Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2140
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Творческий проект учителя-дефектолога

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детского сада комбинированного вида № 103»

По теме:

«ИНТЕГРАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.А. ПАРАМОНОВОЙ «ИСТОКИ» И МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» С.Г. ШЕВЧЕНКО В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЗПР)»

Выполнила:

учитель-дефектолог:

Луценко Светлана Александровна

Краснодар

2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

3

I. Основные цели и задачи проекта………………………………………...

4

II. Обоснование выбора содержания работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ЗПР)………………………………………………………………………….

Проект непосредственно образовательной деятельности

подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ЗПР)………………………………………………………………………….

6

7

Заключение…………………………………………………………………..

25

Список используемой литературы…………………………………………

26

Введение

Вашему вниманию предлагается творческий проект на тему Интеграция примерной образовательной программы дошкольного образования Л.А. Парамоновой «Истоки» и методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко в непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ЗПР)»

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития, воспитатели, родители.

Срок реализации: 2016-2017 учебный год.

Актуальность проекта: Тема проекта выбрана мной не случайно.

Программы и методические материалы для подготовки к школе детей с ЗПР должны строиться на основе современных подхо­дов к организации преемственных связей между дошколь­ным и начальным звеньями системы непрерывного образо­вания. Они должны содержать пропедевтические темы, способствующие успешно­му усвоению предметных программ начальной школы. Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с це­лью помочь ему на начальной ступени обучения освоить не­обходимые знания, умения и навыки, способы учебной ра­боты и адаптироваться в традиционной системе обучения. К сожалению, на данный момент готовой программы обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития в ДОУ нет.

Моя творческая работа – интеграция примерной образовательной программы Л.А. Парамоновой и методического пособия С.Г. Шевченко, успешно реализуемая в нашем детском саду. Ее создание направленно на создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, формирование дошкольных знаний и представлений, а так­же способов деятельности, как средств психического развития ребенка и вос­питания у него положительных качеств личности.

Подробная инструкция

I. Основные цели и задачи проекта

Задержка психического развития рассматривается как психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленным недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности (Фадина Г.В., Т.А.Власова, М.С. Певзнер).

Цели проекта:

  • поддержка разнообразия детства;
  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности;
  • сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (Самоценность детства понимается как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий);
  • обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей или законных представителей), педагогических работников и детей;
  • уважение личности ребёнка;

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Единство указанных направлений позволяет обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.

Задачи проекта:

  • создание ребенку с ЗПР возможности для осуществле­ния содержательной деятельности в условиях, оптималь­ных для его всестороннего и своевременного психичес­кого развития;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм дошкольного образования с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

-обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

-коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

-стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

-профилактика (предупреждение) вторичных отклоне­ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;

-создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты:

  • владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях);
  • ребёнок способен понимать разный характер отношений к нему окружающих взрослых и сверстников, своё отношение к ним;
  • поддерживает тему разговора, возникшего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
  • свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространёнными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения;
  • может построить связный рассказ по сюжетной картинке;
  • группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомлённость в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами: алфавитом, цифрами.
  • обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы)
  • знает своё имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес;
  • имеет представления о России как своей стране;
  • имеет представления о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных;
  • играет в сюжетно-ролевые игры, умея при этом брать роли второго плана по ситуации.

II. Проект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ЗПР)

Обоснование выбора содержания работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ЗПР) на 2016-17 учебный год

В связи с тем, что в подготовительной к школе группе оказались соматически ослабленные дети с низким уровнем актуального развития; с парциальной несформированностью высших психических функций с преобладанием несформированности вербально-логического компонента порганическими нарушениями, в том числе: дизартрия, системное недоразвитие речи разной степени выраженности; аутистическим компонентом, несформированностью регуляторного компонента; задержанным речевым развитием, спеифическим речевым развитием; низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы; низким и средним уровнем познавательной сферы и продуктивной деятельности, считаю целесообразным обучение вести по содержанию старшего дошкольного возраста программы «Истоки».

