Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1079
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Актуальность

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Анализ мониторинга в ДОУ показывает, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей:

  • поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких;
  • нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела;
  • недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, затруднены коммуникативные функции;
  • несформированность планирующей функции речи.

В настоящее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Одним из путей комплексного решения, имеющихся проблем в свете здоровьесберегающих технологий работы, мы увидели в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию. Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности коррекционного воздействия, но и способствует повышению двигательной активности детей, усилению оздоровительной направленности воспитательного процесса, улучшению функциональных возможностей нервной системы, снятию нервного напряжения и укреплению общего тонуса организма, развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук. Оценив значимость данной проблемы, мы пришли к убеждению в разработке проекта «Радуга здоровья».

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей помощи детям старшего дошкольного возраста и их родителям (законным представителям). Он позволяет обеспечить комплексный подход в реализации требований ФГОС ДО по физическому и речевому развитию детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

Цель проекта: развитие речевых навыков и повышение резистентных сил организма у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе организации взаимодействия в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию.

Задачи:

1. Формировать у детей потребность в регулярном применении водных оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни.

2. Развивать у детей умения и навыки плавания различными способами.

3. Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка, формированию физиологического и речевого дыхания.

4. Способствовать комплексному воздействию на сохранные анализаторные системы детей в процессе акваритмической и речедвигательной деятельности.

5. Способствовать усвоению слоговой структуры слова, развитию чувства ритма, силы голоса, интонационной выразительности речи.

6. Соединять работу речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием общей моторики.

7. Побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы активности.

8. Повышать уровень педагогической грамотности и компетентности родителей в вопросах речевого и физического развития детей.

Методы реализации проекта:

  • Мониторинг речевого развития и физической подготовленности детей.
  • Анкетирование и опрос родителей с целью изучения удовлетворенности качеством образовательных услуг в ДОУ.
  • Анализ нормативно-правовых документов.
  • Анализ предметно-развивающей среды в ДОУ.
  • Проектирование модели взаимодействия специалистов с использованием здоровьесберегающих технологий.
  • Апробация использования здоровьесберегающих технологий на бинарных занятиях в бассейне.
  • Оценка эффективности бинарных занятий.
Подробная инструкция

В реализации проекта «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ» принимают участие компетентные, квалифицированные специалисты:

И.А. Сиволап – учитель-логопед, руководитель проекта;

В.Е. Кузнецова – инструктор по физической культуре, руководитель проекта;

С.М. Суслова - старший воспитатель, координатор проекта.

Участники проекта, принимающие участие в мероприятиях проекта:

дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (5-7 лет), имеющие тяжелые нарушения речи.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

Для осуществления поставленных целей и задач нами были разработаны следующие этапы работы:

Первый этап: Подготовительный

Цель: определение основных направлений работы.

Задачи:

4.Разработать план-программу взаимодействия специалистов.

Второй этап: Основной - практический

Цель: внедрение план-программы взаимодействия и проведение мероприятий по основным направлениям деятельности.

Задачи:

1. использовать здоровьесберегающие технологии в ходе проведения бинарных занятий;

2. провести просветительскую работу с педагогами и родителями;

3. осуществлять контроль за состоянием здоровья детей.

Третий этап: итоговый

Цель: анализ, систематизирование, обобщение и распространение полученного опыта работы.

Задачи:

  • Количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
  • Обобщение и распространение полученного опыта работы.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в нескольких направлениях:

1. Организация совместного комплексно-тематического планирования работы, обсуждение динамики развития детей на еженедельных консультациях.

2. Внедрение инструктором по плаванию в работе с детьми игровых упражнений на развитие правильного физиологического и речевого дыхания.

3. Совместное проведение инструктором по плаванию и учителем–логопедом бинарных занятий на закрепление умений и навыков, полученных в процессе образовательной деятельности.

