может рассказать о ней – быть носителем новых знаний для других детей, тем самым поднять свою личностную самооценку (что очень важно для детей с нарушениями зрения), свой статус в группе, тем самым создаются условия для эмоционального благополучия ребёнка. В исследовании [6] было выявлено, что коллекционирование придает уверенность ребенку.

В моей практике был случай, когда девочка (возраст 4 года) на протяжении нескольких месяцев не шла на контакт с воспитателями и редко общалась с детьми.Алиса (имя изменено) с мамой участвовали в мини - проекте «Моя коллекция». Во время презентации своей коллекции «Кошки» Алиса с удовольствием рассказывала о животных, о том, что они вместе с мамой собирали фигурки кошек,- ситуация успеха помогла ей раскрыться, преодолеть скованность, робость.

Коллекционирование в форме совместных проектов улучшает взаимопонимание между детьми, воспитателями и родителями (примечание: проект "Моя коллекция" прилагается в "Документах"). Родители с удовольствием включаются в процесс коллекционирования и становятся активными участниками проекта. Совместная деятельность сближает, положительно влияет на эмоциональную обстановку в группе.

Коллекционирование проходит через ряд этапов.

Первый этап – это возникновение идеи,интереса к какому-нибудь предмету, теме, «погружение в идею». На этом этапе очень много зависит от воспитателя, мало быть самому увлечённым, необходимо увлечь детей и родителей самой идеей коллекционирования, мотивировать их.

Второй этап – собственно само коллекционирование, поиск подходящих экспонатов, материалов, информации, оформление своей коллекции.

Третий этап – презентация своих коллекций детьми.Родители, презентуя коллекцию своей семьи, становятся непосредственными участниками образовательного процесса, дети с огромным удовольствием показывают свои коллекции своим друзьям, тем самым развивают социально – коммуникативные навыки.

Исходя из опыта своей работы, могу сделать вывод, что применение коллекционирования для полноценного личностно – ориентированного развития детей с нарушением зрения обладает новизной и практической ценностью.


Ссылки

[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

[2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

[3] Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999

[4] Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2006.

[5] McAlister A. R., Cornwell T. B., Cornain E. K. Collectible toys and decisions to share: I will gift you one to expand my set //British Journal of Developmental Psychology. – 2011. – Т. 29. – №. 1. – С. 1-17.

[6] Belk R. W., Wallendorf M., Sherry J. Collectors and collecting //NA-Advances in Consumer Research Volume 15. – 1988.

Подробная инструкция

Условия для реализации проекта:

Данный проект может быть реализован при следующих условиях:

Со стороны детей: определённый уровень развития познавательной деятельности, желание собирать интересные ему предметы.

Со стороны родителей: готовность к сотрудничеству с воспитателями в рамках реализации проекта, к совместной деятельности с детьми, уделить время на поиски экспонатов, оформление коллекции, изучению предметов коллекционирования и передать свои знания детям в доступной форме.

Со стороны воспитателей: готовность к изучению и внедрению современных инновационных технологий, в частности технологии коллекционирования (в рамках проектной деятельности). Желание собирать вместе с детьми коллекции для группы: экологические, литературные, ткани, бумаги и т.д.

Материальная среда: наличие в группе различных коллекций в привлекательной форме (красивые коробочки, баночки и т.д.), оборудования для исследования предметов коллекций (увеличительные стёкла, микроскоп (желательно)), контейнеры, мебель для хранения коллекций.

Условия реализации проекта не сложны в выполнении: всё, что касается детей, воспитателей, родителей – это мотивация. «Кто хочет <действовать>, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины» (Сократ). В начале проекта инициатором, идейным вдохновителем будет воспитатель, поэтому важно личностное отношение к коллекционированию, к проектной деятельности. В процессе реализации проекта необходимо поддерживать интерес, поощрять инициативу, положительный результат детей и родителей.

Выполнение условий по материальной среде доступны: коробочки, баночки, увеличительные стёкла, экспонаты коллекции материально доступны.













Ожидаемые результаты

Будут собраны и оформлены личные коллекции в соответствии с индивидуальными интересами ребёнка.

У детей будет формироваться интерес к коллекционированию, познавательные способности, будут развиваться восприятие, внимание, память, мышление, речь, сенсорные эталоны.

Ребёнок получит опыт сотрудничества со взрослыми в совместной деятельности.

Во время презентации своей коллекции ребёнок не будет конкурировать с другими детьми, а выступит в роли интересного собеседника, новатора, носителя новых знаний.

Дети лучше смогут определять свойства предметов:цвет, форму, материал, вес, запах. У детей будет развиваться зрительное восприятие, сохранные анализаторы.

Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей будет более разнообразной, за счёт внедрения технологии коллекционирования.

В группе будут сформированы доброжелательные отношения с родителями, улучшится взаимодействие с семьёй, установятся партнёрские отношения.

Воспитатели повысят свой уровень компетенции по технологии коллекционирования

Анализ результатов проекта и выводы

Несомненным плюсом коллекционирования является индивидуализация образовательного процесса: воспитатель предлагает идею в целом, а дети и родители тематику в зависимости от личных интересов. В данной совместной деятельности у ребёнка формируется высокая мотивация, а взрослый умело направляет в нужное русло: поисково - исследовательскую деятельность. Проект по коллекционированию позволяет обогатить образовательный процесс и сделать его более вариативным, разнообразным

Исходя из опыта работы можно сделать вывод: коллекционирование – недооценённая технология развития детей, в том числе детей с нарушениями зрения. Коллекционирование в форме совместных проектов улучшает взаимопонимание между детьми, воспитателями и родителями. Совместная деятельность сближает, положительно влияет на эмоциональную обстановку в группе. Технология коллекционирования найдёт свою целевую группу.