Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1531
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Частное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Глобус» (ЧОУ ДОД «Глобус»)

«ПРИНЯТО»

на педагогическом совете

ЧОУ ДОД «Глобус»

Протокол № __от _____________ 20__г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ЧОУ ДОД «Глобус»

______________Баширова Л.М.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

по ЛЕГО-конструированию

(в рамках программы «Мир вокруг нас).

Возраст обучающихся: 3-7 лет.

Срок реализации: 4 года.

Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования Курито

Александра Григорьевна

г. Казань

2016 г.

Введение

Одна из важнейших природных потребностей ребенка дошкольного возраста – конструирование, желание выразить себя и лучше узнать окружающий мир через создание моделей, механизмов, сооружений, сюжетных композиций. Наиболее эффективным образовательным решением, отвечающим запросам детей в конструировании, является продукт компании LEGO® Education.

LEGO® Education – мировая компания, которая более 30-ти лет работает с преподавателями и специалистами в области образования, чтобы совместно, используя игровой опыт продукта ЛЕГО, создавать решения и инструменты для обучения, делающие уроки веселыми и интересными, позволяющие успешно развивать творческие способности детей, внимательность, фантазию, активизировать мелкую моторику рук, уметь организовывать индивидуальную и совместную деятельность.

Работа по программе ЛЕГО-конструирование позволяет минимизировать проблемы адаптации и социализации детей в школе, так как игровые занятия с кирпичиками и фигурками ЛЕГО дают возможность переживать радость созидания, выражать себя, свое отношение к миру.

Пояснительная записка

Основная направленность данной программы - социально-педагогическая: ребенок осваивает новые знания и учится взаимодействию с педагогом и другими детьми, может проявлять и реализовать свои творческие способности.

Федеральные законы, на основании которых составляется программа

для школьного возраста:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году».
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
  • Устав Частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Глобус» от 01.06.2011 г. № 1.
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности предоставленная ЧОУДОД «Глобус» №3548 от 06.03.2012 г. и другими локальными актами учреждения
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)

Актуальность программы определяется тем, что обеспечивается высокая мотивация и увлеченность в обучении. В современном мире высоких технологий дети привыкают получать все необходимые результаты в мгновение ока. Именно поэтому креативный, основанный на практическом опыте и максимально приближенный к реальному миру подход к обучению – это лучший способ эффективно мотивировать детей 21-го века. С помощью кирпичиков и фигурок ЛЕГО дети создают конструкции, механизмы, композиции, дорабатывают и совершенствуют их, что пробуждает у детей естественное любопытство и желание исследовать, изобретать и вновь открывать для себя этот удивительный мир. В постоянно меняющемся мире важно научить детей не только алфавиту и таблице умножения, но и справляться с неожиданными, нестандартными задачами.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Кроме того, сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. LEGO-конструирование необходимо сделать процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.

Цель учебной программы ЛЕГО-конструирования – используя игровой опыт продукта ЛЕГО и развивая навыки конструирования, сформировать инженерное мышление у ребенка, дать знания об окружающем мире, его устройстве – мире живой и неживой природы, изобретениях человека, развить речевую культуру через создание ЛЕГО-историй.

Основные задачи:

Обучающие:

- обучать технологиям конструирования: выбору необходимых деталей, разработке моделей или сбору ее по инструкции;

- научить организовывать работу по сбору модели, обеспечивая себя необходимым количеством деталей, имея ограничения в рабочем пространстве и времени;

- научить самостоятельно создавать планы, схемы будущих построек;

- обучать самостоятельной конструкторской деятельности, экспериментированию, анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения назначения объектов;

- создавать чертежи объемных построек, изображая их в трех проекциях (вид сверху, спереди, сбоку, сзади);

- создавать совместные композиции историй (начало – продолжение - конец), уметь моделировать ситуации, разыгрывать их благоприятное разрешение;

- обучать связно пересказывать историю, воплощенную в конструкции, фантазировать.

Развивающие:

- развивать речевую культуру, обогащать словарный запас через описание или разъяснение своих работ;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;

- формировать инженерное мышление - стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

- прививать навыки самостоятельной работы, в группе, в парах, коллективного творчества;

- воспитывать бережное отношение к природе, творениям человека.

