Наверх

Проекты победителей

Заявка № 307
Номинация
Лидер изменений
Цели, задачи, методы

Актуальность проекта:

Модернизация системы образования в России основополагающей задачей определило повышение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям современной личности. Основные принципы образовательной политики касаются формирования личностных качеств, ключевых компетенций ребенка. Важной задачей для педагога является создание ситуации детской успешности, которая является мощным мотиватором для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Таким образом, в образовательном пространстве ДОУ должны быть созданы условия, способствующие гармоничному и разностороннему развитию дошкольника, его успешной самореализации.

Цель: разработать и реализовать направления поддержки успешной субъективной позиции дошкольника в формировании личностных компетенции в образовательном пространстве ДОУ.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1. Анализ нормативно-правовой основы современных требований к образовательной деятельности с учетом позиции ребенка как субъекта образования и полноправного участника образовательного процесса.

2. Разработка основных направлений организации образовательного пространства с учетом личностно – ориентированной направленности и поставленной цели проекта.

3. Апробация и внедрение инновационных педагогических технологий, методов в преобразовании образовательного пространства ДОУ.

4. Обобщение и распространение материалов опыта работы педагогического коллектива ДОУ.

Для реализации проекта определены следующие методы:

  • Метод планирования проекта:

- анализ психолого-педагогического аспекта проблемы в нормативно – правовой документации и методических материалах;

  • Метод организации проекта:

- разработка направлений реализации проекта;

- практические пути реализации проекта по направлениям;

  • Метод контроля:

- Анализ полученных результатов;

- оформление опыта работы

Подробная инструкция

Этапы реализации проекта

I этап – организационный

Изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений в контексте личностно-ориентированного подхода.

Создание условий для обеспечения субъектной позиции ребенка, в соответствии с современными требованиями, возможно при участии всего педагогического коллектива. Для этого необходимо ознакомление педагогов с тенденциями модернизации дошкольного образования, изучение нормативно – правовой основы с последующим определением направлений работы в инновационной деятельности.

Пути реализации:

1. С целью повышения педагогической компетентности в соответствии современных требований статуса ребенка, его субъектной позицией ребенка в образовательной деятельности были проведены образовательные мероприятия:

  • семинар «Технология группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности взрослых и детей», .семинар проведен старшим методистом отдела развития образовательных систем ОГБУ "РЦРО" Тюменцевой Н. С. http://ds53.seversk.ru/page_1_2014.htm
  • методическая неделя по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», мероприятие проведено совместно со старшим методистом «Ресурсного центра образования» ЗАТО Северск Ниякиной А.А. http://ds53.seversk.ru/page_1_2014.htm
  • педагогический совет «Инновации в образовании в условиях внедрения ФГОС ДО». Мероприятие организовано с целью ознакомления педагогов с новыми формами работы с детьми в условиях ФГОС ДО. Решением педагогического совета было принято:

2. Изучение педагогами ДОУ нормативно – правовой документации в рамках проекта: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО),

3. Разработка плана педагогического проекта, цель которого заключается в создании условий успешной самореализации воспитанников в образовательном пространстве ДОУ.

II этап – реализация проекта

Внедрение направлений проекта по организации образовательного пространства ДОУ для успешной самореализации воспитанников:

Пути реализации:

1. Создание творческой группы по реализации проекта:

Работа творческой группы была начата с определения направлений, которые, по нашему мнению, влияют на успешную самореализацию ребенка в образовательном пространстве, это:

- развивающая предметно – пространственная среда,

-организация образовательной деятельности, с учетом возможности проявления субъектной позиции каждого ребенка,

-привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности.

Творческой группой был проведен анализ каждого из направлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО и совместно с педагогическим коллективом определены пути работы по каждому направлению.

2. Работа по направлениям проекта.

  • Организация развивающей предметно – пространственной среды с учетом

индивидуальной позиции ребенка, его интересов, потребностей и способностей.

Проведя анализ развивающей предметно – пространственной среды (далее – РППС), нами был сделан вывод, что типовая модель образовательной среды групповых помещений не способствует успешному проявлению ребенком субъектной позиции, а значит создано минимально возможности для его успешного активного проявления. Поэтому следующим шагом было создание новой модели РППС, преобразования групповых пространств в центре которого находится ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы. Так как ребенок может быть успешен только тогда, когда есть возможность действовать и видеть результаты своих усилий.

Стандартная модель

Новая модель

1.Жесткое зонирование

2.Статичность среды

3.Однотипность групповых помещений

4.Пассивность среды

1. Гибкая организация среды

2. Интегрированность среды

3. Открытость среды

4. Динамичность, мобильность

образовательной среды

5. Индивидуализация группового пространства

Большое внимание уделяется оснащению образовательной среды игровым и дидактическим оборудованием для самостоятельной деятельности детей, когда ребенок может саморазвиваться, без помощи взрослого с помощью игровых «путеводителей»: электронных голосовых сообщений в играх, проверочных таблиц, мнемосхем, пооперационных карт и т.д.