Проанализировав содержание программы «Истоки» Л.А. Парамоновой, в частности «Развивающие занятия с детьми» 5-6 лет, нахожу, что темы речевого и познавательного развития наиболее соответствуют методическим рекомендациям С.Г. Шевченко. Кроме того, повторение в занятиях по рисованию, конструированию, лепке, музыкальных занятиях, на коррекционной ритмике, проводимых воспитателями и другими специалистами, а также закрепление темы недели в совместной деятельности педагогов с детьми в течение дня, обеспечивает наиболее полное «погружение» ребенка в изучаемую тему, что очень важно для детей с аномалиями развития.

При указанном выше подходе, работа по обогащению и активизации словаря, расширению «зоны ближайшего развития» становится более целенаправленной, а следовательно, более результативной.

Считаю целесообразным использовать дополнительно в НОД следующую литературу:

  • Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет», Москва: «Мозаика-Синтез», 2007.
  • Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие речевого восприятия конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет», Москва: «Мозаика-Синтез», 2009.
  • Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений конспекты занятий для работы с детьми 6-7лет», Москва: «Мозаика-Синтез», 2009.
  • Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Подготовка к обучению грамоте конспекты занятий для работы с детьми 6-7лет», Москва: «Мозаика-Синтез», 2007.

Проект

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ЗПР)

на 2016-2017 учебный год

сентябрь

Дата

Название НОД

Тема

19

26

Развитие речи

  • «На чем ездят люди»
  • «Мы приходим в детский сад»
  • «Веселый магазин»

7

21

Познание окружающего мира

  • «Мы в городе»
  • «Природа в городе»
  • «Звуки в, вь, п, пь»
  • «Веселое лето» (закрепление)
  • «Веселое лето» (повторение)

14

28

Природа

  • «Природа в детском саду»
  • «Одежда животных» (закрепление)
  • «Обзначение цифрой равного количества в группах разных предметов» (занятие № 8)
  • «Образование числа 4»,
  • «Состав числа 4»,

19

21

23

26

28

30

Математические представления

  • «Отсчет предметов из большего количества, форма предметов» (занятие № 1)
  • «Количественные отношения: один – много, столько же»,
  • «Числа от 1 до 10»
  • «Определение равенства в группах из 5 предметов (предпосылки возникновения образа чисел), определение их численности, независимо от их расположения, цвета, формы» (занятие № 2)
  • «Понятия «большой» – «маленький»
  • «Образование числа 2»

20

22

27

29

Подготовка к обучению грамоте

  • «Звуки а, о, у, ы»
  • «Звук и буква И»
  • «Веселое лето»
  • «Наши руки не для скуки»
  • «Деревья в нашем парке»
  • «Деревья в нашем парке» (повторение)
  • «Веселые человечки»
  • «Наши любимые игрушки» (закрепление)
  • «Собака со щенком»
  • «Цветочная клумба»
  • «Осень на пороге» (закрепление)
  • «Цифры от 1 до 5. Выстраивание сериационного ряда из 5 предметов по длине в обоих направлениях» (занятие № 6)
  • «Сложение и вычитание»
  • «Прямой и обратный счет предметов. Счет на слух» (занятие № 19)
  • «Звуки м, мь, н, нь»

23

30

Художественная литература

  • «К нам бегут автобусы»
  • «Знакомство с рифмой»

1

6

8

13

15

20

22

27

29

Рисование

  • «Наши руки не для скуки» (закрепление)
  • «Наши руки не для скуки» (повторение)
  • Из строительного материала «Домики»
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры
  • «Ферма»
  • Из природного материала «Друзья-притворяшки»
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры.
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры
  • «Когда это бывает?»
  • «Елка наряжается – праздник приближается»
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры.
  • «Что я видел?»
  • «Снежный колобок»
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры.
  • «Медведь и солнце»
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры.
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану музыкального руководителя
  • по плану инструктора физкультуры
  • «Деревья в нашем парке» (закрепление)
  • «Наши любимые игрушки»
  • «Наш пруд»
  • «Кошки на окошке»
  • Из строительного материала «Гараж»