Группы формируются по возрасту: 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью 1 занятие по 30 минут. Количество детей, посещающих занятие – не более 6. Количество учебных часов в году в каждой возрастной группе –36 часов. Срок реализации дополнительной образовательной программы – 4 года.

Учебно-тематический план 1-го года обучения (3-4)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила поведения. Техника поведения. Знакомство с программой обучения. Демонстрация образцов, поделок.

0,5

0,5

1

2.

Диагностика

3

3

3.

Мой дом, моя семья

1

1

2

4.

В деревне и на ферме

1

3

4

5.

В лесу. Дикие животные

1

3

4

6.

Зима. Мастерская Деда Мороза.

1

3

4

7.

Профессии. ОБЖ

2

2

4

8.

Транспорт строительный и городской.

1

2

3

9.

Мамин праздник. Весна-красна

1

3

4

10.

Путешествие на ракете. Космос

1

1

2

11.

Времена года, суток

0,5

0,5

1

12.

На шести лапках. Насекомые

1

1

2

13.

Подводный мир

2

2

Итого

6

30

36

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов. Правила поведения. Знакомство с программой обучения. Демонстрация образцов.

2. Диагностика

Входная диагностика предполагает наблюдение педагога при выполнении детьми самостоятельной работы с целью выявления уровня умений и навыков, творческих способностей обучающихся. Полугодовая диагностика проводится по итогам полугодия с целью установления уровня усвоения тем программы в виде самостоятельной практической работы. Итоговая диагностика проходит в виде выставки детских работ.

3. Мой дом, моя семья

Теория: Знать механизмы установки основных деталей ЛЕГО, свободно их устанавливать на платформу или друг на друга (DUPLO), уметь определять степень родства (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), сравнивать по возрасту своих близких, описывать свой дом, родной город.

Практика: Воспроизведение в конструкциях своей комнаты, сооружений Казани, создание конструкций человека по образцу.

4. В деревне и на ферме

Теория: Знать названия основных деталей ЛЕГО, названия домашних животных, овощей и фруктов, уметь составлять рассказ из 3-4 предложений об осени и деревне, комментируя свою постройку.

Практика: уметь ставить кирпичики ЛЕГО DUPLO вдоль и поперек, строить заборчики и башни из 4-5 деталей, создавать небольшие сюжетные композиции, используя фигурки ЛЕГО и игрушки.

5. В лесу. Дикие животные

Теория: Закрепление знаний о диких животных, деревьях в лесу.

Практика: Уметь самостоятельно или частично самостоятельно строить сюжетную композицию, рассказывать небольшую описательную историю.

6. Зима. Мастерская Деда Мороза

Теория: Знать приметы времен года, хорошо ориентироваться в понятиях цвет и форма, считать до 4 (количество выступов на кирпичиках), оперировать понятиями первый, второй, третий, последний, посередине.

Практика: Уметь сооружать простейший вращательный механизм, использовать в работе ось, шестерни, втулку с рукояткой, создавать простейшую модель по образцу учителя.

7. Профессии. ОБЖ

Теория: Знание основных профессий, профессий своих родителей, правил поведения в общественных местах (безопасность).

Практика: уметь сооружать сюжетную композицию с использованием деталей ЛЕГО SISTEM, составлять небольшой рассказ о профессиях, о поведении на улицах города.

8. Транспорт строительный и городской

Теория: Знать основные виды транспорта, детали конструктора Первые механизмы, Строительные машины, их названия и предназначение.

Практика: Уметь строить простейшие машины по инструкциям или модели учителя.

9. Мамин праздник. Весна-красна

Теория: Знать приметы весны, название весенних цветов, направления в пространстве (углы, слева, справа, выше, ниже, дальше, ближе, середина).

Практика: Уметь устанавливать детали по устной просьбе учитель в определенном месте на платформе, создавать картинку-пейзаж (рисовать) с помощью кирпичиков и фигурок, самостоятельно находить и подбирать необходимые детали.

10. Путешествие на ракете. Космос

Теория: освоить понятия космос, Солнце, Луна, ракета, спутник, вращение.

Практика: уметь создавать первые постройки по своему проекту, используя детали конструктора ЛЕГО-космос, уметь чередовать детали по форме и цвету (2 цвета) с помощью учителя.

11. Времена года, суток

Теория: закрепить основные понятия о временах года, суток.