(Приложение № 1)

Каким образом ребенок может успешно проявить свою активную позицию:

- Дети преобразуют групповое пространство в соответствии со своими интересами, выбором, потребностями. Групповое оснащение перестало быть «музейными экспонатами», которые круглогодично стояли на полках в шкафах.

Весь процесс работы педагогического коллектива по преобразованию РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО описана в сборнике «Детский сад – территория успеха».

  • Организация образовательной деятельности, с учетом возможности проявления субъектной позиции каждого ребенка.

Инновационной деятельностью в этом направлении для нас является внедрение технологии группового сбора, реализующей личностно – ориентированный подход в работе с воспитанниками. Технология позволяет выстраивать деятельность с учетом детского интереса, выбора, возможностью выражения субъектной позиции каждого ребенка.

Структура группового сбора включает в себя организационные компоненты, в рамках которых нами были созданы условия для самореализации воспитанников:

1. Утренний сбор.

Условия: общее приветствие, выбор игр по желанию детей, обмен новостями – каждый ребенок может высказаться и быть услышанным.

Учет субъектной позиции: учитывается мнение каждого ребенка.

2. Деятельность детей в центрах активности.

Условия: воспитанники выбирают, в каком центре активности они хотят действовать в течение дня. Игровой материал максимально способствует самостоятельной деятельности ребенка, его самореализации в поставленной цели и пониманию значимости самостоятельно полученного результата.

Учет субъектной позиции: ребенок сам выбирает вид деятельности, материал, возможность выбора с кем выполнять задание.

3. Итоговый (вечерний) сбор.

Условия: воспитатели совместно с детьми подводят итог, результаты прошедшего дня.

Учет субъектной позиции: дети рассказывают о своих достижениях и успехах. Задачей воспитателя является поддержка каждого ребенка.

Помимо групповых мероприятий, в нашем ДОУ организуются образовательные и творческие события, способствующих проявлению успешной позиции ребенка.

(Приложение № 2)

  • Реализация субъектного взаимодействия модели «Педагог-Ребенок–Родитель»:

Модель взаимодействия педагогического коллектива с семьей представлена в виде триады «Педагог – Ребенок – Родитель», где ребенок является ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – взаимно приемлемыми, свободными, независимыми, но содружественно - конструктивными. Родители воспитанников являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками воспитательно – образовательного процесса.

Организация работы с родителями происходит через их вовлечение в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада. (СХЕМА В ПРИЛОЖЕНИИ ТЕКСТА ПРОЕКТА)


В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

-единый согласованный индивидуальный подход к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала;

-открытость дошкольного учреждения для родителей – создание общих установок на совместное решение задач и разработка общей стратегии сотрудничества;

-поддержка инициативы участия родителей во всем многообразии форм образовательного процесса;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

-уважение и доброжелательность друг к другу;

-дифференцированный подход к каждой семье;

-равноответственность родителей и педагогов.

Для педагогов ДОУ было проведено мероприятие «Ярмарка педагогических идей», целью которого является повышение всех видов профессиональной компетентности педагогов в рамках взаимодействия с родителями (законными представителями). http://ds53.seversk.ru/page_1_2015.htm

(Приложение № 3)

По нашему мнению, участие семьи в образовательной деятельности является поддержкой для детей в успешном достижении высоких результатов в деятельности. Этому способствуют детско – родительские мероприятия, проведение которых уже становится традиционным:

- Музыкальный конкурс «Когда поет семья»,

- Музыкально – поэтический конкурс «Фестиваль талантов»,

- «Слет коллекционеров»,

- Конкурсы творческого моделирования из бросового материала «Дизайнеры сказочных образов»,

- Детско – родительские тренинги совместно со специалистами ДОУ.

- Конкурс «Родители в детском саду» и.т.д. http://ds53.seversk.ru/page_1.htm

Совместно с родителями был проведен педагогический совет «Детский сад - территория успеха». Встреча была посвящена презентации и обсуждению совместного (воспитателей и родителей) опыта успешного развития ребенка-дошкольника.

В нашем дошкольном учреждении нет дня открытых дверей – детский сад всегда открыт для взаимодействия с родителями.

Инновационные находки и пути взаимодействия с родителями воспитанников представлены на сайте МБДОУ «Детский сад № 53» г. Северска http://ds53.seversk.ru/page_1.htm , http://ds53.seversk.ru/page_1_2015.htm и сборнике опыта работы педагогического коллектива «Открытый детский сад – открытые родители».

III этап – завершающий

Анализирование и обобщение результатов работы педагогического коллектива по проекту, подготовка материалов к публикациям, представление опыта с коллегами города

Пути реализации:

  • Подведение итогов проекта.

Формируя и развивая ключевые компетентности детей, педагогам необходимо акцентировать внимание детей на успешность (при полном или частичном достижении запланированного результата). Для определения эффективности организации образовательного пространства с учетом успешной субъектной позиции ребенка, творческой группой были разработаны:

- Таблица мониторинга организации образовательного пространства ДОУ с учетом проявления успешной субъективной позиции дошкольника в процессе формировании ключевых компетенции.

