Наверх

Проекты победителей

Заявка № 827
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цель педагогической деятельности:

создание системы социального партнерства с семьями воспитанников.

Задачи:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;

Определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи;

Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.

Новые формы и методы взаимодействия с семьей.

Активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные досуги, спортивные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- семейные проекты "Наша родословная"; и т.д.

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- день открытых дверей;

- газета «Топ» - известия;

- сайт ДОУ

-КВН

- диспуты, творческие встречи;

- родительские гостиные;

Традиционные формы и методы взаимодействия с семьей;

- общие и групповые родительские собрания;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинар – практикум;

- семейный вернисаж.

Подробная инструкция

Содержание представлено Программой социального партнерства с семьей. Оно ориентировано на полноценное сотрудничество с родителями от знакомства с семьями воспитанников, выявления проблем семейного воспитания, знакомства работы в группе до включения родителей в единый педагогический процесс.

Содержание представлено четырьмя направлениями взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательным, информационно-аналитическим, наглядно-информационным, досуговым.

Процесс как компонент системы социального партнерства включает в себя 4 этапа взаимодействия.

Диагностический этап направлен на изучение воспитателем особенностей семей и семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе методов психолого-педагогической диагностики. Он проходил в первые два месяца учебного года во второй младшей группе.

Мотивационно-образовательный этап включает в себя вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности.

На этом этапе педагог помогает понять родителям, что именно их перспективное сотрудничество даст для развития ребенка.

Данный этап проходил в течение всего учебного года во второй младшей группе.

Содержательно-практический (основной) этап нацелен на активное включение родителей в совместную деятельность с их детьми: сюжетные и подвижные игры, совместное рисование, создание общих поделок, оформлению групповых газет, фотоальбомов.

Взаимодействуя с родителями, воспитатель подчеркивает, что именно в семье ребенок получает опыт коммуникации с другими людьми. Данный этап проходил в течение трех лет, начиная от средней до подготовительной к школе группы.

На оценочно-рефлексивном этапе подводятся итоги взаимодействия, его результативности. Он проводился в апреле, мае 2016г. в подготовительной к школе группы.

Технологический компонент системы включает в себя разнообразные формы сотрудничества. Наряду с традиционными используются Нетрадиционные формы: "Круглый стол", консультации специалистов, семейные проекты, тематические выставки; конкурс семейных талантов и другие.

Моя педагогическая деятельность по взаимодействию с родителями велась в течение 4-х лет в группе "Дружные ребята". Работа проводилась поэтапно по разным направлениям.

Информационно-аналитическое направление представлено анкетированием родителей, соц. опросом. Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к активному взаимодействию в группе.

Наглядно - информационное направление считаю очень важным, т.к. здесь родители получают информацию о всех процессах, проходящих в садике:. Сюда входят родительские уголки, папки - передвижки; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»; библиотека - передвижка, фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы - друзья природы», «В кругу семьи», фотовыставки: «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья», семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья - здоровый образ жизни», «Учись быть папой», эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел», копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Говорят дети», «Носики-курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Познавательное направление представлено родительскими собраниями, экскурсиями, выставками, семейными проектами.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Видеопрезентация помогла прожить родителям один день в детском саду. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе).Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

На собраниях я стараюсь выразить благодарность родителям, в стихотворной форме собственного сочинения:

1. «Родители у нас - народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут».

2.«Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Мною были спланированы и проведены семейные досуги: «Веселая прогулка», «Когда мои друзья со мной», «Почтовый теремок», «Да здравствует вежливость и доброта», «Уроки Природы», «Познавательный ринг. Хочу все знать».

Также традиционно проводились праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День именинника», «Новый год», развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»;«Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня», «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня».

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства в группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Родители овладевают способами мониторинга поведения, деятельности ребенка

Родители овладевают способами самомониторинга себя, как родителя

Понимают особенности ребенка

Узнают возможности развития ребенка в условиях ДОУ

Осознают свои обязанности и необходимость педагогического образования

Интерес к изучению педагогики

«Портрет» своего ребенка и «Портрет» себя, как родителя

Удовлетворенность развитием ребенка и результатами саморазвития

Способность родителей к самоанализу ребенка и к самооценке

Определение новых задач развития ребенка и саморазвития

Сплочение семьи

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

. Преодоление существующих противоречий, выраженных в виде:

- формализма;

- кризиса доверия

- внешней активизации работы с семьей, измеряемой количественными признаками

- несовпадения позиций

2. Формирование новой философии работы с семьей, направленной на перестройку позиций, когда несоответствия между потребностями и возможностями полярны в детском саду и семье:

- детский сад призван взаимодействовать с семьей для полноценной реализации уставных задач, но в силу обстоятельств не всегда способен к полноценному взаимодействию;

- семья всегда способна (исходя из своих функций) к взаимодействию с детским садом, но не всегда реализует свое право на это.

Анализ результатов проекта и выводы

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам повторной диагностики в группе нет родителей - наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей - лидеров; до 67% выросло количество родителей - исполнителей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Выводы.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Видео-интервью