Практика: уметь создавать произвольную композицию, комментируя свои действия и используя детали ЛЕГО SISTEM.

12. На шести лапках. Насекомые

Теория: знать основных насекомых, их признаки, ориентироваться в деталях Первые механизмы.

Практика: создавать модели с движущимися частями по образцу учителя, играть с этими моделями.

13. Подводный мир

Теория: знать основных обитателей подводного мира.

Практика: уметь устанавливать самые мелкие детали ЛЕГО SISTEM, создавать композиции подводного мира, чередовать детали по цвету (2-3 цвета), устанавливать их с заданным интервалом.

Учебно-тематический план 2-го года обучения (4-5)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила поведения. Техника поведения. Знакомство с программой обучения. Демонстрация образцов, поделок.

0,5

0,5

1

2.

Диагностика

3

3

3.

Мой дом, моя семья

1

1

2

4.

В деревне и на ферме

1

3

4

5.

В лесу. Дикие животные

1

3

4

6.

Зима. Мастерская Деда Мороза.

1

3

4

7.

Профессии. ОБЖ

2

2

4

8.

Транспорт строительный и городской.

1

2

3

9.

Мамин праздник. Весна-красна

1

3

4

10.

Путешествие на ракете. Космос

1

1

2

11.

Времена года, суток

0,5

0,5

1

12.

На шести лапках. Насекомые

1

1

2

13.

Подводный мир

2

2

Итого

6

30

36

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов. Правила поведения. Знакомство с программой обучения. Демонстрация образцов.

2. Диагностика

Входная диагностика предполагает наблюдение педагога при выполнении детьми самостоятельной работы с целью выявления уровня умений и навыков, творческих способностей обучающихся. Полугодовая диагностика проводится по итогам полугодия с целью установления уровня усвоения тем программы в виде самостоятельной практической работы. Итоговая диагностика проходит в виде выставки детских работ.

Учебно-тематический план 3-го года обучения (5-6)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Правила поведения. Техника поведения. Знакомство с программой обучения. Демонстрация образцов, поделок.

0,5

0,5

1

2.

Времена года. Арт-занятия.

0,5

3,5

4

3.

Первые механизмы – карусель, машина, корабль, подъемный кран, катапульта, колодец, самолет, танк

2

6

8

4.

В мире животных – Африканское сафари, Путешествие в Антарктиду, Подводный мир, Насекомые

1

5

6

5.

Построй свою историю Спасение котенка, Приключение Снеговика, Заюшкина избушка, Путешествие облачка, Прогулка в парке, Путешествие лягушонка

6

6

6.

ЛЕГО-космос

1

3

4

7.

Мой город Казань

2

2

8.

Профессии. Куда уехал цирк? Где что купить?

1

1

2

9.

Диагностика

3

3

Итого

6

30

36

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов. Правила поведения. Знакомство с программой обучения. Демонстрация образцов.

2. Времена года. Арт-занятия.

Теория: Закрепление знаний о признаках времен года.

Практика: Построение композиций осени, лета, зимы, весны с использованием природных материалов, цветной бумаги, создание общих выставочных работ «Времена года».

3. Первые механизмы – карусель, машина, корабль, подъемный кран, катапульта, колодец, самолет, танк.

Теория: Закрепление знаний об устройстве рычага, оси, вращении, передаче зубчатой и червячной, изучение названий деталей механических устройств.

Практика: Конструирование механизмов – простых и сложных, работа с пошаговыми инструкциями, поиск необходимых деталей.

4. В мире животных – Африканское сафари, Путешествие в Антарктиду, Подводный мир, Насекомые.

Теория: Закрепление представлений о расселении животных на континентах, о влиянии климата на жизнь животного мира.

Практика: Создание моделей животных объемных (в 3d) по плоскому изображению (картинке), придумывание окружающей среды для созданных моделей.

5. Построй свою историю.

Теория: Сочинение устной истории по заданному началу (кульминация, конец), рассказ о своем герое, описание обстановки, в которую он попал.

Практика: Создание сюжетных конструкций с использованием ЛЕГО-фигурок – людей, животных, растений, деталей интерьера, платформ, создание интерьеров, картин природы, городских улиц, сказочных картин.

6. ЛЕГО-космос.

