Наверх

Проекты победителей

Заявка № 190
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Актуальность. Качество воспитательно-образовательного процесса в ДОО зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическим коллективом ДОО, но и в значительной мере от профессиональной компетентности кадров, реализующих эти цели на практике. Поэтому уровень методической работы, её эффективность во многом определяют профессиональную готовность кадров к реализации образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одной из задач ДОО является организация научно-методической работы, в т. ч. организация и проведение научных и методических конференций, семинаров.

Также, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает ряд требований:

  • к структуре образовательной программы и ее объему;
  • условиям реализации образовательной программы (включающие требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим условиям и развивающей предметно-пространственной среде);
  • результатам освоения образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Реализация данных требований предполагает принятие администрацией ДОО оперативных решений, направленных на совершенствование образовательного процесса, анализ деятельности педагогов по созданию условий комфортного пребывания детей в группе и развитию личности каждого ребенка, выявление несоответствий между практикой и современными требованиями, которые задаются нормативными правовыми актами. При этом важно не только выявить проблемы, но и подсказать педагогическому коллективу методы и приемы эффективной организации образовательной деятельности, пути повышения качества образования.

В процессе изучения профессионального уровня педагогов нашего детского сада, их способности к профессиональному совершенствованию, методами тестирования и анкетирования (заполнение диагностической карты успешности педагога и информационной карты о работе воспитателя), было выявлено, что воспитатели испытывают трудности в овладении новыми технологиями, по проектной деятельности. Только 20% педагогов в совершенстве владели техникой утреннего сбора, 35% педагогов владели информацией об образовательных событиях, а разрабатывали и реализовывали их в образовательной деятельности только 30% педагогов. Педагоги отмечали трудности в установлении личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, при установлении доброжелательных отношений с родителями. Вследствие этого, наблюдалась пассивность воспитателей, их недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах, отсутствие заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Поэтому методическое сопровождение образовательного процесса в нашем детском саду выстроилась в виде Программы семинаров - практикумов для повышения профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (далее - Программа).

Цель данной программы: обеспечение качества дошкольного образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов.

Задачи программы:

  • Создать инновационное образовательное пространство, обеспечивающее условия для приобретения новых профессиональных компетенций педагогами.
  • Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов посредством погружения их в активную практико-ориентированную деятельность.
  • Сформировать профессиональное сообщество педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал.

Методическая работа в ДОО призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.

В современных условиях меняются подходы к организации методической работы в ДОО. Формы методической работы направлены, прежде всего, на вовлечение педагогов в разработку и внедрение значимых и актуальных современных технологий работы с детьми дошкольного возраста, а также на повышение профессиональных знаний и умений воспитателей, обобщение и внедрение лучшего педагогического опыта.

При реализации данной программы, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы: семинары-практикумы, мастер - классы, творческие микрогруппы, деловые игры, "мозговой штурм" и др.).

Подробная инструкция

Программа семинаров – практикумов, для повышения профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, имеет следующую структуру: пояснительная записка, план семинаров - практикумов, методические разработки семинаров - практикумов для педагогического сообщества.

Семинар-практикум– одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Основные этапы организации семинара – практикума:

  • Определение и формулировка темы семинара – практикума.
  • Определение целей и задач семинара – практикума.
  • Разработка конспекта семинара –практикума.
  • Планирование необходимого оборудования (видео, проектор, лазерная указка и т.д.) и оформление зала.

Основные этапы проведения семинара - практикума:

1. Настрой на работу.

2. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Рефлексия, подведение итогов.

Семинар-практикум должен начинаться с настроя на работу, поэтому вначале воспитателям предлагается тренинговое упражнение, с целью настроить участников на позитивное восприятие, установить доверительные взаимоотношения.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Завершается семинар-практикум рефлексией. Рефлексия проводится с целью развития рефлексивных способностей, мотивации, осмысления опыта, структурирования знаний.

Ожидаемые результаты
  1. Совершенствование инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОО.
  2. Повышение качества организации методической работы в ДОО (переход на инновационную модель методической работы).
  3. Позитивное изменение профессиональной компетентности педагогов ДОО, повышение творческой активности педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.
  4. Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на различных уровнях.
  5. Организация и проведение различных образовательных событий педагогами для формирования всесторонне развитой личности дошкольников.
  6. Эффективное проведение педагогами утренних сборов, с целью создания атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми.
  7. Сформированность у педагогов творческого подхода к подготовке и проведению родительских собраний.
  8. Овладение и применение педагогами технологий проектирования.
Анализ результатов проекта и выводы

Педагоги активно применяют полученные знания на практике, в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ "Детский сад №89 "Журавлёнок" г. Улан-Удэ".

Знания полученные на семинаре – практикуме «Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» помогли педагогам организовать и провести различные образовательные события на высоком профессиональном уровне, такие как: «Здравствуй, детский сад», «Золотая Осень», «Очень маму я люблю», «День добра и уважения» с приглашением ветеранов детского сада, квест – игра «Мой любимый город Улан-Удэ».

Ориентируясь на знаниях, полученных на семинаре – практикуме «Особенности организации утреннего сбора в условиях реализации ООП», все педагоги творчески подходят к организации и проведению утреннего сбора. Педагоги Цыбикова Л.Ц., Филиппова А.П. участвовали в Межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование ХХI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество», посвященного 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, с мастер-классом по организации и проведению утреннего сбора в условиях билингвальной среды на тему «Мои друзья».

Педагогический коллектив активно сотрудничает с семьями воспитанников, используя в работе знания и компетенции, полученные на семинаре – практикуме «Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания». В форме конференции было проведено общесадовское родительское собрание на тему «Реализация развивающей образовательной программы на основе технологий проектирования в условиях билингвальной (трилингвальной) образовательной среды». Были разработаны и проведены совместные творческие проекты педагогов с родителями такие как: «Минии уг гарбал – моя родословная», «Ярмарка «Дары осени», «Дизайн – парад царицы Осени», «Парад шляп», «Костюмы народов мира», «Лучшее оформление групп, участков к Новому Году», игра – путешествие «Одни день из жизни ребенка».

С удовольствием дети принимают участие в проектной деятельности, организуемой педагогами. Так воспитатель подготовительной группы Казанцева Е.В. организовала и реализует экологический проект «Мой зеленый друг», воспитатель средней группы Торшонова М.А. реализовывает научно – исследовательский проект «Загадочная капелька», воспитатель старшей группы Раднаева В.В. организовала и реализует экологический проект «Зеленая лаборатория», воспитатель старшей группы Доржиева Г.Э. реализовывает познавательно исследовательский проект «Откуда родом одежда?». Инструктор по плаванию Оленцевич Н.Н. реализовывает здоровьесберегающий проект "Аквааэробика" для детей старших групп, направленный на профилактику заболеваний. Здоровьсберегающий проект для профилактики плоскостопия "Чудесные дорожки" реализовывает Гармаева Л.Э., воспитатель младшей группы. Очень интересные проекты были организованы с участием родителей: «Мои любимые сказки», «Поможем зимующим птицам» и т.д. А также, к новому году воспитанники старших и подготовительных групп окунулись в новогоднюю атмосферу утренников по мотивам сказки «Золушка», где у каждого воспитанника была своя роль, в рамках проекта «Театрализованное представление в детском саду» - авторы музыкальные руководители Ерютина С.В., Иванова А.А.

Таким образом, проводимые нами семинары – практикумы дают ощутимые результаты. Это подтверждается качеством и содержанием образования в детском саду, которое обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. А также педагогами обеспечивается систематическая и целенаправленная поддержка различных форм детской активности и инициативы.

Видео-интервью