1

8

15

22

29

Лепка

7

21

Аппликация

14

28

Конструирование

2, 6, 9, 13, 16,20,23,27,30

Музыка

2, 9, 16, 23, 30

Коррекционная ритмика

1,5,7,8,12,14, 15,19,21,22,2628,29

Физкультура

октябрь

Дата

Название НОД

Тема

3

10

17

24

31

Развитие речи

  • «На улице две курицы с петухом дерутся»
  • «Золотая осень – золотой колос»
  • «Как цыпленок потерялся»
  • «Осень на пороге»

5

19

Познание окружающего мира

  • «Еда вкусная и полезная – что на грядке растет»
  • «Еда вкусная и полезная – молочные реки»
  • «Как животные готовятся к зиме»

12

26

Природа

  • «Как растения готовятся к зиме»
  • «Шапки, шляпки, кепки»
  • «Шапки, шляпки, кепки»
  • «Деление предметов на 2 равные части» (занятие № 10)
  • «Образование числа 6»
  • «Состав числа 5»
  • «Дед Мороз и Санта-Клаус»
  • «Времена года. Зима»
  • «Деление предмета на 2 равные части. Ориентировка во времени» (занятие № 11)
  • «Сложение»
  • «Сложение» (закрепление)
  • «Образование числа 6»
  • «Образование числа 7»
  • «Состав числа 6»
  • «Снег и его свойства»

3

5

7

10

12

14

17

19

21

24

26

28

31

Математические представления

  • «Равенство и неравенство разных групп предметов» (занятие № 3)
  • «Цифра, число и количество в пределах 10»
  • «Анализ и сравнение совокупности предметов»
  • «Количественный состав числа из отдельных единиц. Обозначение цифрой количества в группах из 3, 4 и 5 предметов» (занятие № 5)
  • «Количественный и порядковый счет»
  • «Образование числа 3»
  • «Цифры от 1 до 5. Ряд предметов по высоте в разных направлениях» (занятие № 4)
  • «Образование числа 3»
  • «Цифра, число и количество в пределах 10»
  • «Количество и счет»
  • «Состав чисел 2,3»
  • «Геометрические фигуры»

4

6

11

13

18

20

25

27

Подготовка к обучению грамоте

  • «Звуки с, сь. Буква С»
  • «Звуки с, сь. Буква С»
  • «Звуки с, сь. Буква С»
  • «Звуки л, ль. Буква Л»
  • «Звуки л, ль. Буква Л»
  • «Звуковой анализ двусложных слов»
  • «Различение твердых и мягких звуков: л, ль; п, пь; с, сь»
  • «Звуки т, ть. Буква Т»

7

14

21

28

Художественная литература

  • «Хлеб – всему голова»
  • «Русская народная сказка «Сивка-бурка»
  • «Поэты и писатели об осени»
  • «Сказка М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

4

6

11

13

18

20

25

27

Рисование

  • Предметное «Загадки с грядки»
  • По представлению «Загадки с грядки»
  • Декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»
  • Декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»
  • С натуры «Краски осени, осенние листья»
  • С натуры «Краски осени, осенние листья»
  • Кляксография «Чудесные превращения кляксы»
  • Кляксография «Чудесные превращения кляксы»

6

13

20

27

Лепка

  • Из соленого теста «Натюрморт»
  • «Кто под дождиком промок»
  • По мотивам дымковской игрушки «Лошадки»
  • Сюжетная «Кто под дождиком промок»

5

19

Аппликация

  • «Цветные зонтики»
  • Из бумаги «Дома на сельской улице»
  • «Встречи в природе»
  • Из шерстяных ниток «Ниточка за ниточкой»
  • Из шерстяных ниток «Ниточка за ниточкой»
  • Изготовление панорамных новогодних открыток «Елочки-красавицы»
  • «Где-то на белом свете…»
  • Галстук для папы
  • Сюжетная (иллюстрации к потешке) «А водица далеко, а ведерко велико…»
  • Ленточная «Банка варенья для Карлсона»
  • Силуэтная симметричная с элементами рисования «Бабочки летают»