Теория: Изучение космических аппаратов и их предназначения, освоение основных знаний о Солнечной системе и вселенной.

Практика: Построение конструкций летательных аппаратов – спутника, ракетоносителя, челнока, космического телескопа, создание композиции «Ближе к звездам».

7. Мой город Казань.

Теория: Знакомство с историей города Казани, ее достопримечательностями.

Практика: Создание выставочной композиции Казанский кремль, строительство мечети и церкви.

8. Профессии. Куда уехал цирк? Где что купить?

Теория: Закрепление знаний об основных цирковых профессиях, о профессиях родителей.

Практика: Создание сюжетной работы – Цирк, Магазин, работа с фигурками ЛЕГО – людей, животных, продуктов.

9. Диагностика. Входная диагностика предполагает наблюдение педагога при выполнении детьми самостоятельной работы с целью выявления уровня умений и навыков, творческих способностей обучающихся. Полугодовая диагностика проводится по итогам полугодия с целью установления уровня усвоения тем программы в виде самостоятельной практической работы. Итоговая диагностика проходит в виде выставки детских работ.

Учебно-тематический план 4-го года обучения (6-7 лет)

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой обучения – новыми деталями набора «Физика и технология». Демонстрация образцов

0,5

0,5

1

2.

ЛЕГО-математика. Сложение, вычитание, сравнение, столбик, строка.

2

3

5

3.

Простые механизмы – трансформер, корабли, карусель, мельница, машина с установленным процессором, спиннинг.

2

6

8

4.

В мире животных – Африканское сафари (слон, носорог), Подводный мир (кит)

2

2

5.

Построй свою историю Летние каникулы, Зимняя сказка, Три подвига короля, Зимняя олимпиада, Необитаемая планета, Рисуем пейзаж, натюрморт, портрет

1

5

6

6.

ЛЕГО-космос

1

2

3

7.

Мой город Казань

1

1

2

8.

Первые конструкции. Мост, Эйфелева башня, башня Сююмбике, Пизанская башня

1

3

4

9.

Любимые праздники. Елка с механическими украшениями, Цветы для мамы

2

2

10.

Диагностика

3

3

Итого

6

30

36

Содержание программы

  • Вводное занятие.
  • ЛЕГО-математика. Сложение, вычитание, сравнение, столбик, строка.
  • Простые механизмы – трансформер, корабли, карусель, мельница, машина с установленным процессором, спиннинг.
  • В мире животных – Африканское сафари (слон, носорог), Подводный мир (кит).
  • Построй свою историю. Летние каникулы, Зимняя сказка, Три подвига короля, Зимняя олимпиада, Необитаемая планета, Рисуем пейзаж, натюрморт, портрет.
  • ЛЕГО-космос.
  • Мой город Казань.
  • Первые конструкции. Мост, Эйфелева башня, башня Сююмбике, Пизанская башня.
  • Любимые праздники. Елка с механическими украшениями, Цветы для мамы.
  • Диагностика

Теория: Повторение правил поведения в ЛЕГО-классе, ознакомление с основными направлениями продукта ЛЕГО.

Практика: Произвольная работа над конструкцией с деталями WeDo.

Теория: Повторение чисел до12, состава числа до 12, математических действий, знакомство с таблицей 3/3 (столбцы, строки).

Практика: Пишем цифры с помощью кирпичиков ЛЕГО, решение примеров на вычитание и умножение, определение ячейки клетки (игра Морской бой, Найди клетку).

Теория: Ознакомление с принципами работы рычага, шкивы, колес и осей, шестерен, терминами передача зубчатая и червячная, усилие, скорость, сила, расстояние, вращение, точка опоры, ось вращения.

Практика: построение механизмов, их испытание и доработка.

Теория: Ознакомление с млекопитающими морей и океанов, базовой классификацией животных, отличительными признаками рыб и животных.

Практика: выстраивание конструкции кита по изображению на плоскости, создание общей композиции Подводный мир.

Теория: Рассказывание истории учителем, краткий разбор истории (начало, продолжение, конец), обучение составлению описательного рассказа по вопросам педагога, сказки с заданным началом, началом и продолжением, словарная работа, формирование навыков связной речи.

Практика: Конструирование сюжетных композиций и рассказывание своих историй, событий, сказок.