Тематический план бинарных занятий

Сентябрь (1-4 неделя): мониторинг речевого развития и диагностика показателей двигательных качеств детей. Изучение литературы. Планирование совместной деятельности по итогам диагностики.

Октябрь (3 неделя):

- тема материала для закрепления: «Перелетные птицы»;

- тема бинарных занятий: по сказке Гаршина «Лягушка- путешественница»

Ноябрь (4 неделя):

- тема материала для закрепления: «Итоговое по гласным звукам А,О,И,У»;

- тема бинарных занятий: «Путешествие в страну гласных звуков»

Декабрь (3 неделя):

- тема материала для закрепления: итоговое по пройденным звукам (гласные- согласные);

- тема бинарных занятий: «В гости к Звукознайкину»

Январь (3 неделя):

- тема материала для закрепления: «Спорт. Здоровье»;

- тема бинарных занятий: «Спорт, здоровье, Я»

Февраль (3 неделя):

- тема материала для закрепления: «Животные Севера, Юга»;

- тема бинарных занятий: «Кругосветное путешествие»

Март (3 неделя):

- тема материала для закрепления: «Жители водоёмов»;

- тема бинарных занятий: «Подводное царство»

Апрель (3 неделя):

- тема материала для закрепления: итоговое;

- тема бинарных занятий: «В гости к королеве Знаний»

Май (1-2 неделя): мониторинг речевого развития и физической подготовленности детей. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

Структура и содержание бинарных занятий

В содержание бинарных занятий включены следующие виды упражнений:

Вводная часть:

- Подготовительные упражнения, направленные на развитие основных видов движений: ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса.

Основная часть:

- Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (логопедическая и фонопедическая гимнастика)

- Упражнения, направленные на развитие силы голоса, интонационной выразительности речи, чувство ритма.

- Упражнения на развитие моторики рук.

- Упражнения, направленные на развитие координации речи с движением.

- Упражнения, направленные на закрепление навыков плавания, умения держаться на воде.

Заключительная часть:

- Подвижная игра.

- Упражнения на релаксацию (психогимнастика).

- Самостоятельное, свободное плавание детей с любимыми игрушками.

Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы. Их последовательность и вариативность осуществляется в соответствии с решением образовательно-воспитательных задач и тематической направленности занятий.

Осуществление взаимодействия в работе специалистов дошкольного учреждения позволяет инструктору по плаванию проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать нетрадиционные для занятий по плаванию оздоровительные формы и методы работы:

1. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (элементы фонетической ритмики, дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой).

Большинство детей с ТНР по итогам первоначальной диагностики имеют поверхностный верхнеключичный тип дыхания, слабый речевой выдох, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что затрудняет постановку звуков. Специальные упражнения в игровой форме «Подуем на кораблики», «Звездочка», «Водолазы» помогают детям научиться делать глубокий вдох, задерживать дыхание, делать длинный и плавный выдох.

2. Игровые самомассажи.

Упражнения массажа проводятся в игровой форме, чаще всего в сопровождении со стихотворным текстом с использованием аудиозаписей, которые позволяют контролировать последовательность выполнения упражнений. Игровые массажи создают у ребенка положительный эмоциональный настрой. Массаж проводится совместно по показу, с постепенно увеличивающейся долей самостоятельности детей.

3. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики по соответствующей лексической теме. На каждую лексическую тему или на изучаемый звук подбираются несколько упражнений, которые дети хорошо выполняют без зеркал. Например, для закрепления темы «Продукты питания» детям предлагалось выполнить упражнение «Вкусное варенье», «Чашечку», упражнения мимической гимнастики «Кислый лимон», «Толстячок», «Худышка». При изучении и постановке свистящих дети в игровой форме выполняли упражнения «Улыбочка- дудочка», «Насосы».

4. Упражнения на развитие моторики рук (пальчиковая гимнастика). Тексты пальчиковой гимнастики соответствуют определённой лексической теме и в течение недели выполняются детьми со всеми специалистами на занятиях. Выполнение пальчиковой гимнастики в воде способствуют увеличению нагрузки на мышцы рук, верхнего плечевого пояса, что усиливает оздоровительный эффект от занятия.

5. Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением. Упражнения на развитие чувства ритма во время занятий в бассейне помогают решить и образовательные и оздоровительные задачи, т.к. движения в воде увеличивают мышечную нагрузку. Движения становятся более чёткими, координированными, проговаривание текстов так же становится более ритмичным.

6. Упражнения, направленные на развитие силы голоса. В связи с особенностями акустики в бассейне подобные упражнения провести легче, т.к. дети могут реально услышать разницу звучания речи с различной силой, высотой, тембровой окраской и интонацией голоса.

7. Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление знаний, получаемых на занятиях учителя-логопеда. Закрепление словаря по лексической теме проводится в виде игровых упражнений, типа «Собери предмет» (пазлы по лексическим темам), использования элементов соревнования «Кто быстрее». Для достижения этой цели создана богатая база игрового материала и пособий. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, где дети определяют начальный гласный или согласный в слове, находят соответствующую букву, так же интересно происходит на бинарных занятиях. Это упражнения, где сочетаются упражнения плавания с заданиями учителя-логопеда:

- «Ныряльщики». Цель: учить детей погружаться в воду, находить предметы на дне бассейна. Учитель-логопед предлагает найди на дне бассейна «клад» с буквой, назвать слово на заданный звук,

- «Найди домик для игрушки». Цель: учить передвигаться по бассейну, используя знакомые способы плавания, определять место звука в слове или количество слогов в слове. Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть игрушки (липучки), приклеенные на стенах бассейна, найти те, в названиях которых определенное количество слогов, и поселить в домик с соответствующей цифрой. Домики нарисованы водными красками на стенах бассейна.

- «Отгадай и напиши ». Цель: определить в слове по картинке первый звук, написать соответствующую букву (водные краски для рисования пальчиками).

Ожидаемые результаты
  • Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма, улучшение физического и речевого развития детей.
  • Позитивная динамика в показателях физической подготовленности детей.
  • Повышение интереса детей к речевой деятельности, большая продуктивность коррекционного воздействия.
  • Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
  • Согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
  • Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере дошкольников.
  • Активное участие родителей в организации совместной деятельности с детьми.
Анализ результатов проекта и выводы

Одним из показателей эффективности проводимой работы стал анализ заболеваемости и посещаемости детей в сравнении с предыдущим учебным годом, оценка динамики речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Сравнительный анализ заболеваемости

  • В 2014 году было пропущено 1 ребёнком -10,7 дней, в 2015 году - 5,8 дней.
  • Посещаемость 1 ребёнком в 2014 году 78%, в 2015-86%,
  • Заболеваемость одним ребёнком в 2014 году-6,6 дней, в 2015 году-3,6 дней.
  • На начало 2015 года по заключению ПМПК детей с общим недоразвитием речи 2-3 уровня поступило- 79%, на конец учебного года наблюдалась положительная динамика: ОНР 4 уровня -35%, фонетические нарушения - 21%, чистая речь - 23 % детей.

Качественные показатели

1. Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении к началу школьного обучения (механизм оценки – количественный анализ).

2. Создание банка методических материалов (наличие описания опыта деятельности в виде конспектов проводимых мероприятий).

3. Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда в бассейне и логопедической группы ДОУ.

4. Удовлетворенность родителей в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).

5. Расширение информационного поля о проектной деятельности ДОУ.

6. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Количественные показатели

1. Повышение качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.

2. Позитивная динамика в соответствующих показателях физической подготовленности детей.

3. Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 5 до 7 лет (критерий оценки - показатель мониторинга).

4. Широкий охват участников образовательных отношений (дети и родители, педагоги).

5. Стабильная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости детей.

6. Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, анализ показателей результативности данного проекта свидетельствуют об эффективности его использования.