Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1988
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель проекта:

Поддержка познавательной инициативы и активности детей в процессе изучения науки «Астрономия».

Задачи проекта:

1. Развивать интерес дошкольников к науке «Астрономия», удовлетворять детскую любознательность, с помощью дидактических пособий В.В. Воскобовича.

2. Познакомить детей с миром звезд, разнообразием созвездий;

3. Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, воображению, фантазии, коммуникативным навыкам.

Методы: объяснения, показ, беседа, исследование, игровые приёмы, самостоятельная и совместная деятельность

Гипотеза:

Предположим, что астрономия, а именно изучение мира звезд и созвездий – это наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников кнеизведанному для них миру? Мы считаем, что азы науки астрономия могут являться источником познания и умственного развития дошкольников.

Объект:

* познавательное развитие детей дошкольного возраста

Предмет:

* игровая деятельность как средство развития познавательной активности в изучении науки «Астрономия»

Подробная инструкция

Этапы реализации:

1. На первом этапе для проведения выявления аналитико-диагностического уровня познавательной активности используется наблюдение.

Наблюдение, как метод сбора научной информации позволяет систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты данного исследования. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные подтверждаются при выявлении результатов в конце проекта. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие критерии (по Айдашеву Г. А.):

(используется метод наблюдения)

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);

- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

2 этап работы – подготовительный

Работа над проектом началась с создания развивающей среды. В 2016 году в группе был создан макет созвездий «Небесные рисунки».

Функции макета: макет «Небесные рисунки» создан для формирования у детей представлений о созвездиях.

Данное пособие позволяет ребенку найти созвездие, определить количество звезд в структуре созвездия и место их расположения. Для тренировки памяти ребенок повторяет звездный рисунок и воспроизводит его. Дальнейшая работа с данным пособием предполагает определение даты наилучшей видимости созвездия на ночном небе.

Учитывая ограниченное количество детей при работе с данным пособием мы разработали индивидуальные планшеты «Звездный ряд» способствующее развитию мелкой моторики, способность анализировать свои действия, тренировать память, внимание, логику. Способствует развитию речи.

Дополнением к предыдущему пособию служит пособие «Построй созвездие». Где с помощью липких звезд дети воспроизводят на память звездный рисунок.

Реализация данного проекта предполагает разные виды деятельности: игра с правилами, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование, двигательная. Пособие «Небесные рисунки» предназначены для двигательной активности детей в игре с правилами.

Для использования авторских пособий В.В. Воскобовича мы разработали карты-схемы, с помощью которых ребенок может закрепить полученные знания и сконструировать звездных жителей (Чудо-крестики 1, Чудо-крестики 2, Чудо-соты 1, Чудо соты 2). Ребенок так же по предложенным схемам ребенок может построить созвездие с помощью игры «Геоконт «Малыш».

Практическое применение данных пособий при реализации проекта «Небесные рисунки». Основная идея нашего проекта - это реализация игровой технологии, в основу которой положена технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

3. На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к изучению созвездий, организуется совместная деятельность воспитателя и ребенка (Приложение № 1). В ходе реализации проекта, параллельно родителями совместно с детьми создавали книгу сказок «Небесные рисунки», которую презентовали на родительском собрании.

Ожидаемые результаты

Положительные результаты проекта мы можем констатировать следующих фактах:

1.Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к созвездиям.

2.Интересуются миром звезд, формулируют вопросы и ищут на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми и другими детьми);

3.Высказывают собственную точку зрения, способны обобщать полученный материал;

4.Испытывают чувство успешности, удовлетворённости своими результатами.

5.Способны применять дидактические пособия В.В. Воскобовича в совместной и самостоятельной деятельности, используя тематику изучаемого материала.

Анализ результатов проекта и выводы

По результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Азы астрономии – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Видео-интервью