Теория: Повторение основных видов космических аппаратов, их устройства и предназначения, сведений об устройстве вселенной и месте в ней планеты Земля.

Практика: Строительство моделей космических аппаратов, их доработка, испытания, создание летательных аппаратов будущего.

Теория: Ознакомление с основными памятниками архитектуры и историей Казани.

Практика: Строительство аквапарка, Петропавловского собора и стен Кремля по фотографиям.

Теория: Ознакомление с памятниками архитектуры Европы, их историей.

Практика: Строительство знаменитых башен мира по фотографиям,

Теория: Закрепление знаний о временах года, о праздниках, правилах этикета (какие подарки дарить на праздники).

Практика: Создание моделей с воплощением собственных идей, праздничного интерьера.

Входная диагностика предполагает наблюдение педагога при выполнении детьми самостоятельной работы с целью выявления уровня умений и навыков, творческих способностей обучающихся. Полугодовая диагностика проводится по итогам полугодия с целью установления уровня усвоения тем программы в виде самостоятельной практической работы. Итоговая диагностика проходит в виде выставки детских работ.

В результате обучения учащийся должен знать:

  • правила безопасности труда, организации рабочего места;
  • основные сведения о деталях ЛЕГО, их названия, предназначение;
  • определять по инструкции (узнавать), какие детали понадобятся для создания данного учителем задания:
  • сочетаемость между собой деталей, соединение их по определенным законам механики;
  • пространственные отношения в тематических композициях: устанавливать детали, строить сооружения в соответствии с их размерами и положением в пространстве, исходя из реальной жизни: выше – ниже, дальше – ближе, глубже – мельче, больше – меньше, уже – шире;
  • общие сведения об устройстве и работе шестерен, шкивов, червячных устройствах, рычагов, их применении в повседневной жизни;
  • порядок проведения простого технического контроля механизмов;
  • общие сведения о компании LEGO® Education;
  • устройство основных механизмов, встречающихся в повседневной жизни;
  • значение терминов из словаря ЛЕГО Первые механизмы, Технология и физика;
  • общие сведения о правилах построения истории: начало, герои, событие (что случилось?), конец.

В результате обучения учащийся должен уметь:

  • организовать своё рабочее место;
  • выбирать нужный инструментарий для выполнения поставленной задачи (самостоятельно находить детали, обозначенные в инструкциях, подбирать блоки в определенным количеством выступов, сравнивать детали по размеру и форме);
  • анализировать и передавать в работе порядок взаимодействия и установки деталей в соответствии с образцом;
  • создавать свои модели с инструментарием ЛЕГО;
  • дорабатывать, модифицировать свои конструкции;
  • наблюдать и проводить эксперименты, используя в работе зубчатые колеса, шкивы, оси, колеса на осях, парные колеса;
  • создавать небольшие истории с героями по определенным темам, конструируя и демонстрируя их, придумывать начало, продолжение или конец истории;
  • использовать новые слова, вводимые на уроке, комментировать свою работу (блок с отверстиями, ось, шестерня, балка, вал, платформы, цилиндр, конус, виды транспорта, пилот, название профессий, материков, животных, городских учреждений – театр, цирк, аэропорт и т.д.);
  • оперировать понятиями сила, равновесие, устойчивость, плавучесть, стабильность, сила трения, скорость, вес, крутой, пологий, и соотносить работу созданных механизмов с этими понятиями;
  • соотносить возможности деталей ЛЕГО в создании конструкции по рисунку или фотографии, не имея пошаговой инструкции, проявлять креативность, находчивость, самостоятельность, вариативность мышления;
  • создавать объемные модели, имея ограничения в использовании схем (только вид сбоку или сверху);
  • создавать плоские схемы по объемной модели в разных ракурсах, чувствовать масштаб и соотносить размеры деталей;
  • определять этапы будущей постройки, анализировать ее, конструировать по замыслу;
  • вести совместную работу при поиске решения задач.

Условия реализации программы

Данная программа реализуется в учебном кабинете, оборудованном для занятий ЛЕГО, где имеется классная доска, столы с 4-мя рабочими полями для ЛЕГО и стулья для обучающихся и педагога, стеллажи для хранения боксов с деталями по тематикам, ниша для организации экспозиций. Для обучения дошкольников и младших школьников имеются образцы, изготовленные педагогом и обучающимися прошлых лет по всем темам программы. Для занятий также предусмотрены картинки-инструкции для индивидуальной работы и наглядный материал – картинки по темам об окружающем мире (животные, машины и т.д.)

