Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2049
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Проект «Волшебный мир развития»

Срок реализации проекта: долгосрочный 1 год (01.09.2017г – 31.05.2018г.)

База реализации: Детский сад № 259 ОАО «РЖД»

Автор проекта: Макарова Оксана Сергеевна, учитель-логопед.

Цель: Создать сенсорную комнату для совершенствования познавательной, речевой и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать и оформить сенсорную комнату в детском саду;
  • разработать программу психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в условиях сенсорной комнаты;
  • познакомить педагогов и родителей с работой сенсорной комнаты;
  • развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием, снятия мышечного и психоэмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты;
  • развивать психические, речевые процессы у детей посредствам стимуляции мозговой активности.
  • Основные методы:
  • · Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
  • · Психогимнастика; · Элементы психодрамы; · Игры на развитие навыков общения; · Игры на развитие восприятия, памяти, речи, внимания, воображения; · Ролевые игры Формы организации коррекционно-развивающего процесса: 1. Индивидуальная работа. 2. Групповая работа. Методы обучения: В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка: · Метод игрового моделирования поведения. · Методы телесно-ориентированной терапии. · Релаксационные методы. · Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка). · Метод сказкотерапии в книгах автора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. · Психогимнастика (автор М.И. Чистякова). · Пальчиковая гимнастика (автор Е.М.Косинова ). · Технология обучения в сотрудничестве.
  • Этапы проекта I этап: подготовительный · изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по созданию в детском саду инновационной предметно-развивающей среды для различных категорий детей; · совершенствование накопительной базы профессионализма педагогов и форм работы с родителями. II этап: основной · создание и оборудование сенсорной комнаты; · разработка перспективного планирования, программы психолого-педагогического процесс в условиях сенсорной комнаты; · совершенствование форм работы с родителями.III этап: итоговый · отчет о реализации проекта; · мониторинг развития познавательной, речевой и эмоциональной сферы детей; · оформление материалов проекта.Формы работы с родителями и педагогами.
    Тема Месяц Контингент Примечание
    1 Кто такие дети с речевыми и ограниченными возможностями здоровья и как мы им можем помочь….. Январь Февраль Педагоги, родители Выступления
    2 Помощь тем, кому трудней… (люди с ОВЗ) Февраль Март Апрель Педагоги Семинары Круглый стол
    3 Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и ОВЗ Организация комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи и ОВЗ в системе образования. В течение полугодия Педагоги, Родители Выступления на родительских собраниях
Подробная инструкция

Описание проекта

Детский сад № 259 ОАО «РЖД» ст. Новый Ургал – дошкольное инновационное учреждение. Цель работы учреждения - создание образовательного пространства детского сада как среды детства, обеспечивающей условия для развития духовной личности, познания культуры и традиций своего народа, осознание ценности собственного здоровья, преобразования собственной среды жизнедеятельности, формирования готовности к школьному обучению. Инновационная работа ведется на основе новейших методик и технологий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе. Педагоги используют следующие методики и технологии: интегрированный метод обучения дошкольников, портфолио дошкольника, метод проектов, ИКТ, ТРИЗ, сказкотерапия, песочная терапия, мнемотехника, интеллектуальные игры Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры М. Монтессори. Инструктор по физическому воспитанию внедрил программу нетрадиционных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Педагог-психолог использует авторскую технологию совершенствования познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Учитель – логопед устраняет дефекты речи, дает понятие о звуке и звуковой структуре слова, развивает фонематический слух; развивает мелкую моторику, артикуляцию, уточняет и расширяет словарный запас.

В планах детского сада развитие ребенка на ближайшую перспективу - создание полноценно действующей инновационной модели дошкольного учреждения, соединяющей образовательную, воспитательную и оздоровительную деятельность в единый педагогический процесс с целью воспитания гармонично развитой личности на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. В связи с этим был разработан проект «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья». В детском саду имеется помещение для организации сенсорной комнаты, сенсорные дорожки, мягкие подушечки, звуковая картина, развивающие и дидактические игры, шнуровки. Многое из перечисленного педагоги и родители делали своими руками. К сожалению, мы не имеем специального оборудования для осуществления развивающей деятельности в условиях сенсорной комнаты.

Данный проект поможет наиболее полно обеспечить всестороннее развитие детей по таким направлениям, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Ведь само пребывание в сенсорной комнате уже создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Это удивительное место стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.

Данные последних лет свидетельствуют об увеличении количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного образования данная категория дошкольников посещает наш детский сад. Из-за наличия того или иного заболевания у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в группе, держатся обособленно от остальных детей. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, эмоционального воспитания данной категории дошкольников в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, говорит, видит, осязает окружающее.