12

26

Конструирование

4,7,11,14,18,

21,25,28

Музыка

7,14,21,28

Коррекционная ритмика

3,5,6,10,12,13,

17,19,20,24,2627,31

Физкультура

ноябрь

Дата

Название НОД

Тема

7

14

21

28

Развитие речи

  • «Мы сочиняем рассказы»
  • «Ателье»
  • «Сто одежек и все без застежек»

2

16

30

Познание окружающего мира

  • «От ложки до книжки»
  • «Новогодняя елка»
  • «Зимние игры и соревнования»
  • «Телевидение»

9

23

Природа

  • «Лесной дом»

2

7

9

11

14

16

18

21

23

25

28

30

Математические представления

  • «Количественный и порядковый счет»
  • «Количество и счет»
  • «Образование числа 4»

(занятие № 7)

  • «Сравнение предметов по весу: тяжелее-легче» (занятие № 9)
  • «Образование числа 5»
  • «Состав числа 5»

1

3

8

10

15

17

22

24

29

Подготовка к обучению грамоте

  • «Звуковой диктант»
  • «Звуки р, рь»
  • «Звуковой диктант»
  • «Звуки г, гь. Буква Г»
  • «Звуки д, дь. Буква Д»
  • «Звуки д, дь. Буква Д»
  • «Звук ч. Буква Ч»
  • «Звук ж. Буква Ж»
  • «Звуки р, рь»
  • «Звуки р, рь»
  • «Дифференциация звуков т-д»
  • «Звуковой анализ слов»
  • «Звуковой анализ слов»
  • «Дифференциация звуков г-к»
  • «Звук ш»
  • «Звук ш» (закрепление)

11

18

25

Художественная литература

  • «Заяц в русских сказках»
  • «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
  • «Лиса в русских народных сказках»

1

3

8

10

15

17

22

24

29

Рисование

  • Сюжетное «Зайчишки – трусишка и храбришка»
  • Сюжетное «Зайчишки – трусишка и храбришка»
  • Декоративне «Расписные ткани»
  • Декоративное «Расписные ткани»
  • Сюжетное «Лиса-кумушка и лисонька голубушка»
  • Сюжетное «Лиса-кумушка и лисонька голубушка»,
  • Декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники»
  • Декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники»
  • Декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники» (повторение)

3

10

17

24

Лепка

  • Сюжетная по мотивам богородской игрушки соленого теста «Косматый мишка»
  • Из бумажной массы (папье-маше) «Жучки-паучки»
  • Рельефная «Пернатые, мохнатые, чешуйчатые»
  • Предметная на каркасе с элементами конструирования «Пугало огородное»

2

16

30

Аппликация

  • Из бумаги «Лес точно терем расписной»

9

23

Конструирование

  • Из природного материала «На лесной полянке»
  • Из полосок бумаги «Плетеные поделки»
  • Из бумаги «Новогодние игрушки»
  • Из бумаги «Необычные превращения»
  • Из бросового материала «Превращение коробки»
  • «Превращение воздушных шариков»

1,8,11,15,18,22

25,29

Музыка

11,18,25

Коррекционная ритмика

2,3,7,9,10,14,16,17,

21,23,24,28,30

Физкультура

декабрь

Дата

Название НОД

Тема

5

12

19

26

Развитие речи

  • «Кто поляны белит белым…»
  • «Елка наряжается – праздник приближается»

7

21

Познание окружающего мира

14

28

Природа

  • «Лед и его свойства»
  • «Роль снега и льда в жизни растений и животных»
  • «Систематизация предметов по высоте и длине. Счет предметов на ощупь» (занятие№ 15)
  • «Состав числа»
  • «Вычитание»
  • «Количественный состав числа 7 из отдельных единиц» (занятие № 17)
  • «Сложение и вычитание»
  • «Состав числа 8»
  • «Воздух-невидимка»
  • «Путешествие капельки»
  • «Кто живет в горах»
  • «Как вести себя на природе»
  • «Отношение между числами в числовом ряду от 0 до 10. Ориентировка во времени» (занятие № 30)
  • «Пространственные и временные понятия»
  • «Отношения между числами от 0 до 10 в числовом ряду. Дни недели» (занятие № 31)
  • «Сравнение предметов»
  • «Независимость числа от цвета, размера предметов, расстояния между ними, от формы расположения предметов и от направления счета» (занятие № 33)
  • «Сутки»
  • «Решение задач»
  • «Дифференциация звуков щ-ч»
  • «Дифференциация звуков щ-ч»
  • «Повторение»
  • «Повторение»

