Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2807
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель:

Обогащение игротеки к программе «Я в Сарапуле живу» через внедрение в образовательный процесс ДОУ оригинального многофункционального игрового комплекса «Мой Сарапул – город детства» на муниципальном содержании.

Методическая задача:

Интегрировать региональный компонент в базовую программу через внедрение и использование оригинальных наглядно-дидактических игровых пособий на муниципальном содержании в образовательном процессе ДОУ.

Дидактические задачи:

1. Привлекать всех участников образовательного процесса к созданию игр и игрушек по теме «Мой родной Сарапул в прошлом, настоящем и будущем».

2. Создать условия для отражения детьми представлений о родном городе в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности.

3. Способствовать формированию чувства привязанности и любви к родному городу.

Методы и приёмы организации образовательной деятельности воспитателем

  • Организация экскурсий - наблюдений в социо-культурном и природном городском окружении.
  • Чтение и беседы по книгам серии «Сарапульское детство» и «Город – дорог».
  • Просмотр презентаций, видео и рассматривание иллюстраций.
  • Моделирование в играх совместно с детьми и родителями пространства города (пазлы, макеты, карты, планы).
  • Игры с пособиями на муниципальном содержании.
  • Игры – макеты.
  • Наблюдение и создание условий для развития игры.

Создание банка пособий на муниципальном содержании. Игровые пособия с описанием:

  • «Камская рыбалка» - игра с магнитом.
  • «Навигация на Каме» - игра на макетной основе.
  • «Пожарная каланча» - дозорный на каланче и её функции.
  • Старинные улицы Сарапула (парные таблички с историческими и современными названиями).
  • Лото «История цивилизации в Сарапуле».
  • «Путешествие по карте».
  • Путешествуем всей семьей по родному городу.
  • «Четвёртый лишний» - игры на систематизацию знаний о родном городе.
  • Настольно-печатная игра «Гусёк» (Как Наденька Дурова сбежала из дома).
  • Городской лабиринт. Игра «Гусёк» с кубиком.
  • Пазлы «Дом с фамилией».
  • «Курная изба» - игра на макетной основе.
  • Лото «Знатоки города Сарапула».
  • Маленький фито-дизайнер «Цветущий Сарапул»:

коробки-макеты «В парке на Даче Башенина», «Сквер на Красной площади», «Наш любимый детский сад», «Автомобильный перекрёсток – площадь 200-летия Сарапула».

Методы взаимодействия с родителями

  • Участие в подготовке экскурсий. Обеспечение безопасности детей.
  • Семейные экскурсии по городу.
  • Семейное чтение литературной серии «Сарапульское детство».
  • Рассматривание семейных альбомов и реликвий. Беседы о них.
  • Семейные исследования истории семьи в городе.
  • Макетирование «Мой дом», «Наш двор», «Наша улица» и т.п. Наблюдения детской игры в семье и поддержка ребёнка в пополнении игрового оборудования.

Методы работы с детьми

  • Прогулки, экскурсии и походы в социальном и природном городском окружении.
  • Чтение и слушание книг о Сарапуле.
  • Опыты и экспериментирование.
  • Коллекционирование.
  • Путешествие по «Реке времени».
  • Путешествие по карте города Сарапула.
  • ЛЭПБУК – «Мой Сарапул – город детства».
  • Детский дизайн - создание и декорирование макетов, подбор и создание предметов для обыгрывания.
  • Игры на макетной основе совместно с воспитателем.
  • Самостоятельные и совместные режиссёрские игры детей.

Подробная инструкция

Общепризнано мнение, что игра - приоритетный вид детской самостоятельной деятельности. При всех изменениях в дошкольном образовании, колебаниях между крайностями свободного и жёсткого образовательного процесса игра остается неотъемлемой его частью.

Дидактические игры реализуют две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Например, взрослый ставит цель - закрепление знаний о родном городе (домашний адрес, знание правил движения по улицам и т.п.). При этом он может использовать приёмы прямого повторения и заучивания, но это будет похоже на школьный урок и не всегда интересно дошкольнику. А когда эта же задача становится игровой, то ребёнок может действовать по своему желанию в игровой ситуации, постоянно активизируя собственный опыт, сохраняя при этом желание и интерес.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально- положительного отношения ребёнка к заданию. В ней игровая и дидактическая задачи дополняют друг друга и обеспечивают усвоение знаний.