Ярким примером количественных и качественных изменений сенсорного развития детей с речевыми нарушениями и ОВЗ в условиях сенсорной комнаты является увеличение высокого и среднего уровня развития восприятия у детей; повышается речевое развитие; снижается уровень тревожности; эмоциональная устойчивость повышается. Согласно исследованиям таких педагогов: Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева, И.М. Бгажнокова, К.С.Лебединская, С.Я.Рубинштейн, О.В.Солодянкина и др.

Из всего вышесказанного следует, что сенсорная комната как инновационная модель необходима в нашем учреждении для более качественного воспитания и образования дошкольников, сохранения и укрепления психофизического здоровья, речевого, познавательного и эмоционального развития, как обычных детей, так и детей с нарушениями речи и ОВЗ.

План мероприятий

Мероприятие

Сроки

Необходимые ресурсы

Результат

1.Педсоветы, семинары, консультации по созданию условий в детском саду для инклюзивного образования»

2017-2018г

Правовые документы методическая литература, презентация психолога.

Повышение

образовательного уровня педагогов

2. Беседы с родителями по проблемам развития детей с ОВЗ и речевыми нарушениями.

2017-2018г

Индивидуальные беседы в кабинете психолога, логопеда.

Положительная динамика в общении с родителями

3.Проведение торгов по закупке и установке оборудования.

4. Закупка и установка оборудования.

2017-2018г

Январь-август 2018г.

- Оформление релаксационной зоны сенсорной комнаты.

(воздушно-пузырьковая

колонна, проектор,

комплект зеркальных панелей к пузырьковой

колонне,

мультимедийный проектор«BenQ»и экран,

флуоресцентная панель «Детский мир»,

Мягкое напольное покрытие (маты, пуфы),

Фиброоптические волокна(лампа),

Зеркальный шар,

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель» ,

Светильник «Пламя»,

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей,

Подвеска «Веселки»,

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф,

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Взаимодействие с компанией, выигравшей тендер.

Создание релаксационной зоны сенсорной комнаты.

Оформление зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

(световой столик для рисования песком,

настенный модуль «Сравнение цветов»)

Создание зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

Оформление зоны развития мелкой моторики и моторных функций рук и ног

(шнуровки-5,

настенное тактильное пано-1,

интерактивный стол Малыш-1,

игрушка аленушка1,

сенсорная тропа-1

«Волшебная нить» с контроллером -1

Сухой бассейн с шарами-1

Сенсорная тропа для ног-1

Дорожка массажная ребристая -1

Создание зоны развития мелкой моторики и моторных функций руки

Организация зоны развития познавательной деятельности, речи.

(интерактивный стол-1,

набор психолога Петра-1,

кубики Зайцева 2 набора,

стол дидактический-1,

полка для игр -1,

блоки с цилиндрами-1 набор,

куб дидактический-1,

набор « Сложи узор»-1,

конструктор Городок большой-1)

Создание зоны развития познавательной деятельности, речи.

Оформление зоны двигательной активности

Создание зоны двигательной активности

5.Обучение педагогов и специалистов на курсах по работе с детьми с ОВЗ.

2018г

Курсы повышения квалификации.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с ОВЗ.

6.Семинар по проблеме планирования работы с детьми с ОВЗ

2018г

Методическая литература

Разработка планов

6.Система различных форм работы с детьми

2017-2018г

Оборудование для образовательной деятельности

Развитие детей

7.Создание сенсорной комнаты.

Июнь 2018г.

Обеспечение равных стартовых возможностей в сенсорном развитии детей

Виды и формы работы в сенсорной комнате с интерактивным сенсорным оборудованием

Наименование оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Категория детей

Мягкое напольное покрытие (маты, пуфы)

Аромолампа

Установка для увлажнения и ионизации воздуха

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Развитие:

образа тела;

общей моторики;

пространственных представлений.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности.

Сеансы психофизической разгрузки. Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай».

Упражнения для разгрузки позвоночника.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Аромалампа

Фиброоптические волокна(лампа)

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Пуфик-кресло с гранулами

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

«Волшебная нить» с контроллером

Светильник «Пламя»

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

  • кинестетической и тактильной чувствительности;
  • проприоцептивной чувствительности;
  • мелкой и крупной моторики;
  • укрепление мышечного тонуса;
  • точных движений рук;
  • уменьшение тремора

Упражнения на укрепление общего мышечного тонуса, снижения психоэмоционального напряжения.