2

5

7

9

12

14

16

19

21

23

26

28

30

Математические представления

  • «Деление предмета на 4 равные части. Геометрическая форма предметов»
  • «Состав числа 6»
  • «Сложение»

(занятие № 12)

  • «Процесс и итог счета. Согласование в роде, падеже и числе числительного с существительным»» (занятие № 13)
  • «Различение процесса и итога счета. Установление равенства групп предметов двумя способами» (занятие № 14)
  • «Вычитание»
  • «Состав числа 7»
  • «Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков с-ш»,
  • «Повторение изученных звуков и букв»
  • «Повторение изученных звуков и букв»
  • «Звуки б, бь. Буква Б»,
  • «Ударение»,

1

6

8

13

15

20

22

27

29

Подготовка к обучению грамоте

  • «Звуковой диктант»
  • «Последовательное выделение звуков в совах со стечением согласных»,
  • «Сказочная путаница»
  • «Старые сказки на новый лад»
  • «Дифференциация звуков п-б»,
  • «Звуковой диктант».

2

9

16

23

30

Художественная литература

  • Словацкая сказка в пересказе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
  • Коллективная «На арене цирка»
  • Коллективная «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» («Упряжка оленей»)
  • «Хитрое яблоко»
  • «Медведь и солнце»
  • Словацкая сказка в пересказе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
  • «Старые сказки на новый лад»

1

6

8

13

15

20

22

27

29

Рисование

  • С элементами аппликации «Календарь»
  • С элементами аппликации «Календарь»
  • С натуры «Еловые веточки»
  • С натуры «Еловые веточки»
  • Декоративное «Волшебные снежинки Зимнее окошко»
  • Декоративное «Волшебные снежинки. Зимнее окошко»
  • Закрепление пройденного материала
  • Закрепление пройденного материала
  • Закрепление пройденного материала

1

8

15

22

29

Лепка

  • Предметная с элементами конструирования «Зимние превращения пугала»
  • Из ваты и папье-маше с элементами аппликации и конструирования «Снегири и яблочки»,
  • Из соленого теста (тестопастика) «Звонкие колокольчики»
  • Из соленого теста (тестопастика) «Звонкие колокольчики»
  • Из ваты и папье-маше с элементами аппликации и конструирования «Снегири и яблочки».

7

21

Аппликация

  • Из фольги и фантиков «Звездочки танцуют. Зимнее окошко»

14

28

Конструирование

  • Из бумаги новогодняя гирлянда «Круглый год»

2,6,9,13,16,20,23

27,30

Музыка

2,9,16,23,30

Коррекционная ритмика

1,5,7,8,12,14,15,

19,21,22,26,28,29

Физкультура

январь

Дата

Название НОД

Тема

16

23

30

Развитие речи

  • «Не идется и не едется, потому что гололедица…»

11

Познание окружающего мира

18

25

Природа

11

13

16

18

20

23

25

27

30

Математические представления

  • «Количественная группа предметов как мужского так и женского рода, числом 7» (занятие № 16)
  • «Образование числа 8»
  • «Состав числа 7»

10

12

17

19

24

26

31

Подготовка к обучению грамоте

13

20

27

Художественная литература

  • «Небылицы»
  • Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
  • «Поэты и писатели о зиме»

10

12

17

19

24

26

31

Рисование

  • С передачей движения «Веселый клоун»
  • С передачей движения «Веселый клоун»
  • Сюжетное с элементами аппликации «Зимние забавы»
  • Сюжетное с элементами аппликации «Зимние забавы»
  • С элементами аппликации «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж)
  • С элементами аппликации «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж)
  • С элементами аппликации «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж)

