Наверх

Проекты победителей

Заявка № 577
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Цели проекта
1. Создание педагогических условий для развития речи, воображения, фантазии, нестандартного мышления у детей я возрасте 3-6 и 6-9 лет
2. Формирование навыка творческой работы в коллективе у детей в возрасте 3-6 и 6-9 лет;
3. Снятие психологического напряжения у детей в возрасте 3-6 и 6-9 лет;
4. Решение ряда психологических проблем у детей в возрасте 3-6 и 6-9 лет

Задачи

1. Подобрать материал для развития речи, придумать сказочные кейсы, упражнение, этюды, направленные на развитие фантазии и нестандартного мышления, подобрать «волшебные предметы» и игрушки для чемоданчика Тетушки Совы (предметы, которые помогают в придумывании сказочного мира);

2. Организовывать совестную творческую деятельность участников;

3. Найти или придумать игры, соответственно темам, помогающие снять психологическое напряжение; придумать сказочные кейсы и подобрать игрушки, которые могут помочь конкретным детям из группы решить некоторые психологические проблемы.

Методы
Обучающая игра, ролевая игра, подвижная игра, сказкотерапия, сочинение сказок, этюды, инсценировки, игра-драматизация

Подробная инструкция

Подробная инструкция

Чтобы организовать Школу Юных Сказочников нужно набрать целевую аудиторию. Наша целевая аудитория – дети от 3 до 6 лет и дети от 6 до 9 лет. Как правило, востребованность в такой школе больше у детей 3-6 лет, у дошколят. Набирать ее нужно, предлагая показательные мастер – классы с последующим набором детей в постоянные группы, в детские развивающие центры, детские и семейные клубы, детские сады, школы и другие детские учебные и развивающие учреждения.

Необходимо запастись большим количеством игрушек. Это могут быть мягкие игрушки, б/у и новые, игрушки на руку, перчаточные, пальчиковые, обычные мягкие. Игрушки должны быть небольшие с интересными мордочками и лицами, такие, чтобы захотелось взять в руку.

Также нужно найти чемодан или сумку, в которой игрушки носят на занятия. Тетушка Сова использует несколько чемоданов, расписанных художниками. Если место стационарное, то можно найти старый сундук, отреставрировать его и раскрасить. Важно, чтобы чемодан, сумка или сундук привлекали внимание, были яркими, сказочными.

Необходимо запастись волшебными предметами. Основной предмет – прозрачный волшебный зонтик для сказочных разминок и полетов.

Нужно придумать образ учителя, наставника, сказочника. Совсем не обязательно и даже не желательно, чтобы все желающие стали Тетушками Совами. Преподавать в Школе Юных Сказочников может Дядюшка Филин. Тетушка Белка, Тетушка Сорока, Дядюшка Медведь, Тетушка Лисица, Бабушка Медведица, Тетушка Кошка, Кошка с каким-то именем, и т д. Ведущий или преподаватель должен сам являться каким-то сказочным героем, вокруг него должен создаться сказочный миф, чудесная волшебная история, которая привлекает детей. Большая часть моих учеников уверены в том. Что я сказочный персонаж, что я могу превратиться в сову. И им это очень нравится. Я не надеваю масок или костюмов. Может быть, кто -то захочет их использовать. Здесь главное – проявить собственную фантазию и создать привлекательный сказочный образ.

Нужно подготовить конспекты не менее 5-7 первоначальных мастер- классов или занятий. В занятии должны быть:

Сказочная начало и концовка, несколько физических разминок в виде игр или заданий и непосредственно сказка.

Как строится занятие:

Вхождение в сказку. У меня это полет на зонтике, у вас может быть что-то другое. Но нужно, чтобы каждое занятие начиналась с этого вхождения в особый сказочный мир

Приветствие. Я здороваюсь с каждым ребенком за руку, используя игрушечных сов – на руку. Важен телесный контакт и улыбнуться каждому ребенку, посмешить его, если надо

Сказочная разминка. Это может быть маленькая история под волшебным зонтиком, передача ракушки по кругу и подслушивание, о чем говорит ракушка и т .д.

Игра, физическая разминка.