В детском саду в ходе внедрения программы создаётся и постоянно пополняется игротека на муниципальном содержании. В пазлах, макетах, карточках-лото, на игровом поле дети находят, выкладывают, рассматривают фотографии знакомых домов и улиц, карты и схемы города и микрорайонов, фотографии известных горожан и исторических памятников.

Первоначально игры детей поддерживаются и стимулируются воспитателем, постепенно дети накапливают самостоятельный игровой опыт и могут развернуть игру по собственной инициативе без участия взрослых.

Конечно, разница есть, когда дети играют одни и когда – с воспитателем. В играх с воспитателем ярче выражен дидактический компонент, когда воспитатель специально активизирует словарь детей, названия улиц, площадей, дает дополнительную историческую информацию. В играх детей преобладает эмоциональный и игровой компонент. Им очень нравится современный яркий, красивый вид самого пособия и оборудования и возможность без регламента разворачивать игровые действия. Благодаря этим игрушкам обучение и воспитание лишено назидательности – «дети играют и, играя, – разумеют».

В этих играх используются традиционные для детской субкультуры игровые схемы. В них отражается информация о поселении, которое принято называть малой родиной. Каждая игра должна вызывать у ребёнка игровой интерес и желание возвращаться к игровому содержанию.

Методика создания игровых пособий

Работа с игровыми пособиями «Мой Сарапул – город детства» опирается на впечатления детей от прогулок, походов и экскурсий по городу, рассматривания иллюстраций, чтения и слушания художественной литературы. В ней активизируются продуктивная, исследовательская и игровая деятельность детей. Пособие не в готовом виде попадает в группу, как новые игрушки, а постепенно, на глазах у детей и вместе с ними создаётся, пополняется, оформляется и превращается в игру. Например, игра по теме «Перекрёсток». (За основу взята модель самого напряжённого перекрёстка в городе площади 200-летия Сарапула).

Воспитателем раскладывается «Поле». На нём обозначены основные транспортные магистрали, участок кольцевого движения, пешеходные переходы в соответствии с картой города. В центре площади и вдоль улиц обозначены газоны, которые в реальной жизни города каждое лето превращаются в цветники.

Это «поле» создавалось воспитателем вместе с детьми на основе соответствующего участка карты города. Макет стелы в центре площади сделан взрослыми по просьбе детей. Зелёные газоны декорируются элементами объемной аппликации в форме цветочных клумб.

Пока девочки с воспитателем фантазируют и украшают газоны, мальчики начинают искать подходящие по размеру машинки,

Другой вариант игрового пособия – «Прогулки в парке на Даче купца Башенина».

Игровое поле - реальный план сквера - помещается в коробку с откидной крышкой. Перед игрой крышка коробки фиксируется как задник и на ней размещается художественно выполненная фотография фасада Дачи купца Башенина.

Дальше в коробке можно украшать и благоустраивать сквер, а можно развернуть сюжеты по теме «Семейный досуг сарапульцев». Ещё возможен вариант – игра по впечатлениям от сезонных экскурсий-прогулок в Музейном парке. «Весенние тюльпаны на клумбах», «Фонтан и летние цветники», «Кленовое золото осени», «Снежная сказка зимнего парка» провоцируют детей на богатое и разнообразное декорирование игрового поля. Дети начинают придумывать, какое для этого необходимо игровое оборудование.

В совместной деятельности с воспитателем изготавливаются цветы и растения в технике оригами и объемной аппликации и собираются мелкие игрушки для паркового оборудования – скамейки, светильники, качалки, фонтан и т.д. Вот теперь детей не удержать – начинается игра.

Абсолютно универсальным вариантом для ДОУ может стать игра «Наш детский сад». Игровое поле представляет собой план-карту территории ДОУ с разметкой прогулочных участков, спортивной площадки, городка ПДД, тротуаров, газонов, клумб и т.д. Для игры готовятся макет-здание, мелкое игровое оборудование типа: игровые постройки, растения, светильники и т.д.

В комплект обязательно должны входить игрушки для обыгрывания (человечки, животные, мини-транспорт по типу игрушек из киндер-сюрпризов или LEGO).

Возникают неограниченные возможности вариативного использования данного игрового комплекса. Игрушка становится центром в индивидуальных и подгрупповых играх режиссёрского и театрализованного характера на основе исторических сюжетов и личного опыта. Результат продуктивной деятельности детей превращается в наглядность, которая сопровождает чтение и рассказы воспитателя. Знания о родном городе становятся объектом коллективного детского творчества, как продуктивного, так и игрового.