12

19

26

Лепка

  • Сюжетная «Зимние забавы»

18

25

Аппликация

  • Из бумаги с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфиках»

11

Конструирование

  • Из строительного материала «Скоростные горки»

10,13,17,20,24,27

31

Музыка

13,20,27

Коррекционная ритмика

11,12,16,18,19,2325,26,30

Физкультура

февраль

Дата

Название НОД

Тема

6

13

20

27

Развитие речи

  • «Сказочка»
  • «Не может ослик сказать «мама»

1

15

Познание окружающего мира

  • «Водный транспорт»
  • «Воздушный транспорт»

8

Природа

1

3

6

8

10

13

15

17

20

27

Математические представления

  • «Количественный и порядковый счет предметов. Относительность порядкового счета» (занятие № 18)
  • «Состав числа 7»
  • «Вычисления в пределах 10»
  • «Образование количественной группы предметов мужского и женского рода, числом 8» (занятие № 20)
  • «Состав числа 8»
  • «Состав числа 9»
  • «Систематизация предметов по ширине. Построение числового ряда» (занятие № 21)
  • «Образование числа 10»

2

7

9

14

16

21

28

Подготовка к обучению грамоте

  • «Дифференциация звуков ш-ж»
  • «Звуки ф, фь. Буква Ф»
  • «Дифференциация звуков в-ф, вь-фь»
  • «Звуковой анализ слов»
  • «Звуковой диктант»
  • «Звук ц и буква Ц»
  • «Дифференциация звуков ц-ч»

3

10

17

Художественная литература

  • «Знакомство с энциклопедией»
  • Рассказ Ю.И. Коваля «Алый»
  • Рассказ В. Осеевой «Почему»
  • «Фантастические цветы»
  • «Фантастические цветы»
  • С опорой на фотографию «Папин портрет»
  • С опорой на фотографию «Папин портрет»

2

7

9

14

16

21

28

Рисование

  • С элементами лепки или аппликации (по выбору детей) «Море волнуется»
  • С элементами лепки или аппликации (по выбору детей) «Море волнуется»
  • «Милой мамочки портрет»

2

9

16

Лепка

  • «Обезьянки на пальмах»
  • Бумажная пластика с элементами рисования «По морям, по волнам…»
  • Коллективная лепка «Кто в море живет?» (дельфин, кит и акула)
  • «Отважные парашютисты»

8

15

Аппликация

1

Конструирование

  • Из строительного материала «Корабли в порту»

3,7,10,14,17,21,28

Музыка

3,10,17

Коррекционная ритмика

1,2,6,8,9,13,15,16,20,27

Физкультура

март

Дата

Название НОД

Тема

6

13

20

27

Развитие речи

  • «Капля с крыши – дзинь-дзинь»
  • «Страшный мостик»
  • «Урок дружбы»

1

22

Познание окружающего мира

  • «Вода-труженица»
  • «Вид с птичьего полета»

15

29

Природа

  • «Здравствуй, солнечный лучик!»
  • «Независимость числа предметов от расположения и цвета» (занятие № 22)
  • «Состав числа 8»
  • «Арифметическая задача»

1

3

6

10

13

15

17

20

22

24

27

29

31

Математические представления

  • «Отношение между числами в числовом ряду. Ориентировка в пространстве» (занятие № 23)
  • «Порядковый счет в пределах 10»
  • «Состав числа»
  • «Количественная группа предметов, числом 9. Установление равенства в группах предметов» (занятие № 24)
  • «Решение задач»
  • «Порядковый счет»
  • «Количественная группа предметов, числом 9. Установление равенства в группах предметов двумя способами» (занятие № 25)
  • «Состав числа 9»
  • «Решение задач»
  • «Решение задач»

7

9

14

16

21

23

28

30

Подготовка к обучению грамоте

  • «Звук щ и буква Щ»
  • «Звук щ и буква Щ»
  • «Звуковой анализ слов»
  • «Звуковой диктант»
  • «Дифференциация звуков ш-щ»
  • «Дифференциация звуков ш-щ»
  • «Звуки з и зь и буква З»
  • «Звуки з и зь и буква З»