Придумывание сказки и разыгрывание ее с помощью игрушек из волшебного чемоданчика. сундука, сумки. Я начинаю сказку и в ее процессе раздаю игрушки. Важно, чтобы каждый получил хотя бы по одной игрушке, а лучше несколько в течение сказки

Игра, активная, соответственно теме

Речевая игра на коврике. Повторяем слова, которые соответствуют теме. Играем , например, если у нас была африканская тема, в мячик. Я бросаю мяч и говорю «Африка это», а дети бросают мяч мне и называют любое африканское слово.

Заключительная часть. Мы сажаем волшебное дерево. Или произносим какую-то стихотворную речевку вместе с родителями

В приложенных документах есть 10 раскрытых тем и 2 подробных конспекта уроков.

Откуда берут сказки?

Для начала можете использовать мои или взять люблю известную сказку и поиграть в нее, переделывая и перекраивая сюжет. Красная Шапочка, Колобок, Три поросенка, Репка, Три медведя и пр и пр. Придумывайте вместе с детьми неожиданные концовки, поворачивайте сюжет.

Сказки могут быть волшебными и дидактическими, обучающими.

Мы воспитываем на уроках доброту, щедрость, смелость, честность, и т д. Придумываем сказки, в которых героя нужно перевоспитывать. Герой, как правило, отправляется в путь и находит себе друзей.

Мы также можем придумать сказки по детской безопасности. Сказку, про то, как три поросенка не открыли дверь хитрому волку. Про то, как все боялись большой собаки. И т.д. То есть в процессе сказки ребята должны прийти к выводу, как надо себя вести в той или иной ситуации, например, если не тебя лает большая собака. Что можно, что нельзя делать, если ты потерялся и т.д.

Занятие длится 45 минут – 60 минут, в зависимости от возраста и кол-в участников. Количество участников не должно превышать 10 человек. Самый хороший вариант 5-7 человек. Группа может быть разновозрастной от 3 до 6-7 лет. Или близкой по возрасту 3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет.

У меня чаще всего получаются смешенные группы. Приходят братья и сестры, иногда даже совсем маленькие братики и сестрички. Я никого не прогоняю. И прошу родителей, если есть возможность, присутствовать и даже участвовать в действе. Они могут быть действующими лицами, они могут помогать в подвижных играх, могут помогать в речевой разминке с мячиком и обязательно в действе с волшебной бутылочкой. Как правило, родители используют потом какие-то фишки или наработки дома. Родители, которые присутствуют в первый-второй-третий раз говорят потом, что они многого не знали о своем ребенке, они бывают удивлены. Но присутствие родителей не обязательно и не должно быть по принуждению. Если у них какие-то дела, то мы поиграем и без них. Для чего нужны родители?

Во-первых, некоторые дети еще маленькие, и без родителей не остаются

Во-вторых, обязательно должен быть один-два родителя на случай, если кому-то из малышей захочется выйти в туалет

В-третьих, родители учатся играть с детьми, и потом играют с ними дома. Придумывают свои сказки. Это очень важно. Для хорошего контакта с ребенком, для теплоты отношений. Для того, чтобы мамы и папы не пропустили момент, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. И потом, это просто весело. Когда бабушка становится драконом, папа принцем, а мама принцессой, что может быть лучше для ребенка, для его эмоционального состояния.

Поэтому зовем желающих родителей и вовлекаем их в игру.

Помещение для занятий должно быть уютным, с ковром, покрытием или чем-то , на чем можно сидеть на полу. Нужно, чтобы оно позволяло немного побегать и подвигаться, но я провожу занятия и в квартирах, придумывая такие подвижные игры, которые не разрушат дом). Лучше если в нем не будет посторонних игрушек, воздушных шаров и зеркал. Но можно и с ними.

Занятия могут быть постоянными – раз в неделю и периодическими – два раза в месяц, так же есть разовые мастер – классы, и есть опыт проведения углубленного погружения в сказку – неделя, 10 дней – каждый день.

Что читать для вдохновения? Прежде всего – сказки, сказки, сказки. Русские народные, литературные. Рекомендую прочесть книгу Вячеслава Абрамовича Лейкина «Всегда по четвергам» спб Геликон Плюс 2015 год. Она о занятиях с детьми постарше, в литературном объединении. Но ее принципы годятся и для малышей. Готова провести семинары и тренинги с теми, кому интересно попробовать.

Каковы же принципы работы с детьми в Школе Юных Сказочников. Каким должен быть педагог ведущий в этой Школе.