Методическое обеспечение

Программа по ЛЕГО-конструированию и образовательные решения LEGO®Education позволяют вести обучение детей в игре, как самостоятельной, произвольной, так и заданной (по правилам) педагогом. Основными видами деятельности являются наглядный, когда ребенок видит готовый образец выполненного задания, карточки – инструкции, фотографии и картинки, иллюстрирующие готовую работу, практический, так как основной вид деятельности – работа с конструктором, и словесный, когда учитель комментирует работу ребенка и дополняет новыми сведениями.

Структура занятия предполагает 4 этапа:

- объяснения учителя, показ готового образца;

- непосредственная работа детей над конструктором;

- анализ, обсуждение, обмен опытом, взаимопомощь, доработка конструкций;

- игра с созданными моделями.

При отработке определенных тем (животные, машины, космос и т.д.) создается определенная атмосфера погружения за счет разнообразного иллюстративного материала, ЛЕГО-игрушек, мотивирующих детей к созданию более совершенных моделей.

После освоения основного оборудования ЛЕГО и навыков конструирования дети создают выставочные экспозиции, где отдельные работы детей согласуются с общей концепцией коллективной работы.

Материально-техническое обеспечение

Кабинет оборудован столами, стульями, общим освещением, наглядными пособиями, дидактическим материалом по темам, образцами изделий.

Дидактический материал: модели-образцы, тематические карточки, индивидуальные листы с заданиями, оборудование LEGO Education – конструкторы «Первые механизмы», «Первые конструкции», «Простые механизмы», «Космос и аэродром», «Городской транспорт», «Построй свою историю», «ЛЕГО Кафе», «Мой город», «Строительные машины», «Технология и физика», карточки-модели «ЛЕГО-человек», «ЛЕГО-животные», «Машины», «Летательные аппараты», «Магазин», «Первые конструкции», «Первые механизмы», «Простые механизмы».

Список литературы

  • Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова.-Всерос.уч.-метод.центр образов. Робототехники.-М.:Изд.-полиграф.центр «маска».-2013.-100с.
  • Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
  • Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pd Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http: // detsad139.ru /doc/pr _ robototechnika. pdf).
  • Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.-144 с.
  • http://14.pedsovet.org/ 14-й Всероссийский интернет-педсовет.
  • http://raor.ru/training/umcor/kurs/ Российская ассоциация образовательной робототехники.
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/progra... Программа факультативного курса.
  • http://andrewrogov.ts6.ru/data/Lego210.pdf Календарно-тематическое планирование кружка.
  • http://education.Lego.com официальный сайт Lego.
  • http://www.bogart.ru/files/_default/school_furnitu... все наборы Lego.
  • http://www.exoforce.ru каталог товаров Lego.
  • http://www.intekom.ru/index.html современные решения для бизнеса и образование.

Диагностические материалы

Показатели развития по ЛЕГО-конструированию детей дошкольного возраста.

Используемые диагностические методы и методики:

- Знание названий всех деталей конструкторов LEGO.

- Умение построить конструкцию по образцу и схеме.

- Умение построить конструкцию по инструкции педагога.

- Правильное размещение элементов конструкции относительно друг друга.

- Самостоятельность в разработке замысла в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения).

- Умение рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования.

- Самостоятельность в выполнении задания.

- Умение оформить, обыграть постройку или конструкцию.

- Устойчивость творческого замысла.

- Конструирование более сложных построек.

- Ребенок работает в команде.

- Использует предметы-заместители.

- Работа над проектами.

Уровневые показатели:

высокий;

средний;

низкий.

Количественные показатели:

Высокий уровневый показатель от 5,0 до 8,0 баллов;

Средний уровень - от 2,0 - 5,0 баллов;

Низкий уровень - от 0 - 2,0 баллов.

Оценка результатов:

1,0 – умение ярко выражено;

0,5 – ребёнком допускаются ошибки;

0 – умение не проявляется вообще.

Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / -М.: Сфера, 2012.-144 с.





Подробная инструкция

Основной целью программы является воспитание человека, способного "знать, действовать и творить"(Коменский).