Перебираем волокна фиброоптических волокон

Упражнение на развитие мелкой моторики и точных движений рук «Не коснись!»

Зарядка.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями,

опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Аромалампа

Фиброоптические волокна(лампа)

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Пуфик-кресло с гранулами

Реабилитация нервно-психического состояния.

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Саморегуляция и стабилизация психического состояния.

Развитие обоняния.

Формирование умения дифференцировать запахи.

Релаксация.

Игра «Дыши и думай».

Комплекс упражнений на релаксацию.

Комплекс упражнений на воображение.

Упражнение «Узнай запах».

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями,

опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Обогащение восприимчивости и воображения

Музыкотерапия.

Светотерапия.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Развитие:

  • зрительного восприятия;
  • ориентировки в пространстве.
  • создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

Сказкотерапия.

Комплекс упражнений по релаксации.

Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека»

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Кресло-груша- 2 шт.;

Набор «Узнай звук»

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

«Волшебная нить» с контроллером

Светильник «Пламя»

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

целенаправленных движений конечностей;

укрепление мышечного тонуса;

координации движений;

правильного дыхания.

.

Дыхательная гимнастика.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Сухой бассейн с шарами;

Сенсорная тропа для ног

Дорожка массажная ребристая

Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

Снижение двигательного тонуса.

Регуляция мышечного напряжения.

Коррекция пласкостопия, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Развитие:

целенаправленных движений конечностей;

укрепление мышечного тонуса;

равновесия;

координации движений.

Физические упражнения с использованием необходимого оборудования.

Игра «Болото».

Дети с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата, плоскостопием

Кресло-груша- 2 шт.;

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

«Волшебная нить» с контроллером

Светильник «Пламя»

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического иэмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции.

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Интерактивная панель «Лунная ночь";

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

«Волшебная нить» с контроллером

Светильник «Пламя»

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Привлекает внимание.

Завораживает.

Релаксационное воздействие.

Развитие фантазии и воображения.

Упражнения на воображение.

Сказкоитерапия.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

«Волшебная нить» с контроллером

Светильник «Пламя»

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Развитие зрительного восприятия.

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Сказкотерапия.

Релаксация.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Зеркальный шар

Распылитель для ароматерапии

Груша-пуф

Набор CD-дисков «РЕЛАКС»

Развитие:

воображения;

зрительного восприятия;

мышления;

мелкой моторики.

Снижение уровня тревожности.

Создание психологического комфорта.

Коррекция страхов.

Сказкотерапия.

Игра «Нарисуй, что чувствуешь».

Игра «Нарисуй свой сон».

Игра «Нарисуй свой страх» и пр.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Интерактивная панель «Бесконечный тоннель»

Запутанная спиралька

«Волшебная нить» с контроллером

Светильник «Пламя»

Разноцветные шнуры и палочки светящиеся под воздействием ультрофиолетовых лучей

Подвеска «Веселки»

Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг пальцев

Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают.

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности

Упражнения для развития мелкой моторики.

Релаксация

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Развитие:

-когнитивных процессов (память, внимания, мышление, воображение);

- анализа и обобщения;

- координации движений;

- умения считать, видеть цифры.

Упражнение «Собери кубики».

Упражнение «Найди отличия».

Упражнение «Найди одинаковые пары»

Упражнение «Выстрой цифровой ряд»

Упражнение «Запомни и найди»

Упражнение «Поймай шарик» и т.п.

Все категории детей с соматическими заболеваниями, речевыми нарушениями, опорно-двигательными расстройствами, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат:

1. Создана современная инновационная предметно – развивающая среда в специально подготовленном помещении (сенсорная комната со специальным оборудованием).

2. Разработана система работы в сенсорной комнате, направленная на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей, повышение самооценки и уверенности в себе, на развитие коммуникативных способностей, регуляцию психоэмоционального состояния ребенка, развитие познавательной сферы, речевого развития.

3. В ходе реализации проекта у воспитанников повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; педагоги повысят свой профессиональный уровень.

4. Укрепление материально – технической базы

5. Повышение конкурентоспособности.

Анализ результатов проекта и выводы

Расходы для внедрения проекта:

Наименование статей расходов:

Сумма в рублях:

Оформление релаксационной зоны сенсорной комнаты.

65950

Оформление зоны развития кинестетики и тактильной чувствительности

18380

Оформление зоны развития мелкой моторики и моторных функций рук и ног

51300

Организация зоны развития познавательной деятельности, речи.

824900

Итого:

960530

Видео-интервью