Принцип первый: Ребенку должно быть интересно, сказочно и радостно. Он должен быть вовлечен в процесс так, что, когда занятие заканчивается, возмущаться тем, кто оно такое короткое.

Это необычное занятие. Волшебство и сказка должны быть во всем: чемоданчик, зонтик, игрушки, ведущий. Я приношу на занятия музыкальные шкатулки, бубенчики, калейдоскопы и прочие чудесные вещи, которые помогают настроится на сказочный лад. Музыку я не используем. Она мне мешает, но вам, может быть, нужна музыка или костюм. Это глубоко индивидуально

Принцип второй: Каждый ребенок должен принять участие.

Каждому должна достаться игрушка и роль. Если ребенок новенький и стесняется, можно дать игрушку и роль ему и родителю, чтобы родитель играл, летал под зонтиком и т д. Необходимо уделить внимание каждому ребенку

Принцип третий: Терпение. Дети говорят по-разному, у кого-то речь чистая, кто –то совсем плохо говорит. Необходимо выслушать каждого, и приучат детей: пока говорит один, другие слушают. Если нужна какая-то помощь, тогда предложить ребятам подсказать что-то участнику, помочь ему. Нельзя обрывать ребенка на полуфразе. Если ребенок говорит медленно, и вы это уловили, старайтесь на следующем занятии дать ему такую роль, при которой можно говорить медленно. Если кто-то нетерпелив и начинает ерзать, возьмите его на колени, погладьте. Покажите ему, что вы с ним, но нужно дослушать.

Принцип четвертый: Хвалите детей за все. За неожиданный поворот сюжета, за интересную реплику, за игру, за голос, за похожесть на героя. Хвалите родителей, которые принимают участие, будьте им благодарны. Дети маленькие, им необходим телесный контакт. Если им хочется, обнимите, погладьте, поторомошите.

Принцип пятый: Никто не должен уйти без улыбки. В процессе игры , сказки , нужно успеть каждому улыбнуться

Принцип шестой: Любовь. Я не лукавлю и не вру, когда говорю, что люблю детей. Полюбите их и вы, если еще не полюбили. Они бесконечно красивые, они все талантливые, они искренние, они придумывают такие сказки, что нам и не снилось. Они доверяют Тетушке Сове, они уверены в том. Что она на самом деле сова, добрая и мудрая. Это доверие ни в коем случае нельзя обмануть. Пусть вы будете Тетушкой Кошкой – мурчащей сказки, Добрым медведем. Детям не хватает любви, внимания, доброты

Будьте внимательны к каждому, не думайте во время занятия ни о чем другом, посторонним.

Забудьте о проблемах, нездоровье и пр. Будьте в момент занятия с ними, здесь и сейчас, телом, мыслями , чувствами. Дети очень чувствуют, если ты пришел не подготовленный, если ты погрузился в свои проблемы, если ты плохо себя чувствуешь. Им от этого не комфортно, неуютно, не сказочно. Мы не имеем право прийти не подготовленными ( А, на ходу что-нибудь придумаю!), с проблемами (Что же мне делать? Где взять денег? Этот человек меня обидел) и пр. Мы должны уметь переключаться, как артисты, которые выходят на сцену.

Сказкотерапия. Занятия не являются непосредственно сеансами сказкотерапии, но несут в себе ее элементы. Если группа постоянная, то как правило, родители делятся какими-то проблемами, рассказывают о ребенке. Или сам педагог заметил в ребенке что—то, что его тревожит. Например , ребенок боится темноты. Придумываем сказку про темноту. Но в сказке темнота должна подучится смешной , нелепой, не страшной. Или, видно, что ребенок очень жадный. Придумываем сказку про кого-то жадного и подводим к тому, как это хорошо быть щедрым, когда у тебя столько друзей. Если есть в группе драчун, придумываем про драчуна.

Все физические упражнения и действа направлены на расслабление, снятие зажимов. Сидеть на полу должно быть уютно. Пригодятся подушки. Кто-то может лежать. Главное., чтобы видны были все лица.

И ребенок, и родитель должны уйти с занятия с ощущением праздника, радости.

Как решать конфликтные ситуации? Любовью, терпением.

Какие могут быть конфликтные ситуации.

Два или три человека захотели одну игрушку. Чаще всего, вопрос можно решить с помощью детской считалки. Или предложить побыть этим героем по очереди. Вообще перед тем. Как начать, необходимо озвучить правила волшебного чемоданчика:

Никто не лезет в чемодан сам, только Тетушка Сова достает игрушки.

Он сама раздает игрушки. Никто не обижается, не отнимает их друг у друга.

Игрушки волшебные и не любят, когда из-за них сорятся. Они могут рассердиться и залезть в чемодан и сказки не будет.

Ребенок боится играть. Особенно это касается детей домашних, которые не привыкли к тому, что вокруг прыгают и шумят другие дети. Ребенок может участвовать в игре с мамой. Ребенок может сидеть в отдалении, но нужно обязательно подойти к нему. Поздороваться игрушкой, дать волшебный зонтик, чтобы мама и он придумали историю. Дать ему и маме игрушки. Пусть они будут наблюдающими сказку птичками и чирикают на ветке. Или пусть это будут герои, которые не обязательно должны быть в центре круга.

О круге. Дети сидят в кругу и держат игрушки. Мы играем на месте. Иногда встаем и двигаемся, Например, принцесса гуляет по парку. Один ребенок держит игрушку и идет ею на месте «топ-топ». Звери отправились в путь. Все встают и идут в игрушками по кругу, изображая, как те идут.

Ребенок отказывается играть. Бывает и такое. Это может быть , как новенький, так и постоянный участник. Не то настроение. Не с той ноги встал, устал после каких-то занятий, не выспался и пр. Никого не заставляем. Пусть сидит, лежит в сторонке. И наблюдает. Но обязательно предлагать ему время от времени какую-то роль, игрушку, задание.

Ребенок ведет себя агрессивно, шумит, толкает всех, кусается, разражается. Что делать? Прежде всего выдохнуть и понять, что это не он такой плохой…а ему плохо. Это может быть здоровье. Это может быть проблемы в семье, все что угодно.

Постараться обнять, постараться заинтересовать. Сказать «У нас никто никого не кусает, не толкает. У нас особенное место, волшебное.» Если такое было один раз. Не страшно, всякое бывает. Но если это становится постоянным, если ребенок систематически все мешает, необходимо поговорить с мамой, предложить другую группу или индивидуальное занятие. Объяснить, что ребенок мешает другим детям, которые хотят сказки, а не укусов и драк. Посоветовать хорошего психолога.

Настаиваю на том, что ребенок должен ходить на занятие добровольно. Если ему не нравится, нельзя его принуждать. Это сказка. Как сказка может быть насильственной. Если видите, что ребенку не нравится, и после трех-четырех занятий он приходит неохотно, скучает или шумит, поговорите с родителями. Пусть найдут малышу другое занятие, даже если самих родителей все устраивает. Будьте чуткими. По ребенку сразу заметно, хорошо ему у вас или плохо.

Вы можете быть кем -то другим, не Тетушкой Совой. Если трудно придумать образ, обратитесь ко мне. Самое главное в Школе Юных Сказочников это сами сказочники, а не показать, какие мы, ведущие, красивые да умные. Я не призываю и не собираюсь делать из детей писателей, но они должны вырасти творцами, а не потребителями.

И сказка в этом лучший помощник.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты . Раскрепощение детей, создание новых сказок, развитие речи , пополнение словарного запаса, формирование у детей умения развернуто говорить, оригинально мыслить, развитие интереса к чтению сказок, создание мини-книжек силами родителей и детей

Анализ результатов проекта и выводы

Проект успешно реализуется, дети развиваются, целевая аудитория подобрана верно, проект позволяет детям и их родителям почувствовать, насколько детство уникальный, самоценная период, в этом помогает атмосфера сказки, игра со сказкой. В перспективе следует обратить внимание на усиление взаимодействия с семьёй в рамках проекта, возможность инклюзии. Ведь что, если не сказка, может помочь в формировании у детей толерантности и чувства справедливости? А именно на этом и держится умение принимать себя и других.

Видео-интервью
ссылка в ютубе https://www.youtube.com/watch?v=pPUolghnLGY&t=7s ссылка вконтакте ( более 3000 просмотров) https://vk.com/id4420525?z=video169074532_456239024%2Fba4cbcc39ecde31788%2Fpl_wall_4420525