Наверх

Проекты победителей

Заявка № 318
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

ТЕМА: Технология формирования сотрудничества родителей и педагогов в рамках реализации

ФГОС ДО

Цель: разработка технологии сотрудничества родителей и педагогов для установления партнерских отношений «детский сад-семья».

Задачи исследования:

  • Провести эмпирическое исследование потребности педагогов и родителей во взаимодействии и степень удовлетворенности родителей ДОУ, проанализировать результаты.
  • Изучить опыт сотрудничества педагогов с родителями в ДОУ, выявить наиболее успешные формы и методы взаимодействия.
  • Разработать технологию формирования сотрудничества родителей и педагогов.
  • Разработать методические рекомендации по использованию технологии сотрудничества родителей и педагогов для установления партнерских отношений «детский сад-семья»

Методы исследования:

  • изучение и обобщение педагогического опыта по взаимодействию с родителями;
  • методы психолого-педагогической диагностики (опрос, анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ педагогической документации);
  • анализ педагогического и управленческого опыта сотрудничества с родителями
  • анализ и обобщение результатов исследования.

Использованные методики:

  • Анкета «Удовлетворенность родителей работой ОУ»
  • Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации. (Методика Томаса)
Подробная инструкция

Технология формирования сотрудничества педагогов с родителями была разработана и успешно апробирована на базе нашего дошкольного учреждения. Опыт работы был реализован:

  • имеет рецензию «Интерактивные формы взаимодействия с родителями в свете реализации ФГОС ДО»;
  • городской конкурс «Петербургская семья-2016» (II место в номинации «Социальное партнерство»);
  • участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Взаимодействие семьи и педагога-2016» (I место в номинации «Дошкольное образование»);
  • организация и проведение всероссийского семинара «Интерактивные формы взаимодействия с родителями в свете реализации ФГОС ДО»

Инструкция по использованию технологии сотрудничества педагогов с родителями:

1. Информационно-аналитический этап.

Сбор сведений о семьях:

  • Анкетирование родителей. (Приложение №1.Анкета «Удовлетворенность родителей ДОУ»)
  • Работа с коллективом ДОУ:
  • Определение стиля взаимодействия педагогов с родителями – не обязательно (Приложение №2. Тест К.Томаса)
  • Опрос педагогов (Приложение №3. «Каким я вижу сотрудничество с родителями»)

Работа с документами:

  • Анализ педагогической документации: план работы с родителями, календарное планирование, годовой план ДОУ (работа с родителями), информационные стенды, планы работы специалистов ДОУ, журнал регистрации, сайт ДОУ и групп.
  • Выявление наиболее востребованных и эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями (Приложение №4. Параметры анализа педагогической документации)

  • Анализ и интерпретация полученных результатов.

2. Методический этап.

  • Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон.
  • Проектирование взаимодействия: совместное составление программы и плана мероприятий на год, с учетом взаимных ожиданий, интересов и запросов родителей и педагогов (деловая игра, круглый стол, и т.п.).
  • Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

3. Интегративный этап.

Реализация технологии сотрудничества через:

  • создание условий для совместной деятельности педагогов и родителей;
  • совместные интерактивные мероприятия (Приложение №5 Конспекты и сценарии мероприятий)
  • совместное обсуждение проблем
  • деловые игры
  • дискуссионный клуб
  • клубная деятельность (Приложение № 6. Клуб пап)
  • мастер-классы
  • семинары-практикумы (Приложение № 7. Семинар-практикум для родителей «Готовность детей к школе»)
  • получение индивидуальной консультативной помощи
  • разнообразие наглядной информации, информирования

4. Рефлексивный этап

  • Социально-педагогический мониторинг (постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи).
  • Критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи за год (см. Этап №1).
Ожидаемые результаты

Для ДОУ:

  • Установление доверительных партнерских отношений «детский сад – семья»;
  • Изменение стиля педагогического взаимодействия педагогов с родителями;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов при организации работы с родителями, внедрение и совершенствование новых форм и методов;
  • Родители- активные участники образовательного процесса;
  • Создание в ОУ четкой модели организации сотрудничествa;
  • Укрепление авторитета ДОУ в глазах родителей.

  • Для семьи:
  • Поддержка и развитие культурных инициатив семьи;
  • Укрепление и развитие семейных связей;
  • Повышение педагогической компетентности родителей;
  • Формирование активной, творческой позиции по реализации линий развития ребенка;
  • Укрепление детско-родительских отношений (сплочение семьи);
  • Приобщение к народной культуре и общечеловеческим ценностям;
  • Уважение к семейным традициям и обычаям- условие формирования гражданственности.


Анализ результатов проекта и выводы

В ходе эмпирического исследования, в котором принимали участие педагоги и родители ДОУ, были получены следующие результаты.

Характеристика выборки.

  • Все педагогические работники в ДОУ имеют высшее и среднее специальное образование, средний возраст 40-50 лет.
  • Больше половины родителей имеют высшее образование и одна четвертая среднее специальное, основная доля родителей от 20 до 30 лет, т.е., значительная часть родителей уже другого поколения, нежели педагоги, поэтому этот фактор надо учитывать при взаимодействии и построении партнерских отношений.

Определение удовлетворенности родителей ДОУ и их ожиданий от сотрудничества (Анкета «Удовлетворенность родителей ДОУ»):

  • Уровень удовлетворенности по 5 критериям (консультационная помощь; включенность родителей в деятельность детского сада; личностные и профессиональные качества педагогов; другое - близость к дому, материально-техническая база и т.п.) распределился почти равномерно. Чуть меньше (13%) родители удовлетворены осведомленностью о ДОУ и деятельности детей в группе в период пребывания в детском саду, 18% говорит о том, что консультационная служба на высоком уровне, и только 21 % активно вовлекаются в деятельность образовательного учреждения
  • Чтобы выявить предпочтения родителей и определить проблемное поле во взаимодействии педагогов с родителями, был проведен анализ анкеты по тем же 5 разделам. Большая часть родителей испытывают потребность в активном сотрудничестве с педагогами и готовы принимать участие в жизни ДОУ. Они предпочитают активные формы взаимодействия, такие как мастер-классы, интерактивные игры вместе с детьми, квесты, хотят знать, чем занимается ребенок, чтобы использовались интернет-ресурсы и современные технологии для осведомления.

Определение стиля взаимодействия педагогов с родителями (тест К.Томаса) и их потребности во взаимодействии с родителями (опрос, педагогическая документация)

  • при сотрудничестве наиболее высокий уровень потребности воспитателей в общении с родителями и привлечении их как равноправных партнеров в воспитании и обучении детей. А при соперничестве возникают конфликтные ситуации, где педагоги предпочитают действовать самостоятельно, не привлекать родителей.
  • 75% педагогов испытывают трудности во взаимоотношениях с родителями (из них 30% показали тип поведения «соперничество» и 45% — такие типы взаимодействия, как компромисс, избегание и приспособление). И только 25 % педагогов готовы к партнерским взаимоотношениям с родителями.

Определение наиболее эффективных и востребованных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями (анализ педагогической документации)

  • В плане осведомленности о том, чем дети занимаются в детском саду, большую популярность имеет информация, которую родители получают на группе, которая касается непосредственно их ребенка и интернет здесь играет не последнюю роль.
  • Что касается консультационной поддержки, то на первом месте остается родительское собрание. Набирает популярность родительский клуб, где родители могут свободно общаться и делиться опытом в неформальной обстановке. Онлайн-консультации пользуются большей популярностью, чем очные, возможно это связано с занятостью родителей и шаговым доступом к интернету.
  • То, что касается включенности родителей в деятельность ДОУ, родители предпочитают активные формы, такие как непосредственное участие в праздниках, интерактивные игры, совместные экскурсии и походы. Их интересуют совместные занятия с детьми, возможность присутствия в группе. Не отказывают они и в посильной помощи при организации педагогического процесса.
  • Для формирования сотрудничества педагогов и родителей необходимо использовать разнообразные формы и методы, учитывая их предпочтения и востребованность.

Выводы:

  • Выявлена зависимость удовлетворенности родителей ДОУ от типа взаимодействия педагогов.
  • Уровень образованности родителей и возрастной критерий оказывают влияние на оценку удовлетворенности родителей ДОУ и запросы к взаимодействию с педагогами.
  • Педагоги испытывают трудности во взаимоотношениях с родителями (75%)
  • Анализ педагогической документации и ознакомление с опытом работы ДОУ в районе, позволил выявить наиболее эффективные формы и приемы взаимодействия педагогов с родителями
  • Технология сотрудничества может быть использована для организации эффективного взаимодействия с родителями, формирования партнерских отношений «детский сад-школа» и повышения уровня удовлетворенности родителей ДОУ
  • Условия реализации технологии сотрудничества - заинтересованность педагогов и родителей, регулярность и систематичность работы
  • Основными принципами работы с родителями является: целенаправленность, систематичность, плановость; дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи; возрастной характер работы с родителями; доброжелательность и открытость.
Видео-интервью