Наверх

Проекты победителей

Заявка № 467
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Тема :Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель -создание благоприятных условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.

Задачи:

    1.Изучить психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    2.Выявить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    3.Разработать содержание и формы педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой.

Подробная инструкция

«Сказка как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

3 слайд :Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В этой области работали такие психологи,педагоги ,как: Л.С. Выготский,, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин ,Е.И. Тихеева С.Л. Рубинштейн,и др.

Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Е.И Тихеева считала: «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

В ходе изучения научно-педагогической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развивать речь дошкольников. В ходе моей педагогической деятельности я создала персональныйсайтhttp://pihta74.ucoz.ru/для трансляции педагогического опыта. Был разработан и реализован проект «Мои любимые сказки» ),представлена статья«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»);

Был проведен самоанализ деятельности

4 слайд Актуальность.

Так в чем же заключается актуальность личного вклада в развитие образования.? Возникла проблема…

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В наше время мы отмечаем , что современные технологии шагнули далеко вперед, однако на этом уровне замечаем глобальное снижение общего уровня культуры в обществе.

Изменение процесса общения: технические средства заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи между людьми. Сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения.

Отсутствие необходимых условий для формирования речи.

Появление новых «вредоносных» факторов (избыток сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). и также отмечается наличие у детей заболеваний соматических инервно-психических, эмоциональная депривация.

Проанализировав исходную ситуацию, я сделала ВЫВОД:что хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствуют формированию высокоразвитой речи .

Эмоциональная депривация– лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви, это может повлечь серьёзные нарушения эмоционального развития

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — Общий термин для обозначения любой ситуации, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности(для себя)

5 слайд

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Введение ФГОС ДО определяет задачу реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях ,в том числе и в сфере социально-коммуникативного и речевого развития.

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве эффективно проходит при ознакомлении детей со сказкой. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

6 слайд : исходя из этого поставила цель и конкретизировала ее в задачи.

Цель -создание благоприятных условий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогические основы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

- Выявить сформированность связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

- Разработать содержание и формы педагогической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой.

Моя гипотеза базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

-педагоги дошкольного образования будут заинтересованы процессом речевого развития детей;

-будет организовано обучение родной речи с использованием развивающих игр и упражнений, основанных на материале русских народных сказок, не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей;

-сказки будут подобраны адекватно возрасту детей;

-использовать в повседневной жизни средства языковой выразительности сказки : эпитеты, сравнения, образные словосочетания.

7 слайд: Ведущая педагогическая идея основывается на том, что процесс ознакомления со сказкой создает благоприятные условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

8 слайд : Итак на следующем слайде представлены методы речевого развития: 3 категории наглядные, словесные, практические и включают в себя….

9слайд: моя работа проводилась в 3 этапа…

10 слайд: На первом начальном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – пространственную среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей.

В начале учебного года был проведен анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста , и получили следующие результаты…они представлены в данной диаграмме.

11 слайд: Анализ проводили по следующим критериям

Одновременно с проводимым анализом уровня развития речи детей ,провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми. Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

12-13слайды: Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в старшей группе. В этом плане я отразила все виды деятельности и методы работы

14 слайд: Целенаправленную работу по развитию речи посредством сказки ,я начала с наполнения предметно-пространственно среды, при подборке материала учитывала «зону ближайшего развития», т.е. учитывалось то, что близко и понятно детям.

Оснастила книжный уголок сказками, и подобрала различные дид игры по развитию речи, интерактивные игры по сказкам, которые детям очень нравятся. Подбирала различные иллюстрации сказкам. репродукции картин художников ,работавших в жанре сказки , различные виды театра (настольный, плоскостной, пальчиковый; фонотека (аудиозаписи сказок, песен, стихов в исполнении мастеров художественного слова); шапочки-маски, уголок ряженья;

Различные занятия и мероприятия я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

15 слайд:

16 слайд: на протяжении всей работы осуществлялась совместная деятельность взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов

Рассказывание детьми сказки «Царевна лягушка» по серии картинок

Подготовка к драматизации сказки «Маша и медведь»

Д\и «Продолжи сказку, начатую воспитателем»После изучения сказки ,дети отображали свои впечатления в рисунках, аппликациях, и конструировании.

17 слайд: Прочитав и изучив сказку, они самостоятельно участвуют в инсценировке сказок, придумывают свои сюжеты, что способствует развитию их связной речи. То есть вся работа проводилась в комплексе, все виды деятельности были взаимосвязаны.

18 слайд: работа с детьми через знакомство со сказкой происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие, личности ребёнка в дошкольные годы.

Проводились опросы ,индивид беседы по сказкам подобраны консультации и оформлены папки-передвижки. Родителям очень заинтересовала данная работа ,тема оказалась интересной для них, они принимали активное участие в изготовлении различных наглядных материалов и дид пособий: маски, костюмы, декорации сказок и др.

На протяжении всей работы родители с детьми изготавливали различные поделки к сказкам. Принося их в д.с, ребята рассказывали о данной сказке , кот была сделана эта поделка, о том им понравилось в этой сказке, о том как они изготавливали эту поделку ,это совместное творчество благоприятно сказывается не только на развитие речи ребенка, но и на взаимоотношениях в семье в целом. Посредством моего сайта я обмениваюсь опытом и информирую родителей. Размещаю консультации по данной теме. Только в тесном сотрудничестве двух институтов воспитания (детский сад – семья, через сказку, у детей развиваются нравственные качества: добро, милосердие, справедливость.

19 слайд: К концу года ,по окончании моей работы был проведен повторный анализ уровня развития речи и получили следующие результаты.Показатель уровня с выраженными проблемами не выявлен Уровень развития детей значительно вырос по сравнением с началом учебного года .Дети достигли высоких результатов.

20слайд: Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Работа дала положительные результаты

Ребята приобщились к богатейшему культурному наследию, научились общению.Установились доверительные отношения между детьми и родителями.В результате опыта подтверждена гипотеза: Что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста. 21 слайд: По окончании моей работы и достигнув хороших результатов, я поделилась своим опытом с другими педагогами .была показана презентация проекта на методобъединении воспитателей района ,открытый показ занятия «мы рисуем сказку.» а также транслирую презентации, конспекты и тд. на своих сайтах в интернете. 22 слайд : работа оказалась интересной и поучительной.Я решила не останавливаться на достигнутом, работать в данном направлении дальше.

Ожидаемые результаты

Гипотеза данной работы базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

  1. педагоги дошкольного образования будут заинтересованы процессом речевого развития детей;
  2. будет организовано обучение родной речи с использованием развивающих игр и упражнений, основанных на материале русских народных сказок, не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей;
  3. сказки будут подобраны адекватно возрасту детей;
  4. использовать в повседневной жизни средства языковой выразительности сказки : эпитеты, сравнения, образные словосочетания.
Анализ результатов проекта и выводы

Ребята приобщились к богатейшему культурному наследию, научились общению.Установились доверительные отношения между детьми и родителями.В результате опыта подтверждена гипотеза: Что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Видео-интервью