3

10

17

24

31

Художественная литература

  • «Заклички»
  • «Дразнилки»
  • Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»
  • «Поэты и писатели о весне»
  • «Поэты и писатели о весне»

7

9

14

16

21

23

28

30

Рисование

  • Декоративное «Солнышко, нарядись!»
  • Декоративное «Солнышко, нарядись!»
  • Декоративное на объемной форме «Водоноски-франтихи» (оформление вылепленных игрушек)
  • Декоративное на объемной форме «Водоноски-франтихи» (оформление вылепленных игрушек)
  • В технике «по-мокрому» (с отражением) «Деревья смотрят в воду»
  • В технике «по-мокрому» (с отражением) «Деревья смотрят в воду»
  • В технике «по-мокрому» (цветовая растяжка, лессировка) «Весеннее небо»
  • В технике «по-мокрому» (цветовая растяжка, лессировка) «Весеннее небо»
  • Рельефная декоративная «Солнышко, покажись!»
  • Декоративная по мотивам народной пластики «Веселые водоноски у колодца»

2

9

16

23

30

Лепка

  • Сюжетная на зеркале (с отражением) «Дед Мазай и зайцы»
  • Декоративная из пластилина или цветного соленого теста «Весенний ковер» (плетение из жгутиков)
  • Декоративная из пластилина или цветного соленого теста «Весенний ковер» (плетение из жгутиков)

1

22

Аппликация

  • Декоративная (полихромная, накладная) «Солнышко, улыбнись!»

15

29

Конструирование

  • Из ниток «Весенние подарки»
  • «Сами виноваты»
  • «Собаки – наши друзья»

7,9,14,16,21,23,2830

Музыка

3,10,17,31

Коррекционная ритмика

1,2,6,9,13,15,16,

20,22,23,27,29,30

Физкультура

апрель

Дата

Название НОД

Тема

3

10

17

Развитие речи

  • «Из-за леса, из-за гор…»

5

19

Познание окружающего мира

  • «Зачем человеку камни нужны»
  • «Мы знаем родной язык»
  • «Скоро лето»

12

26

Природа

  • «Камни и их свойства»

3

5

7

10

12

14

17

19

21

26

28

Математические представления

  • «Количественная группа предметов женского и мужского рода, числом 10. Ориентировка в пространстве без зрительного контроля» (занятие № 26)
  • «Количество и счет»
  • «Состав числа 10»
  • «Счет прямой и обратный, счет от заданного числа. Ориентировка на плоскости»

(занятие № 27)

  • «Решение задач»
  • «Состав числа 10»
  • «Отношения между числами в числовом ряду. Числа больше и меньше названного на 1» (занятие № 28)
  • «Решение задач»
  • «Задачи на нахождение суммы и остатка»
  • «Устный счет в прямом и обратном порядке на числах до 10 включительно»

(занятие № 29)

  • «Цвет, форма, размер предметов»

4

6

11

13

18

20

25

27

Подготовка к обучению грамоте

  • «Дифференциация звуков з-с, зь-сь»
  • «Дифференциация звуков з-с, зь-сь»
  • «Звуки х и хь и буква Х»
  • «Звуки х и хь и буква Х»
  • «Дифференциация звуков щ-ч»
  • «Дифференциация звуков ш-щ»
  • «Звуки х и хь и буква Х»
  • «Звуковой диктант»
  • Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
  • «Много книжек хороших и разных»

7

14

21

28

Художественная литература

  • Сказка П. Бажова «Серебряное копытце»
  • По замыслу «Превращения камешков»
  • По замыслу «Превращения камешков»
  • Декоративное с элементами аппликации «Рыбки в озере»
  • Декоративное с элементами аппликации «Рыбки в озере»
  • Б. Заходер «Кит и кот»

4

6

11

13

18

20

25

27

Рисование

  • Цветными карандашами с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам…»
  • Цветными карандашами с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам…»
  • Сюжетное (оформление журнала) «Наша группа»
  • Сюжетное (оформление журнала) «Наша группа»
  • Сюжетная «Туристы в горах»
  • Сюжетная «Дружные ребята» (оформление журнала)