Игра «Как на Каме на реке» может иллюстрировать региональное содержание для всех городов, которые расположены на крупных судоходных реках России.

Описание игры-макета «Как на Каме на реке»

Макет выполнен на базе объединения «Судомодельный» «ЦДЮТТ» (центр детско- юношеского технического творчества) под руководством С. А. Емченко.

Разборный макет игры «Как на Каме на реке» предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель игры:

Расширение представлений о сарапульском участке реки Камы и о судоходстве на реке.

Дидактические задачи:

1.Вызвать интерес к судоходству по Каме (суда, пристани и т.д.);

2.Расширить представления о разнообразии водного транспорта;

3.Упражнять в ориентировке на плане, карте и схеме сарапульского участка реки Камы.

Оборудование макета:

  • Карта сарапульского участка реки Кама.
  • Шесть фрагментов игрового поля.
  • Суда (сухогруз, буксир-толкач, паром, катер, пассажирский пароход, баржа, наливной танкер, речной трамвайчик).
  • Шесть знаков навигации.
  • Мост разборной конструкции.
  • Четыре пристани (Сарапул, Ершовка, Симониха, Борок).

Этапы игры:

1 этап - подготовительный. Готовимся к навигации.Дети учатся собирать и оборудовать макет в соответствии с картой. Вспоминают впечатления от экскурсий и семейных прогулок в порт и на Каму.

2 этап – ознакомительный.

Дети знакомятся с моделями судов, учатся ими действовать: уточняют, как этот транспорт передвигаетcя на участках реки и какие совершает маневры, перечисляют профессии, связанные с речным флотом и навигацией.

3 этап - игровой. Навигация на Каме.

Игровые действия:

Для начала игры по карте-плану раскладывается игровое поле «Участок реки» из шести элементов, каждый размером 27,5х37. Устанавливается макет моста и дебаркадеры на месте пристаней.

На синем игровом поле выставляются знаки навигации.

Каждый участник игры выбирает себе игрушку-модель судна, и все вместе обсуждают и разворачивают игровые события навигации.

4 этап - заключительный. Закрытие навигации.

В коробку с подписанными ячейками для всех игровых элементов игроки убирают оборудование, проверяя его наличие и соответствие.

Данная игра является хорошим учебно-познавательным пособием. Игру можно совершенствовать, добавляя новые типы судов, катеров, навигационного оборудования. Для развития игры следует постоянно расширять знания детей о Каме, истории судоходства, о речных профессиях – старых и современных.

Ожидаемые результаты
  • Создано полноценное наглядно-дидактическое оборудование на муниципальном содержании.
  • Игровой комплекс «Мой Сарапул-город детства» для вариативного полифункционального применения в образовательном процессе .
  • Игры-макеты становятся центром в индивидуальных и подгрупповых играх режиссерского и театрализованного характера на основе исторических сюжетов.
  • Представления о родном городе становятся объектом коллективного детского игрового и продуктивного творчества.

Анализ результатов проекта и выводы

Игровые пособия позволяют познавательную информацию преподносить детям как игровое содержание, и исключают необходимость специальных повторений для заучивания. Эту функцию на себя берет игра. В игре ребенок угадывает, что было раньше – курная изба или купеческий дом? Какие предметы быта их наполняли (светец, керосиновая лампа, люстра, или ушат, рукомойник, водопровод и ванна) и т.д. Дети отправляются в «виртуальные» путешествия по улицам родного города, выбирают знакомые и любимые места и фантазируют, как сделать их краше. В результате закладываются основы бережного отношения к родному городу, пробуждаются чувства любви и привязанности к малой родине. И все это способствует воспитанию гражданина своего города.

Универсальность игрового пособия «Мой Сарапул – город детства» обусловлена тем, что при его создании используются богатые воспитательно-образовательные традиции в ДОУ. Дидактические игры служат как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственно игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

Уникальность игрового пособия заключается в том, что содержательная сторона деятельности детей опирается на живые впечатления от повседневного ближайшего социального и природного окружения, преподнесенные детям в занимательной форме. В игрушках ребенком узнаются знакомые и любимые места в городе. Подобные игрушки можно сделать для любого поселения на основе его карты и фотографий.

Видео-интервью