Обучение осуществляется через поисково-познавательную деятельность. Если на занятиях ставится проблема, то можно говорить об эвристическом методе обучения. Отсутствие рабочих тетрадей, классно-урочной формы работы с детьми, прямой установки на обучение позволяет получать знания опытным путем. Ребенок, используя инструментарий LEGO Education, погружается, как ученый, в лабораторную работу. Поиск, эксперимент, наблюдения, прогнозы, планирование, анализ ошибок позволяет максимально приблизить обучение к практической деятельности, реальной жизни. Каждый ребенок работает в своем темпе. Задания вариативны. Кто-то строит двухуровневую башню, кто-то трехуровневую. Допускается, что к моменту подведения итогов ребенок может остаться без собранной модели. Но он наблюдал, пытался что-то сделать, выстраивал отношения с детьми, может быть, даже через негативный опыт. Педагог может предложить ребенку поиграть с готовой моделью, если он имеет ограниченные возможности или какие-либо психологические особенности. Предметная деятельность в течение всего урока и попутные вопросы и комментарии учителя на заданную тему создают особую доверительную атмосферу на занятии. Инициатива – у ребенка. Активную позицию дошкольник занимает и в речевой деятельности. Исключение хоровых ответов, доминирующего голоса педагога, возможность двигаться по разным траекториям, задания разного уровня, проблемные ситуации (Как перевезти тяжелый груз? Как попасть на остров? Как исправить конструкцию, чтобы никто не пострадал? и т. д.), командные проекты и события делают возможным проявлять инициативу и индивидуальность ребенку.

Главный предмет обсуждения с родителями – неадекватные (завышенные) ожидания взрослых от занятий любого направления, нацеленность родителей на получение только предметных знаний и некомпетентность в вопросах об особенностях психического развития ребенка. Поэтому каждый финал урока – это посещение родителями учебного кабинета, когда дети с огромным интересом демонстрируют собранные конструкции. Взрослые «заражаются» энтузиазмом детей и становятся в какой-то степени участниками или наблюдателями образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет предоставить фото-отчет о каждом уроке с описанием предметных и метапредметных задач занятия для родителей. Это во многом образовывает их. Приходит понимание, что многие психические, речевые навыки развиваются не сами по себе, а являются результатом определенных грамотных действий педагогов.

Каждые три месяца составляется информационная карта на ребенка, где отслеживается динамика развития определенных навыков в разных дисциплинах. В целом результатом такого взаимодействия ребенка, родителя и педагога является активное вовлечение всех трех сторон в образовательный процесс, доверительный, конструктивный настрой на совместную работу.


Ожидаемые результаты

В результате двух-, трех-, четырехлетнего обучения в рамках программы у ребенка формируются навыки конструкторской деятельности. Он читает пошаговые инструкции, собирает по ним модели, самостоятельно организует свое рабочее место и обеспечивает себя нужным инструментарием. Формируется инженерное мышление - дети планируют работу, прогнозируют ее результаты, самостоятельно дорабатывают конструкции и проводят испытания. На занятии ребенок может самостоятельно поставить для себя задачу и выполнить ее. Дети могут сами придумывать игры с созданными моделями, правила , если это совместная игра. Ребенок овладевает навыками связной речи и способен сочинить целую историю (новое направление - Построй свою историю), предварительно сконструировав ее с помощью деталей Лего. В то же время дети организованны, знают правила поведения и не вторгаются в чужое личное пространство. Формируется команда, где каждый участник значим.

Анализ результатов проекта и выводы

В результате продвижения программы в течение двух с половиной лет можно заявлять, что данный подход в обучении детей конструированию, взаимодействию и активной позиции в деятельности вообще в целом успешен. Использование образовательного продукта LEGO Education позволяет изучать окружающий мир в практической деятельности, главное преимущество которой - высокая мотивация, высокая степень включенности в учебный процесс. Большинство из учеников достаточно быстро раскрылись в конструкторской деятельности, в игре, в общении в форме беседы по заданным темам. Развивается наблюдательность, любознательность, самостоятельность в обучении. Степень обучаемости на Лего-уроках достаточно высокая: в течение двух-трех месяцев отрабатываются основные типы установки деталей, появляется способность реализовывать свои замыслы, активизируется интерес к различным сферам жизни, деятельности человека.