(на основе технологии группового сбора)

- Мониторинговая карта проявления успешной субъективной позиции ребенка в образовательной деятельности.

На основе наблюдений за деятельностью детей в образовательном пространстве ДОУ педагоги могут отследить насколько эффективно созданы условия для успешного формирования личностных компетенции дошкольников и успешной самореализации.

(Приложение № 4, 5)

Оформление материалов методические мероприятия, методические сборники.

Опыт работы педагогического коллектива ДОУ представлен:

- Сборник «Детский сад – территория успеха», практические материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды образовательного пространства ДОУ

- Сборник «Открытый детский сад – открытые родители» материалы по взаимодействию с семьями воспитанников (Приложение № 6,7)

Материалы предназначены для педагогов, администрации дошкольных учреждений всех типов.

  • Инновационные пути в соответствии с модернизацией дошкольного образования

представлены на педагогических мероприятиях разного уровня для коллег города и области:

  • Семинар – практикум «Развитие предметно – пространственной среды в свете требований ФГОС ДО как условие воспитания ребенка дошкольника». http://ds53.seversk.ru/page_1_2014.htm
  • Семинар – практикум «Технология группового сбора как основы организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО» http://ds53.seversk.ru/page_1_2015.htm
  • «Поддержка и развитие детской инициативы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» http://ds53.seversk.ru/page_1_2015.htm (Приложение № 8)

http://ds53.seversk.ru/page_16.htm

Опыт работы также представлен в представлен на конкурсах разного уровня:

-Муниципальный конкурс методических продуктов «Образование в Наукограде» II место за сборник «Детский сад – территория успеха»,

- Международный конкурс «Надежда планеты»: II место (серебряная медаль) за сборник «Детский сад – территория успеха»,

- Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети»: I место (золотая медаль) за сборник «Детский сад – территория успеха»,

- Международный конкурс «Факел»: II место (серебряная медаль) за сборник «Детский сад – территория успеха»,

- Международный конкурс проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого»: I место за сборник «Детский сад – территория успеха»,

http://ds53.seversk.ru/page_5.htm

(Приложение № 9)


Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта в приоритете деятельности педагога должно стать не столько формирование ключевых компетентностей воспитанников, а создание условий для проявления успешной позиции ребенка в образовательном пространстве ДОУ: окружающем пространстве группы и ДОУ и в образовательной деятельности. Понимание собственной успешности будет являться мотивацией для ребенка в активной деятельности.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы:

Анализ результатов осуществляется по направлениям проекта:

- Организация развивающей предметно – пространственной среды с учетом

индивидуальной позиции ребенка, его интересов, потребностей и способностей.

Педагогами ДОУ был проведен анализ существующей РППС групповых пространств с требованиями ФГОС ДО к организации РППС с учетом современных требований. На основе анализа групповые пространства были преобразованы в соответствии с принципами организации. Достижения работы в этом направлении представлен в материалах https://cloud.mail.ru/home/РППС.pptxhttps://cloud.mail.ru/home/Наш%20детский%20сад.pptx

- Организация образовательной деятельности, с учетом возможности проявления субъектной позиции каждого ребенка.

Внедрение и реализация технологии группового сбора позволила организовать образовательный процесс с учетом интереса, способностей, возможностью проявления субъектной позиции каждого ребенка. Это отражено в планировании и проведении тематических образовательных проектов, когда дети самостоятельно или с незначительной помощью взрослого выбирают тему проекта и пути реализации.

(Приложение № 10)

Подведение итогов (итоговый/вечерний сбор) как нельзя лучше способствует тому, чтобы дети сами проговорили, что получилось, в чем они были сегодня успешны.

- Реализация субъектного взаимодействия модели «Педагог-Ребенок–Родитель».

Анкета «Родители в ДОУ» выявила желание родителей принимать активное участие в жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении. Это явилось мотивом для поиска инновационных форм и приемов взаимодействия с родителями с последующим практическим внедрением. https://cloud.mail.ru/home/МБДОУ%2053%20Северск.pptx

https://cloud.mail.ru/home/семья%20семинар%20001.jpg

Каждое из направлений способствует возможности проявления субъектной позиции ребенка. Это дает возможность педагогу «вычленить» каждого ребенка и проанализировать, насколько успешен ребенок в образовательной деятельности.

На основе мониторинговых карт педагог определяет, насколько ребенок успешно проявляет себя в образовательном пространстве. Полученная информация используется педагогом для выявления детей в позиции «неуспеха», определения причин неуспешности и выстраивания индивидуальной траектории проявления ребенком собственного успеха.

По результатам деятельности в инновационных образовательных направлениях дошкольное учреждение внесено в Всероссийский реестр "Книга почета" за активное участие в социально-экономическом развитии региона и на основании предложения органа исполнительной власти Томской области.