6

13

20

27

Лепка

  • Модульная «Разноцветные камешки и картины»
  • Предметная «Превращения глиняного Ляпа»

5

19

Аппликация

  • Модульная (мозаика) «Дом мы строим из камней…»

12

26

Конструирование

  • Из бросового материала «Волшебное превращение пластиковой бутылки»

4,6,11,13,18,20,2527

Музыка

7,14,21,28

Коррекционная ритмика

3,5,6,10,12,13,1719,20,26,27

Физкультура

май

Дата

Название НОД

Тема

15

22

29

Развитие речи

  • « Кремлевские звезды над нами горят…»
  • «Ветер-труженик»
  • «Ветер-труженик» (повторение)

3

17

31

Познание окружающего мира

  • «Москва – столица»

10

24

Природа

  • «Мы идем на луг»

3

5

10

12

15

17

19

22

24

26

29

31

Математические представления

  • «Устный счет в прямом и обратном порядке от названного числа, независимость результата от направления счета» (занятие № 32)
  • «Цвет, форма, размер предметов»
  • «Пространственные и временные понятия»
  • «Геометрические фигуры»
  • «Геометрические фигуры» (повторение)

2

4

11

16

18

23

25

30

Подготовка к обучению грамоте

  • «Дифференциация звуков з-с, зь-сь»
  • «Дифференциация звуков з-с, зь-сь»
  • «Дифференциация звуков ш-щ»
  • «Повторение»

5

12

19

26

Художественная литература

  • «Лучше нет родного края»
  • Б. Заходер «Серая звездочка»
  • По замыслу «Моя Родина»
  • По замыслу «Моя Родина»
  • «Радуга-дуга»
  • «Радуга-дуга»
  • На форме «Едем-гудим, с пути уйди» (транспорт для путешествий)
  • Коллективная «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
  • «Город чудный, город древний…»
  • Б. Заходер «Серая звездочка»
  • Коллективная «Наш зоопарк» (слон, бегемот, носорог)
  • Коллективная «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
  • Силуэтная симметричная с элементами рисования «Бабочки летают»

2

4

11

16

18

23

25

30

Рисование

  • Декоративное с элементами аппликации «Московское метро» (мозаика)
  • Декоративное с элементами аппликации «Московское метро» (мозаика)

4

11

18

25

Лепка

3

17

31

Аппликация

  • Коллективная «Рюкзачок с кармашками»

10

24

Конструирование

  • Из бумаги «Воздушный змей»

2,5,12,16,19,23,26

30

Музыка

5,12,19,26

Коррекционная ритмика

3,4,10,11,15,17,1822,24,25,29,31

Физкультура

Анализ результатов проекта и выводы

Заключение

У детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений. Из основных задач коррекционно-развивающего Одной воспитания и обучения является развитие психических функций и коррекция психо-эмоциональных состояний и проявлений у детей. При реализации данного проекта, НОД с детьми проводятся учителем - дефектологом с подгруппой детей в первой половине дня согласно рекомендаций программно-методического обеспечения для групп ЗПР «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» И.К.Белова, С.Г.Шевченко и воспитателем. Музыка проводится музыкальным руководителем. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.

Непосредственно – образовательная деятельность по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателем. Учитель-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, что помогает ему при планировании индивидуальных коррекционных занятий, направленных на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.п.).

Воспитатели, музыкальный руководитель проводят непосредственно-образовательную деятельность с целой группой. Воспитательно-образовательная деятельность с детьми по трудовому обучению, изобразительному искусству, физкультуре, музыке, игре проводится как в первой так и во второй половине дня.

Специальные коррекционные мероприятия являются важнейшей составляющей всей системы работы с детьми. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у таких детей оказываются несформированными школьно – значимые функции. Ребёнок оказывается не готов к социальной позиции школьника. К тому же ослабленность нервной системы приводит к повышению утомляемости, истощаемости, что непременно сказывается на успешности его обучения.


Список используемой литературы: