Наверх

Проекты победителей

Заявка № 306
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Так же как и педагоги всех детских садов России, я нахожусь на этапе осмысления своего профессионального опыта с позиций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также поиска и отбора эффективных способов решения поставленных перед нами новых образовательных задач.

Я хотела бы представить не проект, а опыт организации образовательной деятельности в форме, которая на мой взгляд является актуальной, так как направлена на практическое решение задач развития ребенка и учитывающая самоценность раннего и дошкольного периода детства, в областях: вовлечение семьи, игра, инклюзия и индивидуализация.

Цель педагогического опыта : создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, эффективного развития посредством организации целостной образовательной среды.

Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:

-учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка при организации жизнедеятельности в группе,

-создавать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,

-сотрудничать с семьями воспитанников.

Все эти задачи я решаю благодаря организации образовательной деятельности в форме СОБЫТИЯ.

Подробная инструкция

Событийность - один из принципов образовательной программы "Золотой Ключик", авторы Геннадий Григорьевич и Елена Евгеньевна Кравцовы.

Для авторов программы «Золотой ключик» события – это то, что отличается от обыденной жизни, и одновременно то, что определяет наше совместное бытие.

Для меня Событие в педагогической практике - это тематическая образовательно-игровая ситуация, внутри которой происходит освоение детьми содержания образовательной программы. Протяженность такой ситуации во времени может быть самой различной: от одного дня до одного месяца. Это зависит от того, насколько долго Событие продолжает оставаться интересным и увлекательным для детей.

Инициаторами События могут быть, как воспитатель, так и сами дети, так и их родители.

Любое Событие имеет определенную структуру.

Первая часть - это завязка. Ее назначение – создать у детей мотивацию к деятельности. И это, как правило, достигается посредством проблемной ситуации или сюрпризного момента. Например, утром, придя в группу, дети обнаруживают, что пропали игрушки. Кто их забрал и почему? Как вернуть назад игрушки? Ребенок возвращается домой с проблемой, которой непременно хочет поделиться с близкими. На этом этапе очень важен эмоциональный отклик родителей и членов семьи по отношению к происходящему. Ребёнку важно, чтобы к его проблемам относились серьёзно. Поэтому стараюсь, чтобы родители, в тайне от детей, всегда были в курсе предстоящего События.

Далее следует развитие События – основная его часть, в которой дети активно действуют, ищут разные пути и способы решения проблемы. Если не находят решение сами, то обращаются за помощью к родителям, братьям, сёстрам, бабушкам и дедушкам. В упомянутом Событии - вместе придумывают текст объявления о пропаже игрушек, с помощью взрослых пишут и развешивают их, вместе размещают на объявлении рисунки игрушек, составляют маршрут поисков. Часто в процессе развития События родители вместе с детьми ищут необходимую информацию, изготавливают атрибуты, костюмы для игровой деятельности, оформляют предметно-пространственную среду группы.

Следующая структурная составляющая События – кульминация – самый яркий и эмоционально окрашенный отрезок События. Проблема решена, цель достигнута. Некоторые родители непосредственно участвуют в кульминации и берут на себя роли игровых персонажей. Конечно дети понимают, что это не настоящая Шапокляк пришла к ним в группу, а переодетая мама Полины, но никто не подаст и виду. Если событие значимо для детей, они с удовольствием подыгрывают. И, поверьте моему опыту, Полина в такой ситуации – самый счастливый ребёнок.

Кульминация часто становится поводом для организации праздничного действия, которое опять же невозможно без близких.

Завершается каждое Событие рефлексией. В течение нескольких дней дети и взрослые осмысливают прожитый опыт: в данном Событии приводят в порядок игровые уголки, моют игрушки, готовят для них праздничное представление. Родители поддерживают творчество и инициативу детей.

Как понять, стало ли произошедшее Событием? Об этом всегда можно судить по реакциям детей и по отзывам родителей. Если дети продолжают «переживать» случившееся по окончании События, продолжают играть по мотивам События в детском саду и дома, переносят опыт, полученный в ходе События, в самостоятельную деятельность – Событие состоялось.

Ожидаемые результаты

Дети живут счастливой и радостной жизнью, обучаются спонтанно (а следовательно и развиваются) в процессе образовательно-игровых ситуаций.

Родители не просто отдают ребенка в детский сад, они сами становятся активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать целостную образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей и на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения. Это позволяет родителям взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понимать его, надлежащим образом общаться и взаимодействовать с ним.


Анализ результатов проекта и выводы

Для меня Событие – это наиболее оптимальная форма организации работы с детьми и родителями. Уже много лет я наблюдаю, как События способствуют эффективному выстраиванию партнерских отношений.

"Не надо учить детей и не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе для вас самих, содержательной жизнью,"- часто в своих работах призывают Г.Г и Е.Е. Кравцовы. Для меня это не просто слова, это завет на всю жизнь и не только профессиональную.

Я стараюсь не просто организовывать События, а «жить» вместе с детьми и их семьями в едином смысловом пространстве. Это требует от меня не только профессионализма, но и актерского мастерства, знания индивидуальных особенностей всех членов семьи воспитанников. Игровая ситуация, заданная Событием, позволяет мне использовать разные позиции в общении как с детьми, так и с их родителями. Быть не только «трансляторами знаний», но и другом, помощником, соратником и учеником.

В ходе События игровые роли берут на себя не только дети, но и взрослые. Педагоги и родители на равных играют с детьми. В процессе такой совместной деятельности меняются взаимоотношения родителей с педагогами, и, что очень важно, с собственными детьми. Отношения становятся более содержательными, доверительными и продуктивными. Таким образом можно говорить о создании единого образовательного пространства.

Совместно с родителями мы проводим События как разработанные и запланированные авторами программы «Золотой ключик», так и не предусмотренные ими. С разрешения Е.Е. и Г.Г. Кравцовых разрабатываем новые События, с учётом специфики национальных и социокультурных ситуаций, и, прежде всего, с учетом интересов детей.

Например, однажды кто-то из родителей принес в группу коробку из-под холодильника. Ребята решили «превратить» её в ракету и отправиться на Марс. Завязка состоялась спонтанно. Чтобы спроектировать продолжение события мы, как обычно это делаем, собрали совет (мы называем его "планёркой") на котором всегда присутствуют воспитатели и младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и заинтересованные родители. Вместе мы обсудили, какие формы работы с детьми в рамках темы «Полёт на Марс» мог бы каждый предложить и провести с детьми. Договорились, что воспитатели помогут детям оформить ракету, младший воспитатель – расскажет о космическом питании, музыкальный руководитель выучит с детьми песню о космосе, в спортивном зале будет «Центр подготовки космонавтов», родители помогут детям с подбором информации о космосе, изготовят из папье-маше элементы скафандров для детей, вместе с воспитателями «превратят» музыкальный зал в Марс, примут участие в кульминации. Её сценарий тоже придумывали вместе с родителями. Важно, чтобы в процессе кульминации у детей была возможность проявить себя, показать, те знания, умения и навыки, которые они приобрели в процессе развития события. У нас на Марсе детей встретили инопланетяне (переодетые родители), которые испытывали детей в ловкости и силе, удивлялись знаниям детей о космосе и очень хотели послушать песню о нём.

Вывод:

Не правильным было бы утверждать, что Событие – совершенно новая форма организации образовательной деятельности. Программе «Золотой ключик» около 20 лет. Но при этом с полной уверенностью можно говорить о том, что это современная и актуальная форма работы. Она соответствует новым требованиям к организации дошкольного образования, заложенным в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и обеспечивает активное творческое взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Видео-интервью